Работа над связной речью.

Рассказы - описания.


Тренировочные упражнения

3адание 1. Pacсмотритe картинки. Расскажите о внешнем виде собаки. (Логопед выставляет на доску картинки, изображающие собаку целиком и фрагменты: хвост, уши, глаза и т. п. Учащиеся, пользуясь изображением фрагментов, дают описания животного. Например: собака серая, уши белые, хвост белый, глаза большие, карие и т. п. Аналогично учащиеся описывают внешний вид кошки, лошади, петуха. После составленных рассказов можно предложить учащимся нарисовать то или иное животное и по своим картинкам рассказать маме о животном.) 3адание 2. Рассмотрите картинку. Расскажите, какая береза (На доску выставляются картинки, изображающие части березы (ствол, ветки, листья), и картинка, изображающая березу целиком. Беседа строится так же, как в задании 1. Работа проводится аналогично.) 3адание 3. Нарисуйте клен. Расскажите, какой клен. 3адание 4. Расскажите, как выглядят бабочка, стрекоза, жук. Нарисуйте их. Ученики дополняют рассказы-описания друг друга. (Лучшие рассказы логопед записывает в специальную тетрадь, прилагает к ним рисунки учащихся.). Игра «Четыре дорожки». Цель: тренировать учащихся в связном описании времен года. Оборудование: Четыре сюжетные картинки, изображающие зиму, весну, лето, осень, предметные картинки, соответствующие временам года; четыре цветные полоски белая, голубая, зеленая, желтая, соответствующие фону сюжетных картинок. Первый вариант.

Ход игры.

Логопед читает рассказ и предлагает ученикам выбрать себе любую «дорожку» (цветную полоску) и «отправиться в путешествие». Предлагает: «Догадайтесь, в какое время года приведет вас дорожка». Учащимся дается задание: пойти по своей «дорожке», быть очень внимательным, все замечать и запоминать. Дети отбирают картинки, подходящие к их времени года, расставляют их в сюжетной последовательности, и следуя по своей «дорожке» и опираясь на ряд предметных картинок, дают описание того или иного времени года. Дети, не получившие «дорожек», В процессе работы дополняют и исправляют ответы товарищей.

Весна.

Весной небо голубое, чистое. Солнышко светит ярко. Дует теплый ласковый ветерок. Журчат веселые ручейки. На деревьях набухают почки. Возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и жаворонки.

Лето.

Летом небо ясное, высокое. Солнышко поднимается высоко. Луга покрыты цветным ковром. Деревья одеты зеленой листвой. Цветут розы, гладиолусы, маргаритки. В лесу созрели земляника и черника.

Oceнь.

Осенью небо хмурое, серое, облачное. Солнышко показывается на небе редко. Дуют ветры. Часто идут дожди. Вянет и желтеет трава. Деревья и кусты теряют листву. Отцветают астры, ноготки, георгины. В лесу много грибов. На болоте созрела клюква.

Зима.

Зимой небо низкое, хмурое. Солнце показывается редко. Дует холодный ветер. Идет снег. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Сладко спит в берлоге медведь и проспит всю зиму. Зайчики сменили свои шубки. Холодно волку. Он рыщет по лесу в поисках добычи. Второй вариант.

Ход игры.

Логопед читает рассказы «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Ученик по содержанию рассказа определяет, какой из них подходит к его «дорожке». Затем дети подбирают к рассказу кapтинки и пересказывают каждый свой рассказ. Логопед проверяет правильность выбранных картинок и последовательность их расположения. Задание 5. Прослушайте рассказы. Перескажите их по картинкам (К каждому рассказу логопед подбирает предметные картинки и располагает их в сюжетной последовательности рассказа или предлагает это сделать детям.)

Осенняя погода.

Наступила осень. Небо стало серым. Чаще стали выпадать дожди. Ветер гнет деревья, Срывая листья. Желтеет трава. Раду ют глаз последние осенние цветы: настурции, астры, георгины.

Осень в огороде.

В огороде созрели овощи. Идет уборка капусты, картофеля, моркови. Дозревают последние помидоры. Освобождаются грядки от овощей и перекапываются под зиму.

Осень в саду.

В саду созрели сливы. Идет сбор яблок. Осторожно снимаю спелые душистые яблоки, стараясь не поломать веток. На будущий год на каждой веточке созревают новые плоды. Картинки: сливы, яблоки.

Осень в лесу.

Нe узнать осеннего леса. Лес поредел. Последние желтые листья трепещут на ветру. Разноцветные листья устлали землю, из-под листьев опасливо выглядывают коричневые шляпки белых грибов, красуются красноголовые подосиновики. А под березкой ищи подберезовики. Шляпки у них коричневые и они на тонкой длинной ножке. Картинки: лес, листья, белые грибы, подосиновики, подберезовики.

Животные и птицы в осеннем лесу.

Умолк птичий гомон в осеннем лесу. Перелетные птицы собирaются в стаи. Над лесом слышится курлыканье пролетающих журавлей. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц поменяли окраску. Белка делает запасы на зиму: собирает орехи и грибы. Медведь выбирает удобное и надежное место для берлоги. Картинки: птицы, журавли, белка, заяц, медведь. Задание 6. Составьте рассказ «Oceнь» по плану. (Логопед использует предыдущие рассказы.)

План

1. Осенняя погода. 2. Осень в огороде. 3. Осень в лесу. 4. Животные и птицы в осеннем лесу. Задание 7. Рассмотрите картинки. (Использовать ранее подобранные. Картинки подбирает логопед.) Задание 8. Рассмотрите картинки. Составьте рассказ по этим картинкам, придумайте название. Перечень картинок (подбирает логопед): девочка, троллейбус, электричка, дорога в лесу, бабушка, пирожки. Задание 9. Рассмотрите картинки, назовите их. Составьте рассказ по этим картинкам, придумайте для него название. Перечень картинок (подбирает логопед): девочка, корзинка с бутылкой молока, хлебом, огурцами, помидорами, тропинка, комбайн, комбайнер. (Логопед просит назвать сельскохозяйственную машину и человека, который на ней работает. Затем учащиеся составляют рассказ.)

Конспект занятия.

Тема. Работа над рассказом «Альма». Цель. Учить детей составлять план рассказа, используя составленный план при пересказе. Оборудование. Предметные картинки изображающие собаку, щенят, конуру.(контурные и раскрашенные изображения)

Ход занятия.

1. Организационный момент. Логопед читает загадку: Хвостик крючком, Ушки торчком. Возле дома лежит. Дом сторожит. 2. Работа над рассказом «Альма». Логопед читает первый вариант рассказа «Альма»: «Это собака Альма. у Альмы щенята. Альма и щенята живут в конуре». Логопед спрашивает: «Про кого рассказ? Как зовут собаку? Кто у Альмы? Где живут Альма и щенята? Почему рассказ назван «Альма» ?» 1) Пересказ рассказа по контурным картинкам. (Картинки выставляются на наборном полотне в последовательности рассказа.) Логопед читает второй вариант рассказа: «Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые. У Альмы щенята. Альма и щенята живут в конуре». «Что нового вы узнали из рассказа? - спрашивает логопед. (Какая была Альма) - Расскажите, какая была Альма. (На наборное полотно выставляется картинка, где контуры собаки Альмы раскрашены.) Логопед читает третий вариант рассказа: «Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые. Альмы щенята. Один щенок, рыжий с белыми пятнами, похож на Альму, а другой весь рыжий. У пестренького щенка хвост беленький, а у рыженького - рыжий. Альма и щенята живут в конуре». «Что нового вы узнали из рассказа? - спрашивает логопед. (Какие были щенята.) Расскажите, какие были щенята». (Выставляется картинка, где контуры щенят раскрашены.) Логопед читает четвертый вариант рассказа: «Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые. У Альмы щенята. Один щенок, рыжий с белыми пятнами, похож на Альму, а другой весь рыжий. У пестренького щенка хвостик беленький, а у рыженького - рыжий. Альма и щенята живут в конуре. Конура у них большая, теплая. Всем удобно». «Что нового вы узнали из рассказа? - интересуется логопед. - (Какая была конура.) Расскажите, какая была конура». (Выставляется картинка с изображением раскрашенной конуры.) Вопросы. О ком вы сначала узнали из рассказа? (О собаке Альме.) Что вы узнали об Альме? (Какая она была.) О ком вы потом узнали? (О щенятах.) Что вы узнали о щенятах? (Какие Были щенята.) Что вы узнали о конуре? (Какая у них была конура.) Сколько картинок мы выставляли? (Три картинки.) «Вспомните и назовите картинки по порядку», - предлагает логопед. - (Собака, щенята, конура.) Вопросы: Сколько частей в рассказе? О ком говорится в первой части рассказа? О ком говорится во второй части рассказа? О чем говорится в третьей части рассказа? Логопед предлагает учащимся дать название каждой части рассказа. «Альма», «Щенята», «Конура».) Подводит итог: у нас получился план рассказа». 2) Пересказ рассказа «Альма» целиком по плану. Учащиеся называют первую часть рассказа, потом вторую и третью. Первый раз рассказ пересказывается цепочкой. В пересказе участвуют три ученика, затем весь рассказ пересказы один ученик 3) Сравнение первого и последнего вариантов рассказа. Логопед выясняет, какой из рассказов учащимся больше понравился и почему. 3. Итог занятия. «Чему вы сегодня научились? Что помогло вам пересказать этот рассказ?» - спрашивает логопед. Задание 10. Прослушайте рассказ Мурка. Назовите количество частей в рассказе. Составьте план к рассказу. Придумайте и назовите подходящие к плану картинки. Перескажите рассказ по плану и воображаемым картинкам.

Мурка.

У нас есть кошка. Ее зовут Мурка. Мурка черная, только лапки и хвостик у нее беленькие. Шерстка мягкая, пушистая. Хвост длинный и тоже пушистый. Глаза у Мурки желтые, как огоньки. У Мурки пять котят. Три котенка совсем черные, а два пестрые: черные с белыми пятнами. Лапки у всех котят беленькие, а глаза голубые. Котята пушистые, как комочки. Мурка и котята спят в корзинке. Корзинка очень большая. Всем котятам удобно и тепло. Ночью Мурка ловит мышей, а котята сладко спят. Задание 11. Самостоятельно придумайте рассказ из трех частей про курицу-хохлатку.

Конспект занятия

Тема. Рассказ «Ласточки». Цель. Тренировать учеников в составлении плана рассказа и рассказывании по плану. Оборудование. Картинка с изображением ласточки.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Логопед предлагает учащимся придумать предложение про ласточку по картинке. II. Работа с рассказом «Ласточки». 1) Логопед читает рассказ: «Ласточка летала около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец ветки был привязан к окну ниткой. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать. На ее писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали. Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна». 2) Ответы на вопросы. Логопед предлагает учащимся ответить на вопросы одним словом. Что случилось с ласточкой? (Беда.) Что оказали ласточке ее подруги? (Помощь.) Где оказалась ласточка? (На свободе.) 3) Деление рассказа на части. «На сколько частей можно разделить рассказ? придумайте название каждой части», - говорит логопед. Учащиеся вместе с логопедом составляют план рассказа. План 1. Беда. 2. Помощь. 3. На свободе. Дети отвечают на вопросы логопеда. О чем вы будете рассказывать в первой части? О ком будете рассказывать во второй части? О чем расскажете в третьей части? 4) Пересказ рассказа «Ласточки» по частям. 5) Пересказ рассказа целиком. Логопед спрашивает учащихся, что можно сказать про ласточек. (Хорошие подруги.). III. Итог занятия. Логопед обращается к детям: «С каким рассказом вы сегодня познакомились? Что научились делать?»

Тренировочные упражнения

3адание 1. Прослушайте рассказ. Дайте ему название. Составьте план рассказа и перескажите его по плану. Лена, Коля и Сережа пошли в лес за грибами. По дороге в лес была речка. Вместо мостика положена узкая дощечка. Первым стал переходить речку Сережа. Дощечка затрещала и переломилась. Сережа упал в воду. Плавать он не умел. Лена и Коля растерялись. Коля быстро снял рубашку, Лена - косынку и пояс. Все это они связали вместе. Бросили один конец веревки Сереже и стали тянуть. Так дети помогли Сереже выбраться из воды. Вопросы. Как можно назвать Лену и Колю? (Хорошие друзья.) Как можно озаглавить рассказ? (Хорошие друзья.) Задание 2. Прослушайте рассказы. Подумайте, что больше поможет вам при пересказе этих рассказов: слова, обозначающие действия, картинки или план рассказа.

На лугу

Как пышно цветет и зеленеет луг! Он похож на пестрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами разноцветные бабочки.

Обвал.

Белка спала в гнезде, на ветке ели. Вдруг тяжелый ком обрушился на крышу гнезда. Белка выскочила. Ее бельчата остались в гнезде. Белка принялась раскапывать снег. Он только придавил крышу. Гнездо осталось цело. Бельчата даже не проснулись.

Воробей.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел, растопырив крылышки. Я поспешил отозвать пса. Пес приблизился ко мне, недовольно рыча. Я погладил его, успокоил, и мы двинулись дальше.

Заяц.

Бегал ночью зайчик по полю от волка да от хитрой лисы. Попал в ямку и сломал ножку. Пополз он к лесу. Увидел зайчика филин и полетел на бедного зверька. Некуда спрятаться зайцу, дрожит от страха. Вдруг увидел он елочку и забился в снег под ее иглы. Кружился филин над елкой, нo ничего не смог сделать.

Олень.

Олень бежал от преследователя. Много километров пробежал олень. Наконец он умерил бег и отдышался. Ему казалось, что он ушел от преследователя. Когда олень повернул голову, он вновь увидел своего врага. И снова надо бежать. Ноги сильно устали. Израненные ноги оставляли на снегу следы крови. И вот олень вышел на край тайги. Близко сверкал огнями поселок. Олень остановился, вскинул красивую голову. Он испуганно смотрел на огни, на шумный поселок. И вдруг олень ринулся вперед, к людям. Там он искал спасения он браконьера.

Oceнь.

Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.

Как ловят обезьян.

Обезьяны очень любопытны. Этим и пользуются при охоте на них. Чтобы поймать обезьянку, берут тяжелый кувшин с узким горлышком. Сверху него насыпают немного орехов и ставят в лесу. Любопытная обезьяна подходит к кувшину. Она смотрит, что внутри. Вот она видит в кувшине орехи. Обезьяна протягивает за ними руку. Набирает орехи в кулак. Рука, сжатая в кулак, не проходит через узкое горлышко кувшина. Но обезьяна не разжимает кулака. Ей жаль бросить орехи. Унести кувшин она не может. Он слишком тяжелый. А вот и охотник. Он подходит к обезьяне. Но и теперь она крепко держит орехи в кулаке. За свою жадность обезьяна расплачивается свободой. Примечание. Пересказ с опорой на предметные картинки удобен для следующих рассказов: «На лугу», перечень картинок: луг, дикий овес, маки, колокольчики, незабудки, бабочки; «3аяц», перечень картинок: заяц, волк, лиса, ямка, филин, елочка; «Осень», перечень картинок: тучи, дождик, солнце, листья. Пересказ с опорой на глаголы удобен для рассказа «Обвал», глаголы: спала, обрушился, выскочила, остались, принялась, раскапывать, придавил, не проснулись. Пересказ по плану удобен для следующих рассказов: « Воробей » 1. Возвращение с охоты. 2. Опасность. 3. Опасность миновала. «Олень» 1. Преследование оленя. 2. Преследование продолжается. 3. Спасение у Людей. «Как ловят обезьян» 1. Любопытство обезьян. 2. Приманка для обезьян. 3. Обезьяна в плену. 4. Жадность губит обезьяну. Логопед добивается самостоятельности в мышлении учащихся как в подборе картинок и глаголов, так и в составлении плана к рассказу. В случае затруднения педагог оказывает помощь наводящими вопросами.
Закрыть