Работа над связной речью.

 

Устные сочинения.

 

Тренировочные упражнения

 Задание 1. Ответьте на вопросы полным предложением. Перескажите получившийся рассказ

 

Вопросы.

В каком классе ты учишься?

Как ты учишься?

Как зовут твою учительницу?

Как зовут твоего воспитателя?

Какие предметы тебе больше нравятся?

Как ты готовишь домашнее задание? (Самостоятельно или с помощью старших?)

 

 Задание 2. Ответьте на вопросы полным предложением. Перескажите

получившийся рассказ. Придумайте название рассказа.

 

Вопросы.

Какие деревья сажают в саду?

Какие ягодные кусты сажают в саду?

Когда особенно красив сад? Почему?

Когда снимают с деревьев плоды?

Кто вредит деревьям?

Kaк надо бороться с вредителями?

 

 Задание 3. Ответьте на вопросы полным предложением. Придумайте

название рассказа. Нарисуйте картинку к рассказу. Перескажите полу­чившийся рассказ.

 

Вопросы.

Где живет заяц?

Какие у него лапы, уши и хвост?

Какой по цвету заяц зимой и летом?

Чем питается заяц летом и зимой?

Кто опасен зайцу?

 

 Задание 4. Рассмотрите картинки. (Даются картинки, изображаю­щие ель и сосну.) Ответьте на вопросы. Перескажите получившийся рас­сказ.

 

Вопросы.

К какой породе деревьев относятся ель и сосна?

Какой ствол у елки и какой у сосны?

Чем отличается хвоя ели от хвои сосны?

Где растут ель и сосна?

Как называются леса, в которых растут ели и сосны?

 

 Задание 5. На прогулке рассмотрите березу и рябину. Обратите внимание на ствол, ветки и листья березы и рябины. Вспомните, какие плоды у рябины.

Ответьте на вопросы. Перескажите получившийся рассказ. Нарисуйте рябину и березу.

 

Вопросы.

Чем отличается береза и рябина?

Где растут эти деревья?

Как называется лес, в котором растут березы?

Есть ли леса, в которых произрастает только рябина?

Какое дерево чаще встречается: береза или рябина?

 

 Задание 6. Прослушайте стихотворения про березку. Расскажите, как

описывается березка в этих стихотворениях.

 

Березка.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочком в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

 (А. Прокофьев.)

Березка.

Средь сосен суровых,

Среди темных ракит

В серебряном платье

Березка стоит.

Склонились деревья,

Цветы и кусты

Пред гордым величьем

Ее красоты.

(Русская народная песня.)

 

Конспект занятия

Тема. Осень в лесу.

Цель. Учить детей составлять рассказ по представлению.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

Логопед читает загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Лист опадает.

Когда это бывает?

 

 Логопед говорит: «Сегодня мы нарисуем картину, которая будет называться «Осень в лесу». Но будем рисовать ее без ка­рандашей, без кистей и красок - словами. А чтобы вам не было трудно, каждый будет изображать один из фрагментов нашей кар­тины. (Распределяются темы: «Погода», «Деревья», «Звери».)

 «Я буду рассказывать о погоде, - говорит логопед, - небо закрывают тучи. Дует пронизывающий ветер. Идут холодные дожди. ­

Дальше рассказ продолжит Саша. Он расскажет о деревьях». Продолжает Саша. 

Примерный текст рассказа Саши: «Цветы увяли. Трава засохла. Листья на деревьях пожелтели и опали. Они покрыли всю землю. Остаются зелеными только ели и со­сны».

Продолжает Рита.

Примерный текст рассказа Риты: «Звери тоже готовятся к зиме. Они утепляют свои норы. Белка и заяц поменяли, шубки».

Логопед следит за рассказами учеников, не позволяя им от­ступать от темы. Остальные участники занятия дополняют рас­сказы. Затем одному из учеников предлагается пересказать рассказ целиком.

3. Задание на дом. Нарисовать картинку к рассказу Пере­сказать текст маме.

4. Итог занятия.

«Чему вы сегодня научились на занятии?» - задает вопрос

логопед.

Тренировочные упражнения

 Задание 1. Прослушайте слова. Придумайте по ним рассказы. (При затруднении логопед может использовать соответствующие картинки.)

 

За малиной.

Утро, роса, малинник, лукошки, крапива, ребята, полдень.

 

На озере.

Озеро, утки, собака, выстрел, охотник, осечка.

 

 Задание 2. Рассмотрите картинки. Составьте рассказы, используя данные картинки. Придумайте названия рассказам.

а) нарядное платье, пирог, конфеты, чашки с блюдцами фрукты в вазе, подарки: книжка, мяч, шары, краски, фломастеры;

б) мальчик, папа, девочка, наполненная провизией корзинка, наполненный вещами рюкзак, палатка, берег реки ягоды, грибы.

 

Закрыть