ГЛАВНОЕ МЕНЮ    /    СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА   /   СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
 
В системе научного знания выделяются естественные, общественные (социальные, гуманитарные) и технические науки. Социальная педагогика является по своему сущностному содержанию наукой общественной. Однако проводимые в ее рамках исследования носят междисциплинарный характер и тесно связаны с естественными науками (медициной, физиологией, биологией), одновременно вступая во взаимосвязь с комплексом наук общественных (философией, социологией, социальной работой, правоведением, различными отраслями педагогики и психологии, и др.).
Социальная педагогика «вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической и социальной психологией, психологией управления».
Все это многообразие научных знаний организуется в единую теорию благодаря фундаментальным основам, на которые опирается любая система конкретных научных знаний, любая наука. Для социальной педагогики, представляющей собой сложную многофункциональную, многокомпонентную отрасль общественного знания, базовыми основами являются педагогическая наука и практика.
Общепринятый перечень педагогических научных дисциплин, составляющих структуру современной педагогики и вступающих в междисциплинарные контакты с социальной педагогикой, можно представить следующим образом.
Педагогика раннего детства изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого и раннего возраста (от 0 до 3 лет). Является наиболее значимой в структуре педагогических знаний, так как именно этот возраст составляет основу для дальнейшего формирования личности человека. Имеет особое значение в воспитании детей с отклонениями в развитии, так как во многом предопределяет обоснование формирования компенсаторных процессов, что способствует профилактике детской инвалидности.
Дошкольная педагогика представляет собой научное направление, изучающее закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Разрабатывает дидактику дошкольного образования, теорию и методику воспитания дошкольников, теорию и практику профессиональной подготовки специалистов по дошкольному образованию и воспитанию.
Педагогика школы - старейшая и самая развитая отрасль педагогики. Исследует вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения на основе многовекового опыта образовательных моделей различных цивилизаций, государств, обществ. Является основой для построения педагогики высшей школы, подготовки учителей.
Педагогика профессионально-технического образования - отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих в различных областях производства.
Педагогика высшей школы изучает закономерности подготовки специалистов и научных работников в области образования и воспитания.
Военная педагогика осуществляет теоретическое обоснование и разрабатывает принципы, методы, формы обучения военнослужащих.
Андрогогика разрабатывает систему образования взрослых людей. В последние годы активно развивается составная часть андрогогики - герогогика (педагогика старости), которая исследует различные варианты образования лиц пожилого возраста.
Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические и практические разработки перевоспитания лиц, совершивших противоправные поступки и находящихся в заключении за совершенные преступления.
Специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования лиц, имеющих отклонения в психофизическом развитии. Система образования лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития строится с учетом отечественного и мирового опыта, на основе всестороннего исследования физиологических, психологических механизмов развития во взаимодействии с окружающей средой и компенсаторными возможностями организма.
Специальная педагогика подразделяется на отрасли в зависимости от вида нарушений развития: тифлопедагогика (нарушения зрения), сурдопедагогика (нарушения слуха), олигофренопедагогика (нарушения интеллектуального развития), логопедия (нарушения речи).
Взаимосвязь каждой из перечисленных научных дисциплин с социальной педагогикой определяется специфическими функциями, присущими той или иной воспитательной организации, в которой осуществляется социально-педагогическая деятельность, и требующими дополнительной конкретизации. Интеграция каждого из этих направлений с социальной педагогикой может рассматриваться самостоятельно. Так, интеграция научных знаний в области социальной и специальной педагогики является теоретической основой деятельности институтов специального образования и социальной защиты лиц с отклонениями в развитии и представляет одно из новых направлений педагогической науки и практики.
 

 

 

 

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997. – С. 20.


© Ikarek, Green, Cool
Закрыть