Рукоделие. Сценарии уроков. Вязание игрушки.

Урок по теме: "Вязание игрушки".

Цели:

Межпредметная связь: история, литература, биология.

Материально-техническое оснащение:

  1. Оборудование учебных мастерских.
  2. Коллекция игрушек.
  3. Нитки, крючки.
  4. Наглядность: схемы, книги (по вязанию, интерьерам, рукоделию, игрушкам), журналы по вязанию игрушек, инструкционные карты, поузловая обработка игрушки, готовые работы.

Ход урока.

  1. Организационная часть.

    Приветствие уч-ся, сообщение темы урока и цели урока, проверка посещаемости, проверка готовности к уроку.

  2. Повторение пройденного материала.

    Вопросы для повторения:

    1. Какие виды петель вы знаете? (воздушные, столбик без накида, столбик с накидом, соединительный столбик и т. д.)
    2. Кто и когда изобрел вязальную машину? (в 1589 г. монах Уильям Ли)
    3. Какому королю вязали чулки из паутины? (Людовику 14)

  3. Повторение пройденного материала.

    Хорошо уметь делать все своими руками. Хорошо фантазировать, мастеря что-либо этакое - "не мышонка, не лягушку", а свою неведомую зверюшку. Хо-рошо уметь вязать. Это занятие лечит от скуки и безделья и постепенно открыва-ет целый мир рукоделия, художественного творчества, народных ремесел. Су-ществует даже раздел медицины - спицетерапия, где для лечения используют работу на спицах. Обращение к родителям Любезные мамы и папы! Пожертвуйте старые шляпы, А также пальто и жакеты, Ненужные в доме предметы, Все то, что хранится-пылится И вам ни на что не годится: Перчатки, носочки, клубочки, Остаточки и лоскуточки. Сошьем мы забавных зверушек, Получится много игрушек: Из майки, из байки, из ватки- Кармашки, подушки, прихватки; Из марли, мочалки, соломы- Русалки, солдаты и гномы. Вы будете нами гордиться! Нам все-все-все пригодится! Воспитание ребенка неразрывно связано с играми. Игрушка для ребенка-это не просто забава, а проводник во внешний мир. Об игрушках слагаются стихи, пишутся песни, снимаются фильмы. А какие стихи вы помните о вязании или об игрушках? Мастерица Колыбельная Утром рано у окна Спи, моя хорошая, Села наша Люба. Баю - баю - бай! Кукле маленькой она Куколка любимая, Шьет сегодня шубу. Глазки закрывай. Из сукна, на вате, Я тебя раздену, Чтоб не зябнуть Кате. Застелю кровать. Завтра встанем вместе, Пришивает не спеша Будем вновь играть. Рукава и ворот. Вышла шуба хороша, Ю. Гарей. Можно ехать в город. Г. Люшнин. Писали об игрушках такие поэты, как С. Михалков, З. Александрова, П. Образцов и многие другие. Мой мишка Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И платочек положить. И т.д. З. Александрова. Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях, богатых лесами, игрушки делались из дерева, в местах, богатых залежами глины, - из глины и т.д.

    Мы с вами уже изготавливали в этом году игрушки, когда изучали тему: "Уход за детьми".

    Какие и из чего? (Из ткани - куклу-закрутку. Из соленого теста - игрушку по выбору. Из цветной бумаги - корзиночку.) А сегодня мы узнаем об истории игрушки о правилах ее изготовления.

    Чтение реферата по теме: История игрушки.

    Воспитание детей у древних римлян не отличалось особой нежностью. Но, как всякие заботливые родители, они, конечно, старались порадовать малышей хорошей игрушкой. Обычно игрушки дарят за хорошее поведение, а в древнем Риме существовали праздничные дни - сатурналии, в которые игрушки преподносились детям за плохое поведение - в знак прощения их шалостей и проступков. Много шалостей - много игрушек. У маленьких жителей Древнего Египта уже имелись самые настоящие куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи. Делали игрушки и из слоновой кости, янтаря, серебра, мрамора. У детей из простонародья игрушки были попроще - из дерева, глины, но зато они ярко раскрашивались. Своими сложными игрушками прославился Герон Александрийский, который жил в конце 2 - начале 1 века до нашей эры. Герон описал пожарный насос. Водяной орган. Придумал автомат для продажи "священной" воды, придумал игрушку с использованием принципа парового реактивного двигателя. Самые затейливые, самые сложные игрушки делали в 17 - 19 веках. Это были настоящие механические чудеса. Вот пушистый заяц грызет морковку и при этом двигает ушами. Игрушки того времени часто служили для украшения комнат и хранились как фамильные драгоценности, их передавали по наследству. Делали тогда кукольные дома с полной обстановкой, редкую мебель, совсем как настоящую, посуду из серебра, слоновой кости, фарфора. По одежде кукол многие знатные дамы одевались, т.к. тогда не было журналов мод, а фасоны одежды передавались с помощью кукол. Кстати, после революции 17 года многие знатные русские эмигрантки стали демонстрировать одежду на подиуме. Много интересных механических игрушек было и в России. Они сейчас демонстрируются в Эрмитаже. Например: механические солдатики, игрушки-птички, кормившие детей. В русских деревнях еще в начале нашего века самой распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Наряжали куклу в платья, украшенные тесьмой, вышивкой. Много кукле и вязали. Это приветствовалось, т.к. дети учились шить и вязать. Кстати, В 16 веке был написан или вернее, записан, Домострой, в котором были собранны все правила жизни православных христиан. Домострой учил, что "остатки и обрезки (от кройки тканей и др. предметов), ко всему пригождаются в домовитом деле: поплатить ветчаново товож портища или к новому прибавить, или какое - нибуть починить; а остаток и обрезок, как выручит, а в торгу устанешь прибираючи в то лицо, в три-дорога купишь, а иногда и не приберешь". Сегодня мы с вами свяжем игрушку из остатков пряжи, вспомнив наказы наших предков об экономном расходовании тканей и нитей. Показать вязаные игрушки в журналах, книгах, рассказать, что выкройки игрушек можно найти при помощи Интернета. ХЕРОШИ - японский вязальщик, который стал мультимиллионером, издавая книги, выпуская видео - кассеты, обучая любителей вязания. Для кого-то из вас искусство изготовления игрушек может стать будущей профессией и он сможет достигнуть таких вершин, как мастера из фильма, который мы сейчас просмотрим. ( Просмотреть отрывок из фильма "Куклы").

    Вам уже захотелось что-нибудь смастерить вместе со мной? Тогда приступим. На примере игрушки (грелки для чайничка) показать, как на одной основе, можно выполнить различных зверушек: мышку (длинный нос, тонкий хвост, круглые уши), кошку (уши треугольником, длинный пушистый хвост, овальная накладка на мордочку), собачку (уши длинные пушистые, хвост короткий пушистый, овальная накладка на мордочку).

    Основная вязка игрушки - столбик без накида. Уши, хвост - вязать вытянутыми петлями или можно пришить меховые (по выбору).

    Предложить инструкционные карты со схемами, по выполнению игрушки - карандашницы и игрушки - грелки на чайник (на выбор).

    Рассказать, как пользоваться схемами вязания игрушек.

    Продемонстрировать поузловую обработку игрушек. ( Основное вязание столбиком без накида по кругу).

    Как вы думаете, от чего зависит величина донышка игрушки и величина туловища? Величина донышка игрушки зависит от величины донышка банки, которую будем обвязывать. У игрушки - грелки величина туловища зависит от величины чайника для заварки. Рассказать, как нужно сочетать цвета нитей при выполнении игрушки, какие самые лучшие сочетания цветов ( по таблице сочетания цветов). Предложить выполнить игрушку.

  4. Практическая работа.

    Выполнение вязания донышка игрушки или грелки (по выбору).

  5. Текущий инструктаж.

    Оказание помощи уч-ся при выполнении вязания донышка. ( Инструкционные карты) Показ трудовых приемов. Самоконтроль и взаимоконтроль. Зачитать об игрушках ежиках (статья из книги). Указать на красоту описания игрушки. Зачитать о рукоделии (статья из книги по вязанию).

  6. Вопросы для закрепления.

    1. Какова величина донышка игрушки и от чего она зависит?
    2. Как вязать туловище?
    3. Какие петли применяем при вязании?

  7. Заключительная часть.

    Сообщение оценки каждого учащегося (самооценка или оценка товарищем).

  8. Домашнее задание.

    Закончить туловище игрушки.

  9. Уборка помещения.

    Приложение к уроку.

Источник

Закрыть