Эвристические методы
Метод мозговой атаки
Универсальные вопросники
Метод букета проблем
ПКД
Метод инверсии
Ассоциативные методы

§4. Интуитивные (эврестические) и рациональные (логические) методы и приемы решения творческо - конструкторских задач

4.1. Классификация методов решения творческих задач

Современные методы поиска новых решений позволяют рационализировать различные стороны поисковой деятельности. Все известные методы решения творческих задач можно условно разделить на две большие группы по признаку доминирования в них интуитивных или логических процедур и соответствующих им правил деятельности.

Первая группа - это так называемые эвристические (интуитивные, или иррациональные) методы, которые опираются на активизацию творческой деятельности человека и развитие его творческих способностей на основе развития интуитивных процедур деятельности, фантазии, аналогий и др. B эту группу входят методы. "мозговая атака", синектика, метод эвристических вопросов, метод эмпатий (личной аналогии), метод сравнительных стратегий, ассоциативные методы.

Вторая группа методов основана на использовании оптимальной логики анализа технического или другого совершенствуемого объекта, закономерностей его развития. Здесь предлагают логические правила анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д. Это рациональные, или логические методы решения творческих задач. К ним относятся: морфологический анализ, метод многомерных матриц, алгоритм решения изобретательских задач, фyнкционaльно-физическая методика конструирования.

Все эти методы достаточно хорошо разработаны и могут использоваться как отдельным специалистом (например, фундаментальный метод проектирования Мэтчетта), таки специально формируемым и обученным творческим коллективом (например, фyнкционaльно-стоимостный анализ, синектика и др.).

Совершенствование методов поиска новых идей и решений (как в области техники, так и вне ее) продолжается, потому что потребность, спрос на методы растут вместе с развитием мировой экономики. Например, применение ЭВМ значительно расширило возможности многих методов: появились такие программы, как "Изобретающая машина".

Но не менее важным фактором является творческое развитие и саморазвитие человека в процессе обучения методам решения творческих задач.

4.2. Эвристические (интуитивные) методы генерированияновых идей

По мнению доктора педагогических наук B. И. Андреева, "эвристические методы -это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач".

Особенностью предложенного В. И .Андреевым определения является генетический подход, открывающий путь к разработке и Систематике эвристических правил, которые уже частично ранее были выделены, либо недостаточно осознанно использовались рационализаторами, изобретателями, педагогами, однако в обобщенном виде не были представлены в педагогической литературе. A это чрезвычайно затрудняет их практическое применение. Поэтому обучение учащихся решению творческих задач и в школьной, и в вузовской практике в основном осуществляется методом "проб и ошибок", т. е. далеко не лучшим образом. Правда, как в отечественной практике, так и в зарубежной имеются серьезные попытки описать эти методы в применении к изобретателям (например, метод "мозговой атаки", метод синектики и др.).

Однако эти мётодические рекомендации, как правило, не ориентированы На их применение в практике обучения. Вместе c тем C позиции генетического подхода открываются вполне реальные возможности их педагогического осмысления и, что особенно важно, педагогического представления как системы принципов и правил yчебно-творческой деятельности.
C учетом этого замечания рассмотрим эвристические методы
решения творчесо-констрyкторских задач и возможности их применения в качестве методов уче6но-творческой деятельности учащихся и студентов в учреждениях общего и профессионального образования.

Метод "мозговой атаки". Метод и термин "мозговая атака", или "мозговой штурм", предложены американским ученым A. Ф. Осборном как улучшенный вариант диалога Сократа с широким использованием свободных ассоциаций, одновременным созданием психоэвристического микроклимата в малых группах людей для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских, задач.

Эвристический диалог "мозговой атаки" базируется на ряде психологических и педагогических закономерностей, но прежде чем их сформулировать, следует кратко остановиться на тех теоретических предпосылках, которыми руководствовались Создатели этого метода. Изобретателями было отмечено, что коллективно генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально.

B обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и не явно существующими барьерами (психологическими, социальными, педагогическими и т.д.). Эту ситуацию удобно выразить при помощи модели "ш л ю з а".

B этой модели творческая активность уподобляется энергии воды, сдерживаемой шлюзом. Поэтому нужно открыть "шлюз", чтобы эту активность высвободить. Жесткий стиль руководства, боязнь ошибок и критики, сугубо профессиональный и слишком серьезный подход к делу, давление авторитета более способных товарищей, традиции и привычки, Отсутствие положительных эмоций - все это выполняет роль "шлюза".
Диалог в условиях "мозговой атаки" выступает в роли средства, позволяющего убрать "шлюз", высвободить творческую энергию участников решения творческой задачи.

B настоящее время выработано несколько модификаций метода "мозговой атаки".

Прямая "мозговая атака". Одним из наиболее распространенных методов активизации творческой деятельности является использование так называемой "мозговой атаки" (МА). Этот метод веден в практику изобретательской деятельности А.Осборном после Второй мировой войны. Однако это не означает, что аналогичны ми приемами поиска новых решений люди не Пользовались задолго до Осборна.

Еще во времена Колумба существовала традиция, согласно которой при возникновении на судне экстремальной ситуации для принятия плана действий собирался совет, на который приглашались все без исключения члены экипажа. Капитан выслушивал мнения собравшихся, начиная с юнги и кончая своими помощниками, и после этого принимал решение. Такой порядок был заведен для того, чтобы предложения старших членов команды не оказывали давления на младших. Аналогичный способ применил во время своей службы на флоте и A. Осборн.

Он плавал на транспортном судне, которое в любой момент могло подвергнуться торпедной атаке со стороны вражеских подводных лодок. Поэтому A. Осборн решил собрать экипажи обсудить способы борьбы c торпедами. Торговые суда были плохо вооружены и не могли создать мощный артиллерийский заслон. Требовалось найти новые способы, позволяющие избежать поражения торпедами. Во время обсуждения один из матросов предложил всей команде встать около борта и дружно дуть в сторону торпеды, чтобы "отдуть" ее в сторону. Несмотря на кажущуюся наивность этого предложения, оно в Измененном виде было реализовано Осборном. Он сконструировал устройство, создающее мощный поток воды вблизи корабля, с помощью которого в одном из рейсов действительно удалось уйти от столкновения c торпедой.

После окончания войны Осборн сформулировал ряд правил, которых необходимо придерживаться при проведении мозгового штурма, и открыл фирму по обучению этому методу. B настоящее время данный метод используется в нескольких модификациях.

Мозговая атака как метод, не требующий специальной подготовки участников, наиболее часто используется педагогами на уроках технологии при выполнении проектов. K сожалению, не все педагоги понимают, что не любое коллективное обсуждение новой идеи является мозговым штурмом. Мозговой штурм, как и любой другой' метод поиска новых решений, имеет свою цель и методику проведения.

Целью мозговой атаки является получение максимального количества новых идей за счет взаимного стимулирования членов группы к интенсивному интеллектуальному поиску. Преимущество метода заключается в неограниченности спектра проблем, к которым он может быть применен: с помощью метода мозговой атаки можно рассматривать любую проблему, если она достаточно просто и ясно сформулирована. Этот метод используется на любой стадии проектирования, как в начале, когда проблема еще окончательно не определена, так и позднее, когда уже выделены сложные подпроблемы. Его можно также использовать для генерирования информации, а не идей, т. е. для выяснения источников информации или формулирования вопросов анкеты.

Еще одно преимущество метода заключается в том, что от участников мозгового штурма требуется минимальная предварительная подготовка. B ряде случаев оказывается полезным привлечение людей, никогда ранее не занимавшихся обсуждаемыми проблемами.

План действий заключается в следующем.
1. Отобрать группу лиц для генерации идей.
2. Ввести правило, запрещающее критиковать любую идею, какой бы "дикой" она ни казалась, и довести до сознания участников, что приветствуются любые идеи, что необходимо получить много идей и что участники должны попытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, предложенные другими.
3. Зафиксировать выдвинутые идеи и дать им затем оценку.

B отечественной литературе рекомендуется кроме группы "генераторов" идей сразу же привлекать к проведению мозговой атаки и группу экспертов. Оптимальная численность группы "генераторов" идей составляет 7-12 человек. Численность группы экспертов может быть меньшей. Идея одновременного формирования групп "генераторов" и экспертов очень правильна. Участие в группе "генераторов" человека, ориентированного только на критику, может дезорганизовать ее работу. Поэтому целесообразно всех "критиков" не отстранять от работы, что особенно сложно сделать в классе или студенческой группе, a сконцентрировать в группе экспертов.

Можно передать функцию фиксации идей, высказываемых в ходе мозговой атаки, группе экспертов, чтобы не отвлекать "генераторов" на их запись. Допустима также магнитофонная или видеозапись сеанса.

Некоторые люди, являясь по своей природе "генераторами", стесняются высказывать перед большим коллективом свои идеи. Чтобы использовать потенциал таких людей применяется так называемая теневая мозговая атака. При этом наряду с обычной группой' "генераторов" формируется теневой кабинет, который работает одновременно c первой группой, но члены которого не высказывают своих идей вслух, а фиксируют их на бумаге.

Активная и теневая группы размещаются в одном помещении на определенном расстоянии. Они могут быть и в разных помещениях, а связь между ними установлена с помощью телемонитора.
Имеется опыт проведения мозговой атаки, в которой в качестве членов теневого кабинета выступали зрители телепрограммы, которые прислали после ее окончания свои решения в адрес редакции программы.

Эффективность мозговой атаки можно повысить, заранее сообщив "генераторам" суть обсуждаемой проблемы. Независимо от того, будут ли "генераторы" Специально продумывать пути решения сообщенной им задачи, поиск решения будет происходить на уровне подсознания.

Успехи результативность любой мозговой атаки в очень большой степени зависят от ведущего (председателя совещания), который осуществляет оперативное управление МА. B течение всего сеанса МА он должен поддерживать непринужденную обстановку и подбадривать участников. Кроме того, на него возлагаются следующие обязанности:
1. Ведущий должен в начале сеанса представить всех участников (если группа собирается впервые), давая им короткую лестную характеристику. Далее он излагает правила для участников сеанса МА.
2. Ведущий излагает формулировку задачи как в специальном, таки в общедоступном изложении. При этом необходимо заставить участников воспринять задачу как свою главную проблему, усиливая постановку задачи высказываниями типа:
"Представьте себя на месте такого-то".
"Что бы вы сделали, если бы вам пришлось отвечать за это дело?".
3. Ведущий должен уметь обеспечить соблюдение участниками всех правил МА, не пользуясь при этом критическими замечаниями.
4. Ведущий должен обеспечивать непрерывность высказывания идей, заполняя паузу поощрительными репликами, например: "В свое время предлагалось то-то";
"Давайте 3 минуты высказывать только совершенно фантастические идеи";
"Что думает по этому поводу Иван Иванович?";
"Как решить эту задачу, если убрать такое-то условие?"; "Мы высказали уже 37 идей, давайте дотянем до 40";
"Как бы мы решили проблему, если 6ы имели миллион рублей?".
5. Ведущий должен следить, чтобы обсуждение не шло слишком узко или в слишком прагматическом направлении. Своими репликами он должен расширять сферу поиска. (Например, если обсуждается, какие изделия из ткани можно сшить на уроках технологии, то нельзя допустить, чтобы обсуждение свелось к уточнению фасона или количества карманов y фартука.)
6. Ведущий должен следить за регламентом работы. Говорить, сколько осталось до окончания работы. Тактично останавливать участника, который слишком долго (более полминуты) формулирует одну идею.

МА - интенсивный, быстро протекающий творческий процесс. Поэтому не может быть единой окончательной схемы проведения мозговой атаки. Каждый коллектив "генераторов" и ведущий в ходе работы создают свой индивидуальный стиль, позволяющий взаимодействовать c наибольшей эффективностью.

B заключение следует отметить, что при наличии времени на подготовку участников МА следует отработать с творческой труппой или ее ядром технику проведения МА на уче6но-тренировoчных занятиях. Учебные задачи должны:
- быть общепонятными для всех участников МА;
- содержать потенциально большое число возможных решений;
- вызывать интерес у участников МА.

B ходе МА могут быть высказаны идеи, которые могут стать основой рационализаторских предложений или заявок на изобретение. Поэтому после окончания МА целесообразно уточнить и определить список авторов наиболее интересных идей и согласовать его со всей творческой группой, участвовавшей в сеансе МА.

Двойная "мозговая атака". Идея более эффективного использования возможностей подсознания заложена в методе двойной мозговой атаки (ДМА). Люди давно подметили целесообразность проведения нескольких обсуждений одной и той же проблемы и сформулировали эту мудрость в "крылатом" выражении: "Хорошая мысля приходит опосля". Суть метода ДМА заключается в проведении через некоторое время после первой мозговой атаки повторной мозговой атаки. Как показала практика использования этого метода, во время повторной мозговой атаки часто высказываются более интересные и глубокие идеи, чем при первом обсуждении. Это объясняется интенсивной работой мозга на подсознательном уровне в период между обсуждениями. Этот период может варьироваться в достаточно широких пределах - от нескольких часов до нескольких дней. Опытные администраторы, часто не зная о существовании метода двойной мозговой атаки, тем не менее используют его в своей работе. Например, они проводят индивидуальные обсуждения проблемы с членами административного совета накануне совещания, на котором предполагается принятие решений по сложным проблемам. Аналогичные цели достигаются путем предварительного распространения среди членов совета повестки совещания и проектов решения.

Массовая "мозговая атака", предложенная Дж. Дональдом Филипсом (США), позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в 6ольшоЙ аудитории (число участников варьируется от 20 до 60 человек).

Особенность этой модификации метода заключается в том, что присутствующих делят на малые группы численностью 5- 6 человек. Руководитель каждой группы является одновременно руководителем всей сессии. После разделения аудитории на малые группы последние проводят самостоятельную сессию прямой мозговой атаки.

Длительность работы малых групп может быть разной или определенной, например 15 минут. После генерирования идей в малых группах проводится их оценка. Затем выбирают наиболее оригинальную.
Метод обратной "мозговой атаки". Как известно, развитие Систем происходит в результате устранения возникающих внутри них противоречий. Различного рода противоречия могут не проявиться в явном виде и из-за этого могут выпасть из поля зрения проектировщиков новых систем на стадии их создания. Кроме того, ряд противоречий может выявиться только через некоторое время после начала эксплуатации системы. Поэтому при создании новой системы или отдельного изделия решаются две творческие задачи.

1. Выявляются имеющиеся или ожидаемые в ближайшей перспективе противоречия в существующей системе или техническом объекте.

2. Находятся пути устранения этик недостатков во вновь создаваемых системах и объектах.

Первая задача оказывается не менее простой, чем вторая, поскольку методы ее решения должны обеспечивать не только выявление всех известных недостатков, но и прогнозировать все будущие недостатки. Иначе говоря, полный список недостатков (независимо от причины их возникновения) должен отражать все возможные отклонения действительно существующего положения от желаемого. Для решения указанной задачи отечественным исследователем E.А. Александровым 6ьи предложен метод обратной мозговой атаки (ОМА), который был в дальнейшем модифицирован Г. Я. Бyшем. Этот метод называют иногда диалогом с деструктивной отнесенной оценкой.

Метод обратной мозговой атаки (ОМА) может быть Использован при решении, например, следующих вопросов и задач:


Эффективность проведения ОМА во многом зависит от четкости формулировки задачи. Формулировка задачи для ОМА должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы.
Что представляет собой система, которую нужно улучшить?
Какие известны недостатки системы, связанные с ее производством, функционированием, эксплуатацией, обслуживанием и yтилизацией?

Что требуется получить в результате проведения мозговой атаки? На что требуется обратить особое внимание?
Если формулировка задачи содержит очень специальные и не понятные для участников обсуждения термины, то необходимо сделать вторую общедоступную редакцию предварительной формулировки без специальных терминов.

B ряде случаев наиболее эффективным оказывается комбинирование методов прямой и обратной мозговой атак. Такую комбинацию можно использовать, например, для прогнозирования развития техники (и не только техники). Для этого c помощью обратной мозговой атаки выявляют все недостатки существующего изделия или системы и выделяют среди них главные. Затем проводят прямую мозговую атаку c целью устранения выявленных главных недостатков и намечают пути совершенствования объектов данного класса. Для прогнозирования недостатков технического объекта проводят сначала прямую МА и подготавливают проекты наиболее перспективных решений, a затем проводят ОМА для выявления возможных недостатков этик решений.
Предусматривается поэтапное выполнение следующих процедур:
- формирование малых групп, оптимальных по численности и психологической совместимости;
- создание группы анализа проблемной ситуации, формирование исходной изобретательской задачи в общем виде, сообщение Задали вместе c описанием деструктивной отнесенной оценки всем участникам диалога;
- генерирование идей по правилам прямой коллективной "мозговой атаки" (особое внимание обращается на создание творческой, непринужденной обстановки);
- систематизация и классификация идей. Изучаются признаки, по которым можно объединить комплексные идеи, и, согласно этим признакам, идеи классифицируются в группы. Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи;
- деструктyрирование идей, т. е. оценка идей на реализуемость в процессе "мозговой атаки". "Мозговая атака" на этом этапе направлена только на всестороннее рассмотрение возможных препятствий на пути к реализации выдвинутых идей;
- оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа, и составление окончательного списка практически используемых идей. В список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний и контридей.

Наиболее эффективные результаты достигаются в случаях, когда все участники мозговой атаки рационально распределяются на
следующие три группы: группу генерирования идей, группу анализа проблемной ситуации и оценки идей и группу генерирования контридей.

Выше кратко описаны самые типичные модификации метода "мозговой атаки". Встречаются и другие названия этого метода: метод "мозгового штурма", метод "отнесенной оценки".

Термин "мозговая атака" нам представляется не совсем удачным, так как слово "мозг" - понятие физиологическое, а слова "атака", "штурм" - понятия, заимствованные из военного лексикона. B. И. Андреев считает, что c педагогической точки зрения более удачно данный метод назвать методом коллективного поиска оригинальных идей.

Метод коллективного поиска оригинальных идей базируется на педагогических закономерностях и соответствующих им принципах:
- принципе с о т в о р ч е с т в а (сотрудничества) педагога и учеников. Педагог, опираясь на демократический стиль общения, поощряя фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирует зарождение оригинальных идей и выступает как их соавтор. И чем более развиты способности педагога к сотрудничеству (к сотворчеству), тем эффективнее, при прочих условиях, способы решения творческих задач его учениками;

- принципе доверия творческим силам и способностям учеников. Все ученики выступают на равных: шуткой, удачной репликой учитель поощряет малейшую творческую инициативу своих учеников;

- принципе оптимального сочетания интуитивного и логического. B условиях генерирования идей оптимальным является ослабление активности логического мышления и всяческое поощрение интуиции. Этому в немалой степени способствуют и такие правила, как запрет критики, отсроченные логический и критический анализы генерированных идей.

B чем достоинство метода коллективного поиска оригинальных идей? K несомненным достоинствам следует отнести то, что он уравнивает всех членов группы, так как авторитарность педагогического руководства в процессе его применения недопустима. Лень, рутина мышления, рационализм, отсутствие эмоционального "огонька" в условиях применения этого метода как 6ы автоматически снимаются. Доброжелательный педагогический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение.

Недостатки и ограничения метода заключаются в том, что его применение позволяет выдвинуть, найти творческую идею в самом общем виде.

Метод не гарантирует тщательную разработку идеи. Он также неприменим или имеет ограничения в применении, когда творческая задача требует больших предварительных расчетов, вычислений.

Применение метода коллективного поиска оригинальных идей требует сравнительно высокого педагогического мастерства, способностей к импровизации, чувства юмора. В процессе его применения иногда создается иллюзия некоторого наиболее вероятного
средства, приема, подхода решения творческой задачи. Логика
мышления группы устремляется чаще всего именно в этом направлении, но этот наиболее очевидный для решающих задачу подход оказывается иногда ложным.

Метод контрольных эвристических вопросов. Еще древний мыслитель Сократ применял этот метод при обучении своих учеников.
На поставленные вопросы он отвечал контрвопросами, но задавал их таким образом, что ученик, отвечая на более легкие контрвопросы учителя, самостоятельно находил решение своей задачи.

Метод контрольных вопросов заключается в поиске решения задачи с помощью специально подготовленного перечня (списка)
наводящих вопросов. Расчет делается на то, что при ответе на поставленные вопросы наступает то "озарение", которое приводит к нужной идее решения задачи. Метод может применяться либо в форме монолога инженера, обращенного к самому себе, либо диалога, например в виде вопросов, задаваемых руководителем "мозгового штурма" членам группы "генераторов" идей
(рис. 2.17).

Схема метода контрольных вопросов. 1 - совершенствуемый объект, 2 - список контрольных вопросов

 

рис. 2.17

 

B зависимости от специфики рассматриваемого объекта или целей анализа вопросы могут быть самыми разнообразными - от очень простых до весьма сложных. Обилие вопросов в списке не означает, что ответы на каждый из них должны привести к новой идее. Если в результате поиска решения c помощью этого метода
будет получена хотя бы одна интересная идея, можно считать, что вопросник свою задачу выполнил. Некоторые списки содержат не вопросы, a краткие
рекомендации, в других есть и то и другое.

Существует большое разнообразие списков контрольных вопросов. Однако чаще других применяются универсальные вопросники, составленные А. Ос6орном и Т. Эйлоартом.

Списки контрольных вопросов разрабатываются путем анализа и обобщения опыта работы технологов предприятия. Список -это способ передачи опыта, он позволяет не упустить каких-либо важных моментов, обратить внимание на что-либо, направляет и расширяет возможности поиска решения.

Метод эвристических вопросов, известный также как метод
"ключевых вопросов", целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Кроме того, эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новую стратегию и тактику решения творческой задачи. Не случайно в практике преподавания их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ученика на идею решения, правильный ответ.

Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях И Соответствующих ИМ принципах:

Следует заметить, что эвристические вопросы широко использовал в своей научной и практической деятельности еще древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовал своим ученикам для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой и ответить на следующие семь ключевых, или эвристических, вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

Эвристическим вопросам уделял много внимания американский математики педагог Д. Пойя, исследования которого стали основой правили систематизации эвристических вопросов.

На основе рекомендаций Д. Пойя, B. И.Андреев составил следующие эвристические вопросы, стимулирующие решение творческих задач.

1. Нужно ясно понять предложенную задачу, а для этого необходимо поставить перед собой ряд вопросов и заданий: что неизвестно? что дано? в чем состоит условие? возможно ли удовлетворить условию? достаточно ли условие для определения неизвестного? или недостаточно? или чрезмерно? или противоречиво? сделайте чертеж; введите подходящее обозначение; разделите условие на части; постарайтесь записать их.

2. На этапе поиска идей и составления плана решения ставятся следующие эвристические вопросы: как найти связь между данными и неизвестными? не известна ли вам какая-нибудь родственная задача? нельзя ли ею воспользоваться? нельзя ли использовать метод ее решения? не следует ли ввести какой-либо вспомогательный элемент, чтобы воспользоваться прежней задачей?
нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще? нельзя ли придумать более доступную задачу? более общую? более частную? аналогичную задачу? нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить
часть условий? нельзя ли извлечь что-либо полезное из данных? все ли данные и условия вами использованы? приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче?

3. Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг: ясно ли вам, что предпринятый вами шаг правилен? сумеете ли доказать, что он правилен?

4. Контроль и самоконтроль полученного решения предполагает поиск ответов на такие вопросы, как: нельзя ли проверить результат? нельзя ли проверить ход решения? нельзя ли получить тот же результат иначе? нельзя ли проверить правдоподобность, размерность полученного результата? нельзя лив какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат? нельзя ли решить задачу, обратную этой?

Достоинства метода эвристических вопросов заключаются в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления, общую логическую схему решения творческих задач.

Недостатки и ограничения этого метода в том, что он не дает особо оригинальных идей и решений и, как другие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.

Не следует превращать метод эвристических вопросов в "эвристическую мышеловку" для учащихся, на что обращали внимание советские педагоги еще в 1920-1930-e гг. Так, А. П. Пинкевич, критикуя злоупотребления педагогов в дроблении вопросов и постановку бесконечного числа мелких вопросов в процессе использования эвристического метода, писал: "Больше всего в этом грешат методисты, применяющие так называемый эвристический метод, метод вопросов и ответов, где на каждом шагу перед мыслью ребенка расставляется "мышеловочная индукция".

Метод "букета проблем". P. Шекли высказал весьма парадоксальную мысль: "Чтобы задать вопрос, надо знать большую часть ответа на него". Если вдуматься в эту мысль, то можно прийти к двум интересным выводам.

Во-первых, формулируя проблему, мы как бы сразу ориентируемся на наиболее распространенные, типовые методы ее решения (других методов мы пока не знаем!).

Во-вторых, неразрешимость (нерешенность) многих задач является следствием неправильной формулировки проблемы.

Одним из способов поиска новых формулировок, а соответственно и направлений поиска решений проблемы, является метод "букета проблем". Этот метод состоит в том, что основываясь на исходной формулировке проблемы, рассматривают несколько иных проблем, формируя тем самым группу или "букет проблем". Эта группа содержит в себе ряд подгрупп, образованных с помощью следующих приемов.

ПКД - Проблема Как она Дана. Приводится исходная формулировка задачи.

ПОВ - Проблема в Общем Виде. Используем алгоритм, позволяющий получить обобщенные формулировки при разных уровнях обобщения. Для его реализации исходную формулировку разбивают на смысловые группы и для каждой смысловой группы пытаются подобрать более общее понятие.

ПА - Проблема Аналог. Уяснив действие в исходной задаче, необходимо мысленно найти, где, в каких областях человеческой деятельности, природном мире возникает необходимость в подобном действии и как эти проблемы решены там. Наибольшую эвристическую ценность имеют в данном случае аналоги, найденные в областях, достаточно удаленных от исходной. (B качестве вспомогательного приема можно воспользоваться предыдущей методикой, подбирая для смысловой группы слова-синонимы).

ПФВ - Проблема на уровне Физических Взаимодействий. На данном этапе рассматривается, что в исходном объекте или его окружении можно было бы изменить так, чтобы проблема исчезла вообще либо решалась тривиально. Иногда это требует изменения каких-либо физических свойств объекта, иногда приходится привлекать геометрию или химию, изменять временные или организационные характеристики процесса или системы.

ОП - Обратная Проблема. Часто формулировка обратного, противоположного действия наводит на решение прямой проблемы. Обратная проблема может быть сформулирована не в единственном варианте, поскольку можно отрицать не только действие целиком, но и часть его.

Достоинством метода "букета проблем" является то, что он хорошо работает на задачах любого уровня и из любой сферы человеческой деятельности.

Пример использования метода при решении проблемы: не хватает стульев в аудитории. Решение этой проблемы охватывает следующие этапы.
ПКД: Не хватает стульев в аудитории.
Формулируем ПОВ. 1-я смысловая группа: стулья. Подбираем обобщенные понятия:
- средства для сидения;
- средства для длительного неподвижного расположения;
- средства для длительного удобного расположения;
предметы, поддерживающие тело в удобном положении;
- средства, позволяющие зафиксировать положение тела;
2-я смысловая группа: аудитория. Обобщаем данное понятие:
ограниченное пространство с хорошим микроклиматом;
- место обучения;
- помещение для размещения большой группы учащихся;
помещение, в котором созданы условия для фиксации новой информации.
Записываем обобщенные формулировки:
отсутствуют средства для сидения в аудитории (значит, можно использовать не только стулья);
отсутствуют средства для длительного неподвижного расположения в
аудитории (значит, можно не только сидеть, но и лежать, например в гамаке). 3. Формулируем ПА:
где и как сидят кочевые народы (на ковре, на корточках);
как сидят люди, проводящие время в неподвижности: рыболовы, водители, билетеры, зрители в кинотеатрах и т.д. (на раскладных стульчиках и т.д.);
каким образом поддерживают свое тело в неподвижном состоянии
животные, птицы, рыбы (принимают специальные позы);
- на чем можно сидеть в лесу, в поле, в пустыне, в воде и т. д. (на пне, на траве, на соломе и Т. п.)?
4. Решаем Проблему на уровне Физических Взаимодействий. Как сделать так, чтобы не нужно было просто сидеть или сидеть в аудитории? Для этого можно:
-оснастить всех студентов специальными приемниками и организовать
видеотрансляцию лекций;
выдать всем студентам конспекты лекций, a вместо лекций устроить консультации (число присутствующих резко уменьшится);
оснастить аудитории вместо столов конторками (удлинить ножки столов так, чтобы можно было писать стоя за ними).
5. Обратная проблема:
как сделать так, чтобы в аудитории никто не сидел (объявить предмет факультативным);
как сделать так, чтобы сидели не в аудитории (не пускать опоздавших на лекцию);
как сделать так, чтобы при той же численности стульев их хватало (сделать лекции очень скучными - шутка).

Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов уче6но-творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.

Изобретатели давно обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда стереотипные приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения. Например, ведется поиск прочности изделия. Для этих целей стремятся увеличить его массу, конструкцию делают цельнометаллической, в то время как лучших результатов удалось 6ы достигнуть путем решения задачи в противоположном направлении, например сделав ее полой, чтобы уменьшить массу конструкции. Другой пример. Объект исследуется с его внешней стороны. Это традиционный подход, который исчерпал себя и не дает новых оригинальных решений. B этик ситуациях целесообразно рассмотреть этот же объект с внутренней' стороны.

Заметим, что этот метод иногда, например в психологической литературе, не без основания называют также методом обращения. Так, Д. Ф. Эсaулов в связи с анализом этого метода приводит классический пример решения задачи методом обращения, или, по терминологии, которой придерживается большинство изобретателей, методом инверсии, который применил в своем гениальном изобретении K. Э. Циолковский. B своей повести "Вне земли" он писал, что "придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы....

Метод инверсии базируется на закономерности и, Соответственно, принципе дуализма, диалектического единства и Оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления (анализа и синтеза, дивергентного и конвергентного мышления). Он также базируется на распространении диалектического подхода к анализу объектов исследования (изучение внешнего и внутреннего, интенсификации и замедления, объединения и разъединения элементов системы и т.д.).

Синектика, так же как и мозговая атака, предполагает коллективный поиск новых решений. Однако синектическая группа не является впервые (или случайно) собранной группой людей, что
часто практикуется при проведении мозговой атаки, а представляет собой тщательно подготовленную группу, владеющую специальными методами психофизиологической активизации творческого процесса. По этой причине синектика вряд ли может найти широкое применение при работе со школьниками. Тем не менее возможна организация синектических групп из педагогов для решения сложных административных или педагогических проблем. Наиболее широко данный метод используется в настоящее время промышленными фирмами, которые вкладывают значительные средства в обучение и содержание синектических групп.

Создателем синектики является Уильям Гордон. B 1961 г. он выпустил в США книгу "Синектика: развитие творческого воо6ражения".

Целью разработки метода явилось стремление к повышению вероятности успеха при постановке и решении задач.

Kлючевым моментом синектики, отличающим ее от мозгового штурма, является подход к процессу решения. B течение всего процесса работы синекторы стараются приблизиться к решению, но не выдвигают законченных идей, как это происходит во время мозгового штурма. Целостность, на их взгляд, противодействует дальнейшим изменениям. C другой стороны, нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлению интуиции, к озарению. Таким образом, по мнению Гордона, результаты решения проблемы рациональны, сам процесс поиска решения во многом иррационален.

Синектическая группа должна довести решение до уровня, позволяющего провести практическую реализацию идеи. Более ТОГО, синекторы обязаны принимать участие в работе на всех этапах практической реализации выдвинутых идей для поддержания себя в хорошей форме. Без выхода на практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а они ведут к еще большим абстракциям И Неопределенности.

B первую группу синекторов, которая была организована в США Y. Гордоном в 1952 г., входили люди разной квалификации и образования: архитектор, инженер, биолог, психолог, дизайнер. Неожиданно для всех эта группа сделала много изобретений.

B нашей стране метод синектики получил дальнейшее развитие и теоретическое обоснование в работах Г. Я. Бyша. Суть метода синектики заключается в следующем.

На первых этапах его применения идет процесс обучения "механизмам творчества". Часть этих Механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют "операционными механизмами"; к ним причисляют прямую, личную символическую аналогию. Такие явления, как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование не относящихся к делу возможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры считают "неоперационными механизмами", развитие которых не гарантируется обучением, хотя последнее может оказать на их активизацию положительное влияние.

B условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуждение целесообразно начинать не c самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.

Не следует останавливаться при выдвижении идеи, если даже кажется, что уже найдена оригинальная идея и что задача уже решена. Если творческая задача не решается, то целесообразно вновь вернуться к анализу ситуации, порождающей проблему, или раздробить ее на подпроблемы.

B процессе применения метода синектики большое внимание уделяется использованию метода а н а л о г и й. Аналогия используется в самых различных видах: как личная (эмпатия), прямая, фантастическая и символическая. "Символическая аналогия, в свою очередь, приняла форму конкретного приема поиска названия
книги, характеризующего в парадоксальной форме определенное понятие". Приведем пример использования символической аналогии, взятой из этой же книги Г. Я. Бyша.

Как показали исследования, выдвижение идей и последующая их селекция во многом зависят от педагога, его мастерства, такта, находчивости, его умения стимулировать творческое воображение учащихся.

Он должен овладеть искусством задавать вопросы, давать подсказки, уточнения, разъяснения, вставлять реплики, которые бы побуждали, растормаживали фантазию, воображение учащихся, то сужая, то расширяя поля поиска решения творческой задачи.

Критический отбор и оценку идей решения творческой задачи лучше осуществлять в несколько этапов. На первом этапе делается краткий анализ каждой выдвинутой идеи, на втором -эти идеи целесообразно сгруппировать, критически проанализировать и отобрать наиболее оригинальные.

K достоинствам метода синектики относятся практически все, что присуще эвристическим методам, на базе которых он разработан.

K его недостатками ограничениям следует отнести следующее. Метод синектики не позволяет решать слишком специальные творческие задачи, a дает возможность отыскать преимущественно наиболее оригинальные идеи решения. После применения метода более 30 - 40 минут прдуктивность генерирования новых идей постепенно падает.

Применение метода синектики требует высокого педагогического мастерства. Педагогу необходимо придерживаться некоторых правил.

Ассоциативные методы. Для активизации поиска новых идей применяются так называемые ассоциативные методы (аналогии, фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций).

Процесс поиска новых идей с помощью ассоциативных методов Осуществляется путем поиска аналогов совершенствуемого объекта, переноса знаний из одной области в другую, интерпретации нового посредством известных понятии и Т. Д. В связи с этим в творческом процессе достаточно эффективно используются такие источники генерирования новых идей, как ассоциация, метафора и аналогия.

Ассоциация -это связь между отдельными представлениями, при которой одно представление вызывает другое. Метафора означает перенесение свойств одного предмета (явления) на другой объект на основании общего для обоих признака. Аналогия отражает сходство предметов, явлений, процессов в каких-либо свойствах.

Рисунок модели одежды, обуви, головного убора -это готовый результат художника-модельера, тогда как на стадии замысла модели он облекает свои идеи в словесную форму, которая вызывает определенные ассоциации. Последние разделяют по сходству, контрасту, смежности и смыслу.

M. А. Скирута и O. Ю. Коммисаров выделяют ассоциации по сходству, контрасту и цвету.

Ассоциация по сходству - это материал для эвристической аналогии. Например, на рис. 2.18

Сходство женской обуви и сумки с геометрическими фигурами

 

рис. 2.18

 

показаны женская обувь и сумки, в которых сходство c геометрическими фигурами проявляется в вырезах, крое, декоративных элементах, деталях и замках. Прообразом домашней туфли (рис. 2.19, а) послужила нахохлившаяся птица, выходной туфли (рис. 2.19, г)

Аналогия в модельных решениях обуви

(рис. 2.19)

 

- головное оперение птицы, полуботинка (рис. 2.19, б) - лежащая собака, выходных туфель (рис. 2.19, e, ж) - Соответственно, рыба и бабочка.

Ассоциации по контрасту -это материал для эвристической инверсии. Например: классический-современный; оригинальный-ортодоксальный; модный-старомодный; утонченный - грубый; ярко индивидуальный - заурядный; спокойный -деятельный; скромный-роскошный; юный-взрослый; небрежный - официальный; мужественный-женственный; изысканный - вульгарный; простой - яркий; сухой -очаровательный; интернационалъный-в национaльном стиле; простой и со вкусом - обильно украшенный; мешковатый-подтянутый; полный-сухощавый и т. д.

В ассоциации п о ц в е т у широко используется психологическое воздействие цвета на человека, а именно:

Применение ассоциаций, метафор и аналогий помогает находить подсказки решения различных инженерных задач. Это свойство ассоциаций, метафор и аналогий и послужило основой для создания ассоциативных методов активизации творческого мышления.

B качестве примера рассмотрим метод фокальных объектов и покажем возможность применения его к поиску новых решений в легкой промышленности. Название метода определяется тем, что предмет (объект), который совершенствуется, как бы берется в фокус нашего внимания. Идея метода состоит в том, что если на совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных, объектов, то резко возрастает число неожиданных вариантов решения. Метод дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных предметов, устройств, способов, a также при поиске новых модельных решений в одежде, обуви и других изделиях. Кроме того, он может быть использован для поиска новых инженерных решений, позволяющих расширить функциональные возможности обуви и одежды, и для тренировки творческого воображения (упражнения типа: какой будет Одежда или обувь в середине XXI в.? чем она будет принципиально отличаться от современной одежды или обуви? как будет развиваться технология изготовления одежды или обуви?).

Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый предмет, что приводит к резкому увеличению числа оригинальных вариантов решения задачи.

Алгоритм метода фокальных объектов определяет следующий порядок действия:
- выбор фокального объекта (например, женский головной
убор);
- выбор трех-четырех случайных объектов (их берут Наугад из словаря, каталога, журнала и т. д.; например, самолет, сцена, пляж и цветок)
(Pис. 2.20).


Образ птицы в решении головного убора

 

Pис. 2.20.

 

- составление для каждого случайного объекта признаков, их характеризующих (например, самолет: реактивный, спортивный, птицекрылый, космический и т. д.; сцена: большая, провинциальная, театральная, "раковина", летняя и т. д.);
- генерирование идей путем присоединения к фокальному бъекту признаков случайных объектов (например, летний головной убор, театральный, спортивный, птицекрылый, космический, головной убор в форме "раковины" и т.д.);

- развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций (например, на рис. 2.20 показан птицекрылый головной убор, в котором использован образ птицы с крыльями; в головном уборе, показанном на рис. 2.21, использован образ "раковины").

Разработка новых инженерных решений, позволяющих расширить функциональные возможности обуви или одежды, связана с поиском технических аналогов, переносом знаний из других областей науки и техники, вызывающих новые ассоциации. Эти ассоциации могут служить подсказкой для нахождения изобретательской идеи. Например, между двумя совершенно различными, несвязанными понятиями (словами) можно осуществить логическую связь, установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов. Возьмем два различных понятия - "свет" и "обувь". Осуществим ассоциативный переход: свет-луч, луч-фонарик, фонарик-батарейка, батарейка-тепло, тепло-нога, нога-обувь. Анализ такого ассоциативного перехода может привести, например, к идее разработки обуви с подошвой, обогреваемой источником тепла.
Такое решение обуви уже есть
(рис. 2.22).

Образ раковины в решении головного убора
Рис. 2.22.

 

Внутренняя поверхность 4 "подошвы" имеет открытые пазы 2 и 6, в которые вкладываются и из которых можно извлекать источники тепла 3 и 5. Обувь содержит вкладную стельку 7 с вентиляционными отверстиями. Стелька имеет язычок 1 для облегчения ее вытаскивания из обуви.

Другой пример решения задачи связан, например, с разработкой новых и оригинальных видов отделки. Если в качестве ключевого понятия выбрать слово "карман" , то его можно наделить целым рядом случайных признаков: передний, боковой, наружный, внутренний, накладной, ложный, с застежкой-молнией, для хранения документов, зеркала, часов, белый, прозрачный, круглый и т. д. Развивая полученные сочетания этого ключевого понятия с признаками, можно предложить ряд новых идей решения поставленной задачи. Одно из решений (сочетание "карман -ложный" ), согласно которому предлагается накладная Деталь для одежды или обуви, выполненная в виде кармана и служащая для отделки. Деталь крепится спомощью самосцепляющейся застежки, может иметь различную форму и изготовляться из любого материала.

Одним из Важнейших элементов инженерного мышления Является творческое воображение. Воображение часто приводит к фантазии, которая связана c желанием добиться того, чего хочется. Использование фантазии для стимулирования новых идей заключается в размышлении над некоторыми фантастическими решениями.

 

 

наверх

 

 

Закрыть