Социализация как социально-педагогическое явление.

Закрыть

Социализированность.
Воспитанность.


Контрольные вопросы
Литература



<<< Copyright by 41 group >>> Социализация как социально-педагогическое явление

Социализация как социально-педагогическое явление.

О понятии социализация

 

В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п.  Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 г.  в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или её отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

Попутно отметим, что почти до 60-х гг. XX в., говоря о социализации. Почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя,  конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, довольно огрублено).

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество – субъект воздействия, а человек – объект). У историков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский – Талкот Парсонс. Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как  субъект-объектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.

Основываясь на субъект-объектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными. Относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Назад

 

Закрыть
Сущность социализации

Сущность социализации

 

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциальная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

Назад

 

Закрыть
Этапы социализации


Этапы социализации

 

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально – педагогической точки зрения.

Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года), молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65) лет), старость (65-70 лет) долгожительство (свыше 70 лет).

 

 

Назад
Закрыть
Факторы социализации


Факторы социализации

 

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других – мало, о третьих – совсем чуть–чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – страна, этнос, общество, государство, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

 

Назад
Закрыть
Агенты социализации


Агенты социализации

 

важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

 

 

Назад
Закрыть
Средства социализации


Средства социализации

 

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях. Последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа вырабатывает в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций – способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов».

 

Назад
Закрыть


Механизмы социализации

 

Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриель Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфербренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. однако и на боле поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое освоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др.  С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.

 

Назад Традиционный механизм социализации (стихийный) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стере


Традиционныймеханизм социализации

(стихийный) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или  блокированные  в  силу  изменившихся  условий жизни  (например, переезд  из  села в  большой город),  могут  «всплыть» в  поведении  человека  при  очередном  изменении жизненных  условий или  на  последующих  возрастных  этапах.

 

Назад
Закрыть
Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия


Институциональный механизм социализации

Как  следует  уже  из  самого  названия, функционирует  в  процессе  взаимодействия  человека с  институтами  общества и различными  организациями, как  специально созданными для  его социализации, так и реализующие функции попутно, параллельно  со  своими  основными  функциями (производственные, общественные,  клубные  и другие  структуры, а  также  средства  массовой коммуникации). В  процессе  взаимодействия  человека с  различными  институтами  и организациями  происходит  нарастающее  накопление  им  соответствующих  знаний и  опыта   социально  одобряемого  поведения  и  конфликтного или бесконфликтного  избегания  выполнения  социальных  норм.

Надо  иметь  в  виду, что средства  массовой коммуникации   как  социальный  институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют  на социализацию  человека не  только  с  помощью трансляции определенной  информации, но и через  представление  определенных  образцов  поведения героев  книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность  этого  влияния  определяется  тем, что, как  тонко  подметил  еще  в XVIII в. реформатор  западноевропейского  балета  французский балетмейстер  Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые  героями,  отличаются  большей  силой и определенностью, нежели  страсти  людей  обыкновенных, им  легче  и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

 

Назад
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры

Стилизованный механизм социализации

Действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

 

Назад
Закрыть
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами


Межличностный механизм социализации

функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимыми лицами могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизм. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокретичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

 

Назад
Закрыть
Составляющие процесса социализации


Составляющие процесса социализации

- стихийной социализации человека  во  взаимодействии  и  под  влиянием  объективных  обстоятельств  жизни  общества, содержание, характер  и  результаты  которой  определяются социально- экономическими  и  социокультурными реалиями;

- относительно  направляемой социализации, когда  государство предпринимает определенные  экономические, законодательные, организационные  меры  для решения  своих  задач, которые  объективно  влияют  на  изменение  возможностей  и  характера  развития, на  жизненный  путь  тех  или  иных  социально-профессиональных  этнокультурных  о  возрастных  групп (определяя  обязательный  минимум  образования, возраст  его  начала, сроки  службы  в  армии и т.д.);

- относительно  социально  контролируемой  социализации (воспитания)- планомерного  создания  обществом  и  государством  правовых, организационных, материальных  и духовных  условий  для  развития  человека;

- более  или  менее  сознательного  самоизменения  человека, имеющего просоциальный, асоциальный  или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в  соответствии  с  индивидуальными  ресурсами  и  в  соответствии  или  вопреки  объективным  условиям  жизни.

 

Назад
Закрыть
Воспитание


Воспитание

Воспитание  становится  относительно  автономным  в  процессе социализации  на  определенном  этапе  развития  каждого  конкретного  общества,  когда  оно  приобретает  такую  степень  сложности,  что  возникает  необходимость  в  специальной  деятельности  по  подготовке подрастающих  поколений к  жизни  в  социуме. (Попутно  заметим, что  на  ранних  стадиях  существования  любого  общества, а  также  в  современных  архаичных обществах  воспитание и социализация  синкретичны- слиты, нерасчленны).

Воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направленной социализации тем, что в его основе лежит социальное действие. Немецкий ученный Макс Вебер, который ввел это понятие, определял его как действие, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Кроме того, социализация в целом – процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т.е. ограниченно местом и временем.

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Тем не менее общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому – его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но не одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

Ниже предлагается определение, в котором сделана попытка отразить то общее, что свойственно воспитанию как процессу относительно социально контролируемой социализации, но не затрагивается специфика семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания, о которой речь пойдет в дальнейшем.

Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется. Это определение не является общепринятым. Оно лишь одно в ряду многих.

В отечественной литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание»(не углубляясь при этом в частные различия, на которых настаивают те или иные авторы). Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:

·             воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;

·             воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений.

·             воспитание в узком педагогическом смысле, а именно – воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

·             воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач(например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.).

Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие – нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание.

С точки зрения характера отношений участников процесса воспитания его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, либеральное, демократическое воспитание.

В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к определению воспитания. Э.Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских американских педагогов до середины 20 столетия(а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом, и социальная среда, которой он, в частности, принадлежит».

В последнее десятилетие подход к воспитанию и соответственно определение его как педагогического понятия существенно изменились. Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе.

Так, в американском «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 году, воспитание определялось как:

a.       совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет;

b.      социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа), для того чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

 

В 1982 г. в изданном также «Кратком педагогическом словаре» воспитание трактуется так:

  1. любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;
  2. развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным образом для научения и учебы;
  3. общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.

 

Эти определения свидетельствуют о том, что принятая в отечественной литературе трактовка термина Education как образование, обучение по меньшей мере односторонняя, а скорее, просто неточна. Этот термин и этимологически (от латинского educare- взращивать, питать), и в культурно педагогическом контексте обозначает в первую очередь воспитание: семейное; религиозное; социальное, осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях (в том числе и в процессе обучения) так и в социуме.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально культурными особенностями.

Результаты и позитивная эффективность воспитанная в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводства человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

 

Назад
Закрыть
О социализированности Единой точки зрения на то, что представляет собой социализированность человека, не существует




Социализированность.



Единой точки зрения на то, что представляет собой социализированность человека, не существует. Трактовки социализированности весьма многообразны (это показала в своем исследовании А.С.Волович) и в большей мере зависят от того, в русле какого подхода к социализации они рассматриваются.

В русле субъект – объектного подхода к пониманию социализации социализированность в общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом». Социализированность определяется как «результативная конформность индивида к социальным ‘предписаниям’».

Иной взгляд на социализированность у других исследователей, но тоже в русле субъект – объектного подхода к социализации. Суть их позиции в том, что, поскольку человек не может быть заранее подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретится в жизни, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психолог и педагог Л.Колберг подчеркивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными.

В многочисленных исследований все больше внимания уделяется в выявлении не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем. В частности, например, социализированность рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития. Этот подход, который американский исследователь А.Инкельс назвал «заглядывание вперед» (изучение того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы, став взрослым, он был успешен), очень характерен для развития сегодня эмпирических исследований.

Достаточно распространенным стало мнение о том, что социализация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Рассматриваются различные механизмы такой ориентации. Один из них основан на понятии «ситуационного приспособления» - «вступая в новую ситуацию, индивид соединяет новое ожидание в других со своим «Я» и таким образом приспосабливаются к ситуации». Однако такой подход превращает человека в некий флюгер (что имеет место, но не всегда).

Существенно иначе трактуют социализированность исследователей, рассматривающие социализацию как субъект – субъектный процесс. Они считают, что социализированный человек не только адаптирован в обществе, но и в состоянии быть субъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом.

Так, американские ученые М.Райли и Е.Томас, характеризуя социализированность, особое внимание уделяют наличию у человека собственных ценностных ориентаций. Они считают, что сложности в социализации возникают в том случае, когда ролевые ожидания не совпадают с самоэкспектациями (самоожиданиями) индивида. Исследователи считают необходимым, чтобы в этих случаях человек осуществлял ролевые замены или перестройку ценностных ориентаций. Иными словами, в случае сложности или неуспехов в социализации социализированный индивид стремится к изменению самоэкспектации и умеет оставлять предшествующие роли.

Американский исследователь Э.Келли, используя понятие «полностью функционирующая личность», которая с некоторой долей условности можно рассматривать как синоним «социализированной личности», характеризует ее следующим образом: «…полностью функционирующая личность думает о себе, о других видит возможность создания своего ’само’ в других; поняв движущую придоду жизни и динамику изменения, она понимает ценность ошибок; полностью функционирующая личность принимает творческую роль».

Исследователями, работающими в русле субъект – субъектного подхода, выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

В рамках концепции социализации, предложенной в данном учебнике, социализированность – это достижение человеком определенного баланса адаптированности и обособление в обществе.

О мере адаптации человека в обществе свидетельствует ряд признаков:

       степень овладения ролевыми ожиданиями и предписаниями характерными для общества в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, досуговой, социальной и др.), а также знаниями, умениями и установками, необходимыми для их реализации;

        наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально – приемлемых путях и способах их достижения (т.е. мера согласованности самооценок и притязаний человека с его возможностей и реалиями социальной среды);

        необходимый на данном возрастном этапе уровень образования.

В качестве признаков обособления человека в обществе можно рассматривать следующие:

           наличие собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать новое (ценностная автономия);

           наличие и характер Я – концепции, уровень самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства(психологическая автономия);

           реализация избирательности и эмоциональных привязанностях, их сбережение и сменяемость(эмоциональная автономия);

           мера готовности и способности самостоятельно решать собственные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению; гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески подходить к жизни – креативность(поведенческая автономия).

•••••••••••••••••••••

Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.

Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и(или) профессиональной структур, что влечет за собой изменение статуса больших групп населения, превращают их социализированность в неэффективную для новых условий. Переезд человека из страны в страну, из региона в регион, из села в город и наоборот также делает социализированность проблематичной.

Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей.

 

Назад
Закрыть
ВОСПИТАННОСТЬ




ВОСПИТАННОСТЬ.

 

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействие с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов. Взаимодействие с ними, влияние их на детей, подростков, юношей не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованные и противоречат друг друга.

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направленной и относительно социально контролируемой социализации во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом – его     социализированность.

В рамках проблемы социализированности как результата  социализации на каждом возрастном этапе особняком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации.    

 

О воспитанности       На бытовом уровне воспитанность понимается довольно однозначно и односторонне, о чем свидетельствуют словари: «Воспитанный человек, выросший в обычных правилах светского приличия, образованный » (В.И.Даль). «Воспитанность – умение вести себя; благовоспитанность» (Словарь русского языка.-М., 1957г.). «Воспитанный – получивший хорошее воспитание, умеющий вести себя »  (Словарь русского языка.-  М., 1957г.).

Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично в связи с многообразием трактовок понятия «воспитание».

Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с помощью эмпирических показателей вызывают те или иные возражения. Более или менее конкретно это делается по отношению к таким аспектам воспитанности, как образованность, профессиональная подготовка, установки и ценностные ориентации в различных сферах жизнедеятельности и пр. Однако выявленный уровень образованности человека или его социальные установки, например в сфере межэтнического взаимодействия и др., далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению.

Из истории известно, что многие выдающиеся педагоги – практики задумывались о том, кого они хотят воспитать. Одним из довольно полезных и любопытных продуктов подобных раздумий стали критерии готовности к жизни и к социальной интеграции воспитанников детских домов семейного типа, выработанных создателем «детских деревень» австрийцем Германом Гмайнером и его сотрудниками. Эти критерии – плод анализа результатов многолетней практики воспитания, а потому довольно конкретны: законченное школьное и профессиональное образование; работа по специальности; основание собственной семьи; реалистические жизненные цели; социальная зрелость, при которой взаимоотношения с согражданами отличается уважением, готовностью помочь и терпимостью; собственный вклад в дело дальнейшего развития общества.

Почти каждый педагог – теоретик предлагал также свой взгляд на то, что представляет собой воспитанный человек поскольку социальная педагогика рассматривает воспитание в контексте социализации, и воспитанность как результат влияния не только воспитание, но и относительно направляемой и стихийной социализации, постольку весьма интересно представляется мнение К.Д.Ушинского, который писал, что воспитанность – это «образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».

В русле предложенного в этом учебнике подхода к воспитанию как составной частей социализации и исходя из понимания социального воспитания как планомерного создания условия для относительно целенаправленных развития и духовно-ценностных ориентации человека, воспитанность можно лишь условно выделить из социализированности.

 

Назад
Закрыть
Вопросы и задания для самоконтроля


Вопросы и задания для самоконтроля

1.Дайте определение социализации и обоснуйте его.

2.В чем сущность процесса социализации?

3. Охарактеризуйте основные части процесса социализации.

4.На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека.

5.В чем основные отличия воспитания и стихийной социализации?

6.Проанализируйте различные подходы к определению понятия «воспитание».

 

Закрыть
Литература для самостоятельной работы

Литература для самостоятельной работы

 

1.      Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988. – С.331-348.

2.      Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. – С.133-166.

3.      Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура. – Н. Новгород, 1995.

4.      Мид М.Культура и мир детства.  – М., 1988.

5.      Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997. – С.26-59.

6.      Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С.94-130.

 

Страничку подготовили студенты 41 группы: Федоров Е.Н., Гончаров В.К., Черенков В.В.

Назад в главное меню
Закрыть