5.6.Цветовое оформление интерьера квартиры


           Цвет имеет очень большое значение в жизни каждого человека. Цветом можно выделить что-то более значимое по отношении к другому, менее актуальному. Или наоборот, цвет может приглушить какие-либо детали, которые не должны бросаться в глаза. Кроме того, благодаря цвету можно зрительно изменить объем помещения.
           Цвет оказывает большое влияние на зрительное восприятие. От цветовой тональности дома зависит индивидуальное решение интерьера.
           Наиболее благоприятно воздействуют на человека согласующиеся между собой цвета окружающей природы, т.е. «природные» тона: зеленый, коричневый, серебристо-серый, желтый.
           Цвета разделяются на «теплые» и «холодные». К теплым тонам относятся такие цвета, как красный, оранжевый, желтый, черно-серый. Эти цвета являются «выступающими», и помещения, окрашенные в такие тона, кажутся меньше. К холодным относятся голубой, синий, оттенки бело-серого. Эти тона зрительно увеличивают помещение.
           Зеленый тон, который состоит из желтого и синего, может быть и холодным и теплым в зависимости от процентного содержания в зеленом тоне того или другого цвета.
           При выборе цвета следует иметь в виду, что:
           красный цвет — вызывает у человека чувство беспокойства;
           желтый и его оттенки — ощущение тепла, поднимает настроение, успокаивает, хорошо подходит для жилых и административных помещений, поднимает работоспособность, способствует творчеству. Очень важное преимущество этого цвета состоит в том, что он оптически не изменяет габариты помещения;
           оранжевый — действует возбуждающе на эмоциональное состояние человека;
           зеленый — успокаивает, создает хорошие условия для отдыха, расслабляет;
           голубой — навевает ощущение легкости и глубины, успокаивает;
           фиолетовый — вызывает меланхолию.
           Длительное пребывание в помещении, окрашенном в какой-либо одни цвет чистого вида, угнетающе действуют па человека. Подсознательно избегая этого, человек стремится к гармонии холодных и теплых тонов. Смешивая цвета, создается баланс, с помощью которого тот или другой тон становится наиболее комфортным для восприятия. Поэтому, создавая интерьер нужно продумать всю цветовую гамму стен, мебели, штор, ковров, картин и декоративных изделий. Нужно решить, что будет главным в интерьере, а что — второстепенным, и как будут распределены цветовые акценты с учетом формы и габаритов.
           В помещениях, где занимаются умственным трудом (кабинет), окраска стен, мебели, шторы на окнах, ковер и т.д. желательно выполнить в зеленых, серо-зеленых и желтых топах с добавлением белого. В спальне возможны такие топа, как жемчужпо-серый, светло-голубой, светло-розовый и т.д. В помещении гостевой и столовой возможны сочетания тонов и оттенков желтого, зеленого, бежевого, белого. На кухне цветовая гамма может быть любая, даже самая смелая, в зависимости от характера хозяйки, которая будет там заниматься приготовлением пищи.
           
           Сочетания цветов
           
           Три цвета: красный, желтый и синий — называют основными. Из них, а также из белого и черного цвета, можно получить все остальные. Перемешивание желтого с красным дает оранжевый цвет, желтого с синим -зеленый, синего с красным — фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый называют дополнительными цветами цветового круга. В круге синий находится против оранжевого, красный - против зеленого, желтый — против фиолетового. Эти сочетания цветов называются взаимодополняющими. Размещенные рядом, они теряют яркость.
           Для того, чтобы было легче и удобнее ориентироваться в наиболее приемлемых с точки зрения цветовой гармонии и уравновешенности в сочетаниях цветов и оттенков при организации и украшении интерьера дома, можно руководствоваться схемой "Цветовой круг"
           Напротив каждого цвета в этом цветовом круге (то есть ровно под углом в 180?) находится противоположный ему цвет, который его уравновешивает. Логика гармонирования цветового, колористического строя интерьера такова: если в нем присутствует один определенный цвет (например, красный), то должен обязательно присутствовать и ему противоположный (в данном случае - зеленый), если присутствует синий -должен быть и оранжевый — контрастный к нему цвет, а к желтому в противовес должен быть введен в интерьер фиолетовый — противоположный желтому (находящийся в цветовом круге под углом 180° к нему). Это общий закон цветовой гармонии, распространяющийся как на искусство оформления интерьера, так и на другие виды пластических искусств — живопись, декоративно-прикладное искусство (гобелен, роспись по ткани, искусство керамики и т.д.).
           В целях уравновешивания одного цвета другим не обязательно применять какой-либо цвет в открытом, чистом виде, большим пятном — он может присутствовать в интерьере в «растворенном» состоянии, например, в виде мелких цветных деталей орнамента на тканях обивки и портьер, в узоре на керамике, посуде, в живописном строе картин на стенах, в цвете их рам, в орнаменте ковра, дорожки, в цветах мозаичных украшений, покрывал и т.д. Кроме этого, «растворенное» состояние какого-либо цвета может быть достигнуто смешиванием его как с противоположными, так и с нейтральными цветами (белым, серым, черным, коричневым). Так, добавив в ярко-красный цвет белого, серого или черного, можно смягчить его, превратив в оттенки розового, терракотового, красной охры, кораллового. Смешав же этот цвет с коричневым, можно придать ему большее спокойствие и бархатистость звучания. Именно смешанные, «растворенные», сложные оттенки цвета используются при оформлении интерьеров наиболее часто, хотя время от времени дизайнеры используют прием акцептирования каких-либо узлов интерьера, его композиционных центров более яркими и открытыми пятнами декоративно звучащего цвета.
           Пользуясь цветовым кругом, можно вычислить с достаточной долей точности, какой цвет необходим для уравновешивания выбранному оттенку. Существует несколько вариантов поиска гармоничного соотноше¬ния цветов и оттенков.

  1. Выбор оттенка, находящегося в цветовом круге под углом 120° к имеющемуся. В этом случае количественное соотношение может быть равным (50 на 50%), т. е., если оба цвета взяты в чистом виде (без «разбавления» белым и «замутнения» серым или черным), то занимаемые площади, где нанесен каждый из этих цветов, должны быть примерно одинаковы. Благодаря этому достигается гармония между количеством и интен¬сивностью этих двух цветов в интерьере. Глаза и психика не устают от цветового однообразия или цветовой агрессии какого-либо одного цвета. Например, зеленому цвету соответствуют два варианта его гармонизации: с одной стороны - оранжевый (смесь красного и желтого) — результат движения против часовой стрелки и с другой — фиолетовый (смесь красного и синего) — результат движения по часовой стрелке. Можно одновременно использовать все эти три цвета, по пропорциональное соотношение будет другим — соответственно 50, 25 и 25%, т. е. одного из этих трех цветов должно быть больше, а двух других — меньше. Если один из цветов присутствует в разбеленном и замутненном состоянии (+ серый или 4- черный цвет), то его площадь увеличивается с увеличением степени разбавления или замутнения. Критерием оценки этой степени в каждом конкретном случае служат авторское профессиональное восприятие дизайнера, его интуиция и чувство цвета. Эта способность развивается в процессе практической работы.
  2. Другой вариант заключается в выборе трех цветов, расположенных в цветовом круге под углом 90°. В этом случае получаются также достаточно гармоничные сочетания, однако для более точного приближения к гармоничному равновесию количественное соотношение в получившихся парах цветов должно быть 60 на 40%. Разбавление или замутнение также увеличивают количество цвета. Например, зеленому цвету соответствуют: с одной стороны (по часовой стрелке) — желто-оранжевый и с другой (против часовой стрелки) — сине-фиолетовый. Таким образом, если в интерьере присутствует зеленый цвет и его много, то его можно сгармонировать с несколько меньшим количеством желто-оранжевого. Зеленого - 60%, желто-оранжевого — 40%. Зеленый цвет можно также гармонировать с сине-фиолетовым: зеленого — 60%, сине-фиолетового — 40%. Однако наиболее гармоничное соотношение получится из всех трех цветов одновременно: зеленого — 60%, сине-фиолетового — 20%), желто-оранжевого — 20%.
  3. Возможно также использование принципа нахождения гармоничного соответствия между цветами в интерьере, основанного на движении по цветовому кругу в обоих направлениях от заданного цвета под углом 60°. В этом случае обязательно одновременное применение всех трех взаимодополняющих цветов. Пропорциональное соотношение количества цветов: 40, 30 и 30%. Любой из трех цветов (в зависимости от конкретных обстоятельств оформления конкретного интерьера, желаний и возможностей заказчика и исполнителя, часто соединенных в одном лице) должен быть доминирующим, другие два — поддерживать и уравновешивать его.
  4. Самым сложным, по и самым выразительным и эмоциональным по своим результатам является поиск, основанный на вычислении единственного, не требующего дополнений, уравновешивающего цвета, находящегося к данному исходному цвету в цветовом круге под углом 180°, т. е. строго напротив. Например, если чистому фиолетовому цвету соответствует чистый желтый, то фиолетовому с синим оттенком (холодному фиолетовому) соответствует желтый с оранжевым оттенком (более «горячий» желтый). Или, например, желто-зеленому цвету (цвет зеленого яблока) (теплому зеленому) будет соответствовать красный с фиолетовым оттенком (холодный красный), а зеленому с синим оттенком (холодному зеленому), цвету «морской волны», будет соответствовать оранжево-красный — самый «горячий» цвет в палитре. При этом необходимо заметить, что во избежание ошибок и диссонансов в процессе гармонизирования столь контрастных цветов, соотношение которых должно быть примерно 70 на 30%, один из этих цветов или оба имеет смысл ослабить, разбавив белым или серым. В ином случае наиболее яркий из двух цветов следует вводить небольшими «дозами», разбросать во многих местах понемногу, наполнить интерьер его мелкими вкраплениями.

           Для того чтобы легче сгармонировать несколько пар цветов, в практике оформления интерьера обычно используют прием их смягчения — добавляют белила в каждый из цветов или серую краску, если стоит задача смешения нужного колера (цветового оттенка). Например, диванная подушка будет нарядной и не утомляющей взгляд своей яркой, например сине-зеленой, тканью наволочки, если оборки по ее периметру будут из ткани, где пересекаются, образуя клетки, полосы светло-серого и розового цветов.
           Воздействие цвета, впечатление от него в значительной степени зависят от того, с каким цветом он соседствует. Так, лимонный цвет кажется светящимся на черном фоне и теряет яркость на белом. Лучший фон для оценки цвета — серый. Как правило, для стен помещений подбирают цвета, полученные смешиванием чистого цвета с серым или белым. Цвета, часто использующиеся в интерьерах, получаются при смешивании с белым или черным. Белый с желтым дает кремовый, с сипим — голубой, с красным — розовый, черный с желтым — бронзовый, с синим — иссиня-черный.
           Ощущение пространства в помещении создается контрастными сочетаниями.
           Пестрый контраст достигается при использовании различных, иногда взаимодополняющих цветов (желтый — фиолетовый), цветов различной яркости; при сочетании светлых и темных участков (черный — белый), цветов различной насыщенности, разных по силе (красный — серый).
           Контрастные цвета, постоянно находящиеся в поле зрения, могут раздражать. Следует избегать особенно резких контрастов на стене, которая всегда перед глазами в рабочей комнате, а также в аналогичных местах на полу (к примеру, ковер на полу у телевизора).
           Стены светлых, холодных тонов зрительно несколько «удаляются», а глубоких, теплых — как бы приближаются к нам.
           Белый цвет потолка не обязателен.
           Если необходимо, чтобы просторное, но низкое помещение казалось выше, степы окрашивают в теплый, довольно насыщенный цвет, а потолок — в прохладный, светлый (светло-голубой или зеленоватый). В очень высоких помещениях, каковые встречаются у нас чрезвычайно редко, потолок может быть чуть темнее стен.
           Полы не должны быть слишком светлые. Психологи утверждают, что светлый пол вызывает в человеке чувство неуверенности — ему нужна темная «почва под ногами». Кроме того, белый пол непрактичен. Однако пол не должен быть и излишне темным. Чем темнее цвет, тем больше света он забирает. Маленькие комнатки кажутся чуть больше, если продолжить пол полосой того же цвета на стене. Пестрые декоративные элементы, узоры на полу больших размеров воздействуют на человеческую психику как преграда.
           В помещении целесообразно использовать оттенки не более трех цветов цветового круга или, по меньшей мере, отказаться от гаммы одного из основных цветов (красного, желтого, синего). Яркость цвета подчеркивается, если он встречается в помещении несколько раз, но один цвет суммарно должен встречаться намного меньше других цветов, вместе взятых.
           Каждый человек воспринимает цвет по-своему.
           Покажите людям голубовато-зеленый лист. Один человек скажет, что это лист зеленого цвета, другой - синеватого.
           Насыщенность одного и того же цвета может быть различной. Так, тюль кажется светло-коричневым, если он задернут и через него светит солнце. Если же собрать тюль в сборку и стянуть подвязкой, он станет значительно более желтым. Добавление серого, черного делает цвет более темным и более умеренным. Если мы будем добавлять к какому-либо цве¬ту серый, то постепенно придем к оттенку серого. Как правило, мы хорошо различаем холодные оттенки серого, происходящие от синего, и теп¬лые — от желтого или красного.
           Хотя все понимают, что значит «холодный» или «теплый» цвет, дать научное обоснование такому делению нелегко. Возможно, человеческая психика ассоциирует синюю гамму со снегом и льдом, а красную и желтую — с солнцем и огнем.
           Эксперименты психологов подтвердили специфику восприятия цвета: пока стены мастерской были окрашены в голубой цвет, работницы жаловались на недостаток обогрева. После того, как их перевели в такой же цех, но со стенами красновато-песочного цвета, жалобы прекратились. Поставьте рядом желтый и синий круги, и вы увидите, что желтый словно лучится, тогда как синий создает впечатление замкнутости и глубины. Цвет баланса между синим и зеленым - это цвет отдыха, равновесия, иногда даже скуки («тоска зеленая»).
           Цвета несколько меняются в зависимости от формы. Треугольные, остроугольные, многоугольные формы ближе к броским, ярким цветам. Более тихие округлые родственны скорее глубоким и темным тонам — от сине-зеленого до черного. Поэтому темные цвета приглушают, сглаживают эксцентричные, необычные формы. Простым силуэтам больше идут светлые тона.
           Цвет воздействует и на восприятие объемности. Нежные пастельные тона могут компенсировать чрезмерную строгость объемов (но следует быть осторожным, чтобы не выглядеть смешно).
           Ажурные, резные, решетчатые вещи склонны к темным цветам. Тонкие перила должны быть скорее темными, а объемные балясины — светлыми.
           Любая рельефная поверхность словно добавляет в цвет немного серого. Она делает его более интересным, по чуть менее ярким. Сравните для примера один и тот же цвет на бумаге и на ткани. Цвет ткани будет мягче, сочнее благодаря ее живой фактуре.
           Рельефность ткани создается составляющими материю нитями, каждая из которых даст немного тени. Поэтому цвета рельефных обоев, обоев с напылением кажутся более глубокими. По той же причине красный цвет шерстяного ковра с высоким ворсом будет выразительнее красного цвета гладкого ковра. Солома, дранки, бамбук, лоза уже самой своей природой придают колориту особую изменчивость, и часто даже новые вещи, изготовленные из этих материалов, словно несут на себе налет времени. Искусственное освещение подчеркивает рельефность. Блестящая поверхность делает цвет более ярким и агрессивным. Цвет, который на бархате или атласе может выглядеть прекрасно, на ситце окажется безвкусным.
           Рядом с красным цветом желтый выглядит зеленоватым, а в красном добавляется пурпура. Это вызвано влиянием взаимодополняющих цветов. Любой цвет в соединении с другим передает ему небольшой оттенок своей противоположности.
           Зеленый в цветовом круге противоположен красному, а фиолетовый — желтому. Тот же фиолетовый рядом с красным синит, а красный приближается к оранжевому. Более оранжевым становится и желтый рядом с зеленым, а зеленый в этом случае «голубеет». Синий рядом с красным приобретает зеленоватый оттенок, а красный становится чуть оранжевым. Синий рядом с желтым получает оттенок фиолетового, а желтый с синим — оранжевого. То же относится и к производным от них цветам (красный/розовый, желтый/кремовый, синий/голубой и т. д.).
           По той же причине два холодных цвета, помещенные рядом, чуть «теплеют». С двумя теплыми цветами в сочетании происходит обратное, они становятся «холоднее».
           Как уже говорилось, каждый воспринимает цвет по-своему, и лишь некоторые правила можно признать общими. Так, темные тона придают печали, а светлые веселят. Теплые цвета более возбуждающие, а холодные — успокаивающие. В теплых оттенках больше динамизма, холодные располагают к отдыху. В спальне не вешают красных занавесок, а полностью серая кухня не пробудит аппетита.
           Что касается «тяжелых» и «легких» цветов, то психологи доказали, что ящики одного размера и веса могут характеризоваться грузчиками как тяжелые или легкие в зависимости от цвета, в который они окрашены.
           Желтый цвет — это цвет земли, один из самых жизнерадостных и активных. Лучезарный чистый желтый считается слегка экстравагантным и поверхностным. Его применяют при лечении неврастении, депрессии. Соломенные и золотистые оттенки желтого иногда быстро начинают казаться немного пыльными.
           Синий успокаивает своей глубиной. Темно-синий цвет, сближаясь с черным, грустен. Синий цвет используется для снятия нервного напряжения, он снижает кровяное давление, выравнивает дыхание, подвигает на созерцание и углубление в себя. Чем светлее голубой цвет, тем более далеким и равнодушным он кажется. Голубые тона способствуют отдыху, умственному труду, работе мысли.
           О зеленом цвете, производном от синего и желтого, говорят, что он недвижен и не пробуждает ни страсти, ни печали. По мнению психологов, тоску называют «зеленой» не случайно. Тем, кто склонен к меланхолии, не рекомендуется подолгу находиться в помещениях, выдержанных в зеленых тонах. Не подходит зеленый цвет и для столовых: он бывает, скучен и может ухудшить аппетит. Но зеленый зеленому рознь.
           Добавка желтого придает зеленому жизнерадостность, а зеленый, близкий к синему, приобретает серьезность, рождая чувство удовлетворенности. Сине-зеленые нотки годятся для рабочего кабинета, библиотеки. Бывают и очень живые зеленые опенки: цвета молодой травы, липо¬вой листвы. Сдержанность зеленого делает его идеальным цветом для строгих интерьеров. Зеленый — неизменный спутник стиля ампир и любой мебели из красного дерева, теплоту и блеск которого он подчеркивает, так же как и роскошь любой позолоты.
           Красный цвет наиболее пылок и страстей, но он не лучится страстью, как желтый, а горит внутренним огнем. Отдельные оттенки его могут быть чуть теплее (пронзительный светло-красный) или холоднее (багровеющий красный с примесью синего).
           Раздражающий красный цвет ассоциируется у пас с кровью, как синий — с небом и водой, которые никогда не утомляют, зеленый — с ле¬сом и природой, а оранжевый - с апельсином и огнем.
           Оранжевый цвет сочетает в себе черты красного и желтого. Это теплый, немного возбуждающий цвет, улучшающий пищеварение и слегка ускоряющий сердцебиение. У кого-то он вызывает ощущение блаженства, благополучия (оранжевые одеяния буддистских лам, кришнаитов), кого-то раздражает своей яркостью и почти эйфорической легкомысленностью. Некоторые оттенки светло-серо-оранжевого теперь довольно популярны.
           В католических странах фиолетовый является цветом траура (хризантемы, все старые сорта которых были фиолетовыми, в день Всех Святых, осенний день поминовения, приносили на могилы). Фиолетовые и сирене¬вые тона ассоциируются со старостью, и чем более насыщен этот цвет, тем сильнее он навевает грусть и скорбь.
           А вот в Китае цветом траура считается белый. Интересно, что такую функцию он выполнял раньше и у белорусов, а возможно, и у всех древних славян. Существовало традиционное противопоставление красного как цвета жизни, энергии, этого мира и белого, как цвета чистоты и мира иного. Белый имеет также символическое значение молчания (сравните «белое безмолвие»). «В белой форме самое чистое содержание», — писал Томас Элиот. Белый — это ступень бесчувствия цветов, знак ясности и чистоты. Ослепительно белый цвет утомляет. Наедине с белым трудно, зато употребленный как фон, он подчеркивает значимость любого другого цвета.
           Черный, цвет ночи и тьмы, так же безмолвствует, но это молчание полно безнадежности. В интерьере он важен для создания контраста с бе¬лым и другими цветами. Часто его можно заменить, темно-синим.
           Серому, происходящему от черного и белого, недостает жизненной силы. Если в его основе лежат черный и желтый или черный и красный, он кажется более светлым и более легким. Нельзя не отмстить красоты и спокойствия природных оттенков серого (камень, ткани и другие материалы). При вечернем освещении немного выигрывают теплые цвета.
           В свете лампочек мало фиолетового и много желтого и красного, поэтому кожа по вечерам кажется рыжее, чем днем, красное дерево — живее, белое и бесцветно стеклянное иногда кажется желтоватым, черное — каштановым, а синее чуть чернеет.
           Чтобы серый цвет «потеплел», рядом с ним должен находиться холодный цвет. Теплый цвет на сером делает его более холодным. Любой цвет рядом с серым выглядит более блестящим.
           На фоне черного пола цвет светлых ковров, стен, мебели станет немного более «гулким». Но черного и не должно быть видно слишком много. Если черный и серый заставляют все прочие цвета сверкать, истощая их, то белый, наоборот, делает цвета интенсивнее. На белом фоне любой цвет становится «толще», сильнее. Белый фон словно отнимает белизну у самого цвета.
           Большие белые (или серые) поверхности абсолютно необходимы, когда нужно сгладить, нейтрализовать противоречие двух цветов, вынужденно соседствующих в одном помещении.
           Действительно, сочетание двух взаимодополняющих цветов (красный/зеленый, желтый/фиолетовый, синий/оранжевый) выглядит несколько экзальтированно. В таком сочетании красный становится еще краснее, зеленый - зеленее, и оба кажутся довольно-таки грязными и режущими глаз. Вместе их можно употреблять, разве что, призвав на помощь белый цвет. Так, об алых цветах на зеленых стеблях на фоне зеленых листьев, которые мы наблюдаем в природе, никто не скажет, что они некрасивы. Все дело в тонких нюансах зеленого и красного, которые у растений редко бывают «чистыми».

           Вопросы для самопроверки.
Закрыть