Копоть в кузнице останется


           На протяжении своего существования Москва была не просто столицей, по одновременно центром, где зарождалось и развивалось русское искусство. Уже в X — XV вв., когда Москва возглавила объединение русских земель, в пей и ее окрестностях возникает искусство, позднее названное раннемосковским. В VII в. столица оставалась художественным центром страны. Может быть, как никогда ранее, искусство этого времени питалось народным творчеством с его красочной декоративностью; народные истоки придали ему черты неповторимого своеобразия, жизнеутверждающий характер, глубину образной выразительности.
           В художественном образе Москвы не последнее место занимают произведения декоративного искусства, в частности художественное литье и кованое железо.
           Совеем недавно художественная ковка казалась анахронизмом на фоне тех достижений, что принес литой и штампованный металл. Но, видно, есть в кованом железе нечто, что заставляет сегодня относиться к нему иначе, — рукотворное начало с его бесконечными возможностями.
           Петербург пыл великолепной школой кузнечного искусства для многих мастеров. Рукотворная живописность архитектуры старого Петербурга веками органично сливалась с планировкой города, и в ней не последнее место занимало кованое узорочье.
           Чугунное литье и кованое железо составляют богатейший раздел декоративного искусства, они имеют свою интереснейшую историю и огромное наследие.
           Широчайшее применение в русской архитектуре прошлых веков художественный металл получил благодаря своим высоким декоративным и практическим качествам.
           Чугун обладает важными свойствами, которые, вероятно, и послужили главными причинами использования его в прикладном искусстве. Вместе с тем этот материал обладает не менее уникальной особенностью приобретать при литье тончайшую форму. Широко известно каслинское художественное литье. Произведения уральских мастеров прекрасно иллюстрируют безграничные возможности создания из металла ажурных филигранных композиций.
           Кованое железо в пашей стране веками повсеместно составляло существенную часть материальной культуры народа. В не столь уж отдаленные времена изделия кузнецов занимали почетное место в среде обитания русского человека: скобяные изделия, предметы быта, оружие. Кованое железо являлось неотъемлемым функционально-декоративным элементом архитектуры — это решетки балконов, кронштейны козырьков над входами, дымники на трубах, ограждения лестниц и многое другое.
           Художественная ковка получила широкое распространение в русской архитектуре благодаря безграничным выразительным возможностям металла, его способности следовать любому замыслу мастера-творца, а также долговечности. Ведь ковка веками сохранялась в холодном сыром климате. Кузнечное дело — одно из древнейших ремесел на земле. Возможно, первыми коваными художественными изделиями на Руси были светцы. Постепенно свечи вытеснили лучину, а подсвечники светцы. Немало выдумки проявляли сельские кузнецы при украшении входных ворот и наружных дверей. Навешивали кузнечной работы жиковины, массивные секирные замки, ручки-стукалы. Особую выдумку проявляли при изготовлении «головок» ключей, декоративность вносили даже в кованые гвозди, болты и заклепки. Но во всей красе кованый металл в России предстал в оградах и балконных решетках второй половины X в., неповторимых по рисунку и технике кузнечного искусства. Кузнецы, добираясь до красоты сквозь гарь и копоть, сквозь упрямство металла, всегда воспитывали в людях чувство прекрасного. И неспроста родилась в народе поговорка: «Копоть в кузнеце останется, а народу чудо явится».
           С ростом общей культуры усиливается и желание общаться с народным искусством. Так что процесс будет развиваться. Народное творчество уже влияет и в будущем еще больше будет влиять на наше жилище, утварь, одежду — словом, на весь наш быт.
           Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта. Народные промыслы возникли не на голом месте, их принципы, корни уходят в древнерусское искусство, порождены его эстетикой, основным источником которой служила красота русской земли.

           Назад

Закрыть