Работа с семьей

В школе и микрорайоне

Работа с трудными подростками

Работа с одаренными детьми

РАБОТА С СЕМЬЕЙ - > Ребенок в семье

Если родители заботятся о здоровье, вкладывая душу и сердце, то дети будут защищены от вредного влияния среды. Но в каком бы богатстве и комфорте ни воспитывался физически крепким, освоившим науки и ремесла ребенок, если в нем не будут развиты духовные, гуманные черты личности, ничего хорошего он в мир не принесет.
Нравственное поведение, психологическое развитие, поведение, общение, жизненные установки -- все это формируется в семье. Какие бы проблемы ни решали родители, что ни говорили, с кем бы ни общались — все это откладывается на воспитании ребенка.
А.С.Макаренко был твердо убежден, что «родительские требования к себе, родительское уважение к семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания», и если с вашим ребенком неблагополучно, «нужно прежде всего самого себя положить под микроскоп»'. И не нужно ребенка перевоспитывать; бывает, что достаточно изменить отношение к нему, а это зависит только от родителей.
В.А.Сухомлинский писал, что увеличивать море радости ребенка — единственно правильный курс поведения всех родителей.
Бенджамен Спок считал, что результат родительского воспитания зависит не от степени строгости и мягкости, а от ваших чувств к ребенку. Ласка имеет такое же значение для эмоционального развития ребенка, как молоко матери для физического.
Ф.М.Достоевский писал: «Знайте же, что нет ничего сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома... прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь»2.
Несомненно, какое бы большой место в развитии ребенка ни занимали школа и среда, главную ответственность за его воспитание несут родители.
До подросткового возраста ребенок впитывает все устои семьи. Родителям необходимо постоянно оценивать свои поступки, так как главным рычагом родительского воспитания является их авторитет. В младшем школьном возрасте — это авторитет любви, ласки, с взрослением -- это авторитет уважения. Это мораль, знания и ум, умения, храбрость и сила. Но авторитетом нельзя подавлять ребенка, его нужно давать в небольших дозах.
Постоянное общение с ребенком даст возможность родителям узнать его. С подростком сложнее, так как родительские представления не успевают за его бурным развитием, продолжая обращаться с ним, как с ребенком. Именно в этот период формируются дальнейшие отношения родителей и подростка. Подросток требует к себе особого отношения, большей самостоятельности, уважения его мнения. Его самолюбие оказывается уязвленным, если в семье он не получает должного уважения и внимания.
Именно в этом возрасте возникает конфликт, когда эмоции, преобладая над разумом, приводят подростка к вспышке, взрывным отношениям. Родителям в этом случае следует переждать, когда утихнут страсти и в спокойной обстановке все обсудить, дать подростку все самому обдумать.
Следует учитывать, что требования подростка к родителям намного выше, чем к посторонним.
В работе с родителями, в общении, в консультациях родителям социальный педагог обращает внимание на первостепенные вопросы в воспитании ребенка.
Одна из черт, которая прививается ребенку в семье, — это послушание. Причем прививать его следует с раннего детства, что уважение и внимание к родителям и старшим людям обязательно и важно в жизни человека.
Так же важно воспитывать в семье у ребенка дисциплину, которая влияет на правильное развитие умственных способностей ребенка. Ребенок, привыкший к порядку и дисциплине с раннего детства, будет этому следовать всю жизнь. В этом важную роль играет режим дня, выполнение обязанностей по дому и т.д.
Трудовые навыки, заложенные в семье, определяют жизнедеятельность маленького человека в будущем.
Чуткое отношение к окружающих тебя людям, доброжелательность, отношения, достойные человека, закладываются также только в семье.
Широко известны методы воспитания здорового ребенка в семье. Об этом достаточно публикаций. Здесь и закаливание, и гигиена, и предупреждение появления вредных привычек, и
предупреждение с 6—7 лет употребления алкоголя и наркомании, и правильное питание, и наблюдение за психическим развитием.


Дизайн: "41" ® 2004 г.
тел. +7 (902) 926 45 18
e-mail: saint_kansk@list.ru
Закрыть