Школа вожатого
 
Навигация:
 · Главная
 · Школа вожатого
   Пояснительная записка
   Образ вожатого
   I. Подготовка к работе
   Основы медицины и техники безопасности
   Возрастные особенности детей
   Правовые основы деятельности вожатого
   Деловое сотрудничество
   II. Логика развития смены
   Орг. период
   Основной период
   Заключительный период
   III. Режимные моменты
   Выход отряда в поход
   Организация купания
   IV. Отрядное дело
   Отрядный огонек
   Коллективное творческое дело
   Интеллектуальные игры
   Подвижные игры
 · Важные моменты вожатства
   Отбой
   Зарядка
   Операция УЮТ
   Утренний информационный сбор
   Тихий час
   Орлятский круг
   Поездка в лагерь
   Хозсбор
   Расселение
   Знакомство с лагерем
   Сбор знакомств
   Сбор рождения отряда
   Линейка открытия смены
   Прощальный огонек
   Прощальный вечер в лагере
   Итоговый сбор
   Линейка закрытия смены
   Игра на прощание
   Психотехники для вожатых
   Тренинг борьбы со стрессом
   Как не сгореть на смене
   Бассейн в лагере
   Взаимодействие напарников
 · Вожатому на заметку
   Авторитет вожатого
   Взаимодействие с детьми
   Взаимодействие с администрацией
   На заметку
   Выход за территорию
   Заповеди вожатого
   Как быстро запомнить имена детей
   Как полюбить детей
   Как разговаривать с детьми
   Как разговаривать с родителями
   Как строить отношения с детдомовцами
   Критические точки
   Название отряда
   Наказание
   Педагогический анализ
   Планирование
   План-сетка
   Полезные советы
   Принцып успешности мероприятий
   Разновозрастный отряд
   Регистрация детей
   Сплочение отряда
   Тематические смены и дни
   Чередования творческих поручений
   Что вожатому нужно знать о детях
   Отрядный уголок
 · Фотогалерея
 · Информация о лагерях
 · Файлы
 · О проекте

Коллективное творческое дело


  КТД в ДОЛ — Летний лагерь

В отрядах детских лагерей отдыха издавна проводятся дела, игры и мероприятия, называемые КТД. Они не имеют прямого отношения к методике КТД, а лишь являются отдельными её техниками. Сводятся они к тому, что отряд разбивается на творческие группы (4-6 или 5-9 человек, в зависимости от вида КТД) и группам выдаются задания, далее группы выдают результат в заданной форме. Задачи дел могут быть разными. Это может быть творческий конкурс, подготовка к общелагерному мероприятию (например КВН) и т.д. ... Формы тоже могут быть разными. Их разнообразие ограниченно лишь фантазией вожатых. Общее для всех КТД - наличие детских творческих групп. С учетом возрастных характеристик детей подобные мероприятия проводятся в полном объеме на старших отрядах, в упрощенной форме на средних отрядах, на младших отрядах вообще не проводятся (разве только как групповая рефлекторная репродукция (как процесс отраженного воспроизведения задания - например зачитывается отрывок какого-нить произведения, а группа детей изображают действующих лиц и объектов(деревья, ветер, речка и т.д.)), хотя скорее всего это уже не КТД, но некоторые считают иначе). Подводя итог, заметим, что по смыслу правильней было бы называть данную разновидность деятельности в лагере КТИ (коллективно-творческой игрой), оставив название КТД указанной выше методике, но тем не менее продолжим…


Как провести КТД у себя в отряде?

Проводится в группе мало знакомых людей и уже в созданном коллективе. В течение дня можно провести несколько КТД, но с чередованием разных видов творческой деятельности детей. Обязательным условием является темп проведения. Время от начала до конца КТД обычно примерно 40-45 минут. По видам КТД делятся на: художественные (театральные, музыкальные), познавательные, оформительские, экологические и т.д.


Структура КТД (общий вид, в целом может не соблюдаться)

  1. Настрой группы. Песни, игры, комплекс упражнений, помогающих творчески раскрыться.
  2. Разбивка. Выделяют случайную разбивку и по симпатиям. Случайная разбивка: по голосам животных, по цвету одежды, по росту, по дням рождения и т.д. Разбивка по симпатиям: по желанию выбирается несколько человек, которые по цепочке должны набрать себе команду.
  3. Раздача задания. Общая идея дела одна, а задания разные, например, всем участникам предлагается исполнить популярную песню, но в стиле романса, оперы, тяжелого рока, варьете и т.д.
  4. Подготовка выступления. Время от раздачи задания до начала проведения 15 – 20 минут.
  5. Жеребьевка. Для установления очередности выступления.
  6. Выступления групп. Перед началом всего дела разыгрывается игровая идея, которая продолжается перед каждым выступлением в форме творческого представления ведущих. Особое внимание обратить на поддержку выступающих аплодисментами, добрую атмосферу.
  7. Подведение итогов. Награждение проводится по номинациям (звонкий соловей, танцующие звезды и т.д.) в виде вручения грамот, памятных призов, медалей.
  8. Анализ дела. Может быть групповым или индивидуальным, когда каждый из участников высказывает свое мнение.


В свою очередь выполнение группой задания можно разбить на два этапа:

  • Разработка задания.
  • Реализация задания.

При выполнении задания желательно выделение в группе таких ролей, как организатор и исполнитель. Организатор, как человек структурирующий деятельность (на первом этапе он выступает в роли ведущего (капитана), позже - разводящего). Короче организатор - это человек, который умеет разбить работу на этапы, сформулировать задачи, распределить и проконтролировать выполнение задач, принять оперативные решения по модернизации структуры выполнения дела. А исполнитель - человек, который может реализовывать поставленные задачи.

Эти классификации позволяют вожатому (при работе с группой) понять, кто какую роль уже умеет играть и в процессе смены помочь ребятам освоить новые для них роли.


Естественно, работу с любым отрядом придется начинать с собственных предложений. Для этого существуют такие правила:

  • Все, что вы собираетесь предложить детям, должно быть разработано ЗАРАНЕЕ
  • Участвуют в предложенном мероприятии ВСЕ
  • Вожатые всегда находятся рядом и принимают активное участие
  • Обязательно достижение какого-либо результата, сопровождающегося награждением лучших и отличившихся

Все творчески, иначе – зачем?

Вот несколько советов того, как можно объединить различные интересы, сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого:

  • Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет «заразить» отряд своей идеей;
  • Задуманное должно соответствовать интереса детей данного возраста;
  • Подготовка должна создавать радость в работе, стимулировать поиск различных решений;
  • КТД должно стать полем для самовыражения ребенка;
  • Любая разумная идея должна быть услышана;
  • Каждый ребенок должен найти для себя место.

Начните с театральных постановок, спортивных эстафет и конкурсов, викторин. Но имейте в виду, что в педагогической терминологии это будет обозначаться не КТД, а творческая или коллективная игра. Позже, если вы сумеете УВЛЕЧЬ детей, то сможете впоследствии ПРИВЛЕЧЬ их к самостоятельной организации коллективных творческих мероприятий.

Но существует и «спасительный» вариант КТД. Эти мероприятия будут и коллективными, потому что участие принимает весь отряд или вся дружина, и творческими, потому что придется многое придумывать, разрабатывать, организовывать. Вожатый лишь предлагает задачу, тему и осуществляет контроль и помощь в осуществлении дела.

Классификация таких КТД:

  1. Дружинные В целом составляют план смены, объединены тематической направленностью сезона. Разрабатываются педагогическим составом заранее. Промежуток между ними 1-2 дня (в зависимости от содержания). Участвует вся дружина или определенные возрастные группы (1-3 отряды, 4-6 и т.д.). Примеры: Поиск клада, концерты, Захват флагов, Музей, Зоопарк и т.д.
  2. Отрядные Проводятся ежедневно, 1-2 в отрядное время. В «чистом» виде встречаются редко.

По структуре:

  • Линейные Шаговое развитие сюжета. Явные цели: нарисовать зашифрованное письмо, собрать информацию, поставить номер (РВС, поиск талантов, общественный праздник)
  • Конкурсные Представляют собой подборку конкурсов, объединенных одним лозунгом, одной темой. От тематических отличаются тем, что могут проводиться в любой день. («Моя семья», «Крестики-Нолики», «Кто во что горазд»)

По содержанию:

  • Тематические Проводятся в подвязке к тематическим дням (конкурс пар в День Любви, «Универсальный солдат» в день Зарницы). По сути любой вид может являться тематическим: от познавательных, до спортивных. По структуре могут быть линейными или конкурсными.
  • Нетематические КТД представляет собой набор конкурсов не связанных единой идеей (в лагере не приветствуются).


Как вожатому разработать КТД

  1. определение темы: помните, что смена посвящена определенной тематике, кроме того, каждый день – тематический. Следовательно, не нужно судорожно выжимать свой мозг, придумывая КТД, провести которые не будет возможности. Черпайте идеи из легенды дня. Например, на «Зарницу» можно создать массу КТД разных видов, не упускайте из внимания и день любви, день ужасов, день Нептуна…
  2. определение возраста участников: так вы определитесь с примерным содержанием;
  3. постановка цели и задач (в воспитательном КТД – только задачи);
  4. выбор структуры, места проведения (для конкурсного КТД – минимум 7 конкурсов);
  5. составление содержания (подборка конкурсов, поиск сценариев, вопросов для викторины и т.д.);
  6. выбор варианта награждения.


Особенности проведения

  1. Для младшего возраста (6 - 9 лет) Лимит времени – 20-30 минут, линейное или спортивно-конкурсное. Небольшие викторины, «Вечера загадок», конкурсы сказок и историй, театр экспромтом.
  2. Для среднего возраста (10 – 13 лет) 30-40 минут, вид любой. Перемежать спортивные и интеллектуальные конкурсы.
  3. Для старшего возраста (13 – 16 лет) До 60 минут. И серьезные, и шутливые. НО: все должно требовать повышенной самоотдачи (большое проявление творческих способностей, интеллекта, трудовых навыков)


Рассмотрим примерный план разработки игры - КТД.

Выберите тип КТД:

  1. Бегалка
  2. Постановка
  3. Рисовалка
  4. Музыкалка
  5. Писалка
  6. Рукотворчество
  7. Думалка

1. Бегалка (2 часа)

Выберите тип: “войнушка”, по станциям, охота.

а) “Войнушка”

- Какая цель играющих?

  • взять флаг противника;
  • всех убить;
  • дойти до обозначенной территории всей группой.

- Как убить врага?

  • сорвать виры;
  • схватить определенное количество человек и др.

- Можно ли брать в плен и как?

- На каких условиях оживляются убитые?

  • переход в другую команду;
  • начисление штрафных очков.

- Есть ли своя территория или она общая?

- Как подаются сигналы к началу и к окончанию игры?

- Как подводятся итоги?

б) По станциям

- Какова цель игры?

  • дать или проверить знания по истории,
  • на ловкость;
  • на смекалку;
  • просто развлекательная.

- Сколько станций?

  • советуем около 5.

- Придумайте задания на каждую станцию.

- Сколько руководителей задействовано?

  • не на всех станциях могут быть руководители;
  • на некоторых необходимо несколько руководителей.

- Как передвигаются группы?

  • по стрелкам;
  • по запискам;
  • по карте.

- Выход команд:

  • одновременно с разных пунктов
  • с одного пункта в одно или разное время.

- Подведение итогов.

в) Охота

Группа детей ловит руководителя.

- На одного или нескольких зверей, птичек, рыбок охотятся?

- На каких именно?

- Какова цель охоты?

  • собрать тайное послание;
  • собрать ингредиенты для лекарства;
  • соревнования между охотниками.

- Какие правила ловли зверя? • Выберите нужное:

  • зверь оставляет след;
  • убегает на виду;
  • его ищут.

• Правила пленения зверя:

  • просто найти;
  • схватить определенным числом человек;
  • прицепить что-то к зверю и т.д.

• Как бегают охотники?

  • произвольной группой;
  • определенным числом человек;
  • охотники ограничены в движениях.

- Придумайте финал и подведение итогов:

  • изготовление лекарства;
  • награждение;
  • праздник.

2. Постановка (2 - 6 часов)

- Серьезные или развлекательные ?

- Сами придумывают сценарий или берут готовый?

- Дополнительные условия:

  • дано название;
  • дана озвучка;
  • даны фразы, которые должны быть включены в постановку.

- Если постановка без слов, то:

  • ставиться ли она под сопровождение (музыкальное, шумовое)?
  • есть ли сюжет?

- Придумайте заставку и форму дела:

  • “Кинофестиваль”;
  • “Забытая сказка”;
  • “Вечер жанров”.

- Подведение итогов. Финал.

3. Рисовалки (30 минут - 1,5 часа)

- Цель дела:

  • обучение рисованию;
  • самовыражение в цвете;
  • создание общего рисунка.

- Используется в рисунках форма или рисунок абстрактный?

- Рисуют по одному или группой?

- Сформулируйте задание:

  • рисунок под музыку, рассказ и пр.
  • вольная цветопись;
  • изображение кого-либо или чего-либо.

- Этот этап последний или есть продолжение? - Вариант заданий на продолжение

  • дорисовать до...
  • собрать в общую композицию;
  • рисовалка - начало другого дела.

- Продумайте финал.

4. Музыкалки (1 - 2 часа)

- Серьезная или развлекательная?

- Познавательная или нет?

- Деятельность участников:

  • слушание и обсуждение;
  • написание отзыва или рассказа под музыку;
  • постановка;
  • сочинение своих песен.

- Придумайте форму дела:

  • фестиваль музыкальных групп;
  • концерт;
  • вечер песни;
  • клипы;
  • рассказы по музыке;
  • балет.

- Придумайте финал.

5. Писалки (1,5 - 3 часа)

- Серьезные или развлекательные?

- По одному или группам?

- Что пишется?

  • рассказ;
  • стихи;
  • статья;
  • разъяснения.

- Дополнительные условия:

  • написание под музыку;
  • обязательное включение каких-либо фраз;
  • продолжить авторское;
  • написание чего-либо после ряда заданий (мастерская);
  • издание журнала;
  • сборная “солянка” словесных игр.

- Какая форма дела?

- Финал.

6. Рукотворчество (1 - 2 часа)

- Из чего творим?

  • из ниток;
  • бумаги;
  • природных материалов.

- Что творим?

  • рисунок;
  • объемное;
  • абстрактное.

- Сформулируйте задание:

  • изобразить коллектив/человека;
  • изображение на вольную тему;
  • изображение определенной фигуры;
  • можно изображать ограниченное число предметов.

- Цель дела:

  • подарок;
  • украшение;
  • самовыражение.

- Придумайте финал.


7. Думалка (1 - 2 часа)

- Выберите тип:

а)узнавалки (“Путешествия”);

б)рассуждалки (ТРИЗ, Академии, Вечер разгаданных и неразгаданных тайн);

в)вопрошалки-отвечалки(Интеллектуальный хоккей).

а) Узнавалки

1. Выберите тему.

2. Когда узнают новое?

  • сразу;
  • сначала группа готовит свою часть, потом представляет другим.

3. В какой форме?

б) Рассуждалки

1. Выберите тему рассуждение. Сформулируйте вопросы или истории, которые должны будут объяснить.

2.По группам или индивидуально? Если в группах, то в постоянных или нет?

3. Каждой группе один и тот же вопрос или разные?

4. Как подводится итог каждому вопросу, делу?

в) Вопрошалки-отвечалки

1. Выбрать тему:

  • общая для всех;
  • у каждой команды своя.

2. Вопросы готовят:

  • проводящий;
  • команды;
  • и тот, и другие.

3. Каков порядок ответа на вопросы:

  • кто быстрее догадался;
  • по системе:
    • • по кругу;
    • •змейка/атака в произвольном порядке;
    • • веером.
  • думает одновременно вся команда или по этапам (см. «Интеллектуальный хоккей»).

4. Итоги.


Осталось лишь добавить, что типы игр КТД этим списком не ограничиваются, а определяются лишь только наличием творческих групп, выполняющих задания. При дальнейшем же упрощении условий до просто групп мы получаем уже более общее понятие - "Командные игры".


Отрядные КТД оргпериода

Проведите КТД с детьми в первый или второй день смены. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на отрядные дела. Лучше, если оно будет небольшое, на час.

Например: ':сейчас мы с вами отправимся в космос. У нас есть 5 космических кораблей. Каждый из вас вытянет билет на один из них. (Все вытягивают заранее заготовленные "билеты" пяти разных цветов). А теперь займите свои места, сядьте по цветам. Мы летим на другую планету'.

В ходе этого полета экипажи кораблей выполняют различные задания. После объявления очередного задания не забудьте сказать, сколько времени вы отпускаете для его выполнения. Можно выбрать жюри и в конце игры объявить победителей и вручить призы.

Задания могут быть такими:

  • Придумать название вашего космического корабля и каждому члену экипажа - должность, на самом деле не существующую 3 минуты.
  • Нарисовать свой корабль (оценивается участие всех) 5 мин.
  • Сочинить стихотворение-девиз вашего экипажа. Известны последние слова: ракета - летит, комета - метеорит (3-4 мин).
  • Восстановить записи бортжурнала. (Каждому экипажу дать листочек с первой и последней строчкой. Например, первой команде, "И вот, наконец, все сборы окончены, и мы... И мы благополучно пролетели стратосферу". Второй команде: "И мы благополучно пролетели стратосферу... Никто не знал, что будет дальше." и т.д.). Должен получиться общий связный рассказ (7-8 мин.).

'Невесомость' - конкурс капитанов. Капитаны садятся в ряд. Их задача - передать друг другу мячик или апельсин сначала руками, затем ступнями, коленями, подбородками. Если мячик упал - виноватый выходит из игры или получает штрафные баллы.

Мы прилетели на другую планету, и попали на праздник. Придумать этот праздник и показать, как его празднуют (10-15 мин.). Дальше - подведение итогов. В жизни загородного лагеря творческий конкурс - одна из самых распространенных и популярных форм работы. Уже стали классикой такие отрядные дела, как: "Конкурс актерского мастерства", "Конкурс градостроителей из песка", "Конкурс поделок из природного материала", "Конкурс шумовых оркестров", "Конкурс врунов имени барона Мюнхгаузена" и др. Во всех этих делах детям нужно проявить не столько илу и ловкость, сколько фантазию, воображение, находчивость, особый оригинальный взгляд на вещи. В силу того творческий конкурс - не только приятное для детей времяпрепровождение, но и "замечательное педагогическое средство, способствующее формированию творческих способностей личности". Но таким средством творческий конкурс станет лишь в том случае, если он грамотно организован. При организации этого и любого другого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха:

  • Интересные задания.
  • Красивое оформление.
  • Материальное обеспечение.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Находчивый ведущий.
  • Компетентное жюри.
  • Эмоциональные зрители.
  • Исполнительные помощники.
  • Подготовленные команды.
  • Призы для победителей.


Последовательность ваших действий будет такой:

  • Прежде всего, вы готовите заранее все то, что должно быть приготовлено. Рисуете, вырезаете, придумываете, надписываете задания, расставляете скамейки или стулья, оформляете "сцену" и "зал". * Определяетесь в ведущем и жюри, достаете или изготовляете награды. Из всего перечисленного самое трудное - придумать задания. Задания должны быть одинаковыми по направленности и сложности. * Если одним достанется; "Изобразите памятник жертвам обжорства", а другим: "Попрыгайте, как кузнечики", - это будет неравноценно. Предлагайте только те задания, которые будят воображение, раскрепощают полет мысли.
  • Следующее, что вам надо сделать, - это собрать всех будущих участников конкурса и зрителей, т.е. ваш отряд, и обратиться к ним с речью. Этим вступительным словом вы должны создать у ребят эмоционально положительное отношение к предстоящему делу. Только не начинайте свое обращение словами: "Дорогие ребята, сейчас мы проведем интересное мероприятие". Уж лучше скажите: "А что, народ, давненько мы с вами не веселились". А еще лучше поиграйте в одну из так называемых "Игр с эстрады".
  • А когда по блеску в детских глазах вы поймете, что ребята вдохновились и рвутся в бой, нужно создать микроколлективы, т.е. группы, которые в дальнейшем будут соревноваться между собой. Способов образовать такие группы существует десятки. От выстраивания всех в одну шеренгу и расчета на "первый-второй" или "первый-четвертый" до разрезания двух или четырех открыток на части с раздачей этих частей участникам и дальнейшей работой по собиранию фрагментов в целое. Но если в отряде уже существуют стабильные группировки (звенья, экипажи, палаты, фракции), можно разрешить соревноваться и таким командам, Лучше всего, если участниками будет весь отряд, он же будет потом и коллективным зрителем.
  • Время подготовки должно быть коротким - от 5-ти до 20-ти минут, а, сколько именно, вы должны объявить заранее. Ваша задача на этапе подготовки - курсировать от команды к команде, узнавая, как идут дела, морально поддерживая и оказывая в случае крайней необходимости идейную помощь.
  • Как только все будут готовы, начнется кульминация всего дела - показ. Но и здесь не спешите, усадите всех, подогрейте еще одной краткой речью, проведите жеребьевку и представьте жюри, даже если оно будет олицетворено в вашей единственной персоне. И лишь после соблюдения этих "формальностей" начинайте просмотр. Паузы, которые неизбежно возникают между выступлениями, естественно, заполняете, например, шуточными комментариями.
  • После выполнения всеми первого задания можно предложить второе, третье... Вполне возможно, что у ребят останутся силы и желание продолжить, но помните: сладкого всегда должно чуть-чуть не хватать.
  • А когда все завершится, стихнут смех и аплодисменты, вы, как организатор и ведущий, произнесите еще одну речь. В ней вы выразите слова благодарности всем участникам, кого-то отметите особо и этого "кого-то" одарите "скромной наградой". Но итоги можно подвести и по-другому: каждая команда определяет внутри себя самого активного, самого находчивого - эти ребята и будут особо поощрены. А если у вас были зрители, то можно утвердить "приз зрительских симпатий" и вручить его тому, кто доставил наблюдателям со стороны больше всего радостных минут. А можно использовать сразу все формы чествования.
  • На заключительном слове и вручении подарков можно было бы поставить точку. Но тогда кто будет расставлять мебель, убирать оформление? Поэтому ваш творческий конкурс будет считаться оконченным лишь после коллективного приведения места действия в порядок. Если вы этого не сделаете, обязательно какая-нибудь простыня или полотенце окажутся "утерянными", и в конце смены при сдаче белья у вас обнаружится недостача, за которую придется рассчитываться из собственной зарплаты.

Вот теперь действительно все.

"Успех в любом деле зависит от мелочей!" По тому алгоритму можно организовать и десятки других творческих конкурсов: "Конкурс инсценированных анекдотов", "Вечер рекордов Гиннеса", "Конкурс непрофессионального мастерства", "Аукцион талантов", "Конкурс витражистов", "Кинофестиваль", "Конкурс частушечников", "Дурэстафета", "Конкурс рекламного плаката", "Мультлото", "Конкурс "Маленькая Марианна", "Парад космических войск", "Конкурс видеоклипов", "Комический цирк", "Конкурс рисованных фильмов", "Сказочный винегрет", "Конкурс танцевальных импровизаций", "Вечер в клубе детективов", "Конкурс инсценированной колыбельной песни", и просто "КВН".

Если вы предварительно почитаете что-нибудь о конкурсах, например пособие "Сто творческих конкурсов", составленное С. Афанасьевым и С. Комориным и т.д. , ваши познания о творческих конкурсах будут еще более глубокими.


И еще, не делайте из игры просто аттракцион! Ваши силы будут потрачены впустую. Если ребенка только развлекать, не побуждать творчески созидать самому, то наша ненасытная поросль все равно останется недовольной. А когда дети в лагере сами участвуют в процессе созидания, то они любят плоды трудов своих.



Дополнительно