Наглядная история швейной машины.

Как далеко ушел технический прогресс, можно проследить через развитие конструкций швейных машин и изменения технологии изготовления швейных изделий. Требования моды непременно вызывали появление специальных машин, что, в свою очередь, влияло на тенденции моды. Существенные перемены в одежде произошли с развитием не только производства швейных машин, но и транспорта.


Европейская одежда XIX-XX веков: 1 — начало XIX века; 2 — первое десятилетие XIX века; 3 — 30-е годы XIX века; 4 — 60-е годы XIX века; 5 — 80-е годы XIX века; 6 — 90-е годы XIX века; 7 — последняя четверть XIX века; 8 — последняя четверть XIX — начало XX века; 9 — 1912-1914 годы; 10 — 20-е годы XX века; 11 — 30-е годы XX века; 12 — 50-е годы XX века; 13 — 30-40-е годы XX века; 14-15 — вторая половина 60-х  — 70-е годы XX века. Рисунок из  электронной „Энциклопедии Кирилла и Мефодия“.


Одна из первых швейных машин челночного стежка фирмы „Зайдель и Науманн“ (Германия, 1870-1880). Эти машины с 1870 года распространялись Торговым домом Попова на территории России и Персии.

В начале прошлого столетия женщины перестали носить пышные и длинные платья сложных фасонов: в таких нарядах неудобно было ездить в  трамваях. Покрой одежды стал одинаковым для всех слоев населения, только мода время от  времени меняла её отдельные детали. Огромным достижением реформы женской одежды был костюм. Перчатки считались в то время одним из  признаков изысканности. Хороший тон требовал, чтобы они нигде не  лоснились. Атрибутом высшей элегантности являлись белые перчатки из  козлиной кожи. Элегантные чулки делали из пряжи фильдекос и фильдеперс.

Они были первыми

Эта американская швейная машина челночного стежка (1895-1905) была куплена известным московским купцом-булочником Филипповым для Насти Колесановой (сестры своей горничной) в московском Торговом доме Ж. Блока. Филиппов отправил Настю на  учёние в школу Н. П. Ламановой, первого русского художника - модельера. После успешной учебы Колесанова работала с Ламановой сначала в  ее мастерской, а потом в костюмерных мастерских Большого театра.

Швейная машина появилась на  свет значительно позже механизированных прядильных и  ткацких станков, хотя попытки механизировать труд портных предпринимались, начиная с  середины XIV века.

Первый патент на аппарат, снабженный иголкой с двумя острыми концами и  отверстием для нитки посередине, получил в  1755 году англичанин Чарльз Вейзенталь. Иголка прокалывала материю туда и обратно, сама не  переворачиваясь. Конструкция изобретения была очень несовершенной и потому не  получила распространения.

С 1755 до  1846 года пытливые умы продолжали настойчиво трудиться над созданием швейной машины. Так, в  1790 году англичанин Томас Сент получил патент на машину для шитья башмаков и  сапог, дававшую однониточный шов. Любопытно, что спустя почти век люди попытались воспроизвести машину Сента по  чертежам (ведь ни один из первых аппаратов для шитья не сохранился), и  оказалось, что она неработоспособна без значительных доработок. Однако этому изобретению всё-таки нужно отдать должное: сам факт появления машины, заменяющей ручной труд, подстегнул изобретателей к разработке новых конструкций для механического выполнения стежка.

Фабрично-ремесленная швейная машина „Гоу“ челночного стежка для стачивания тяжелых тканей. Изготовлена на фирме „Гоу“ машина - компани (США, Нью-йорк, 1865-1875), принадлежащей семье изобретателя швейной машины челночного типа Элиаса Гоу. Применялась в основном для шитья парусов для флота.

Первый, кто применил две нитки для одного и того  же шва, был австрийский портной Йозеф Мадерспергер из Вены, построивший машину на том  же принципе, что и ткацкая. Однако из-за конструктивных несовершенств распространения она не  получила. После изобретения Мадерспергером в 1814 году иглы с ушком у  острия исследователи начали работать над получением стежка с помощью такой иглы. Счастье улыбнулось французу Б.Тимонье, который в 1830 году изготовил машину, дававшую цепной шов. Она была выпущена в количестве 80 экземпляров и служила главным образом для надобностей армии. На этих машинах в специальных мастерских Парижа шилось солдатское обмундирование. В  1832 году читателей „Берлинской иллюстрированной газеты“ поразило следующее сообщение: „Из Парижа передают, что портной Б. Тимонье показывал в  Вильфранше сконструированную им   швейную машину, в  реальности которой можно сомневаться, если не видеть её  собственными глазами. Любой учёник может уже через несколько часов научиться шить на ней. Передают, что на этой машине можно делать двести стежков в минуту. Все это и  многое другое в конструкции швейной машины на грани фантастики“. Между тем громоздкая, сделанная в основном из деревянных частей машина Тимонье давала непрочный шов в  одну нитку. Главный недостаток этого шва в том, что он легко распускается, достаточно разорваться лишь одному стежку.


Швейная машина „Оригиналь экспресс“ цепного стежка (США, 1860-1880). Основание выполнено в технике художественного литья, что соответствует технической моде второй половины XIX века.

Честь изобретения швейной машины с челночным стежком принадлежит Америке. Впервые челнок в швейной машине применил Вальтер Хант, построивший в  1832-1834 годах машину с прямой иглой с ушком у острия и  челноком, подобным ткацкому. Однако она не была запатентована, так как работала нестабильно.

Одновременно с Тимонье и  Хантом над созданием швейной машины трудился американец Элиас Гоу, работавший на  фабрике, которая выпускала текстильное оборудование. В свое изобретение он  заложил некоторые элементы ткацкого станка, в том числе подобие челнока. В  1845 году Э. Гоу получил патент на первую реальную швейную машину челночного стежка (ее принцип  — закрепление стежков второй нитью, проходящей снизу, — до сих пор используется в  швейных машинах), которая работала со скоростью триста стежков в минуту. При этом игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в  вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии.

Швейная машина цепного стежка фирмы „Вилькокс и Гиббс“ (США, Нью-Йорк, 1868). В данной машине кроме конструктивных узлов запатентован дизайн.

Ясно, что изобретение Гоу нуждалась в  совершенствовании. Ускорили этот процесс талантливые американские изобретатели Аллен Вильсон, Джеймс Гиббс, Джон Бачелдер и гениальный предприниматель Исаак Меррит Зингер, эмигрировавший в  своё время из Германии и обосновавшийся в Нью-Йорке. В  1851 году Зингер создал одну из  первых бытовых швейных машин, у  которой игла закреплялась в вертикальном положении. Теперь ткань, прижимаемая лапкой, располагалась на горизонтальной плоскости и  могла продвигаться благодаря прерывисто движущемуся зубчатому колесу. Год спустя А.  Вильсон получил патент на четырехтактный реечный двигатель ткани (транспортер), благодаря которому скорость работы швейной машины значительно возросла.

Швейная машина челночного стежка фирмы „Науманн“ (Германия, 1894-1896). Изготовлена по специальному заказу Торгового дома Попова в связи с 25-летием его работы.

В 1852 году Зингер продал свою первую швейную машину за 100 долларов, а  в 1854-м вместе с Эдуардом Кларком учредил товарищество „Singer Company“. Через год его изобретение получило первый приз на Всемирной ярмарке в Париже. Машины Зингера пользовались огромным спросом во всей Америке. Этому способствовало ещё и  то, что в 1856 году компания приняла уникальное по тем временам решение: продажа в  рассрочку. К 1863 году „Singer Company“ продавала 20 тысяч швейных машин в  год, через 4 года имела уже несколько фабрик в Америке, открыла свою первую фабрику в  Шотландии, а в дальнейшем фабрики империи „Singer“ появились во многих странах мира.

Швейная машина фирмы „Зингер“ (США, 1900-1915), предназначенная для изготовления закрепок и укрепления петель, пришивания бантиков к обуви и платью.

Конструкция швейных машин усложнялась и  совершенствовалась довольно быстрыми темпами. С  каждым новшеством они становились более быстроходными и  специализированными. Трудно поверить, но уже в  1870-х годах появились первые машины с электроприводом. Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая (системы Виллера — Вильсона) предложена В. Н. Чиколевым в России и представлена на  Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году.

К 1900 году помимо машин для пошива одежды были созданы специальные машины для шитья брезентовых палаток, парусов, почтовых мешков, переплетов книг, дорожных сундуков, седельного снаряжения, обуви, галантерейных изделий (ремней, лент, зонтов), шляп, шлангов и др.

Фабрично-ремесленная швейная машина челночного стежка фирмы „Дюркопп“ (Германия, 1900-1915). Предназначена для выполнения ажурных работ, всевозможных мережек для украшения одежды, столового и постельного белья.

На рубеже XIX-XX столетий женщины получили возможность не только шить, но и вышивать с помощью машины, и даже штопать чулки. На выставке, кстати, демонстрируется штопальный аппарат к машине „Зингер“ начала прошлого века, а рядом с ним — образец заштопанного чулка. Ну, где ещё такое можно увидеть!

Удивительно, как менялся вначале облик швейной машины: её корпус то выгибался изящной дугой, то выпрямлялся, разнообразными и необыкновенно красивыми были литые чугунные платформы. А одна из машин, показанных на выставке, просто запала в душу, поразив не столько формой своего корпуса (хотя она тоже необычная), сколько ножным приводом в виде двух следов от ступней. С годами дизайн машин упрощался. Их корпуса и футляры, начиная со второй половины XX века, перестали расписывать вручную, ушли в прошлое художественное фигурное литье, инкрустация перламутром, многокрасочные изображения именитых особ, резьба по дереву и прочие изыски. Так всегда бывает: вещи, поставленные на поток, — унифицируются. А жаль.

Производство швейных машин в России

Сапожная швейная машина челночного стежка для сшивания головок и голенищ обуви (подольский завод компании „Зингер“, 1902-1917).

Первую фабрику отечественных швейных машин открыл Роберт Вильгельм Гец в 1866 году в Санкт-Петербурге. Здесь же позднее купец первой гильдии Леон Кастелейон наладил производство швейных машин различного назначения.

Долгое время лидерами в производстве швейных машин были фирмы США и Германии. В России с 60-х годов XIX и до начала XX века наибольшую известность приобрели машины фирм „Зингер“, „Виллер и Вильсон“, „Вилькокс и Гиббс“, „Зайдель и Науманн“.


Фабрично - ремесленная сапожная швейная машина челночного стежка для пришивания подошвы к голенищу (подольский завод компании „Зингер“, 1902-1917). На этой машине до 1980-х годов мастер - ремесленник, живший в Костромской области, тачал и ремонтировал обувь для жителей округи.

Поначалу вся торговля швейными машинами „Зингер“ была сосредоточена в руках Георга Нейдлингера, германского подданного, имевшего головной склад в Гамбурге и 65 отделений в России. Когда продукция фирмы прочно обосновалась на российском рынке, руководство компании решило всю торговлю швейными машинами взять в свои руки и в 1897 году основало акционерное общество „Мануфактурная компания Зингер“. Однако ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат. Это приводило к удорожанию продукции и, как следствие, к затруднениям в ее сбыте, особенно из-за обострения конкурентной борьбы с другими фирмами. Так возникла идея основать в России собственный механический завод. Выбор пал на Подольск, который в ту пору был провинциальным городом с пятью тысячами жителей. В сентябре 1900 года компания „Зингер“ приобрела здесь 30 десятин земли. К 1902 году строительство завода было завершено. Его директором назначили немца по происхождению Вальтера Франка Диксона, который оставался на этой должности до 1917 года. На немецком языке велась документация (вероятно, поэтому многие наши соотечественники и сейчас считают, что „Зингер“ — немецкая компания).

Справа — детская швейная машина цепного стежка с деревянным основанием и литым фигурным корпусом, украшенным многоцветной росписью (Подольский механический завод, 1935-1940). Слева — детская швейная машина цепного стежка с литым художественным корпусом (Западная Европа, 1910-1930); маховое колесо заменено специальной ручкой.

К 1913 году валовая прибыль завода возросла в семь с лишним раз, выпуск так называемых семейных (бытовых) машин достиг более 600 тысяч штук в год (около 2500 штук в день). Кроме того, завод производил специальные машины для швейной, обувной, галантерейной и других областей промышленности. Продавалась эта продукция в фирменных магазинах, которые были разбросаны по всей Российской империи. Компания „Зингер“ заслужила даже право быть „Поставщиком Двора Его Императорского Величества“.

К 1914 году Россия занимала второе место в мире по сбыту швейных машин (после Северо-Американских Штатов), продавая их ежегодно в количестве 700 тысяч штук на сумму 63,5 млн рублей.

Швейная машина челночного стежка для стачивания тканей (подольский завод компании „Зингер“, 1905-1920). Её корпус имеет так называемую бутылочную форму, которая была запатентована фирмой „Зингер“ в конце XIX века. Благодаря сбалансированности всех конструктивных узлов такие машины обладают большим запасом прочности и до сих пор используются во многих домах России.

В 1918 году подольский завод АО „Компании Зингер“ был национализирован большевиками и до 1923 года практически бездействовал. Когда выпуск машин возобновили, „Зингер“ стали продавать сначала под маркой „Госшвеймашина“, а с1931 года - под маркой „ПМЗ“ (Подольский механический завод).

В 1930-е годы производство швейных машин было организовано и в других городах страны.

Нет предела совершенству



Вверху — швейная машина двойной строчки с дуговой иглой фирмы „Виллер и Вильсон“ (США, 1854-1865) — один из первых образцов машин челночного стежка. Предназначена для белошвейных работ. Внизу  — её ножной привод.

Бабушкины швейные машины „Зингер“, выпущенные сто и более лет назад, благополучно дожили до наших дней. И удивительнее всего то, что они не коротают век где - нибудь в чулане, а продолжают исправно работать. Конечно, их  функциональные возможности не идут ни в какое сравнение с современными швейными машинами. Кто хоть раз попробовал шить на чудо технике наших дней, уже не захочет возврата к старому. Потому что это равносильно тому, как если бы человек после компьютерного набора текста вновь сел за пишущую машинку.

Сегодняшние модели швейных машин устаревают так же быстро, как и прочие бытовые приборы. Производители постоянно совершенствуют свою продукцию и раз в несколько лет обязательно выпускают новые модели.

Швейная машина челночного стежка (Германия, 1900-1910). Продана Торговым домом Розенталь в Москве. Данный тип машин за конструкцию и художественное оформление получил медали на международных выставках 1885, 1892, 1896 и 1900 годов.

 

 

На нашем рынке, кроме американской „ЗИНГЕР“, теперь можно купить немецкую машину „ПФАФФ“ (история этой компании ведёт отсчет с 1862 года, когда её основатель Георг Михаэль Пфафф собрал свою первую швейную машину; её конструкторы подарили миру вращающийся челнок и электронный педальный пускатель), шведскую "ХУСКВАРНА ВИКИНГ" ( первые машины этой фирмы были созданы в 1872 году, кстати, до  революции они уже продавались в  России), швейцарскую „БЕРНИНА“ (основатель этой компании Карл Фридрих Гегауф в 1893 году выпустил специализированную машину для вышивки монограмм) и др.

Компьютеризированная швейно-вышивальная машина „ПФАФФ 2140“ и образец вышивки, сделанной на ней.

Нынешние поколения бытовых швейных машин подразделяются на  две большие группы: электромеханические и компьютеризированные. Есть ещё подгруппа — компьютеризированные швейно - вышивальные машины. Все они легкие и компактные, так как на смену чугуну пришли современные пластики или облегченные металлы. Имеют светлый корпус и обтекаемую форму. Платформа из стандартной легко трансформируется в более узкую „рукавную“, удобную при обработке брюк или манжет. Но главное — это количество швов и операций. Электромеханические машины могут выполнять в среднем от 10 до 40 швов.

Швы сегодня чаще называют „программами“. Их обычно подразделяют на группы: рабочие, декоративные, оверлочные. На панели управления принято изображать программу в виде пиктограммы, которая буквально повторяет конфигурацию строчки.

Компьютеризированная швейно - вышивальная машина „ХУСКВАРНА ВИКИНГ“ с образцом вышивки.

Многие модели имеют программу для выполнения петель в автоматическом или  полуавтоматическом режиме и  функцию автозаправки нити, столь необходимую для людей с плохим зрением.

В отличие от  электромеханических, компьютеризированные машины выполняют огромное количество операций (одних только видов строчек имеют до 250, а ещё — множество значков - пиктограмм для украшения вещей инициалами или логотипами). В их память заложены оптимальные настройки для определённого вида ткани и последовательность действий, необходимых для выполнения тех или иных операций.

Компьютеризированные швейно-вышивальные машины имеют более 500 швейных программ (220 рабочих и декоративных строчек, 11 видов петель, 324 буквы, 4 алфавита). Их можно подключать к персональному компьютеру, позволяющему создавать узоры вышивки, манипулируя мышью. Машины с такими возможностями от шведской фирмы „ХУСКВАРНА ВИКИНГ“ и немецкой фирмы „ПФАФФ“ тоже были среди представленных на выставке экспонатов. Шитье на них действительно превращается в удовольствие. И вещи получаются изумительные! В этом убеждаешься, разглядывая белоснежный жилет, буквально усыпанный вышитыми мотивами, и образцы вышивок в вышивальных модулях машин.

История "SINGER"

История Подольска - одного из крупнейших промышленных и культурных центров Подмосковья, славна своим людьми, традициями, богатой историей, которая тесно связана с заводом швейных машин, построенным более 100 лет назад компанией "SINGER" на подольской земле.

Что такое "ЗИНГЕР", в России знает каждый. Ровесницей века называют подольскую швейную машину: тридцать десятин земли, купленные в 1900 году компанией "SINGER" в Подольске, положили начало производству российского швейного оборудования. От сборочных мастерских до крупного промышленного предприятия, от простейших машин до сложных промышленных механизмов и бытовых машин с программным управлением - таков путь сегодняшнего ОАО "ЗИНГЕР".

Попытки создать швейную машину предпринимались с давних пор и не единожды, но лишь в 1845 году американскому механику Элиасу Гоу удалось сконструировать первую практически годную машину, дававшую двойную строчку и делавшую 300 стежков в минуту. И хотя патент на изобретение был приобретен в Англии, родиной швейной машины по праву считается Америка: здесь она нашла благоприятную почву и прошла свою замечательную эволюцию, явив миру Исаака Зингера. Механик, изобретатель, предприниматель и даже - актер (!) - именно он сумел дать швейной машине вторую жизнь, воплотив ее в гигантскую индустрию, которая процветает уже более полутора веков.

В 1851 году в Нью-Йорке им совместно с Эдуардом Кларком было учреждено товарищество "И.М.Зингер и Ко", а в штате Нью-Джерси основан завод по производству швейных машин.

В пору своего расцвета, в 60-х годах прошлого столетия, "Мануфактурная компания Зингер" (официальное название с 1863 года) вступила на российский рынок. В 1896 году родилось русское акционерное общество "Мануфактурная компания Зингер" (с 1901 года - "Компания Зингер в России").

Однако ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат, что приводило к удорожанию машин и, как следствие, к затруднениям в их сбыте, и решено было основать в России собственный механический завод. Выбор пал на Подольск, где летом 1900 г . общество приобрело участок земли и приступило к строительству, которое возглавил Вальтер Франк Диксон, ставший впоследствии директором предприятия.

В 1902 году начался выпуск первой продукции - так называемых семейных (бытовых) швейных машин, а к 1913 году валовая прибыль возросла в семь с лишним раз, выпуск швейных машин семейного типа достиг более 600 тысяч штук - максимума из всего, что производилось в предыдущие и последующие годы. Продавались швейные машины в фирменных магазинах, которые - более 3000 - были разбросаны по всей российской империи. Благодаря отличному качеству компания "Зингер" заслужила даже право именоваться "Поставщиком Двора Его Императорского Величества".

Год 1917 стал переломным в истории подольского предприятия. Чтобы не допустить окончательного его закрытия, компания "Зингер" передала завод в аренду Временному правительству на льготных условиях. А в ноябре 1918 года он был национализирован.

В последующие восемь десятилетий компания "Зингер" и ее детище в Подольске жили и развивались независимо друг от друга.

Судьба единственного в России завода швейных машин была трудной, но интересной. Его история отражает путь, пройденный страной: войны, разруха и подъем производства; выпуск самой разнообразной продукции - от мелкого ширпотреба до мотоциклов; государственное управление огромным монополистом и падение в пропасть рыночной экономики. Но сохранилось главное - традиции самого уникального в мире швейного машиностроения, прекрасные кадры специалистов.

Все эти годы Подольский механический завод (ПО "Подольскшвеймаш", затем Концерн "Подольск") обеспечивал легкую промышленность бывшего СССР промышленными швейными машинами, а бытовая швейная машина, сходившая с конвейера завода, являлась практически единственной для рукоделия в семье. "Чайка" исправно служит и по сей день.

Будущее предприятия связывалось с реконструкцией, внедрением новых технологий и выпуском конкурентоспособной продукции. Единственно возможное решение было в возвращении компании "Зингер", которая, наращивая свой потенциал, стала лидирующим производителем и дистрибьютером бытовых и промышленных швейных машин в мире.

Почти восемьдесят лет спустя "Зингер" - вновь в России. Сегодняшний день открытого акционерного общества "ЗИНГЕР" - это внедрение новых технологий на уровне мировых стандартов, производство бытовых и промышленных швейных машин, телевизионной техники, деталей для автомобильной промышленности, торговля, услуги терминального комплекса.
Время диктует свои требования. Создается высокотехнологичный парк, позволяющий производить детали, узлы, оборудование для швейных машин, автомобилей, видеотехники, "белых" товаров; реализуется широкий спектр услуг - таких как таможенные, транспортные, страхование, банковское обслуживание и другие.

Открытое Акционерное Общество "ЗИНГЕР" (ОАО "ЗИНГЕР") располагается в городе Подольск, Московской области, в 16 километрах от Москвы.
Предприятие было основано в 1900 году как филиал американской фирмы "SINGER".
Располагается на территории площадью 45 гектаров , к которой подходит железнодорожная ветка со станции Подольск, Московско-Курской железной дороги.
Имеется развитая сеть автомобильных дорог, связывающая город со всеми направлениями и регионами России и стран СНГ.
Предприятие располагает современными складскими отапливаемыми помещениями общей площадью свыше 6000 кв.м. Имеются охраняемые открытые площадки - для размещения автотранспорта площадью 4 200 кв.м и разгрузки и хранения 40 футовых контейнеров площадью 10 000 кв.м, что позволяет принимать до 150 контейнеров в сутки.
Расположение Подольской таможни непосредственно на территории предприятия позволяет оперативно, в кратчайшие сроки, проводить таможенное оформление грузов.

Дочерние предприятия ОАО "ЗИНГЕР":

 

 

 

 

ООО "Завод бытовых швейных машин":

Обеспечение безупречного качества и низкой стоимости их изготовления базируется на использовании высокоточных и высокопроизводительных обрабатывающих центров фирмы "HECKERT" (ФРГ) типа CWK 630, работающих как отдельно стоящие станки, так и объединенные в гибкую производственную систему (ГПС) из шести обрабатывающих центров (ОЦ).

Настройка высокостойких инструментов фирм "Сандвик Карамант", "Альмю", "Мапал" вне станка, при использовании высокоточных электронных приборов, позволяет гарантировать качество. Этому в значительной мере способствует применение, при настройке станков и контроле обработанных деталей, координатно-измерительной машины (КИМ) фирмы "Оптон", находящейся в том же здании, где и обрабатывающие центры (ОЦ). Координатно-измерительная машина установлена в отдельном изолированном помещении.

ООО "Катунский механический завод":

Завод создан в 1960 году на базе артели металлистов в поселке Катунки на берегу Волги и изготавливал запчасти для текстильной промышленности.

ООО "Майдаковский завод":

Завод был основан в 1873 году в селе Майдаково на берегу речки Люлех купцами Лепахиными и вырабатывал сырье для текстильной промышленности, в 1890 году был запущен в эксплуатацию литейный цех

Дополнительную информацию смотри по адресу:

http://sheitesami.ru/statyi1.1.2.htm - истоия "SINGER"

http://life.ng.ru/circum/2000-09-01/2_zinger.html -истоия "SINGER"


[вернуться в начало страницы]

Закрыть