Аналогия.

Анализ отношений между понятиями

Даны три слова, первые два находятся в определённой связи. 
Между третьим и одним из других предложенных пяти слов существуют 
такие же отношения. Нужно найти это четвертое слово.
Например: песня – композитор = самолет - ?
                   а) аэродром;
                   б) горючее;
                   в) конструктор;
                   г) летчик;
                   д) истребитель.
Функциональные отношения: песню сочинил композитор.
Ответ: конструктор сделал самолет.

Школьникам можно предложить от 5 до 10 заданий. 
Время соответственно 5-10 минут.
1)	Школа – обучение = больница - ?
а) доктор;
б) ученик;
в) лечение;
г) учреждение;
д) больной.
2)	Песня – глухой = картина - ?
а) слепой;
б) художник;
в) рисунок;
г) больной;
д) хромой.
3)	Нож – сталь = стол - ?
а) вилка;
б) дерево;
в) стул;
г) столовый;
д) длинный.
4)	Паровоз – вагоны = конь - ?
а) поезд;
б) лошадь;
в) овес;
г) телега;
д) конюшня.
5)	Лес – деревья = библиотека - ?
а) город;
б) здание;
в) книги;
д) библиотекарь;
д) театр.
6)	Бежать – стоять = кричать - ?
а) ползать;
б) молчать;
в) шуметь;
г) звать;
д) плакать.
7)	Утро – ночь = зима - ?
а) мороз;
б) день;
в) январь;
г) осень;
д) сани.
8)	Волк – пасть = птица - ?
а) воздух;
б) клюв;
в) соловей;
г) яйцо;
д) пение.
9)	Холодно – горячо = движение - ?
а) покой;
б) взаимодействие;
в) инерция;
г) молекула;
д) бежать.
10)	 Слагаемое – сумма = множители - ?
а) разность;
б) делитель;
в) произведение;
г) умножение;
д) деление.
11)	 Круг – окружность = шар - ?
а) пространство;
б) сфера;
в) радиус;
г) диаметр;
д) половина.
12)	 Светло – темно = притяжение - ?
а) металл;
б) магнит;
в) отталкивание;
г) движение;
д) взаимодействие.

Оценка результатов:
Уровень сформированности              Число правильных ответов
 мыслительной операции      =               Число заданий

Эта методика позволяет выявить у учащихся умение определять 
отношения между понятиями или связи между понятиями: 
причина – следствие, противоположность, род – вид, часть – целое, 
функциональные отношения.

  

Практическая работа

Тест:

1. Напиши выражения, которые обладают такими 
же свойствами как данные. Найди их значения.
26+4                     50-24
2. Подчеркни нужный ответ
    книга – бумага
    стул – (резина, пух, вода, дерево)
    лошадь – жеребенок
    заяц – (кроленок, котенок, зайченок)
3. Допиши ответ
     давать – брать, высокий – (низкий), да – (нет), 
больше – (меньше)

4. Допиши ответ:
Вычитаемое - разность, делимое - ...
Грамм - масса, метр - ...
5. Допиши ответ
камаз        автобус
песок           ?

 очки          зонт 
солнце          ?
6. Какая группа фигур не нарисована?

7. Допиши ответ
 гусь        медведь
гусята          ?

петух        ёж
курица        ?
Закрыть