Работа над слого - звуковым составом.

Конспекты занятий

Занятие 1 Тема. Звук. Цель. Познакомить учеников со способом образования различных звуков. Оборудование. Зеркала, предметные картинки с изображением мака, дома, рака, лука, сука и др. (по количеству учеников).

Ход занятия

1. Организационный момент. Логопед предлагает ученикам назвать картинки. 2. Работа с текстом. Логопед читает рассказ «Мак»: «Бабушка посадила мак. Когда мак расцвел, огород стал красивым, нарядным. Ярко-красные маки привлекали насекомых. Над алыми лепестками порхали разноцветные бабочки, жужжали пчелки. Но вот лепестки мака стали опадать, и вместо нарядной шапочки появился зеленый кувшинчик. Это плод мака. Кувшинчик быстро рос, округлился и превратился в «погремушку». Внутри «погремушки» были семена мака. Когда семена собрали, бабушка испекла вкусный калач с маком». Вопросы. Что вы прослушали? (Рассказ.). Про что этот рассказ? (Про мак.) Что вы узнали о маке? (Как мак растет и зреет.) Из чего состоит рассказ? (Из предложений.) Из чего состоит предложение? (Из слов.) Задание 2. Назвать первое предложение. (Бабушка посадила мак.) Назвать первое, второе и третье слова. (Бабушка, посадила, мак.) Назвать третье слово. (Мак.) 3. Понятно о звуке. Логопед произносит отдельные звуки: м, а, к. Выясняется, что звук сам по себе ничего не значит. Затем логопед предлагает ученикам определить, какое слово получится, если произнести звуки м, а, к слитно. Потом логопед просит учеников определить, из каких звуков состоят слова ах, ха, ух, ау. уа. 4. Образование звуков. «Сейчас вы узнаете, что помогает образованию звуков - говорит логопед. Произносит звук а, широко раскрыв рот. - Какой слышится звук? (а.)» Логопед произносит звук а, с почти закрытым ртом, получается неопределенный звук. «Почему в первом случае звук а произносится четко, — спрашивает логопед, — а во втором — нечетко? (Вo втором случае не открывали рот.) Что помогло правильному, четкому звучанию звука а? (Широко открытый рот.)» Ученикам предлагается широко открыть рот и произнести звук а, затем закрыть рот, ощутив рукой работу челюстей. (Выполнение задания контролируется зеркалом.) Произносится звук п. Выясняется, что образованию этого звука помогают губы. При произнесении звука т выясняется участие языка. При произнесении звука с устанавливается участие зубов и языка. Учащимся предлагается поочередно произнести звуки п, т, с на тыльную сторону руки. Ощущается ветерок, воздух. Выясняется участие воздушной струи при образовании звуков. Произносятся звуки с и з. Делается вывод, что при произнесении звука з слышится голос. Логопед показывает местонахождение голосовых связок. При произнесении звука с голоса нет, голосовые связки не участвуют в образовании итого звука. При произнесении звука З голосовые связки вибрируют. Логопед предлагает ученикам вспомнить и назвать, какие органы помогают в образовании звуков, обращает внимание детей на то, что звуки надо произносить правильно, чтобы речь была четкой и понятной окружающим. 4. Итог занятия. Логопед спрашивает у учащихся, что нового они узнали на занятии и как следует произносить звуки. Занятие 2 Тема. Та же. Цель. Познакомить учеников со строением артикуляционного аппарата. Оборудование. Артикуляционные профили, зеркала.

Ход занятия

1. Организационный момент Логопед предлагает ученикам назвать три любых звука. 2. Закрепление материала предыдущего занятия и сообщение нового материала. Логопед предлагает ученикам назвать органы речи, которые участвуют в образовании звуков. Ученики их поочередно называют. Затем ученики произносят звуки и показывают профили их звуков. Логопед говорит, что все органы речи: губы, зубы, язык, готовые связки — называются артикуляционным аппаратом. Ученики по очереди, повторяя за логопедом звуки ф, с, а, р, п. и др. перед зеркалом, объясняют, какие органы участвуют в их образовании. 3. Итог занятия. Логопед опрашивает, что узнали сегодня учащиеся на занятии. Занятие 3 Тема. Та же. Цель. Познакомить учеников со способом образования гласных и согласных звуков. Оборудование. Профили, зеркала, алфавит.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Логопед предлагает ученикам назвать какой-нибудь один звук и сказать, какие органы артикуляционного аппарата участвуют и его образовании. 2. Образование гласных и согласных звуков. Ученики перед зеркалом поочередно произносят звуки а, о, у, э, ы и показывают их профили. При этом они отвечают, что при произнесении этих звуков воздух свободно проходит через рот, воздушная струя не встречает преграды. Затем ученики перед зеркалом произносят звуки п, т. Отмечают, что при произнесении этих звуков воздух встречает препятствие в виде сомкнутых губ, языка и т. д. Также ученики должны анализировать наличие или отсутствие голоса при произнесении гласных и согласных. Вывод. Звуки а, о, у, э, ы произносятся свободно, без преграды и всегда с голосом, они называются гласными. Звуки при произнесении которых воздушная струя встречает преграду, называются согласными. При произнесении согласного звука не всегда участвует голос. 3. Закрепление материала. Логопед вывешивает на доску алфавит и предлагает ученикам назвать все гласные звуки по порядку. Затем он задает вопросы: «Почему эти звуки называются гласными? Как называются остальные звуки? Чем отличается произнесение гласных звуков от произнесения согласных звуков?» 4. Итог занятия. «Что нового вы узнали на занятии?» — спрашивает логопед.

Тренировочные упражнения на различение гласных первого ряда и согласных звуков.

Задание 1. Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный. А — м — у — т — о; т — с — ы — а — р; э— а — м — у — т; о — п — у — а — с — ы — ш; к — э — о — у — п - ы — н. Задание 2. Из ряда букв выберите гласные, назовите их. Р, у, ы, о, с, а, ш, к, э, п, л, н Задание 3. Поднимите синий кружок, если в ряду звуков услышите согласный звук. Определите место преграды, М, о, п, у, С, к, р, ы, т, ф. Задание 4. Из рядя букв выберите согласные, назовите их (логопед следит за кратким произнесением согласных звуков). А, п, в, о, с, ф, К, ш, ы, р, л, э, ж, х. Задание 5. Назовите буквы, написанные на ваших карточках. Подсобные положите синие кружочки, под гласные — красные. (Работа выполняется учениками самостоятельно.) Образец карточки: ратку Задание 6. Положите букву под соответствующий кружок. (Ученики получают но четыре буквы, из них две гласные и две согласно доске красный и синий кружки. Ученики называют звук, определяют, гласный он или согласный, и кладут букву под соответствующий кружок.) Задание 7. Запишите буквы в две строчки. Методические указания. Логопед называет вперемежку гласные и согласные звуки. На верхней строчке ученики пишут гласные буквы, на нижней — согласные, проверке логопед просит учеников прочитать только гласные или но согласные буквы. Ошибки исправляются по ходу работы.

Гласные первого ряда.

Конспекты занятий

Тема. Гласные звуки. Цель: Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда. Оборудование. Предметные картинки, таблица с гласными первого ряда, красные кружки.

Ход занятия

1. Организационный момент. Садится на место тот ученик, который назовет гласный звук. 2. Закрепление материала предыдущего занятия. Ученики называют гласные по беззвучной артикуляции логопеда. Логопед произносит беззвучно гласные в следующем порядке: а, о, у, э, ы, при этом обращает внимание детей на положение губ при произнесении: а — рот широко раскрыт; о — губы округлены и слегка вытягиваются вперед; у — губы округлены и больше вытягиваются вперед; э, ы — губы слегка растягиваются в улыбке. (Такая последовательность поможет ученикам запомнить гласные первого ряда.) Для наглядности можно использовать таблицу. Ученики заучивают эти гласные в указанном порядке. 3. Выделение гласных первого ряда из других звуков. Логопед произносит гласные и согласные звуки вперемежку. Ученики на гласный звук: а) показывают красный кружок б) соответствующую букву, в) записывают в тетрадь гласную букву. А, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, л, э, п, о. 4. Выделение гласных первого ряда из слогов. Логопед называет слог, выделяя голосом гласный звук, ученики: а) называют гласный, б) показывают соответствующую букву. Ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от; Ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то. 5. Итог занятия. Логопед: «Сегодня мы учились слышать и выделять гласные звуки», — подводит итог логопед.

Выделение гласных первого ряда из слов Тренировочные упражнения

Задание 1. Выделите, начальный гласный из слов, запишите соответствующую букву. Аня, Оля, утка, Эля, осы, Ася. Задание 2. Выделите, гласный из середины каждого слова, запишите букву. Лак, дым, суп, рот, сок, пар, луч, бык, сам, мак. Задание 3. Назовите картинки. Выделите гласный звук из названии этих картинок. Запишите соответствующую букву. Приблизительный перечень картинок (подбирает логопед,)-жук, мох, зуб, сук, сыр, рак, мэр. Задание 4. Выделите гласную из данных слов, запишите ее. а) Торт, март, куст, клык, корм; 6) Крот, стол, шкаф, плыл, слух, град, гнул, брось, кто. Задание 5. Назовите картинки. Выделите гласный звук из их названий. Запишите соответствующую букву. Приблизительный перечень картинок (подбирает логопед): кран, стул, волк, гусь, хвост, клык, слон, мост, глаз, бровь.
Закрыть