Упражнения для развития памяти.

Упражнения для развития оперативной памяти.


1. Вслух читается небольшое предложение. Чтение сопровождается 
постукиванием карандашом по столу. Необходимо запомнить текст и 
сосчитать число ударов (лучше использовать хорошо известные 
детские стихи).
           Три мудреца в одном тазу
           Пустились по морю в грозу…
2. Предлагается запомнить ряд цифр (1, 7, 5, 2, 4). 
Запоминание проводится после ответов на вопрос, из каких цифр 
можно получить заданное число (например, число 8). Если учащийся 
отвечает 5 и 3, указывается, что ответ неверный, т. к. в это ряд 
цифра 3 не входила.
3. Перевод из слуховой формы в зрительную.
Задаются 1 – 3 слова, предъявляемые зрительно, которые необходимо 
как можно быстрее найти в тексте. Затем эти слова предъявляются 
на слух. Отыскав слова, учащиеся их подчеркивают. Затем задача 
усложняется – предъявляются уже 5, 7, 10 и т. д. слов.

«Фигуры» (тренировка зрительной памяти)


   Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички 
на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 
секунды, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, 
второй игрок закрывает глаза и старается посчитать количество 
использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из 
своих спичек «сфотографированную» фигуру. После этого первый 
игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность 
расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. 
По мере тренированности к количеству и месту расположения 
добавляется для запоминания еще и цвет. Переходить к следующему 
упражнению можно в случае, если ребенок свободно удерживает в 
воображении не менее 10 спичек.

Упражнения на осознанное восприятие. «Осознание визуального материала»


   Для этого упражнения потребуется листок бумаги, карандаши и 
секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 
изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, 
закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. 
Спустя 30 секунд попросите их закрыть целиком всю страницу и 
нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им 
сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. 
Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками 
поработайте одновременно.

«Пробуждение чувства деталей».


   Перейдите от конкретных изображений к абстрактным. Предложите 
детям для начала четыре абстрактные фигуры.

   Каждую из них они должны рассматривать в течении минуты, закрывая 
при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите 
ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по 
памяти начертить каждую на бумаге.

«Осознание словесного материала» (используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой)


   Цель этого упражнения – заставить детей поразмышлять о словах. 
Ведущий говорит: «Сейчас я буду читать (показывать) (в 
зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) 
каждое слова, представляйте себе внешний вид данного предмета, 
его вкус, запах, звуки, которые он может издавать и т. п. 
Например, зубная паств на вид белая и блестящая, с мятным запахом 
и вкусом острым и сладким одновременно».

Бумага            Шерсть           Сапог
Гнездо            Телега           Палец
Кот               Волосы           Лимонад
Колесо            Роза             Слон
Палка             Платок           Поцелуй
Фильм             Слеза            Автобус
Блин              Ботинок          Доктор
Счастье           Птица            Мороженное

   В качестве предварительной тренировки можно предложить детям 
сначала описать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь 
после этого переходить к работе «только в уме».

Упражнение


   Ученику предлагают запомнить предметы, изображенные на 3 – 4 
картинках,  и назвать их по памяти. Затем ребенок должен 
отыскивать их изображение на 10 – 12 похожих картинках, но 
беспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать 
для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные 
карточки или кассу букв и цифр.
   Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

 


Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. «Двойная стимуляция памяти»


Перед учеником раскладываются 15 – 20 карточек с изображением 
отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, 
самолет, ручка, рубашка, автомобиль, ложка, петух и т. д.). 
Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри 
на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить 
каждое слово, и отложи её в сторону». Затем читается первое слово. 
После того, как ученик отложит картинку, читается второе слово и 
т. д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. 
Для этого он берет по очереди, отложенные в сторону картинки и с 
их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.
Примерный набор слов:
Пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, 
доброта и т. д.(можно взять математические термины)

Дворец внимания.


   Двое на бумаге в клетку вычерчивают по квадрату в 64 клетки 
каждый. Вдоль контура квадрата по горизонтальной (слева направо) 
и вертикальной (сверху вниз) сторонам у каждой клетки ставятся 
подряд цифры от 1 до 8. Внутри контура 1-й играющий отмечает 
Дворец внимания (он занимает одну клетку) и проводит ломаную 
линию – «путь» во Дворец внимания. Линия эта может идти по всем 
направлениям (вверх, вниз, направо, наискось), но соблюдается 
одно правило – шаг начинается и кончается в центре клеток. 
Линия не должна сама собой пересекаться.
   1-й играющий показывает начерченный им «путь» 2-му (20 – 30 с) 
и прячет свой листок. 2-й по памяти набрасывает «путь» 1-го в 
своем квадрате. Начало и конец «пути» ему указываются. Для 
определения расположения клеток раньше говорят цифру по 
горизонтали, а затем по вертикали. 2-й называет подряд клетки, 
по которым (как он считает) проходит «путь» 1-го, и оба у себя 
отмечают крестиками эти клетки. Если 2-й ошибается, 1-й говорит: 
«Сбился с пути». Если 2-й, не дойдя до Дворца внимания, сделает 
5 неправильных шагов, он проиграл. По окончании игры участники 
меняются ролями.

Слушай и исполняй.


   Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. 
Разрешается повторить это задание 1 – 2 раза. Затем дети должны 
повторить эти действия в своих движениях в той или иной 
последовательности, в какой они были названы ведущим.
1. Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить 
голову вниз, повернуть голову прямо.
2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить 
обе руки.
3. Повернуться налево (на 90*), присесть, встать.
4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить 
правую ногу.
Закрыть