5.7. Световой дизайн квартиры


           Одним из главных моментов в оформлении любого помещения является световой дизайн интерьера. Лучшее освещение любого помещения — солнечное, оно улучшает самочувствие и укрепляет здоровье.

Картинка
           Естественное освещение, создаваемое прямыми или рассеянными солнечными лучами, меняется в зависимости от времени суток и года, географической широты местности, состояния атмосферы, а также от расположения окон, их величины и др. В помещения, окна которых выходят на север и частично на запад и восток, попадает лишь рассеянный свет. Для улучшения естественного освещения комнат отделку стен и потолка рекомендуется делать светлой: свет, попадая на такие поверхности, многократно отражается, что усиливает освещенность; попадая же на темные поверхности, он сильно поглощается. В ряде случаев освещенность, создаваемая прямым солнечным светом, может оказаться излишней. Для ослабления прямого света рекомендуется применять занавеси и жалюзи. Подбирать расцветку обоев и тканей, расставлять мебель в доме необходимо с учетом освещения комнат в дневное время.
           С наступлением сумерек в свои права вступает искусственное освещение. Оно способно (иногда до неузнаваемости) изменять облик интерьера и придавать ему особенное, вечернее настроение.
           Искусственное освещение создается электрическими светильниками. Оно должно обеспечивать равномерную и достаточную освещенность помещения.
           Освещение жилища строится на соединении общего освещения с местным. Так, светильники общего света предназначены для равномерного освещения всего помещения, а источники местного освещения - для рабочих зон и зон отдыха. При общем освещении можно заниматься работой, не требующей сильного напряжения зрения. Это освещение смягчает резкие переходы от света к тени, вредные для глаз, и как бы объединяет зрительно отдельные функциональные зоны в общую целостную композицию интерьера. Светильники общего освещения обычно являются самыми мощными светильниками в помещении. Их основная задача — осветить все помещение как можно более равномерно, обеспечив при этом такой уровень освещенности, при котором можно легко делать домашние работы, не требующие высокой точности. Одновременно они создают обстановку, желательную для выполнения работ более высокой точности с использованием дополнительных светильников местного освещения: высвечивают фон и снижают контрасты в поле зрения человека до пределов, исключающих преждевременное утомление.

Картинка
           Основным отличием различных светильников общего освещения является направление светового потока. Светильники, свет которых направлен вверх на потолок или равномерно рассеивается по помещению, создают наиболее мягкое освещение и поэтому чаще других используются в спальных комнатах. Светильники, свет которых направлен преимущественно вниз, используются в случаях, когда они являются не единственными источниками общего освещения и применяются одновременно для освещения какой-либо части помещения (например, зоны вокруг обеденного стола). Разновидностью общего освещения является общее локализованное освещение. Оно применяется, например, в ванных комнатах, когда светильник, установленный на степе у зеркала, выполняет как функции освещения всего помещения, так и пространства около зеркала.
           Однако при многих видах занятий недостаточно иметь лишь только общее освещение. Следует в одном или нескольких местах помещения обеспечить и местное освещение с учетом конкретных условий. Поэтому в настоящее время все шире используются осветительные приборы, позволяющие направить свет в ту или иную сторону. Их прикрепляют к заделанной в потолке планке и по желанию перемещают так, чтобы их свет падал на какую-нибудь часть интерьера. Например, направленный поток света в общей комнате поможет подчеркнуть изящество стоящих на полках стенки красивых художественных изделий, легче отыскать нужную книгу. Таким же образом освещают картину или настенный ковер. Свет можно направить на какое-либо место в комнате в зависимости от случая, например, на стол, накрытый для семенного праздника. Для таких занятий, как чтение в кресле, вышивание и т. п., рекомендуется использовать напольный светильник. При черчении светильник можно укрепить на стене. Направленное освещение более экономично, так как потребляемая энергия расходуется только на освещение нужного объекта.
           В относительно больших помещениях наиболее рациональной является система зонального освещения, роль светильников которой ограничена размерами функциональной зоны (зоны отдыха и др.). Изменяя величину и направление световых потоков, включая в различных сочетаниях светильники, расположенные в разных зонах, и перемещая их в пространстве, можно в значительных пределах изменять условия освещенности в соответствии с переходом от одного вида деятельности к другому.

Картинка
           Освещение любого помещения квартиры должно, прежде всего, учитывать его функциональное назначение и в зависимости от этого может быть организовано с использованием различных средств.
           Освещение прихожей чаще всего осуществляется одним светильником, установленным в центре потолка. Для этого целесообразно использовать потолочные светильники, так как при относительно небольших размерах прихожей они не мешают при одевании верхней одежды. При высоких потолках можно применять и подвесные светильники, но при этом необходимо, чтобы расстояние от их нижней точки до пола было не меньше 2—2,3 м. Если в прихожей расположено зеркало, то по обе стороны от него на уровне головы устанавливают настенные светильники. Для этой цели пригодны светильники с люминесцентными источниками света (каждый мощностью не менее 20 Вт) или лампами накаливания (каждая мощностью не менее 40 Вт). Если светильники отстоят от стены, то их располагают с некоторым отступом от края зеркала, чтобы отражение светильника в зеркале не попадало в поле зрения. Так как прихожая рассчитана на кратковременное пребывание людей, то жестких светотехнических требований к светильникам, используемым в ней, предъявлять не следует. Гораздо важнее сделать правильный выбор их внешнего вида, увязав его с интерьером квартиры.
           В гостиной чаще всего (в соответствии с традициями) посредине потолка устанавливается светильник общего освещения и дополнительно светильник местного освещения в каждой функциональной зоне. В этом случае в качестве светильника общего освещения используют традиционную люстру с несколькими источниками света. Такие светильники, особенно с открытыми источниками света, обладают, как правило, большой яркостью, они особенно хороши для создания праздничной, торжествен¬ной обстановки. При необходимости яркость светильника можно понижать с помощью светорегулятора, который позволяет плавно изменять потребляемую светильником мощность в пределах от нуля до максимально возможной (номинальной). Реже применяется более целесообразный и современный прием, обеспечивающий одновременно общее освещение комнаты и местное освещение се наиболее крупной функциональной зоны (чаще всего обеденной). В этом случае периферийная система источников света призвана обеспечить праздничное освещение, а центральная — повседневное, рабочее освещение. В соответствии с рассмотренным приемом светильник всегда располагается над центром стола. В случаях, когда центр стола не находится под местом вывода потолочной электропроводки (обычно в центре потолка), светильник подсоединяется к электросети с помощью свободно провисающего электрошнура в красивой оплетке. Для освещения зоны отдыха в общей комнате пригодны напольные светильники (торшеры) или настенные светильники на подвесах, а также большие настольные лампы. Независимо от способа установки светильник должен обеспечивать не только достаточный уровень общего освещения, но и хорошее местное. При этом мощность светильника долж¬на быть не менее 100 Вт. Незаменимым дополнением к светильнику зоны отдыха является светорегулятор, позволяющий уменьшать освещенность до желаемого уровня, например, при просмотре телевизора или прослушивании музыки.
           Для освещения спальни, кроме общего освещения, необходимо предусмотреть и местное — для изголовья кроватей и туалетного столика. Для общего освещения рекомендуется светильник, световой поток которого рассеивается по сторонам и имеет открытый выход только вверх. Местное освещение в изголовьях кроватей осуществляется с помощью светильников, устанавливаемых на прикроватных тумбочках, прикрепленных к стене и снабженных шарнирным устройством, дающим возможность направлять свет в зависимости от положения читающего в кровати. Местное освещение у туалетного столика достигается настенными светильниками, установленными по бокам от зеркала. Такие светильники должны давать мягкий рассеянный свет и находиться на уровне головы. Неприемлем свет, идущий сверху, так как он создает палице грубые тени; недопустимо также цветное освещение.
           Используя реостат, можно добиться, что все лампочки хрустальной люстры в спальне будут слабо теплиться, наполняя полумрак таинственным мерцанием. К интимному освещению можно отнести и системы с эффектом звездного неба. Они состоят из световодов, проектора и светофильтра. Все стеклянные волокна имеют разную толщину и разные насадки. Диск светофильтра за счет нагревания прибора медленно вращается, и проецируемое на потолок «звездное небо» волнообразно меняет свой цвет. Атмосфера создается загадочная и обволакивающая.
           В детской комнате для общего и местного освещения целесообразно использовать подвесной светильник комбинированного освещения, который за счет длинного шнура можно подвешивать в различных участках потолка, направляя по желанию свет на стол для занятий, в зону игр, на кровать и пр.
           Особенно внимательно следует отнестись к организации освещения уголка школьника. Желательно, чтобы верхняя крышка стола или секретера, предназначенного для занятий, была обязательно матовой фактуры. Свет должен равномерно освещать всю поверхность стола. Предметы, расположенные в поле зрения школьника, не должны быть слишком блестящими или пестрыми. Светильники нужно устанавливать так, чтобы внутренняя часть абажура не просматривалась при нормальном положении сидящего школьника. Неприемлемы для детской комнаты свободно стоящие светильники, так как дети могут их опрокинуть.
           Освещение кухни делают двух видов: общее и местное — над рабочей плоскостью стола, так как при одном только общем верхнем источнике света тень работающего падает на поверхность рабочего стола. Местное освещение лучше всего располагать под навесными шкафчиками — в этом случае их днища исполняют роль защитного козырька и свет не попадает в глаза работающего, а освещает только руки и стол. Для местного освещения удобно использовать лампы дневного света — люминесцентные трубки, но теплого розового, а не холодного голубого цвета.
           Выключатели для общего и местного света лучше сделать раздельными — часто местный свет не нужен. Источник общего света можно поместить как в центре потолка, так и над обеденным столом.
           Санитарные узлы также оборудуют местным и общим освещением. Освещение должно быть достаточно интенсивным, чтобы при мытье рук, купании, расчесывании волос был создан соответствующий световой комфорт. Поскольку ванная — помещение с очень высоким процентом влажности, здесь применяют полугерметичные осветительные приборы — плафоны и бра, закрытые обычно стеклом молочного цвета. Светильник местного освещения, например бра, устанавливают над зеркалом или с обеих его сторон, что удобно при бритье, косметических процедурах. Очень важно, чтобы боковые светильники имели рассеиватели из матового стекла, предохраняющего глаза от слепящего прямого света.
           Освещение в интерьере является многофункциональным. Оно влияет на архитектурную организацию простора, содействует созданию определенного настроения, эмоционально воздействует на человека. Так, равномерная подсветка потолка напольными светильниками или со стороны карнизов фальш-потолка гарантирует плавность его зрительного «парения». Единственное, не стоит освещать плохо отделанную поверхность с неровностями, трещинами и прочими дефектами — свет их моментально подчеркнет.
           Целям визуального облегчения и расширения жилища может служить монотонная подсветка плоскостей стен. Здесь важно соответствие отражающих свойств поверхности и ее цвета характеристикам света.
           Если комната слишком длинная, то гармонизировать ее размеры помогает световое акцептирование удаленной стены. При этом другие стены должны быть освещены равномерно. Но не стоит планировать равномерное освещение всей комнаты. В этом случае помещение теряет свои контуры, кажется скучным и быстро утомляет, поскольку в нем недостает напряжения и контраста. Правильней всего устраивать островки света за счет разных его источников. Соседство света и темноты будит ассоциации с природой, создает уютное настроение и сообщает помещению световой ритм.
           Свет наделяет предметы обстановки какой-то собственной жизнью и особенным «выражением лица». Они вступают в новые пространственные взаимоотношения. Их контуры могут растворяться в воздухе или, напротив, становиться четкими, контрастными; что-то подойдет из тьмы поближе, что-то отодвинется в тень.
           Следует учитывать, что цвет стен, обивка мебели, ковры, текстура дерева по-разному воспринимаются при естественном и искусственном освещении, а также при разных углах падения света, освещение сильно изменяет цвет. Поэтому перед покупкой любого «цветного» элемента для будущего интерьера (тканей, красок, обоев, ковровых покрытий, мебели и пр.) грамотный дизайнер «испытывает» его образец не только при естественном свете в магазине, но и при освещении, которое будет установлено в квартире.
           Существуют специальные колористические таблицы, показывающие, как «теплый» и «холодный» искусственный свет влияет на изменение цветовой гаммы. Например, красивый голубой ковер в комнате с «теплым» освещением приобретает малоприятный мышиный оттенок.
           Важную роль играет освещение и в художественном решении интерьера: свет и тень подчеркивают наиболее выгодные в декоративном отношении части интерьера, помогают создать в комнате уют. Например, при приеме гостей, используя светильники с направленным светом, можно светом акцентировать центр комнаты с праздничным столом, оставив углы гостиной в полумраке, создав, таким образом, альтернативу суете и шуму.
           В одном и том же помещении, включая различные источники света, можно достигнуть самого разнообразного эффекта. Скрытым источником можно красиво осветить вечером оконную штору или занавес, лучом направленного света выделить интересную картину, статуэтку, вазу, цветы. Такое подчеркнутое освещение хорошо комбинировать с общим рассеянным отраженным светом.
           Световоды - гнущиеся фиберглассовые трубки — позволяют передавать свет в соседнее помещение, получать небольшие световые пятна в темном углу комнаты, варьировать цвет освещения.
           Последовательное включение и выключение отдельных осветитель¬ных точек способно обогащать вечерний вид интерьера, придавать ему разнообразие, выявлять его композицию.
           
           Светильники
           
           Свойства самого светильника дают дополнительные возможности для усиления или ослабления светового эффекта. Люстра, когда-то освещав¬шая всю комнату, в современном интерьере как бы распалась на световые точки, и они, покинув середину потолка, разошлись по местам, где свет их нужнее, интереснее. Вот несколько примеров.
           Светильники направленного света. Комбинация общего рассеянного света со световыми акцентами, создаваемыми яркими пучками направленного света, дает совершенно новые возможности выстраивать целые световые картины. Эти светильники обычно выполнены в современном стиле и не имеют привычного абажура или плафона. Они малозаметны, но имеют определяющее значение в световом решении интерьера.
           Последняя новинка в этой группе — светильники TELEDANCE, арматура которых песет в себе миниатюрную электронику. Такой светиль¬ник можно запрограммировать на сложные движения пучка света, причем цвет освещения может изменяться по заданной программе. Такой «танцующий» свет делает интерьер живым и подвижным, привлекая внимание то к одному его элементу, то к другому.
           Оптико-волоконные светильники. Современные западные разработки светильников на основе световодов из полимерных оптических волокон приносят в интерьер принципиально новые возможности. Генератор света на основе эффективной галогенной лампы скрыт от глаз. От пего идет длинный пучок световодов, которые доставляют точечный, яркий, искрящийся свет куда нам заблагорассудится: огоньки будут сиять между кафельных плит в ванной, подсвечивать картины, создадут светящуюся дорожку в коридоре либо звездное небо под потолком.
           Встроенные потолочные светильники. Если столетиями световым центром интерьера были свисающие с потолка притягивающие взгляд сияющие люстры, то сегодня модны встроенные в потолок не бросающиеся в глаза светильники. Они создают эффект «струящегося» по стенам света (дизайнеры называют это «wall — washer» — омывающий стены). К такому световому решению специалистов привели опять же психологи: они установили, что человеческий глаз в первую очередь воспринимает освещенность вертикальных поверхностей, и, следовательно, для лучшего восприятия должны быть правильно освещены именно поверхности стен. Такой эффект обеспечивается светильниками с асимметричной оптикой. Это изменяет архитектуру помещения, оно воспринимается более просторным, наполненным воздухом и положительной аурой.
           Галогенные светильники. В светильниках используются различные источники света. Самыми распространенными и наидешевейшими являются лампы накаливания, имеющие наибольшее разнообразие типов — от стандартных, декоративных до специальных рефлекторных. Но их серьезными конкурентами в последнее время выступают галогенные лампы. Это новейшее поколение светильников. В крохотной колбочке с отражателем сияет вольфрамовая нить. Внутри — не вакуум, как в лампочке накаливания, а разреженная среда с парами галогенов. Они обеспечивают постоянное обновление раскаленной вольфрамовой нити, и ресурс такой лампы намного увеличивается. Световой поток этих ламп выше, чем у обычных ламп накаливания, а спектр излучения делает свет искристым, радостным, мягким. Очень красивы в этом освещении хрусталь, серебро; все предметы выглядят объемнее, а их цвета — сочнее и ярче. Доказано, что такие лампы наименее вредны для зрения потому, что галогенный свет наиболее близок к солнечному. Галогенные лампы мощностью 20 Вт излучают столько же света, сколько 60-ваттная лампочка накаливания, а служат они в 2—3 раза дольше такой лампочки.
           Галогенное освещение имеет диапазон от широкорассеянного до остронаправленного узкого прожекторного пучка, а потому открывает возможности для разработки самых разнообразных вариантов светильников. Это позволяет вести речь о специальной группе светильников — галогенных. Их использование в последнее время значительно расширилось: све¬тильники для дома (люстры, бра, торшеры, настольные лампы) и большое количество осветительных приборов для общественных сооружений, офисов.
           Удачно выбранный по цвету, форме и пропорциям светильник играет роль акцентирующего декоративного пятна, которое как бы организует и связывает воедино все части внутреннего убранства помещения.
           Сегодня специализированные магазины светотехники предлагают: лампы обычные, люминесцентные и галогенные; фантастически красивые хрустальные люстры; запоминающиеся немецкие торшеры; люстры с сетчатыми плафончиками, придающие обычным лампам накаливания эффект мерцающих звезд; веселые абажуры для детских комнат с прикреп¬ленной забавной игрушкой; современные оригинальные люстры; светильники для подвесных потолков любых размеров; неоромантические бра; многочисленные, но довольно однотипные итальянские хрустальные люстры; брызгозащитные светильники для ванных комнат и герметичные для подсветки бассейнов; десятки видов оправ для точечного освещения и др., так что выбрать есть из чего.
           Самый комфортный для человека свет — отраженный и рассеянный. Сейчас вошли в моду подвесные потолочные светильники, торшеры и бра эффектного дизайна с плафонами, абажурами и отражателями, направляющими свет в потолок. Хорошо отделанный потолок отдает большую часть света назад, равномерно рассеивая его по всему помещению.
           Этому же служат хорошо известные молочно-белые плафоны в виде шаров. Сейчас такой дизайн люстр в виде гроздей небольших молочно-белых шаров снова вошел в моду в жилых домах. Но, в отличие от старых, для них используют особые трехслойные стекла, гораздо лучше пропускающие световое излучение. Широкого спектра плафоны и абажуры из трехслойного матированного стекла более равномерно распределяют свет и не дают раздражающих глаз бликов.
           Для больших комнат удобны имеющиеся в продаже электрореи (разных модификаций и цветов) с передвижными светильниками. Электрорея представляет собой направляющую, которая крепится к потолку или стене. Направляющим можно придавать разные формы путем соединения их между собой в цепочку, к которой крепятся светильники. Благодаря специальному креплению светильники можно перемещать по всей длине электрореи для освещения нужного участка интерьера.
           Правильно подобранный светильник станет акцентом интерьера, его решение приобретет индивидуальность, неповторимость. В этом случае светильник объединит функциональную роль с декоративной и может быть выполнен из стекла, керамики, металла иди пластика, сплетен из лозы.
           В настоящее время дизайнеры все более упорно отказываются от единого точечного освещения в пользу рассыпанных по потолку (и не только) галогенных светильников, которые, благодаря своей нейтральной форме, прекрасно поддерживают любой стиль интерьера.
           В современном дизайне свет предстает не только в знакомом облике, скажем, торшеров, — он рисует пространство, создает новые измерения, ощущения, настроения. Таковы лампочки на тоненьких металлических нитках, хитро переплетенные и разнонаправленные; лампочки с ангельскими крылышками, вспыхивающие при одном прикосновении к проводу; забавные светлячки, прикрывающие электрические кишки прозрачным панцирем; свесившиеся с провода бумажные спирали (willy-dilly — дизайн Инго Маурера (Германия); световые конструкции фирмы Arteluce — мощные лампы конструкторского типа, которые могут поднимать или опускать своеобразные «крылья», регулируя освещение от полумрака до ровного яркого сияния — освещенные тканевые паруса под потолком (Celestia фирмы Flos), металлические конструкции с разноцветными прожекторами, напоминающие реквизит осветителя (системный свет фирмы Targgeti) и т. д. Современные люстры, бра, торшеры, будучи весьма сложными по технологии и стилю, в то же время просты по конструкции. Они не демонстрируют богатства своих обладателей, а скорее указывают на иной их подход к интерьеру. И действительно, все эти забавные штуки живут в соответствующей обстановке и требуют нестандартных архитектурных и интерьерных решений. Именно для пего — искусственного освещения — создаются архитектором ниши, щели, выступы и перепады плоскостей, для него покупаются маленькие столики, тумбочки, подставки. Дизайн и функциональная направленность источников света настолько разнообразны, что гораздо труднее выбрать стиль интерьера, чем подобрать к нему светильник.

           Вопросы для самопроверки.

Закрыть