Считаем, рисуем, познаем окружающий мир.

Январь

   Послушай стихотворение П. Вяземского. 
Лазурью светлою горят небес вершины, 
Блестящей скатертью подёрнулись долины. 
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля
И нас приветствует живительной улыбкой.
(П. Вяземский)

   Как автор описывает январь? Какой по счёту в году январь? 
   Обозначь цифрой.
   Рассмотри картинку.

Что на ней нарисовано? Сколько деревьев? Какой цифрой можно обозначить? Обозначь. Сколько сугробов? Обозначь цифрой. Сколько птичек? Напиши соответствующую цифру. Следы какого животного рассматривает лиса? Раскрась картинку.

Объясни названия месяца: СЕЧЕНЬ, ПРОСИНЕЦ.

Объясни выражения: Январь – зиме середина, вершина стужи. Январь - зиме середина, году начало. Солнце на лето - зима на мороз. Отгадай загадку: Покрывало белое Не руками сделано - Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег) Геометрические задания. Вспомни, какого цвета солнце зимой. Какой оно формы? Нади на рисунке круг. Преврати его в солнышко. Кроссворд. Вставь пропущенные буквы. М...Р...З И...Н...Й М...ТЕ...Ь ВЬ...Г... Это приметы зимы. Впиши в клеточки кроссворда эти названия по порядку. Найди и выдели главное слово.

Февраль

   Отгадай загадку
Снег мешками валит с неба. 
С дом стоят сугробы снега.
И бураны, и метели
На деревья налетели.
По ночам мороз силён. 
Днём капели слышен звон. 
День прибавился заметно. 
Ну так что за месяц это?
   О чём говорится в загадке? Как называется этот месяц?
   Сколько месяцев от начала года прошло? Какой по счёту в году 
февраль? 
   Обозначь цифрой. Какой он по счёту в сезоне (зимой)?
   Найди на картинке небо и землю.

Послушай стихотворение Я. Белинского. Лучей февральских растревожен улей Снег, похудев, с лесной сосны повис. Сверкающими саблями сосулек Грозит весне воинственный карниз. Но март грядёт, и ждать уже недолго Все ярче свет его голубизны Врываются на улицы посёлка, Его ручьи - разведчики весны. (Я. Белинский) Перечисли приметы февраля. Дорисуй столько домов, чтобы на картинке их стало два. Объясни названия месяца: СНЕЖЕНЬ, ЛЮТЕНЬ. Объясни выражения: Февраль придёт - все пути заметёт. Февраль силён метелью, март - капелью. Февраль зиму выдувает, а март ломает. Реши задачу: в февральскую стужу зайчишка косой К осине пришёл на обед за корой. А брат его спрятался там у пенька И стало зайчишек у дерева ... (два) Найди на картинке второго зайца. Дорисуй его. Как получилось «два»? Запиши пример. Раскрась картинку. Какого цвета зайцы? Почему?

Март

   Отгадай загадку:
Вот старушка пятится.
В глушь лесную прячется.
Красна девица идёт,
Ясно солнышко ведёт.
Какой по счету в году март? Обозначь цифрой. Знаешь ли ты названия 
всех весенних месяцев?

   Рассмотри картинку.

В марте появляются первые кучевые облака. Сколько их нарисовано на картинке? Дорисуй картину так, чтобы облаков стало 3. Составь пример. Запиши его. Сколько лиственных деревьев на иллюстрации? Сколько хвойных? Сколько всего деревьев? Как получилось? Запиши пример. Какие деревья стоят на картинке справа? Какие - слева? Как ты понимаешь это? Февраль зиму выдувает, а март ломает. Грач на горе - весна на дворе. Найди грачей на картинке. Составь задачу. Запиши решение. Отгадай загадки о тех птицах, которые прилетают в марте. Черный, проворный Кричит « крак » Червякам враг. (Грач) Весной прилетает. Свой дом занимает Отличный певец. Кто это? ... (Скворец) Хочешь - прямо поле полетит. Хочешь - в воздухе висит. Камнем падает с высот И в полях поёт, поёт. (Жаворонок) Реши задачу: Братья бабу снежную во дворе лепили Два шара поставили, а один забыли Помоги-ка братьям: бабу собери К двум один прибавишь и получишь... (Три) Как получилось 3? Запиши пример. Дорисуй снежную бабу.

Апрель


   Отгадай загадку:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? ...	(Апрель)
О каком месяце говорится в загадке? Какой он по счёту В году? 
Обозначь цифрой. Какой он по счёту В сезоне? Какой это период 
весны: начало, середина или конец?
   Почему раньше месяц апрель называли ЦВЕТЕНЬ?

   Рассмотри картинку

О каком явлении природы идёт речь? Не корабль и не плот Вдоль по речке плывет Один с другим толкается, Дерутся и ломаются. (Льдины) Нарисуй две пары ломающихся льдин. Сколько льдин ты нарисовал? Составь пример. Видел ли ты, как скворцы заселяют скворечники? Три новых скворечника этой весной Скворцы заселили веселой гурьбой. А в старом скворечнике жил воробей, Весной он встречал долгожданных друзей. Найди на картинке старый скворечник. Покажи, сколько новых скворечников построили. Сколько скворечников стало? Составь и реши пример. Запиши его. Переставь слагаемые местами. Изменился ли ответ примера? Как ты понимаешь это? Февраль богат снегами, а апрель водой. Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед. Отгадай названия апрельских грибов. СМОР - - ЧКИ СТРО –

Май


   Сосчитай.
   Сосчитай от 1 до 5. Продолжи счёт: первый,  ... , пятый. Назови 
пятый месяц года. Обозначь цифрой.
   Послушай стихотворение В. Кулагина о мае. Объясни значение слов: 
«вешний», «ширь», «лучезарный», «чародей».

   Рассмотри картинку.

Хороша развесистая, белоствольная веселая береза весною. (С. Аксаков) Почему С. Аксаков так написал о березе? Берёза - любимое дерево соловья. С него он поет свою песню. Раскрась на картинке ствол одного дерева так, чтобы это была берёза. Сколько всего деревьев нарисовано на картинке? Составь пример. Сколько ласточек летит в небе? Сколько нужно дорисовать, чтобы стало 5? Дорисуй. Запиши пример. Объясни старинное название мая: ТРАВЕНЬ. Как ты понимаешь эти пословицы? Коли в мае дождь, будет и рожь. Май лес наряжает, лето в гости ожидает. Апрель с водой - май с травой. Весенний день год кормит. Реши задачу: В саду у деда три улья стоят. И внук поставил два улья в ряд. Хочу, ребята, от вас я узнать, Сколько же ульев стало стоять? Составь и реши пример. Запиши его. Разгадай кроссворд. Послушай стихотворение С. Шилова. Налетело на птиц вдохновенье В догорающем свете зари Не спугни их чудесное пенье И душою, и сердцем замри. (C. Шилов) Какими словами поэт описывает пение птиц? Отгадай загадки. Вставь отгадки в клетки кроссворда. Какое слово получилось в выделенном столбце? 1.Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) 2.Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей)

Июнь


   Отгадай загадку:
Теплый, длинный-длинный день.
В полдень - крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка?	(Июнь)

   Докажи, что ты отгадал правильно. Назови приметы июня.
Какое время года нарисовано на картинке? Какой месяц начинает 
лето? Какой он по счёту в году? Обозначь цифрой.

   Рассмотри картинку.

По картинке составь примеры с ответом шесть. В шалаше шесть шалунов... Найди на картинке шалаш. Сколько детей выглядывают из него? Как ты думаешь, сколько детей спряталось в шалаше? Составь пример о шалунах с ответом 6. Объясни выражения: Конец полетья - начало лета. Июнь - красный месяц, румянец года. Июнь - скопидом, копит урожай на весь год. Ответь на вопрос задачи: Три вороны на воротах. Три сороки на пороге. Сколько птиц? Запиши решение задачи. Нарисуй. Послушай стихотворение Е. Трутневой. На полянке лесной Земляничка под сосной. Земляничка - невеличка Хорошо цвела весной. (Е. Трутнева ) О каком растении в нём идет речь? Где растет земляника? Какая она? Нарисуй под сосной шесть кустов земляники. Проверь. Пушистые шарики одуванчика перед дождем складываются.

Июль


   Послушай стихотворение В. Ковалева
Мирно плывёт над колосьями
Конной упряжки дуга:
Время стоит сенокосное
Свозятся травы в стога.
( В. Ковалев)

   Как автор описывают июльскую погоду? Чем занимаются люди в 
деревне в это время? Определи, какой по счёту летом июль. 
   Какой месяц прошёл перед ним? Как называется
следующий месяц?
   Сосчитай по порядку, сколько месяцев прошло с начала года? 
Какой по счету июль? Обозначь цифрой. Перечисли месяцы в 
обратном порядке: июль,  ... , январь.

   Почему так говорят:
Солнце поворачивает на зиму, а лето - на жару. 
Июль - макушка лета, сенокосник, страдник.

   Рассмотри картинку.

Послушай стихотворение. Составь и реши пример. Запиши его. Три утки плывут: «Кря-кря-кря». Четыре гуся идут: «Га-га-га». А теперь, мои друзья, Сосчитаю всех их я. Глядя на иллюстрацию, составь еще примеры с ответом семь. Реши задачу: На опушке леса ласка тосковала: Двух поймала мышек - это очень мало. Двух поймала мышек - это очень мало. Сколько съесть желает? Ей не сосчитать! Запиши решение задачи. Отгадай загадки: Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождь, земля, растение.) Меня часто зовут, дожидаются, А приду - от меня укрываются. (Дождик) Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака) : Крашеное коромысло Над рекой повисло. ( Радуга) Рассмотри радугу. Назови её цвета по-порядку. Название какого цвета не дописал художник? Раскрась радугу. Составь задачу. Реши её.

Август


   Сосчитай.
Назови летние месяцы по порядку. Какой август по счёту летом?
Называй: январь,  ... , август. Какой он по счёту в году? 
Напиши соответствующее число.

   Рассмотри картинку.

Раскрась на рябине пять красных гроздей ягод и три жёлтых, ещё неспелых. Составь пример и запиши его. Рассмотри стаю улетающих на юг птиц. Составь пример по картинке. Сосчитай, сколько грибов нарисовано на картинке. Нарисуй столько, чтобы получилось восемь. Сколько ты нарисовал? Запиши пример. Составь по иллюстрации к стихотворению задачу. Впереди локомотив Семь вагонов сзади. В школах ждут своих детей Книжки и тетради. Объясни названия месяца: СЕРПЕНЬ, ЗАРЕВ, ХЛЕБОСОЛ, СОБЕРУХА - ПРИПАСУХА. Объясни выражения: Что летом родится, то зимой пригодится. Ласточка весну начинает и осень накликает. Сколько кукушка не куковала, а к зиме отлетает В августе солнце греет, да вода холодеет. Отгадай загадку. Кто на восьми ногах ходит? Какую пользу он приносит? Как его сеть называется? Как его дети в путь отправляются? (Паук) Нарисуй паука. Какую форму имеет его тело? Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на стебле золотом. (Колос)

Сентябрь


   Отгадай загадку:
Восемь друзей у меня,
Все они меньше, чем я.
Ты непременно меня назовёшь,
Если подряд до девятки сочтёшь.

   О каком месяце загадка? Какой по счёту сентябрь в году? 
Запиши цифру девять в большую клеточку.

   Рассмотри картинку.

На озере по водице Ходят лодки вереницей. Впереди корабль идёт, За собою их ведёт. (Утка и утятами) Сосчитай утят. Сколько их будет вместе с уткой? Составь пример. Три грядки дружно убрали ребятки. Взрослым оставили только шесть. Сколько гряд в огороде есть? Клин журавлиный проплывает, В осеннем небе след их тает, Курлычут жалобно они: В ненастье скрылись лета дни. Журавли улетают клином. Дорисуй журавлиный клин так, чтобы журавлей получилось девять. Раскрась осенние деревья так, чтобы было семь берёз и два клёна. Почему так? На Руси сентябрь называли ЛИСТОПРОВОДЕЦ. Как ты думаешь почему? Объясни выражения: Пристал, как репей. Цыплят по осени считают. Холоден сентябрь, да сыт. В сентябре одна ягода и та горькая рябина. Реши задачу. Четыре мальчишки и девочек пять Оправились осенью в парк погулять, Они загляделись на клин журавлей. Скажите, а сколько гуляло детей? Послушай стихотворение. О каком периоде рассказывает Ф. Тютчев? Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора; Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера. (Ф. Тютчев) Как в народе называют теплые дни начала сентября?

Октябрь


   Отгадай загадку:
Идёт за летом золотая,
Несёт корзины урожая. (Осень)

   О каком времени года говорится в загадке? Перечисли осенние 
месяцы? Назови средний месяц осени. Какой он по счету в году? 
   Напиши соответствующее число.

   Отгадай загадку.
Всё мрачнее небеса, 
Оголяются леса.
В деревнях затопят печь. 
Надо мишке спать залечь. 
В поле сняли урожай. 
Что за месяц? Отвечай.

   О каком месяце идёт речь в загадке? Назови приметы октября.
О каких ещё изменениях в природе ты можешь рассказать?

   Рассмотри картинку.

Составь примеры по заданиям. Почему начали топить печи? Сосчитай, в скольких домах на картинке топят печь? Как ты узнал? Посмотри на картинку и скажи, дует ли ветер? Нарисуй вдоль дороги четыре кустика с листочками и шесть кустов без листочков. Берёзы уже сбросили свои листья. Вспомни, какого цвета у них осенью листья? Листья осин становятся багряными. Какой это цвет? Раскрась деревья на картинке так, чтобы было три осины и семь берёз. Гуси, улетая на юг, строятся косой шеренгой или дугой. Дорисуй одного гуся впереди. Как ты понимаешь выражение: ВЕСНА ДА ОСЕНЬ - НА ДНЮ ПОГОД ВОСЕМЬ. Реши задачу: По дороге вереницей Везут машины урожай. Пять с картошкой, пять с пшеницей. Сколько вместе? Отвечай! Отгадай загадку. Утром мы во двор идём. Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят Как об этом говорят? (Листопад) Объясни значение слова «листопад».

Ноябрь


   Отгадай загадку:
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
По ночам похолодало 
Лёд блеснул на водах рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц? Подскажи!

   Какое время года заканчивает ноябрь? Назови все месяцы осени. 
Назови одиннадцатый месяц в году и третий в осени. 
   Запиши число 11. Сосчитай от 1 до 11.

   Рассмотри картинку.

Опиши землю. Какая она? Опиши дерево. Что с ним случилось? Каких птиц ты видишь на картинке? Расскажи, чем питаются клесты и снегири. Что ещё ты о них знаешь. Пересчитай птиц. Составь пример с ответом 11. Какое ещё животное ты видишь на картинке? Кто еще ложиться спать на всю зиму? Какую одежду надевают люди в ноябре? Почему? Объясни названия месяца: ПОЛУЗИМНИК, СУМЕРКИ ГОДА. Объясни выражения: В ноябре зима с осенью борется. Первый снежок - не лежок. В ноябре рассвет и сумерки среди дня встречаются. Гуси летят - зимушку на хвосте тащат. Реши задачу: Десять уток в камышах отдыхает, Гордо селезень к ним подплывает Сколько птиц на юг полетит, Если стая его приютит? Отгадай загадки. Как эти предметы назвать одним словом? Кругла, как шар, но лохмата. Бела, но не сахар, не вата. Меня уплетают зайчишки И маленькие ребятишки. (Капуста) Овальный, длинный, зелёный – Вкусен свежий и соленый. (Огурец) Длинная, оранжевая, сладкая. Что это? (Морковь)

Декабрь


   О каком месяце говориться в стихотворении?
Стали дни короче,
Солнце светит мало, 
Вот пришли морозы, 
И зима настала.
       (В. Суриков)
   Назови все месяцы года по порядку. Какой по счету декабрь? 
Запиши число 12. Что еще ты знаешь о декабре?

   Рассмотри картинку.

Какой праздник наступает в конце декабря? Как люди к нему готовятся? Раскрась ёлку. Одиннадцать игрушек раскрась жёлтым цветом. Одну игрушку раскрась красным. Составь и запиши пример. Объясни названия месяца: СТУДЕНЬ. Объясни выражения: Снег поля удобряет. Снег глубок и хлеб хорош. Реши задачи: Одиннадцать мальчиков встали в кругу, Девочка с ними проводит игру. Сколько играет вместе детей? Кто сосчитает, пусть скажет скорей. Тучи по небу проплыли, Десять звёздочек открыли. А когда совсем ушли Ещё две звездочки нашли. И ребята сосчитали, Сколько тучи звёзд скрывали? Дорисуй недостающие звёздочки. Раскрась картинку. Найди слова. Вставь их в предложение. Прочитай. сы-ли, ки-лас, ки-вол, си-ры Зимой в сумерках охотятся……….

Закрыть