Дидактические материалы. 5 класс






О – ё после шипящих



МЕНЮ
ПИР

      Съел обжора на обед
      Щи, печёночный паштет,
      С майонезом кабачок
      И свиной окорочок.
      Съел копчёного угря,
      Фунт улиток, может, зря,
      И бараний бок в сметане –
      Это вам не чох бараний.
      Сыроежек полбочонка
      И тушёную печёнку,
      Наперчённый антрекот,
      Из крыжовника компот,
      Чёрствый хлеб, бутыль боржоми,
      В общем – все, что было в доме.
      Вы его меню в тетрадку
      Запишите по порядку.

      От шоссе вдали, в чащобе,
      В окружении надгробий,
      В замке брошенном вампир
      Для друзей устроил пир.
      Ровно в полночь в полнолунье
      В замок прибыли колдуньи
      И известный скандалист –
      Мертвый рыцарь-металлист.
      А за ним в цепях дешёвых
      Пара ведьм средневековых.
      С ними Цербер, пес свирепый.
      Вышел щёголь граф из склепа.
      Объявил начало бала.
      Вся толпа возликовала.
      Фредди Крюгер – диск-жокей
      Рок врубил потяжелей.
      Облаченные в ливреи
      Привидения-лакеи
      Обнесли гостей крюшоном.
      Лишь палач под капюшоном
      Отказался от напитка.
      Кто бы знал, какая пытка!
      В капюшоне, ну хоть плачь,
      Не попьет коктейль палач.
      Упыри играли в покер.
      У кого в колоде джокер?
      В кресло чопорно и прямо
      Села пиковая дама
      В чёрном саване из шёлка.
      Вот ведь старая кошёлка!
      Но когда был пир в разгаре
      И плясали все в угаре,
      Франкенштейн гостей достал
      И нарвался на скандал.
      Обозвал перед народом
      Графа Дракулу уродом.
      Ведьмы бросились всем миром
      На защиту их кумира.
      Мертвый рыцарь очень жёстко
      Оттаскал их за причёски.
      Началась такая драка!
      Все друг друга били всяко.
      Тут раздался как на горе
      Похоронный марш в мажоре.
      Прокричал петух три раза.
      Шёпот, шорох стих, И сразу
      Замок Дракулы исчез,
      И опять шумел там лес.


[ вернуться в начало ]




Повторение изученного в начальной школе

Диктанты для 5-го класса



      1. Маленький ежик мечтает о друге. Каждый вечер он выходит на крылечко своего домика, садится на деревянную скамеечку и любуется желтыми одуванчиками. Он считает их самыми прекрасными цветами на свете. «Желтые одуванчики похожи на солнце, а белые одуванчики напоминают облака», – шепчет задумчиво ежик. Прошлым летом он собрал целую корзинку воздушных парашютиков и посадил их возле домика. К весне семена проросли, и теперь одуванчики приветливо кивают своими головками, словно сочувствуют ежику. А ежик думает: «Одуванчики помогут найти мне друга, который еще не знает обо мне». Как же одуванчики справятся с этой работой?

      2. Маленький ежик любит путешествовать. Он бродит до темноты по лесу и поздней ночью возвращается в свой домик, который стоит под гигантской сосной. Всю ночь ежику снятся чудесные сны о дневных приключениях. На рассвете он засыпает, но с восходом солнца снова на ногах. Он вылезает из-под одеяла, выскакивает из низкой кроватки, выглядывает в окно, чтобы поздороваться с одуванчиками. «Здравствуйте, дорогие друзья!» – говорит ежик, и одуванчики приветливо кивают пушистыми головками. Ежик спешит умыться и выпить утренний чай. И вот он уже бежит по лесной тропинке, мелькает между деревьями, пробирается через колючие кусты и исчезает в чаще леса. Куда направляется ежик? Какой таинственный предмет несет он в корзинке?

      3. В синем небе проплывают облака, а маленький ежик лежит на травке и смотрит на желтый цветочек. Ежику грустно, потому что у него нет друзей. В лесу распевают птицы, в траве спешат на работу муравьи, и они не обращают на ежика никакого внимания. Ежику хочется подружиться с одуванчиком, который растет на берегу речки. Он напоминает весеннее солнце. «Дорогой одуванчик, доброе утро!» – вежливо здоровается ежик. Одуванчик приветливо кивает ему головой.

      4. Сегодня ежик с самого раннего утра распевает веселую песенку. У него чудесное настроение, потому что желтые одуванчики уже раскрыли свои прелестные чашечки, а солнечный луч радостно прыгает с цветка на цветок. Как приятно наблюдать за игрой цветов и солнца! С этим удовольствием не сравнится даже решение задач по математике.

      5. Всем известный маленький ежик проживал в чаще леса в низком домике, к которому вела узкая дорожка. Ежик был прекрасным спортсменом. Он играл в баскетбол и футбол, прыгал с парашютом, с рюкзаком поднимался на отвесные скалы. Морозной зимой ежик выходил на скользкий лед, чтобы участвовать в матче по хоккею. Никто не мог назвать его робким, все считали его опасным противником.

      6. Маленький ежик никогда не будет счастливым. Про него написаны чудесные сказки, прелестные рассказы, интересные диктанты, но ученики пятого класса на уроках русского языка пишут слова с ошибками. Поэтому ежик поздним вечером сидит на берегу речки, смотрит на тростник и грустным голосом говорит звездам: «Здравствуйте, звездочки! Я очень несчастлив!». Как сделать ежика радостным?

      7. Утром входишь в лес и слышишь чудесную песенку. Это ежик у лесного ручья прибивает к стволу сосны объявление. Оно гласит: «Друзья! Осенью состоится концерт, в котором участвуют известные певцы: соловьи, чижи и воробьи. Требуется помощь!». Из окрестных лесов и рощ слетаются птицы, спешат звери, они торопятся помочь товарищу. В таком деле важна любая мелочь: и зеленый камыш для сидений, и разноцветный мяч для спортсменов.

      8. Контрольный диктант (повторение начальной школы).
      Жил на кухне чайник. Все любили его за веселый и легкий характер. По утрам солнце заглядывало в окно и щекотало его голубой бочок. Весенний ветерок рассказывал городские новости и передавал приветы от далеких друзей. Из окрестных лесов и рощ прилетали птицы, рассаживались на ветках и слушали, как свистит чайник.
      Чайник всегда радовался гостям и устраивал для них чудесные представления. Вот он превращается в паровоз, и ты слышишь гудок к отправлению. Чайник везет своих пассажиров в неизвестные страны. Вот он становится самолетом. Ты совершаешь стремительный подъем в облака, летишь над крышами и видишь сверху зеленые поля и узкие ленточки речек. Самым верным другом чайника был разноцветный мяч. Он часто появлялся на кухне, тогда чайник таинственно свистел. Однажды друзья долго шептались и подмигивали друг другу. Интересно: что они придумали?

[ вернуться в начало ]






Диктанты по «Робинзону Крузо»

(в пересказе К.Чуковского)



      1 Правописание выделенных слов сообщается учащимся.
      2 О постановке знака препинания, отмеченного *, учитель предупреждает заранее.
      3 В этом месте диктант может быть прерван, а учащимся предлагается продолжить текст.


УДАЧА

      Проснулся я поздно. Погода была ясная, ветер утих, и море перестало бесноваться.
      Я взглянул на покинутый нами корабль и с удивлением увидел, что на прежнем месте его уже нет. Теперь его прибило ближе к берегу. Я тотчас же1 решил пробраться на корабль, чтобы запастись провизией и разными другими вещами.
      Я взобрался на корабль по канату, а затем решил построить плот. Потом я отобрал те вещи, которые могли понадобиться мне больше всего. В один из сундуков я сложил съестные припасы: рис, сухари, три круга голландского сыру, пять больших кусков козлятины и остатки ячменя. Затем я принялся за рабочие инструменты, оружие и порох. Все это я погрузил на плот и поплыл к берегу.

(111 слов)


      (Правописание гласных и согласных в корне слова, правописание приставок, -ться в глаголах.
      Запятая перед союзом и, двоеточие после обобщающего слова при однородных членах.)

ГОРЬКАЯ УЧАСТЬ

      Теперь мне предстояло осмотреть окрестности и выбрать себе удобное местечко для жизни. Я все еще не знал, куда я попал. Живут ли здесь люди? Водятся ли здесь хищные звери? Недалеко виднелся крутой и высокий холм. Я решил подняться на него, чтобы осмотреться кругом.
      Взбираться на вершину холма было трудно. Когда же я наконец взобрался, я увидел, какая горькая участь выпала мне на долю. Кругом со всех сторон расстилалось море, за которым нигде не было видно земли. Я был на острове!
      Растительность здесь была дикая. Хищные звери как будто не водились, зато птицы неизвестных мне пород водились во множестве. Я подстрелил одну, однако мясо ее не годилось в пищу.
      Таковы были открытия, которые я сделал в первый день.

(117 слов)


      (Чередующиеся гласные, непроизносимые согласные, -тся и -ться в глаголах, не с глаголами.
      Знаки конца предложения, знаки препинания при однородных членах, запятая в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях.)

ЧУДО

      Как-то раз, когда я был занят делами по устройству моего хозяйства, я наткнулся на небольшой мешок с ячменем для наших гусей и кур. Все зерно изъели крысы, и я вытряхнул мешок невдалеке от пещеры.
      Но вот прошло около месяца, и я увидел под горой у самой пещеры несколько зеленых ростков. Через несколько дней стебельки заколосились и вскоре оказались колосьями обыкновенного ячменя, который растет у нас в Англии. От радости у меня помутился рассудок. В первую минуту я подумал, что произошло чудо: *2 ячмень вырос сам собой, без семян.
      Однако «чудо» на этом не кончилось. Вскоре между колосьями ячменя показались стебельки другого растения –* риса.
      Только тогда я вспомнил про мешок с птичьим кормом, который я вытряхнул на землю. В том мешке были зерна, из которых и выросли эти колосья. «Чудо» объяснилось очень просто!

(130 слов)


      (Правописание чередующихся гласных в корнях -раст- / -рос-, проверяемые безударные гласные, разделительные ъ и ь.
      Знаки препинания в сложном предложении. Запятая перед союзом и.)

[ вернуться в начало ]






ДИКТАНТЫ НА ЗАКАЗ
Тема: "Синтаксис и пунктуация"

В.В.МЯГКОВА,
г.Советская Гавань,
Хабаровский край



      В 5-м классе по теме «Синтаксис и пунктуация» изучается довольно много пунктуационных правил, и, конечно, отрабатывать навыки постановки знаков препинания хотелось бы на материале связных текстов.
      Поэтому я предложила своим учащимся 9-го и 10-го классов попробовать свои силы в составлении таких текстов для пятиклассников. Мы даже объявили конкурс. Условия его были таковы: текст должен быть небольшим (не более 7 предложений), доступным пятиклассникам по содержанию, и – главное! – в нем обязательно должны быть представлены по одному разу следующие пунктограммы:


      Пятиклассники знали, что старшие готовят для них тексты, и с нетерпением ждали завершения конкурса.
      Участие в нем приняли все мои девяти- и десятиклассники. Интересных текстов было очень много, но часто авторы, увлекшись содержанием, не выполняли жестких грамматических условий. Поэтому придирчивое жюри, в состав которого вошли и ребята из 5-го класса, отобрало лишь 11 текстов, группа редакторов их доработала.
      Остальные тексты тоже пошли в доработку, но уже для использования их в 7-м классе.
      Как же можно работать с этим дидактическим материалом? Помимо обычных упражнений (списать, расставив знаки препинания; обозначить графически условия постановки знаков препинания; составить схемы; устно объяснить постановку знаков препинания и т.п.), можно провести конкурс «Зоркий глаз»: кто в своем или в общем для всех тексте найдет все 7 пунктограмм (устно или письменно)? При письменном поиске запись могла бы выглядеть так:
      Когда падает снег, вся природа чудесно преображается (6). Легкие снежинки медленно опускаются на землю, устилают ее пушистым ковром (2). Сказочным становится все вокруг: деревья, скамейки, дома (3). Друзья играют в снежки, а я им кричу: «Ребята, с первым снегом вас!» (5, 7, 4).
      Зима – лучшее время года (1).
      Каждый знает, что в тексте семь разных случаев постановки знаков препинания, и может себя все время контролировать: нашел ли их все, если нет – вчитывайся в предложения, размышляй, ищи.
      Хорошо, на мой взгляд, и то, что в этих незамысловатых текстах встречаются предложения, в которых есть разные условия для постановки знаков препинания.
      Этот дидактический материал можно использовать и при повторении в начале или в конце года.
      Вот несколько текстов.

      1. Когда падает снег вся природа чудесно преображается. Легкие снежинки медленно опускаются на землю и устилают ее пушистым ковром. Сказочным становится все вокруг деревья скамейки дома.
      Друзья играют в снежки а я им кричу Ребята с первым снегом вас!
      Зима лучшее время года.

      2. Физкультура мой самый любимый школьный предмет. Многое развиваешь на этих уроках силу выносливость гибкость.
      Лилия Дмитриевна класс к уроку готов рапортует физорг. Когда мы занимаемся в зале царит строгая дисциплина.
      После упорных тренировок мы не раз побеждали в эстафетах турнирах спартакиадах.
      Занимайтесь спортом и вы станете здоровыми и сильными.

      3. Рыбалка — увлекательное занятие.
      Мы берем с собой резиновую лодку и на рассвете отправляемся на остров. Утром рыба нам попалась и к полудню мы уже вернулись домой. Навстречу важно вышел кот потому что он любит лакомиться рыбкой. В садке лежит наш улов караси плотва и небольшая щучка. Мы даем коту карасика и строго говорим: Васька больше не проси!

      4. Письмо Деда Мороза
      Дорогие мои детишки пишу вам из моего сказочного царства. Все вы знаете что Новый год веселая пора.
      Праздник в дверь стучится а я никак выехать из дома не могу. Только бы не забыть в дальнюю дорогу все необходимое волшебный мешок посох и ненаглядную внученьку Снегурочку.
      А вам мой наказ: Будьте примерными детьми не шалите хорошо учитесь!

      5. Зима прекрасное время года. Все вокруг засыпано сверкающим на солнце снегом крыши домов деревья скамейки.
      Мама почему зима так быстро заканчивается спрашивает Алеша. Он очень любит когда морозным утром снежок поскрипывает под ногами. Во дворе ребята построили снежную крепость залили каток и играют в хоккей а щенок Тишка с веселым лаем бегает за ними.

      6. Солнце ярко светило а из синей тучки сыпался частый дождь. Дождевые капли падали на землю шлепали по ладошкам листьев. Капельки блестели всюду на траве на ветвях деревьев на перилах. Посмотри Саша как красиво сказала мама. И я увидел что через все небо разноцветной дугой протянулась радуга.
      Радуга это мост между небом и землей.

      7. Май это месяц цветов. Я отправляюсь в лес чтобы полюбоваться ландышами. Они растут везде на полянках на склонах оврагов. Я схожу с тропинки присаживаюсь раздвигаю руками траву и передо мной появляются чудесные белые цветы. Какая красота зачарованно шепчу я.
      А вам ребята нравятся ландыши?

      8. Лето самое веселое время года. Летом начинаются каникулы и все ребята из нашего двора едут в лагерь. Там очень много интересных занятий игры танцы спорт. Когда на улице плохая погода мы играем в зале в настольный теннис купаемся в бассейне.
      Но вот вожатый зовет Эй ребята бегом на спортплощадку!

      9. Байкал необыкновенное озеро. Оно влечет манит и завораживает нас. Мне нравится здесь все красота суровой природы туманные озерные дали величавое спокойствие. Тихо плещутся прозрачные волны и плавно кружатся в вышине чайки. Когда тяжело на душе я прихожу сюда.
      Люблю тебя Байкал всем сердцем мысленно говорю озеру.

      10. Бегут журчат радуются весне говорливые ручейки. В природе оживает все земля деревья птицы. Когда слышишь пение птиц весело становится на душе. Они посвистывают себе на деревьях а я кричу им С приходом весны вас неутомимые певцы!
      Весна праздничное время года!

      11. Открывается занавес и на манеж выходит слон. Он как будто говорит нам Добро пожаловать в цирк!
      Акробаты фокусники жонглеры сменяют друг друга на арене. Вот появляются клоуны чтобы рассмешить весь зал. Мне нравится здесь все воздушные гимнасты дрессированные звери силачи с огромными гирями. Цирковое представление чудесное зрелище.
      А вы ребята любите цирк?

[ вернуться в начало ]






Диктанты с заданиями

(прилагательные, родственные слова, фразеологизмы)



НА ЛЫЖАХ

      Лес был пронизан дымными косыми лучами. Снег пеленой то и дело повисал между стволами, и ели, освобожденные от груза, раскачивали лапами.
      <...>
      Иногда им попадался лисий след, который ровной и в то же время извилистой строчкой тянулся от былья к былью, от кочки к кочке. Потом след поворачивался и пропадал в снежном сиянии. Лыжники шли дальше, и им попадались уже заячьи следы или беличьи в осиновых и березовых рощах.
      <...>
      Внизу, в долинах, в оврагах, снег был глубок и сух, идти было трудно, но на скатах холмов держался муаровый* наст с легкой порошей – взбираться и съезжать было хорошо. На далеких холмах, у горизонта, леса ровно светились, небо было сине, а поля казались безграничными.

(По Ю.Казакову)
(113 слов)

Вопросы и задания


[ вернуться в начало ]






Диктанты с заданиями
Тема: «Словообразование»

(словообразование, синтаксис, существительные, прилагательные)



ПРЕРИЯ

      По холмистой прерии разбросаны дубовые и ореховые рощи.
      Вдоль берегов тянется густой зеленый лес. Но чаще вы видите колючие заросли, где вместе с акациями растут кактусы.
      Здесь много интересного для ботаника и любителя дикой природы. Земледелец этими местами не заинтересуется. Он хорошо знает, что все эти чудесные растения растут на тощей почве.
      Белый человек еще не проник в эти места, и одни команчи пролагают тропы по этой земле.
      По лесистым берегам рек бродят пума и ягуар. На опушке лесных зарослей показывается тощий волк. Здесь пасется и самое прекрасное животное – лошадь. Черные красавцы табунами разгуливают по прерии.

(По М.Риду)
(96 слов)


      Запомните: прерия, ботаник, команчи, ягуар, опушка.
      Лексическое значение слов: команчи – воинственное индейское племя. Прерия – обширная равнина со степной растительностью в Северной Америке.



Тема: «Синтаксис»


ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ

      Погода стала меняться. Появились низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Налетел резкий ветер. Он зашумел травой, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке.
      Ветер налетел с новой силой, поморщил гладь реки, а потом стих. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками. Сплошной полосой хлестанул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим быстрее!».
      Но вот ветер утих. Раздались голоса птиц: иволги, пеночки, зяблика. Редкие капли дождя падали на землю и повисали в траве.

(По В.Астафьеву)
(87 слов)


Итоговый диктант
(I полугодие. Комплекс В.В. Бабайцевой)

ПЕРЕД СВАДЬБОЙ

      Каждый вечер крот приходил к полевой мыши в гости и болтал, что скоро лето закончится. Когда солнце перестанет палить, они с Дюймовочкой сыграют свадьбу. Но девочка была совсем не рада, ей не нравился скучный крот. Каждое утро и каждый вечер Дюймовочка выходила на порог мышиной норки. Иногда ветер раздвигал верхушки колосьев, и она могла увидеть кусочек голубого неба. «Как светло, как хорошо на воле!» – думала девочка и вспоминала о ласточке. Ей, конечно, хотелось бы повидаться с птичкой. Но ласточка не прилетела. Наверное, она летала в зеленом лесу.
      «Через месяц твоя свадьба!» – сказала девочке полевая мышь. Но крошка заплакала и сказала, что она не хочет быть женой скучного крота.

(По Х.К. Андерсену)
(108 слов)


      Запомните: Дюймовочка, свадьба, не рада, болтал.


Тема: «Имя существительное»


ЖАКОНЯ

      Вся Сибирь в этот день хорошо прогрелась под солнцем. Побежали ручейки. Они журчали так громко, что даже в избу доносился этот чудесный весенний звук.
      Жаконя опять лежал на кровати, а Гутя стояла рядом и качала головой. Обезьянка выглядела ужасно! Красная курточка разорвалась, штанишки расползлись по швам, шапочки совсем не было, и голова была в пуху и перьях.
      Всю одежду с Жакони пришлось снять. Потом старушка вынула из сундука кусок красного шелка с желтыми горошинами. Гутя сшила из этой материи платье. Когда платье надели на Жаконю, он сразу стал похож на девочку.

(По Ю.Магалифу)
(91 слово)


      Дополнительное задание.
      Определите род, число и падеж существительных:

Тема: «Имя прилагательное»


ОРАНЖЕРЕЯ

      В большом городе был ботанический сад. В нем располагалась огромная оранжерея из стекла и железа. Особенно хороша была оранжерея, когда солнце заходило и освещало ее красным светом.
      Сквозь толстые прозрачные стекла виднелись растения. Им было в ней тесно. Ветви деревьев мешались с огромными листьями пальм. Садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали листья, но это плохо помогало. Для растений нужны были хороший простор, родной край и свобода. Крыша хотя и прозрачна, но она не заменит ясное небо.
      Зимой стекла обмерзали. Ветер гудел и бил в рамы. Растения слушали вой ветра и вспоминали другой, теплый и влажный мир.

(По Г.Уэллсу)
(99 слов)


      Запомните: ботанический, оранжерея, постоянно, прозрачный.


      Дополнительные задания

[ вернуться в начало ]






ПИШЕМ ДИКТАНТЫ И ИЗЛОЖЕНИЯ

В.КАМЕНЕВ



СУШЬ

(Диктант)

      С начала лета не было дождей. Маленькая речка Осётрик обмелела. Питающие ее ручейки высохли и заросли крапивой. Прибрежные ивы изо всех сил тянулись к воде, но не могли дотянуться. То и дело горел лес. Пожарные качали из речки воду, и на перекатах обнажались камни. И только поздно ночью, когда глушили насосы, вода поднималась. Рыба спешила пройти через мели вниз по течению к большой воде к реке Осётр.

(67 слов)


      Речушка усыхала на глазах. Но не все ее обитатели бежали из обжитых мест. Многие забились в тину, под коряги, затаились меж камней в надежде отсидеться. Среди них был налим. Он был в почтенном для рыбы возрасте – около пяти лет. Весил солидно – не менее двух килограммов. Выделялся среди других рыб своей наружностью: скользкий, с большой приплюснутой головой, усиком на подбородке, серо-зеленой спиной и округлым хвостом. Он лежал под камнем и казался отчаянным смельчаком. Налим не собирался никуда уплывать. Главное – переждать, перетерпеть. Будет много воды, много пищи. А пока можно поспать. И он дрых днем и ночью в ожидании счастливых дней и ничего не ел. Еду ему заменял сон.

(106 слов)

Словарики

      с начала (лета)
      речка
      обмелела
      питающие
      высохли
      заросли
      прибрежные
      изо всех сил
      тянулись
      горел
      качали (воду)
      обнажались
      поднималась
      спешили
      вниз по течению
      обитатели
      бежали
      коряги
      отсидеться
      в почтенном возрасте
      солидно
      скользкий
      приплюснутой
      серо-зеленой /
      округлым (хвостом)
      отчаянным
      смельчаком
      собирался
      никуда
      в ожидании
      счастливых
      ничего не ел
      заменял

      Ударение

      из обжитых мест
Задание

      Первую половину текста продиктуйте своим ученикам, предварительно поработав с орфографическим словариком. Вторую половину текста предложите для списывания. Озаглавьте ее.



КОРЗИНА


(Диктант и изложение)

      В полдень деревенские мальчишки решили ловить рыбу большой корзиной. Приставили они свою снасть к осоке и стали бултыхать в воде ногами. Со дна поднялась муть. Вода потемнела. Шарахнулся налим из травы и попал в ловушку. Мальчишки почувствовали удар крупной рыбы и с криком подняли корзину над водой:
      – Налим!

(48 слов)

      Вынесли ребята корзину с налимом на землю. Стали вылавливать его там руками, чтобы опустить в садок. А налим в руки не дается, выскальзывает. Спина у него пожелтела, темно-белое брюхо засеребрилось: при свете налим меняет окраску. Наконец, удалось одному мальчишке прихватить налима пальцами под жабры. Еще бы секунда – и быть рыбе в неволе. А там одна дорога – в уху.

(58 слов)

      Собрался налим с последними силами. Не для того он столько мук натерпелся, чтобы пропадать почем зря. Крутанул хвостом, мотнул головой, свернулся баранкой и вдруг выпрямился с такой силой, что мальчишка выпустил скользкого налима из рук. Рыбка шмякнулась в грязь. Ребята кинулись отпихивать рыбу от воды ногами. А налим вьется меж ног, подпрыгивает, словно мяч, и все ближе и ближе к реке. Один парнишка упал на рыбу, а налим из-под него вывернулся, на прощание хлестнул по лбу грязным хвостом – и ушел в реку.

(82 слова)

Словарики

      в полдень
      деревенские
      половить
      приставили
      потемнела
      ловушка
      почувствовали
      пожелтела
      темно-белое
      засеребрилось
      прихватить
      в неволе
      натерпелся
      мотнул
      свернулся
      выпрямился
      скользкого
      вьется
      словно мяч
      из-под него
      на прощание
      хлестнул


      Лексика
      Садок – помещение (клетка, водоем и др.) для содержания и разведения животных, рыб.

      Ударение
      подняли и подняли
      по лбу

[ вернуться в начало ]






Контрольные диктанты за I полугодие

(Е.В. ПЕРЕСВЕТОВА)



I


ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ

      Поздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о зайце.
      В августе ходил дед охотиться. Попался ему заяц с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся.
      Дед пошел дальше, но затревожился.
      Дед понял, что начался лесной пожар. Ветер перешел в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели.
      Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!».
      Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца, отнес домой и вылечил.

(По К.Паустовскому)
(120 слов)

Грамматические задания



II


БЕЛКИН МУХОМОР

      Зима для зверей – время суровое. Все к ней готовятся. Медведь и барсук сало нагуливают, бурундук орехи кедровые запасает, белка сушит грибы. И все тут, кажется, просто. Сало, грибы, орехи зимой пригодятся.
      Просто, да не со всеми!
      Вот, например, белка. Сушит она осенью на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики. Грибы все хорошие и съедобные. Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг...… мухомор! Наткнут на ветку – красный, в белую крапинку. Для чего белке мухомор ядовитый?
      Может, молодые белки по незнанию мухоморы сушат? Может, сухой мухомор становится
      неядовитым? А может, после сушки мухомор будет нужен белкам как лекарство?
      Точной отгадки нет. Вот бы все разузнать и проверить!

(По Н.Сладкову)
(105 слов)

Грамматические задания

      1. Найдите предложение с однородными членами. Подчеркните их, составьте схему предложения. (I вар.) Подчеркните все вводные слова в тексте. (II вар.)
      2. Произведите синтаксический разбор первого предложения текста.
      3. Охарактеризуйте по цели высказывания и интонации все предложения 4-го абзаца.


[ вернуться в начало ]






Тренировочный диктант на правописание глаголов

(Н.Шапиро)




      Утро – веселый маляр,
      Он просыпается рано.
      С красным ведерком зари,
      С белым ведерком тумана
      Бодро идет по росе.
      В красках штаны и рубаха,
      Кисти несет на плече,
      Свищет, как первая птаха.
      День – расторопный кузнец
      В синей небесной спецовке,
      Он в наковальню стучит,
      Тащит клещами поковки,
      Бьет, раскаляет и мнет,
      Точит, грохочет, швыряет...
      Грузной походкой идет,
      Пот рукавом утирает...

(Григорий Кружков)
(98 слов)

Грамматическое задание


[ вернуться в начало ]


Закрыть