Начальная школа
Средняя школа
Старшая школа
Лыжная подготовка
Спортивные игры
Гимнастика
Туризм
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       

Общеразвивающие
упражнения
Классификация подвижных игр

Требования к подвижным играм

Специфика подвижных игр

Этапы подвижных игр

Организация обучения подвижным играм

Выбор и этапы подвижных игр, направленных на повышение технической и тактической подготовки лыжников

       Овладение техникой  и  тактикой  начинается  с  первых  шагов,  т.е.  с подводящих игр и специальных игровых упражнений. Реализация принципа сознательности и активности  при  изучении  техники передвижения на  лыжах  заключается  в  осознании  цели,  задач,  результата выполнения отдельного упражнения и умении  самостоятельно  контролировать  и оценивать свои двигательные действия. Наиболее сложные  элементы  техники  лыжного  спорта  (ходы,  переходы, повороты в движении, прыжки) рекомендуется изучать в три этапа:

   1. Первоначальное изучение;
   2. Углубленного разучивания;
   3. Закрепление и совершенствование навыков.

       На этапе первоначального изучения разучивают  элементы  техники,  затем осваивают способ передвижения в целом.  Особенности   этой  стадии  изучения следующие:  недостаточная  точность  движений  в  пространстве  и   времени, неточность  мышечных  усилий,  неустойчивость  ритма  передвижений,  наличие излишних движений. При этом обучающиеся затрачивают много  лишних  усилий  и при этом выполняют движения при общей  напряженности  всех  или  большинства мышц тела. Все  это  обуславливает  повышенную  утомляемость,  недостаточную работоспособность. Для  этого  нужно  проводить  подвижные  игры,  которые  совершенствуют координацию движений и быстроту. Игры, совершенствующие равновесие и координацию  лыжника  целесообразно проводить в первой половине основной части урока. Подбирая игру,  ту или  иную,  следует  учитывать  возраст,  физическую подготовку, условия проведения игры. Эти качества можно развивать в таких подвижных играх,  как:  «Прокладка железной  дороги»,   «Поезд»,  «Веер»,  «Змейка»,  «сороконожка  на  лыжах», «Салки». «Прокладка железной дороги» учащиеся выстраиваются в шеренгу  боком по направлению движения с интервалом 1 м.  Передвигаются  приставным  шагом, прокладывая  «железную  дорогу». Выигрывают  те,  у  кого  ровнее  и  четче проезжая лыжня на снегу.

       На втором этапе обучения необходимо решить три задачи:

    1. Углубить понимание закономерности изучаемых движений;
    2. Добавить освоение деталей  техники  изучаемого  способа передвижения;
    3. Добавить  четкого и свободног  выполнения способа передвижения в целом.


       На этом этапе обучения  возрастает  роль  сознательности  и  активности обучающихся. Для этого нужно  давать  по  возможности  полную  информацию  о закономерностях  и  условиях  применения  разученных  действий,  побудить  к глубокому анализу техники и результатах своей работы. Овладевать  элементами техники целесообразно  на  фоне  целостного  выполнения  изучаемого  способа передвижения. Внимание учащихся при этом переключается с важных действий  на второстепенные, с крупных на мелкие. Следует  добавить  того,  чтобы  лыжник учился анализировать свои движения  и  определять  ошибки,  а  преподаватель только направлял его на верный путь. Этап закрепления и совершенствования. Цель этапа –  обратить  умения  и навык и выработать умение применять освоенный способ передвижения  на  лыжах в различных условиях и сочетаниях с другими способами.Процесс  обучения  на  этом  этапе   включает   две   стадии   развития двигательного навыка:

   1. Стадия уточнения навыка в основном варианте действия;
   2. Стадия  формирования  умения  и  навыков  в  дополнительных  вариантах действия.


       Задачи обучения на третьем этапе таковы:

  1.Закрепить основную технику способа передвижения  на  лыжах,  продолжая уточнение деталей;
  2.Научить  целесообразно  выполнять  усвоенные  действия  в   различных условиях, в том числе в  соревновательных  и  в  сочетании  с  другими действиями;
  3.Обогащать технику новыми деталями  в  соответствии  с  индивидуальными особенностями   занимающихся   и   с   учетом   улучшения   физической подготовленности их.


       Навыком, в первую очередь, необходимо овладеть «чувством лыжи и снега»: научиться управлять лыжами, отталкиваться лыжей от снега и переносить  массу тела с  одной  ноги  на  другую.  В  то  же  время  не  следует  забывать  о необходимости  выработки  умения  удерживать  равновесие  –  умения  уверено скользить на двух лыжах и особенно на одной. При решении этих задач можно делать подводящие упражнения  и  применять наиболее  простые  способы  передвижения  на  лыжах:  многократно  принимать разную позу лыжника на месте; поочередно поднимать ноги с лыжами  на  месте, сгибая их, как при обычной  ходьбе;   поочередно  поднимать  носки  лыж,  не отрывая  пятку от снега и делать движения  лыжей  вверх  и  вниз,  вправо  и влево;  делать перевороты, переступания на месте вокруг пяток и носков  лыж, добиваясь параллельного положения лыж при приставлении лыжи;  делать  прыжки на месте вверх с двух ног и поочередно с правой ноги на  левую  и  наоборот, одновременно перенося массу тела; делать приставные шаги в сторону на два  и четыре счета; делать, стоя на месте, маховые  скользящие  движения  ногой  с лыжей вперед-назад и т.д.
       С помощью этих упражнений вырабатывают двигательные навыки,  сходные  с элементами техники основных способов передвижения  на  лыжах  (лыжные  ходы, переход, повороты в движении). Можно применять и игровые упражнения – скольжение (тот, кто проскользит расстояние между флажками, сделав меньше шагов, –  победитель);  накат  (кто дальше укатится  за 10 шагов); гонки (ноги связаны выше  голени,  только  по прямой! 50-100 м, кто быстрее). В этих упражнениях развивается быстрота. Силовые качества развиваются в играх на лыжах, требующих приложения для достижения результата мощных усилий ногами, руками  и  туловища.  Для  этого подбирают соответствующие игровые задания или изменяют  условия,  в  которых проводятся  игры.  Например,   если   проводить   игру   «Быстрый   лыжник», «Догонялки» и др. на небольшом подъеме или, наоборот, на глубоком снегу,  то они будут способствовать развитию силы. «Догонялки». В четыре диаметрально противоположных места круговой лыжни обозначаются стартовые линии.  В гонке участвуют одновременно 4 лыжника.  По старту лыжники начинают гонку. Каждый стремится быстрее настигнуть  бегущего впереди лыжника. Как только один из лыжников догонит  бегущего  впереди,  он становится победителем. Гонка  заканчивается.  (Место  проведения:  круговая лыжня  с  меняющимся  рельефом   длиной   200   м.   Игра   проводится   как классическими,  так  и   коньковыми   ходами).   Запрещается   использование отталкиваний  палками  или,  наоборот,  разрешается  передвижение  только  с помощью обоих палок, можно  значительно увеличить  силовую  нагрузку  на  ту или иную группу мышц. Например, в играх с  преодолением  полного  подъема  одновременным  или попеременным  бесшажным  ходом  (используя  отталкивание  палками)   большую силовую  нагрузку  получают  мышцы  рук  и  туловища,   а   при   применении попеременного или конькового ходы без палок  нагрузка  приходится  на  мышцы ног.
Игры, развивающие выносливость, проводятся на  отрезках  от  400  м.  и более. Нагрузка  уменьшается  или  увеличивается  за  счет  изменения  длины преодолеваемых отрезков, пауз отдыха  между  отдельными  игровыми  заданиям, количество этапов в эстафетах и стартов в заданиях, продолжительности  игры. Можно проводить такие игры: «Гонка с выживанием». На замкнутой круговой лыжне одновременно стартуют 5-8 лыжников. Линия  старта  является  и  линией финиша. После  прохождения  каждого  круга  лыжник,  оказавшийся  на  финише последним, выбывает из  игры.  Например,  стартовали  5  лыжников,  а  после завершения первого круга гонки продолжают 4, после второго круга – 3 и т.д. «Охота на лис». «Лисы» – 2-4 лучших лыжника углубляются в лес  на  400-500 м. «Охотники» – все остальные участники  –  через  5  минут  выходят  на поиск «лис». «Лисы» убегают,  прячутся  за  деревьями,  в  оврагах,  кустах, меняют направление, путают следы. «Охотники» стараются их найти  и  поймать. По сигналу игра прекращается, и игроки возвращаются на место сбора. Ценность подвижных игр и игровых упражнений заключается в  том,  что  в них работа над закреплением и  совершенствованием  техники  передвижения  на лыжах  и воспитанием физических качеств проходит интересно,  эмоционально  и как бы незаметно для учащихся.

г.Канск 2008 год
Закрыть