Работа над связной речью.

Пересказы

Последовательный пересказ


Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте рассказ, ответьте на вопросы, из каждого предложения назовите действие. Перескажите рассказ, как запомнил!

Муравей.

Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник. Вопросы. Что нашел муравей? Чего не мог сделать муравей один? Кого позвал на помощь муравей? Что сделали муравьи? Всегда ли вы помогаете друг другу?

Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда. Вопросы. Что сделал ласточка? Что сделал воробей? Кого позвала на помощь ласточка? Что сделали ласточки?

Храбрецы.

Ребята шли в школу. Вдруг выскочила собака. Она с лаем кинулась на ребят. Мальчики бросились бежать. Один Боря остался стоять на месте. Собака перестала лаять и подошла к Боре. Боря погладил ее. Потом Боря спокойно пошел в школу, а собака тихо побрела за ним. Вопросы. Куда шли ребята? Что случилось по дороге? Как повели себя мальчики? Как повел себя Боря? Почему собака пошла за Борей? I1равильно ли назван рассказ? 3адание 2. Прослушайте рассказы, ответьте на вопросы, нарисуйте картинки к рассказам. Перескажите содержание рассказов.

Лето в лесу.

Наступило лето. На лесных полянках трава выше колен. Стрекочут кузнечики. На бугорках краснеет земляника. Цветут малина, брусника, шиповник, черника. Вылетают из гнезд птенцы. Пройдет немного времени, и появятся вкусные лесные ягоды. Скоро придут сюда дети с корзинками собирать ягоды. Вопросы. Какое время года наступило? Какая трава на полянах? Кто стрекочет в траве? Какая ягода краснее на бугорках? Какие ягоды еще только цветут? Что делают птенцы? Что скоро будут собирать дети в лесу?

Цыпленок.

Маленькая девочка намотала шерстяные нитки на яйцо. Получился клубок. Этот клубок она положила на печку в корзинку. Прошло три недели. Вдруг послышался писк из корзинки. Пищал клубок. Девочка размотала клубок. Там был маленький цыпленок. Вопросы. Как девочка сделала клубок? Что произошло с клубком через три недели?

Лиса и рак. (Русская народная сказка)

Лиса предложила раку бегать наперегонки. Рак согласился. Лиса побежала, а рак уцепился за лисий хвост. Лиса добежала до места. Обернулась лиса, а рак отцепился и говорит: «A я давно тут тебя жду». Вопросы Что предложила лиса раку? Как перехитрил рак лису?

Сиротка

Собаку Жучку заели волки. Остался маленький слепой Щенок. Прозвали его Сироткой. Щенка подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку, повертел хвостом, и лизнула щенка в нос. Однажды на Сиротку напала бродячая собака. Тут появилась кошка. Она схватила зубами Сиротку и вернулась к высокому пеньку. Цепляясь за кору когтями, она втащила щенка наверх и прикрыла его собой. Вопросы. Почему щенка прозвали Сироткой? Кто воспитывал щенка? Как защищала кошка Сиротку? Кого называют сироткой?

Конспект занятия

Тема. Рассказ «Как медведь сам себя напугал» по Н. Сладкову. Цель. Учить детей устанавливать причинно - следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа. Оборудование. Предметные картинки, изображающие ветку дерева, медведя, белку, шишку, зайца, сорок, лосей, гриб, девочку, лису.

Ход занятия

1. Организационный момент. Логопед раздает учащимся по одной картинке (см. оборудование) и предлагает составить по картинке предложение. 2. Работа с рассказом. Логопед читает рассказ: «Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. испугалась белка на ветке - выронила из лапок шишку. Упала шишка - угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать! Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! Не уйти, ли лучше? - подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача. Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал». l) Словарная работа. Логопед выясняет, понятен ли учащимся смысл слов хрустнула, угодила, насторожил, выnугнул, помчал, дал стрекоча и предложение: Пошли лоси по лесу кусты ломать. Затем предлагает детям подобрать к указанным словам близкие по смыслу слова (синонимы). 2) Расстановка картинок в последовательности, соответствующей сюжету рассказа. Логопед предлагает учащимся расставить картинки при затруднении помогает детям. 3) Выяснение причинно - следственных связей. Вопросы: Почему медведь убежал из леса? Почему испугались лоси? Почему испугалась сорока? Почему испугался заяц? Почему испугалась белка? 4) Выяснение логических связей. Вопросы: Получился бы рассказ, если бы не было медведя? Почему рассказ не получился бы? Получился бы рассказ, если бы не было белочки? шишки у белки? и т. д. Логопед делает вывод. Ни одно звено нельзя выпустить из рассказа, рассказ не получается. 5) Выяснение последовательности действий в рассказе. Логопед обращает внимание учащихся на последовательность происходящих в рассказе действий. Ставит вопросы и указывает на соответствующую картинку, например: « Что сделал? (Указывает на медведя.) - Вошел. Что сделала? (Указывает на веточку.) - Хрустнула. Что сделала? (Указывает на белку.) - Испугалась. И т. д. Затем предлагает учащимся вспомнить и назвать по порядку слова действия, опираясь на картинки (вошел, хрустнуло, испугалась, выронила, упала, угодила, вскочил, помчался, наскочил, выпугнул, подняла крик, услышали, пошли кусты. Ломать, рявкнул, убежал). 6) Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов. Логопед называет действие, учащиеся - предложение с этим словом. 7) Рассказ текста по предметным картинкам, расположенным в сюжетной последовательности. 8) Пересказ без опоры на картинки. Логопед кладет картинки обратной стороной и предлагает учащимся вспомнить, что было изображено на каждой, и пересказать сказку. 3. Задание на дом. Нарисовать картинки к рассказу, пересказать рассказ маме. 4. Итог занятия. « Чему вы сегодня научились? » - спрашивает логопед.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте рассказ «Гадюка», назовите последовательность действий в рассказе, перескажите его. (Логопед читает рассказ, затем обсуждает с детьми его смысл.) Раз я пошел в лес. Со мной побежал Пушок. Вдруг в траве послышалось шуршание. Это была гадюка. Гадюка - ядовитая змея. Пушок кинулся на гадюку и прогнал ее. Работа над рассказом строится аналогично работе над рассказом "Как медведь сам себя напугал». Задание 2. Прослушайте рассказы. Назовите последовательность происходящих в них действий. Перескажите рассказы, используя слова, данные после каждого рассказа.

Кот Васька

Кот Васька заметил на дереве гнездо. Он быстро полез к гнезду. Старый дрозд увидел злодея и клюнул Ваську в лоб. Испугался кот и спрыгнул с дерева. Слова - действия: заметил, полез, увидел, клюнул, и пугался, спрыгнул.

Гроза.

Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Мелкий песок слепил глаза. Надвинулась тяжелая туча. Сверкнула молния. Грянул гром. Хлынул дождь. Птицы скрылись в гнездах. Ребята обежали к шалашу. Слова- действия: пошли, налетел, слепил, надвинулась, сверкнула, грянул, хлынул, скрылись, побежали.

После грозы.

Черная туча скрылась за лесом. Небо прояснилось. Солнечные лучи заблестели в каплях дождя. Теплый ветерок веет в лицо. Трещат кузнечики. Поют птицы. Весело бегут ребята по мокрой траве. Слова - действия: скрылась, прояснилось, заблестели, веет, трещат, поют, бегут. Примечание. Если ученики затрудняются в выделении глаголов, которые определяют последовательность действий, происходящих в рассказе, логопед может прочитать рассказ по предложениям, требуя от учащихся назвать слово-действие, или сам называет слова-действия, предлагая детям восстановить текст. Следует учесть, что основная задача логопеда на данном этапе работы - научить детей самостоятельно определять последовательность действий в рассказе Задание 3. Прослушайте слова-действия. Составьте рассказы. (Логопед называет все слова-действия, относящиеся к рассказу, давая возможность учащимся осмыслить сюжет, затем предлагает составить рассказ. При затруднении логопед называет один - два глагола, дети составляют предложение, потом из предложений - рассказ и затем пересказывают рассказ а после - пересказывают рассказ целиком.) а) увидала б) подарили в) зазвенел г)вскопала побежала была рада проснулся посадила споткнулась ухаживала встал поливала упала кормила убрал полола заплакала поила умылся выросли подошел подрос одел зацвели успокоил выпустила поел красовались пошел гордилась
Закрыть