Конструирование и моделирование швейных изделий. Сценарии уроков. Разработка моделей сарафанов.

Тема урока: "Разработка моделей сарафанов".

Задачи урока: продолжить формирование понятий и умений по моделированию одежды; формировать умение строить выкройки; ознакомить с историей сарафана; развивать эстетический вкус; воспитывать уважение к народным традициям.

Наглядные пособия: журналы мод, папка "Русский стиль", иллюстрации по истории костюма, словарь моды, альбомы и картотека по ассортименту тканей, инструкционные карты, раздаточный материал.

Ход занятия:

Учитель сообщает основную задачу урока - продолжить изучение моделирования одежды и научиться воспроизводить выкройки моделей одежды, изображенных в журналах.

Актуализация опорных знаний

  1. Диктант.
    1. Величина полузаноса (припуска) на застежку. (Борт)
    2. Деталь для обработки застежки. (Подборт)
    3. Рисунок от руки, набросок. (Эскиз)
    4. Внешние очертания предмета, его тень. (Силуэт)
    5. Верхняя отрезная часть деталей одежды. (Кокетка)
  2. Беседа.
    1. Что такое моделирование?
    2. Какое различают моделирование?
    3. Кто занимается художественным моделированием, кто техническим?
    4. Что является основным объектом при моделировании?
    5. Назвать срезы, в которые переносится нагрудная вытачка при моделировании (по плакату)?

Основная часть

Рассказ учителя.

Сегодня мы разрабатываем модели одежды, которые никогда не выходят из моды. Это - сарафаны.

Уж сколько сезонов сарафан неизменно остается фаворитом моды! Он просто "обречен" на успех своей функциональностью, удобством в носке, возможностью варьирования. С водолазкой, свитером - повседневная одежда, с белой блузкой - туалет "на выход". И ткань для него годится любая.

Отношение у нас, россиянок, к сарафану самое трепетное, так как сарафан - это национальная одежда. Во всех русских сказках непременно встретится сарафан. Художники-модельеры постоянно обращают внимание на этот вид одежды, создают целые коллекции.

Слово "сарафан" является производным от персидского слова, означающего "почетная одежда". В документах XIV века этот термин применялся и к мужской верхней одежде, напоминавшей длинный кафтан. Но потом его "захватили" женщины, так как узкий сверху и свободно расходящийся книзу, он придавал женской фигуре величавость и стройность. Это подчеркивалось вертикально расположенной застежкой, украшенной пуговицами, полосками кружев, позументом. Позднее застежка стала чисто декоративной, а позумент заменили покупными лентами с вытканными на них цветами. В некоторых областях низ сарафана обшивали узорными лентами или полосками цветной материи. Это так называемые косоклинные сарафаны (перегнутое полотнище ткани и клинья по бокам). Более поздний сарафан - прямой сборчатый. Его делали из 4 - 8 прямых полотнищ ткани, собранных вверху мелкими складками.

В будни сарафан носили с белыми холщовыми рубахами. Рукава, вышитые красным узором, спадали мягкими складками.

Н. А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо".
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький
Да серп через плечо…

Дорогие сарафаны шили из атласа, шелка, парчи. Летние сарафаны были из ситца, сатина, китайки.

А. С. Пушкин "Барышня - крестьянка".
"… На другой день она (Лиза) приступила к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. Лиза примерила обнову и призналась пред зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась."

По ткани и назывались сарафаны: штофник, атласник, китаечник. Сарафаны очень бережно укладывали, хранили в сундуках или больших коробах из липы.

Сарафан и сейчас остается любимой одеждой. Даже за границей тоже неравнодушны к этому виду одежды. Ни одна коллекция " прет-а-порте" (по-французски - готовая одежда) последних лет не обходит сарафан вниманием.

Современный сарафан далеко ушел от своего прототипа. Сегодня это, скорее, нечто напоминающее платье без рукавов. Все чаще его выполняют с воротниками, планками, самыми разнообразными отделками, карманами. По мнению В. Зайцева будущее русской классики не за английским костюмом, а за русским сарафаном. Разумеется, в его новом осмыслении.

Обо всем, что касается русского костюма, можно узнать, ознакомившись с подборкой материала "Русский стиль".

Выполним моделирование нескольких сарафанов.

Приступая к моделированию:

  1. Рисуем эскиз, характеризуем модель.
  2. Обводим лекало и проводим модельные изменения.

Модели сарафанов.

  1. Сарафан из шелкового или вискозного полотна.
  2. Сарафан из шерстяной ткани.
  3. Сарафан из шерстяной, креповой ткани, тонкого трикотажного полотна.
  4. Сарафан из гладкокрашеного репса.

Самостоятельная работа учащихся.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание.

  1. Зарисовать эскиз будущего проектного изделия.
  2. Выполнить описание модели с учетом цвета, зрительных иллюзий, направления моды и т. д.
Закрыть