Профессиональное самоопределение. Деловые игры.

Профессиональное самоопределение

ЦЕЛЬ: Формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся; расширение представлении о мире профессии и их осооенностях; уточнение соответствия выоранной профессии своим склонностям и особенностям.

Ход работы.

Очень скоро каждый из вас столкнется с проблемой выбора профессии, и сегодня мы коснемся этой важной темы. V вас оудет возможность соотнести свои интересы и способности с различными профессиями - возможно, кому-то это поможет сделать свой выбор. Болыпая часть нашего занятия будет проходить в форме игры.

Может быть, кто-то из вас уже определился, какую профессию он хочет приобрести, в каком учебном заведении продолжать обучаться, хорошо представляет себе будущую профессиональную деятельность. Тем не менее, не помешает еще раз перепроверить свой выбор, задуматься о том, действительно ли выбранная профессия даст возможность реализовать себя. Тем более актуальной будет тема разговора для тех, кто еще сомневается и не знает, куда идти после школы.

Опросник по построению личной профессиональной перспективы (прил. 1).

Обсуждение результатов.

1. Профориентационная игра "Кто есть кто?" (5-7 минут).

Инструкция:

Сейчас я буду называть профессии, а каждый из вас в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши, и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии).

Перед началом игры ведущий может спросить у участников, какие профессии для них наиболее интересны, и выписать эти профессии (примерно 10) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня.

Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т. е. чей образ в наибольшей степени соответствует данной профессии.)

Можно проводить другой вариант этой игры - - "Ассоциация". Желающий выходит к доскеучащиесяпо очереди каждого из них ассоциируется его образ. Игру лучше проводить в кругу.

2. Профориентационная игра "Подарок" (15-20 минут)

Инструкция:

Представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить 3 условия: 1) подарок должен содержать намек на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия); 2) подарок должен быть с "изюминкой" - - веселый, необычный (предполагается, что друг - это человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то обычное, т. е. как бы "откупятся" от него); 3) подарок должен быть доступным вам по цене.

Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый подарок. Определяется, мужчина ши женщина общий друг; примерный возраст и обязательно - какая у него (у нее) профессия. В течение примерно 30 с каждый придумывает другу подарок. После этого каждый по очереди называет свой подарок. При этом ведущий или участник могут задавать иногда уточняющие вопросы. Например, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т. п.

Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, так как заставляют участников более ответственно и обоснованно предлагать свои варианты подарков. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные элементы данного профессионального труда.

В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.

3. Профориентационная игра "День из жизни" (15 минут).

Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, класс захотел рассмотреть профессию "фотомодель".

Инструкция:

Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. Например; рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок -завтрак - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - - скандал - урок - отличники - звонок - - дом - постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штрихом (неуместно названным ради хохмы дурацким существительным) испортить весь рассказ Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы легче было запомнить названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называют они.

При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет, не испортил ли кто-то рассказ неудачным существительным. Если рассказ получился путанным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем был составленный рассказ. Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Подведение итогов.

Закрыть