§14. Создание творческого проекта

§14. Создание творческого проекта

Проектирование

Необходимость в проектировании возникает в тех случаях, когда известные из предыдущего опыта технологии не могут быть применены для решения новых задач или известных задач в новых условиях. При этом всегда имеется дефицит ресурсов для реализации идеального решения. Это заставляет искать среди множества вариантов достижения цели оптимальный, с минимизацией затрат. Можно сказать, что любая деятельность человека (не только профессиональная, но и, например, выбора жизненного поприща) представляет собой череду исполняемых проектов, однако разных масштабов, ответственности, стоимости, последствий. Проектом и проектированием как процессом его создания будем называть поиск аргументированных и доказательных, иногда единственно правильных, решений применительно к данным ус­ловиям и выбранным целям. При этом сам выбор целей часто бывает важной частью проекта.

Проектирование — неотъемлемая составляющая любой сферы деятельности людей (технической, социальной, экономиче­ской, военной, педагогической, художественной). Примеры раз­личных проектов: скоростная железная дорога, электромобиль, система пенсионного обеспечения, процедура сбора налогов с физических и юридических лиц, организация питания детей в школе, приватизация, сокращение вооружений и численности армии, новые учебники, учебные видеофильмы, трудовые объединения школьников, школьные здания, оперный спектакль, скульптурный памятник, кинофильм...

Таким образом, есть все основания считать проектирование проявлением предпринимательства, без которого самая идея проекта возникнуть не может.

Если раньше проекты укладывались в рамки узкой специализации, то в последние 30—40 лет (вероятно, с появлением дизай­на) проектирование становится системным, интеграционным и междисциплинарным, когда при решении основной задачи — улучшения технико-экономических и социальных показателей продуктивной деятельности учитываются технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы и даже последствия внедрения новшеств. Более того, многие проекты (в биологии, медицине, военной технике, компьютеризации, средствах массовой информации — СМИ) должны включать морально-этические аспекты и быть «прозрачными» для широкой общественности, а не становиться частным делом профессионалов.

В современном техногенном мире любые объекты проектиро­вания не являются обособленными. Они включаются в техносистемы, функционирование которых — предмет науки о больших системах. Очевидно, что степень ответственности авторов проектов за предлагаемые решения значительно возрастает, и рост этот будет продолжаться.

Существенной тенденцией современного проектирования является учет «человеческого фактора», т. е. осознание адресованности любого проекта именно человеку с его психологическими, антропометрическими, социальными и даже уникальными индивидуальными характеристиками. В проектах непременно рассматриваются отношения «человек — машина», «человек — автомат», «человек — техническое устройство», «человек — знаковая система» и т. п. Эта тенденция отражает отход от технократического мышления в пользу технологического, культурологического и гуманитарного.

Проектирование опирается на такие выработанные практикой и наукой требования:

•   не принимать решения без анализа всех элементов проблемы, ситуации;

•   не считать метод проб и ошибок рациональным, хотя именно так совершались многие уникальные открытия прошлого;

•   расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;

•   стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной и естественной последовательности не наблюдается;

•    сначала составлять макеты, модели, схемы и тому подобные наглядные воплощения будущего объекта проектирования (т. е. максимально активизировать свою мысль и воображение), а затем переходить к изучению литературных источников и других баз данных по каждому конкретному вопросу;

•   подходить к любому вопросу разносторонне и системно;

•   считать, что все предлагаемые решения имеют право на су­ществование, однако среди них имеются такие, которые наилуч­шим образом соответствуют конкретным условиям, функциям и назначению объекта;

•    помнить, что все принципиально новые решения сначала воспринимаются как нереальные и даже не очень умные.

Любой проект является коммуникативным документом, т. е. посланием авторов другим людям, которым предстоит понять по­зицию и аргументацию предлагаемых решений и (или) осуществлять предлагаемый проект. Проект, изложенный на бумажных или электронных носителях, в словах и схемах, является интеллектуальным продуктом его авторов (разработчиков). Обоснование этого продукта должно быть убедительным, т. е. соответствовать принятым научным представлениям, теориям и гипотезам, во всяком случае не входить с ними в неразрешимые противоречия. Материализация проектного решения может служить одним из аргументов в пользу его правомерности и обоснованности, но главным критерием истинности, убедительности решения является его внутренняя непротиворечивость, своего рода гармоничность. Проектную деятельность вполне можно считать средством развития мышления и самообразования, в том числе и профессионального.

Антиподы проектирования — спонтанные «озарения», не имеющие веских оснований, по принципу — сначала сделать, по­том подумать зачем. Такие «решения» весьма часто встречаются в валюнтаристских проектах.

Не имеет отношения к проектированию и репродуктивное использование найденных ранее решений, повторение известного.

Проектирование как вид творчества предполагает восхождение, диалектическое развитие, движение от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовлетворяющего состояния к удовлетворяющему новые потребности не только производства, но и людей, живущих в современном обществе.

Себестоимость предпринимательского творческого проекта (бизнес-план)

Проектирование — дело дорогостоящее. Стоимость (вернее, себестоимость) осуществления проекта в зависимости от его осо­бенностей и сложности может быть различной. Назовем основные статьи расходов, которые, как правило, определяют стоимость проекта: информационное обеспечение, подготовка квалифицированных кадров, создание работоспособных творческих коллективов, дополнительная оплата «сверхурочной» работы (фактор времени сказывается решающим в конкурентной борьбе), необходимые научные исследования, оргтехника (ЭВМ, графопостроители, множительная техника, средства связи и др.), создание макетов и образцов на опытном производстве, испытания опытных образцов, рекламные кампании, аренда помещений, заработная плата исполнителей.

На последней статье расходов остановимся подробнее. Если рядовые специалисты и исполнители получают заработную плату в зависимости от затрат времени, квалификации, то ведущие проектанты работают на основе договоров, устанавливающих персональные гонорары, так как они являются уникальными специалистами, отличающимися от рядовых более высокой результативностью и поисковым, творческим характером своего труда. Творческий же труд практически не поддается оцениванию, более того, его сложно стимулировать материально. Помните, пушкинское: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»?

Наивно пытаться определить «правильную» оплату труда создателей Останкинской или Шуховской башен, автомата Калашникова или моста Патона, лампочки накаливания или шариковой авторучки, пуговицы или застежки-молнии. Ясно лишь одно: денежное вознаграждение должно обеспечивать максимальную свободу творчества от бытовых и других «непроизводительных» забот.

Уникальные проекты изменяют жизнь миллионов людей, определяют уровень цивилизации, оказывают мощное влияние на культуру, но обычно для этого нужно время. При жизни авторы таких проектов, опровергающих привычные представления, принятые точки зрения, естественно, вынуждены вступать в борьбу с носителями традиционных подходов, ревностными защитниками своих мнимых или действительных, но прошлых, устаревших достижений. Такова природа творчества, в основе которой лежит конфликт между вчера и сегодня, сегодня и завтра. И разрешение этого конфликта произойдет лишь тогда, когда наступит завтра.

Цена любого проекта определяется в первую очередь величи­ной ожидаемой (потенциальной) прибыли, технико-экономическим, экологическим и социальным эффектом. При этом учитываются сроки окупаемости нововведения, т. е. временная дата, когда прибыль покроет расходы на проектирование и когда проект начнет приносить «чистый» доход. Однако ждать этого приходится несколько лет, иногда десятилетия, что, конечно, затрудняет поиск инвесторов, получение банковских кредитов, создание акционерных обществ для разработки и реализации серьезных, глобальных проектов.

Более простые проекты финансируются из прибыли предпри­ятий, статей расходов на воспроизводство интеллектуального потенциала, без которого невозможны научно-технический прогресс и сохранение конкурентоспособности продукции на рынке товаров и услуг.

В странах с развитой экономикой развитие проектирования поддерживают банки, дающие деньги обычно под процент от прибылей предприятия, осуществляющего проекты. В крупных научных и социально значимых проектах, отдача от которых ожидается через 5—6 лет, участвует государство, финансируя их из бюджета.

Государство, кстати, должно постоянно финансировать системы непрерывного образования, так как средние и высшие учебные заведения готовят интеллектуальную элиту, обеспечивают необхо­димую теоретико-практическую подготовку специалистов, обладающих опытом и традициями творческой деятельности проектных школ мира и готовых к продолжению проектной работы и созданию новых технологий.

Себестоимость инженерного творческого проекта в значительной степени зависит от технологических и предпринимательских способностей конструкторов и технологов.

Конструирование каждой детали технического объекта предполагает решение двуединой задачи. Во-первых, эта деталь должна максимально удовлетворять требованиям конструкции и эксплуа­тации узла, и, во-вторых, на ее изготовление должно идти минимум затрат.

Буквально за каждой линией или размером на чертеже стоит выбор материала, заготовки, технологических операций, средств автоматизации и механизации, инструментов, приспособлений и технологических операций. При этом выбор должен быть оправдан технологически и экономически, т. е. отвечать условиям двуединой задачи, решение которой вполне можно отнести к области инженерной экологии.

Учет требований экологии к технологическим процессам оборачивается экономией ресурсов в натуральном и денежном выра­жении: чем меньше у природы взято материалов, энергии, воды, чем меньше объем отходов и выбросов, тем рациональнее экономика производства.

Технологи, материализующие проект в конкретной технологии изготовления буквально каждой детали, уточняют, проверяют и принимают окончательное решение, на осуществление которого также потребуются затраты. Затраты на изготовление каждой детали и всего изделия (или программы их выпуска) принято называть себестоимостью и считать важнейшим экономическим показате­лем производства. Себестоимость складывается из следующих показателей.

Конечно, приведенная формула себестоимости максимально упрощена, но именно ею руководствуется технолог при сравнении предлагаемых технологических решений.

Так, выбор заготовок обусловлен их ценой, которая в свою оче­редь зависит от марки материала, условий поставки, сортамента (например, прутки круглого или квадратного поперечного сечения), транспортных расходов. При этом технолог определяет так называемый коэффициент использования материала (КИМ):

Согласно формуле себестоимости, идеальным производством будет такое, когда именно стоимость материала составит, например, 90—95%, а остальные расходы сведутся к минимуму.

Относительно просто обстоит с заработной платой основных рабочих — автоматизация заменяет человека на рабочем месте, высвобождает его из технологического процесса преобразования заготовки в готовую деталь.

Накладные расходы включают стоимость зданий и сооружений, основного производственного оборудования, заработную плату управленческого персонала (начиная с директора или главного инженера), расходы, связанные с инженерным обеспечением производства (оплата труда конструкторов, технологов, снабженцев, работников вычислительного центра и др.), а также с рекламой, гарантийным ремонтом и обслуживанием.

Если с одного квадратного (иногда кубического) метра произ­водственной площади при использовании технологии А можно получить продукции в 1,5 раза больше, чем при использовании технологии Б, то предприимчивый технолог явно уменьшил накладные расходы и в конечном счете себестоимость продукции.

Однако если производительность технологии А выше, то мож­но предположить большую стоимость оборудования, что увеличит накладные расходы. Следовательно, сравнивать придется планируемую себестоимость и затраты на приобретение и эксплуатацию более современного оборудования. При этом, конечно, нужно учитывать объем выпускаемой продукции (программа выпуска детали), так как приобретение дорогого оборудования при малом выпуске ляжет тяжелым бременем на себестоимость, верхним пре­делом которой будет рыночная цена выпускаемого изделия (если цену детали вообще можно определить).

Проиллюстрируем сказанное примером предпринимательства технолога при решении задач на сравнение технологических вари­антов. Разновидностью заготовок для обработки давлением является проволока, обычно диаметром от 1 до 20 мм. Из нее делают огромную номенклатуру деталей, в том числе изделия, используемые в повседневной жизни: цепочки, скрепки, фурнитура, шарики, ролики и др.

Многие болты делают холодной объемной штамповкой (ХОШ) из проволоки на прессах-автоматах, а резьбу накатывают специаль­ным накатным устройством. Холодная объемная штамповка долж­на окончательно вытеснить обработку резанием и там, где можно, заменить горячую объемную штамповку. В начале XX в. впервые ХОШ применила парфюмерная французская фирма для производства металлических коробочек под кремы и мази. ХОШ получают детали из алюминия и его сплавов (тюбики для зубной пасты, аэрозольные баллоны, например, получены холодным выдавливанием из плоской круглой заготовки, напоминающей таблетку), меди, цинка, олова, низко- и среднеуглеродистых, а также легированных конструкционных сталей. В автомобильной промышленности широко применяется ХОШ стальных деталей. Однако стали нельзя применять для изготовления любых форм — здесь существуют стро­гие ограничения. Наступление на эти ограничения ведут созданием специальных сталей для ХОШ, имеющих определенную структуру и химический состав. Также разрабатывают способы термической об­работки, повышающие пластичность сталей.

Таким образом, предприимчивый технолог участвует в получе­нии прибыли на рынке по формуле, которая хорошо известна из экономики:

Из этой формулы можно сделать интересный вывод. Повыше­ние рыночной цены изделия — предпринимательская задача конст­руктора (в том числе предъявлением требований к качеству каждой производимой детали). Однако повысить цену в условиях предложений конкурентов трудно — нужны изобретения, «ноу-хау», отличные дизайнерские разработки, маркетинговый анализ, действенная реклама и многое другое.

Предпринимательская задача технолога — уменьшение суммы себестоимостей всех деталей через создание, в идеале, безлюдного, безотходного высокопроизводительного производства.

Именно таким образом предприимчивые конструкторы и технологи совместно решают двуединую задачу получения прибыли на рынке. Заметим, что значительная часть прибыли идет на совершенствование производства — от конструирования новых деталей до их эффективного производства. Если угодно, то предприимчивость конструкторов и технологов включает и запрашивание материальных и финансовых средств на нужды совершенствования производства, убедительное обоснование этих запросов проектами и конструктивными предложениями.

Закрыть