§ 2.        Технология познавательной деятельности


 Познание

Отражение и воспроизведение в сознании человека объективной реальности.


Через познание постигается сущность предметов и явлений.


Цель познания — открытие и изучение объективных законов и закономерностей развития природы, общества и человека.


В познании объект (то, что познается) и субъект (тот, кто по­знает) противостоят друг другу как познаваемое и познающее.


Структура познавательной деятельности в общем виде пред­ставлена на схеме 32.

Познавательная деятельность
       Процесс и результат человеческой активности, направленной на познание окружающей действительности.


       Познание основывается на предметно-чувствительной, практической деятельности. Предметы и процессы внешнего мира становятся объектами познания, поскольку они вовлекаются в орбиту человеческих интересов, подвергаются активному воздействию со стороны человека и лишь благодаря этому обнаруживают и раскрывают свои свойства. Потребности практики определяют на­правления познания, ставят познавательные задачи, которые нужно решать. В свою очередь, знания, полученные в результате познавательной деятельности, способствуют совершенствованию практики.


Познавательная деятельность человека осуществляется:

  • в процессе специально организованного обучения;
  • в ходе научных исследований;
  • путем непосредственного общения с окружающим миром. Рассмотрим содержание основных элементов познавательной деятельности.

    Потребность в познавательной деятельности определяется заинтересованностью общества (и прежде всего производства) в новых знаниях, научных теориях и концепциях, а также познавательными устремлениями и возможностями субъекта познания. Потребность в познавательной деятельности начинается с любознательности и формируется в процессе целенаправленного обучения и воспитания 

      

Цели познавательной деятельности зависят от объекта и предмета исследования и тех задач, которые ставит перед собой субъект познания. Например, если объектом познания является человек, то познавательными задачами могут быть следующие: выявить условия продления жизни человека, изучить закономерности обучения и воспитания личности, исследовать возрастные особенности развития человека и др.


       Мотивами (т.е. внутренними побудительными причинами) познавательной деятельности могут быть:

  • познавательные интересы;
  • учебные интересы;
  • профессиональные интересы;
  • материальные соображения;
  • долг, ответственность, понимание социальной значимости знаний и учения и др.

Процесс познания протекает от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Существуют две ступени познания: чувственное и рациональное.


Основные формы чувственного познания:

  • ощущения (отражение отдельных свойств предметов);
  • восприятия (отражение предметов в целом);
  • представления (воспроизводство образов объектов и явлений).


Ощущения, восприятия и представления — начало всякого познания, соединение сознания с внешним миром. На этой ступени познания осваиваются преимущественно образы единичных предметов, раскрывается лишь их внешняя сторона.


Основные формы рационального познания:

  • понятия (отражение сущности данного объекта);
  • суждения (связь понятий);
  • умозаключения (связь суждений).

      На этой ступени с помощью абстрактного мышления отражается внутренняя, существенная связь явлений, открываются законы объективного мира. Рациональное познание — опосредованное отражение действительности через первую ступень познания. Обоб­щая данные ощущений и восприятий, абстрактное мышление отвлекается от всего несущественного, случайного в предметах и явлениях и проникает в их сущность.


       Ступени процесса познания переходят одна в другую и представляют собой единый диалектический процесс отражения дейст­вительности, единство эмпирического и теоретического.


Методы эмпирического познания: наблюдения, опыты, экскурсии, описания, эксперименты и др.


Методы теоретического познания: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, выдвижение гипотез и др.


Основой всего процесса познания и каждой его ступени является практика.


       Практика — деятельность, непосредственно направленная на преобразование окружающего мира, включая и самого человека, а также исходный момент, цель, завершающий этап процесса познания и основной критерий истинности наших знаний.


Теория без практики беспредметна, а практика без теории слепа. Практика не позволяет нашим знаниям превратиться в догму.
Весьма важным является вопрос об истинности знаний, полученных в процессе познания.


         Истина — соответствие знания познаваемому объекту.


         Заблуждение — несоответствие знания познаваемому объекту.


Так как объективная реальность постоянно изменяется, процесс познания бесконечен.


         Результаты процесса познания — научные знания, понятия, категории, гипотезы, концепции, законы, закономерности.


       Внедрение результатов познавательной деятельности в практику реализуется путем опубликования научных работ, проведения научно-практических семинаров, конференций, симпозиумов, созидательных экспериментов, защиты диссертаций и т.д.


Основными условиями успешности познавательной деятельности являются:

  1. готовность субъекта познания к познавательной деятельности (необходимые знания, умения, развитость познавательных процессов: ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи);
  2. наличие необходимой материальнотехнической базы: средств, оборудования, приборов, методик и т.д.;
  3. четкая организация познавательного процесса.

 


Закрыть