вопросы
презентация
термины
рабочая тетрадь


§8. Ассоциации и творческое мышление

§8. Организация творческо - конструкторской деятельности детей и подростков

     
Дополнительное образование детей - сфера, интегрирующая обучение и воспитание детей на основе рефлексивно-творческой позиции ребенка и его образовательной активности. Эта часть непрерывного образования сориентирована на создание условий,благоприятных для личностного развития интеллектуальных способностей человека.

 

Дополнительное образование - динамично обновляемая открытая образовательная система, обеспечивающая воспитание и обучение детей в целенаправленно организуемом длительном и устойчивом процессе коммуникации.
Дополнительное образование детей направлено на организацию процессов самопознания, самоопределения и самореализации личности ребенка.

 

Основными направлениями организационной деятельности c целью развития дополнительного образования детей должны быть:

 

Каковы же приоритеты развития дополнительного образования детей? По мнению многих ученых, работающих в области дополнительного образования, они следующие.

1. Образовательная деятельность, направленная на выявление и развитие творческой активности и творческой одаренности детей и формирование устойчивой мотивации на познавательную и творческую деятельность, предполагает:
- развитие фyндаментaльных областей знаний (естественно наyчные, гуманитарные, технические и т.д.);
- внедрение предметных областей, имеющих социально значимый спрос;
-развитие учебно-исследовательских и творческо-поисковых технологий.

2. Развитие инфрастрyктyры детского досуга как социально деятельностного и развивающего пространства.

3.Формирование социально-ценностной коммуникативной среды развития детей.

Дополнительное образование детей реализуется одновременно c получением общего или профессионального образования. Результаты дополнительного образования принимаются во внимание при переходе о6учающегося на новый уровень образования.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования направлен на обеспечение безопасности детства, предупреждение "попадания" детей в криминальные группировки, создание условий, благоприятных для их воспитания и обучения, формирование социального позитивного опыта жизнедеятельности в обществе, обретения реальных перспектив нормальной жизни.

Дополнительным образованием детей занимаются специально созданные учреждения дополнительного образования детей (УДОД), которые образованы на базе системы внешкольного воспитания, положительно зарекомендовавшей себя в СССР.

Преобразование старой системы внешкольного воспитания в современную систему дополнительного образования детей включает в себя, в частности, и решение такой задачи, как разработку нормативно-правовой основы деятельности УДОД.

8.1. Нормативно - правовая база деятельности учреждений дополнительного образования детей (УДОД)

Принятая в 1989 г. Международная конвенция ООН o правах ребенка занимает важное место среди документов, гарантирующих полноценную жизнь и здоровье детей.

Правовые основы обучения и воспитания детей в Российской Федерации находятся в полном соответствии с этим международным документом. Согласно Конвенции, детям гарантируются Свобода и достоинство, создаются условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечиваются предпосылки для их свободной творческой жизни.

Конвенция -это документ, обращенный не только в будущее, но и в настоящее, ибо дети в первую очередь - наш сегодняшний мир.

Конвенция предоставляет новую возможность проявить конкретную любовь к детям. B наше время Известно довольно много фактов, иллюстрирующих социальные лишения и злоупотребления, жертвами которых становятся дети. Вот почему очень важным является такое положение Конвенции, как право ребенка на жизнь.

Положения Конвенции могут быть реализованы на трех уровнях. Первый из них - знание ее основных положений; второй -понимание провозглашенных в ней прав, в том числе -право на образование; третий - поддержка и конкретные меры по превращению их в реальность.

Основополагающим документом, регламентирующим жизнедеятельность населения всей страны, является Конституция Российской Федерации. B ней изложены кроме всего прочего и концептyaльные (основанные на Конвенции) принципы воспитания детей, их обучения и развития.

Российская Федерация как государство в соответствии c Конвенцией формирует Государственный заказ на образование, который является прямым плановым воздействием на деятельность государственных и общественных институтов образования в пределах полномочий государства.

Основные принципы государственной политики в области образования провозглашают:

Эти принципы закреплены государственными законодательными актами, в том числе и Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании", который был принят B 1992 г.

Закон основывается на перечисленных выше основных принципах государственной политики в области образования. Именно Закон (раздел II, ст. 8) определяет следующее понятие системы образования: "Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня u направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образования u подведомственных им учреждений и предприятий".

B целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан и в соответствии с Законом РФ "О6 образовании" в систему образования в качестве одного из ее звеньев введено дополнительное образование. К нему отнесены образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных и профессиональных учреждениях за пределами основных образовательных программ, a также в Учреждениях дополнительного образования детей.

Создание системы дополнительного образования детей осуществляется также в соответствии c Законом Российской Федерации "Об образовании".

Дополнительное образование включено в процессы развития способности ребенка к самоорганизации, формирования правовой кyльтyры, позволяющей ему отстаивать свои права и выполнять обязанности правопослушного гражданина.
Организация образовательного процесса, разработка образовательных программ начинается c разработки концепции учреждения дополнительного образования детей.

Концепция -это концентрированное выражение целей, задач, учет социальных условий, финансовых возможностей, материально-технической базы.

Закон РФ "Об образовании" формулирует общие требования к содержанию образования, которые должны учитывать и УДОД. Так, в ст. 14 Закона записано: "Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:
- на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- на развитие гражданского общества;
- на укрепление и совершенствование правового государстве".

Содержание дополнительного образования не имеет ограничений при отборе образовательных областей, видов и типов деятельности, что позволяет проектировать процесс вхождения ребенка в любую образовательную область, любую сферу жизнедеятельности человека, любую отрасль науки, культуры, техники, любой вид или тип деятельности. Оно формируется на основе анализа достижений культуры, науки, техники, экономики, права по самым разным направлениям жизнедеятельности человека.

При составлении концепции необходимо задуматься и ответить на ряд вопросов: Какие образовательные программы будут лежать в основе деятельности конкретного УДОД? Какие средства, меры, научное обеспечение избраны? Каково основное содержание деятельности, материально-техническое, кадровое обеспечение? Имеются ли отдельные целевые программы, входящие в комплексную программу учреждения?

Очевидно, что ответы на эти поставленные вопросы должны быть сконцентрированы в первую очередь в региональной программе деятельности учреждений дополнительного образования детей, которая по своему смыслу является нормативно-правовой моделью совместной деятельности субъектов- организаторов образовательного процесса, педагогической деятельности учреждения, которая учитывает особенности региона, его национальные особенности, социокyльтурный образовательный запроси экономический потенциал.

Региональная ПД УДОД должна бьггь сформулирована, законодательно принята и материально обеспечена на региональном уровне.

Многие регионы и крупные города России приняли важнейшие нормативно-правовые документы o дополнительном образовании детей. Например, Правительство Москвы и Московского комитета образования приняли ряд важнейших нормативно-правовых документов, главный из которых - принятая в 2003 г. городская целевая "Программа модернизации московского образования".

Именно программы, подобные принятой в г. Москве, формируют необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного самообновления, модернизации образования в регионах РФ в направлении расширения его доступности, повышения качества, роста эффективности.

Региональная ПД УДО детей должна определять:


- исходное состояние некоторой системы;
- образ желаемого (будущего) состояния этой системы, т. e. ИКР;
- состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему (технология реорганизации).

Цель региональной ПД УДОД - на основании анализа общественно-политической и социальной атмосферы региона определить направленность и численность УДОД, обеспечить устойчивое их развитие, совершенствовать организацию образовательной, инновационной и производственной сфер деятельности учреждения на основе нормативной базы, соответствующей Закону "Об образовании" и предусматривающей доступность качественного дополнительного образования детей.

Дополнительное образование детей - открытая образовательная система, доступная для всех детей и каждого ребенка. Здесь реализуются любые образовательные программы, если они не угрожают безопасности детства и обеспечивают его перспективность, применяются любые методики и технологии, если они не предполагают насилия над личностью.

Предлагая детям современные и перспективные образовательные области, виды и типы деятельности, дополнительное образование способствует модернизации образовательной среды. Педагогическая актуализация личностного развития ребенка в сфере дополнительного образования осуществляется в трех взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях: в плоскости личностного роста ребенка, в плоскости его совершенствования в избранной для освоения деятельности, в плоскости повышения уровня функциональной грамотности и формирования компетенции в различных сферах.

Образовательные программы дополнительного образования сориентированы на различные детские возрастные группы о6учающихся, предполагают развитие творческих способностей, способствуют созданию условий, благоприятных для осознания ребенком своего творческого потенциала. Реализуя цель воспитания, понимаемyю как организация процесса восхождения ребенка к культуре современного ему общества, дополнительное образование создает условия, необходимые для целенаправленного использования ресурса детства в интересах личности, общества и государства.

Ст. 14, п. 6 Закона РФ "Об образовании" гласит: "Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ". B соответствии с этой статьей УДОД обязано иметь Устав, которому оно следует в процессе всей своей деятельности.
Устав УДОД -это основной нормативно-правовой Документ, который регламентирует деятельность учреждения по осуществлению региональной программы в конкретных исторических, социальных и экономических условиях. Например, в наше время для муниципального образования областного центра эти условия одни, а для населенного пункта муниципального образования районного подчинения - другие.

Устав УДОД обязательно должен включать в себя следующие разделы:

 

 

B качестве примера в приложении 2 приведен Устав Центра детского творчества "Южнопортовый" Юго-Восточного учебного округа г. Москвы.

Программа конкретного учреждения дополнительного образования является частью региональной программы.

Наличие программы деятельности учреждения дает уверенность руководителю в том, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершить и что из этик действий будет достаточно для достижения желаемого результата.

Не менее важно, что благодаря программе не только руководитель, но и все участники совместной деятельности понимают, для достижения какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, чего от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат решения своих частных задач.


8.2. Структура УДОД по техническому творчеству

Учреждения технического творчества детей являются одним из видов УДОД, на которые распространяются все нормативно - правовые акты, рассмотренные в разделе 4.1, и к которым относятся:

Во всех случаях руководство УДОД осуществляет директор, который назначается на должность вышестоящей организацией после соответствующей аттестации.

УДОД может иметь различные структурные подразделения, например: отделы, сектора, секции, лаборатории, кабинеты, студии, aдминистративно хозяйственные и вспомогательные подразделения.

Форма и содержание отношений УДОД c его структурными подразделениями, a также его структурных подразделений между собой определяются положением o структурных подразделениях, которые утверждает директор.

 

Рис. 4.1.

 

Структурная схема тульского УДОД "Станция юных техников"

Рассмотрим структуру учреждения технического творчества детей на примере муниципального УДОД "Станция юных техников" г. Тулы (рис. 4.1).

Как видно из приведенной схемы, y директора УДОД имеются два заместителя: по учебно-воспитательной и административно хозяйственной работам.

Учебно-воспитательная работа включает в себя методическое, организационно-массовое и спортивно-техническое
направления.

Методический отдел занимается обеспечением преподавателей новыми и современными средствами преподавания и новыми материалами, осуществляет контроль за успехами учащихся, посещаемостью ими занятий и т. п.

Организационно-массовый отдел проводит работу c родителями детей, осуществляет мероприятия по охране труда и пожарной безопасности в УДОД, обеспечивает медицинское обслуживание не только в стенах учреждения, но и при проведении мероприятий вне его стен: Этот отдел организует также всякого рода выставки и соревнования, в том числе и спортивные, обеспечивает судейство и награждение победителей.

Спортивно-технический отдел занимается разработкой, конструированием и изготовлением спортивных образцов техники (в том числе и моделей), обеспечивает качественную Техническую подготовку учащихся в радиотелеграфии. Отдел также составляет годовой календарь спортивных соревнований, базируясь на аналогичных календарях других УДОД, координирует работу в этом направлении между учреждениями различного ранга (муниципальных, региональных, республиканских).

Заместитель директора по уче6но-воспитательной работе организует и контролирует учебную работу по двум направлениям: спортивно-техническое и художественно-прикладное.

Спортивно-техническое направление включает следующие Секции:

- картинг-клуб (проектирование, конструирование и изготовление автомобильной спортивной минитехники и участие в соревнованиях);
- автомоделирование (изготовление моделей автомобилей, в том числе и спортивных, на установление рекордов скорости);
- авиамоделирование (проектирование, конструирование и изготовление моделей планеров, самолетов и ракет различных классов, участие в спортивных соревнованиях и выставках технического творчества);
- судомоделирование (разработка и изготовление стендовых моделей судов и кораблей, изготовление действующих масштабных моделей подводных лодок и др.);
- конструирование бытовой и спортивной радиоаппаратуры, например для спортивных соревнований "Охота на лис";
- спортивная радиотелеграфия (участие в соревнованиях на установление связи, на прием и передачу с помощью азбуки Морзе и др.).

Художественно-прикладное направление включает в себя секции:

- эстетика быта (проектирование интерьеров жилых помещений, сервировка стола, изготовление украшений для дома);
- художественная обработка материалов (чеканка по листовому Металлу, художественная обработка древесины, резьба по дереву, рогу и кости);
- художественная керамика (проектирование и изготовление изделий из керамики: посуды , изразцов, скульптур и Т. п.);
- художественная соломка (изготовление изделий художественно-прикладного значения c украшением из соломы и трав).

Каждая из секций имеет отдельный класс, в котором имеется необходимое для работы малогабаритное оборудование.
B муниципальном УДОД "Станция юных техников" г. Тулы имеется механическая мастерская, в которой сосредоточены токарные, фрезерные, сверлильные, замочные и другие станки средних габаритов и точности для изготовления длинномерных (длиной до 1000 мм) деталей. На этих станках можно обрабатывать такие детали, как, например, металлические болванки для секции авиамоделирования и судомоделирования, большую номенклатуру деталей для картинг-клуба. Создана и слесарная мастерская, в которой' можно изготавливать различные крепежные и другие плоские и гнутые детали для нужд всех секций.

Для того чтобы содержать здание, территорию вокруг него и оборудование в надлежащем порядке, а также для поддержания в работоспособном состоянии сантехники, отопления и других устройств жизнеобеспечения, в мyниципaльных отделениях УДОД предусмотрена служба, которой руководит заместитель директора по административно-хозяйственной работе.

Учебные занятия в муниципальном УДОД "Станция юных техников" проводят высококвалифицированные преподаватели, которые имеют большой личный опыт технического проектирования и создания образцов и моделей различной техники.

K преподавательской работе широко привлекаются спортсмены-моделисты, одержимые люди, для которых создание образцов техники или их моделей является не только сильным увлечением, но и порой целью жизни. K большому сожалению, педагогический опыт y таких наставников приобретается уже в процессе работы c детьми, в то время как наиболее предпочтительным является сочетание большого энтузиазма в создании новых технических устройств или моделей и высшего педагогического образования.

 

Закрыть