Творческие проекты. "Броши из бисера"

"Броши из бисера"

Основание проекта и формулировка задач.

У меня родилась дочь, её уже 8 месяцев. Я к зиме купила ей тёплую шапочку, но она оказалась большой. Многие мамы тоже сталкиваются с этой проблемой. Я стала присматриваться и советоваться. И вот, что мне посоветовали:

Задачи:

1. Приобрести новые знания и навыки о бисероплетении.

2. Развивать фантазию в изготовлении броши из бисера.

Разработка опорной схемы размышления
(план организации работ),
("звёздочка обдумывания").

Эскизы альтернативных моделей. Банк идей и предложений.

Выявление наилучшей идеи и её дизайн анализ.

Обоснование выбора. Характеристика используемых материалов, оборудования.

Все предлагаемые броши очень красивы, разные, ажурные, редкие. Отличаются своей эксклюзивностью, но они будут хорошо смотреться только на блузах, жилетах, платьях для взрослого человека, а мне нужно для ребёнка, и поэтому самая подходящая брошь - "земляничка". Она более подходит и по цвету, и удобна в эксплуатации, а также для неё у меня есть весь необходимый материал и инструменты.

Историческая справка.

История возникновения развития бисероплетения.

Из истории бисера.

Изготовление украшений из бисера имеет очень древнюю историю. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками. В качестве украшений использовались такие природные материалы, как ракушки, когти и кости различных животных. С развитием ремесел начинает попадаться металлические бусины.

И наконец около IV - го тысячелетия до н.э., было изобретено стеклоделие. Существует легенда об этом важном для человечества событии. В ней рассказывается о том, что фаникийские купцы, возвращаясь на корабле из Африки с грузом соды, заночевали на песчаном берегу. Для приготовления пищи и защиты от ночного холода им был необходим костёр. Не найдя подходящих камней, они выложили очаг из привезённой с собой содой и разожгли большой костёр. Поели и расположились вокруг него на ночной отдых. Утром, разгребая золу, они обнаружили в кострище слиток необыкновенного вещества. Оно было твёрдым, как камень, прозрачным, как вода, и горела огнём на солнце.

С этого времени началась история стеклоделия. У человечества появилась стеклянная посуда и, конечно, стеклянные бусы. Древнейшая бусинка была найдена при раскопках города Фивы. Шли века, совершенствовались технологии, бусинки становились всё меньше и меньше по размеру. Так на свете появились маленькие бусинки, получившие название "бисер".

Первыми изготавливать бисер научились египтяне. Они делали из него ожерелье, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. В городе Александрии, основанном Александром Македонским в I веке до н.э., был изобретён новый способ изготовления бисера.

С I века нашей эры, бисер производят во многих европейских странах - в Италии, Греции, Германии. После распада Великой Римской империи (в IV веке н.э.) центром стеклоделия становится Византия. И наконец в X веке бисерное производство появляется в Венеции. С этого времени начинается подлинный расцвет стеклоделия. Маленькая бусинка завоёвывает мир.

На протяжении многих веков Венеция была центром по производству бисера. Торговля этим хрупким товаром приносила большие доходы. Но стекольное производство было не очень безопасным. В мастерских часто вспыхивали пожары, ставшие настоящим бедствием для города. Поэтому в 1221 году был издан указ, согласно которому мастерские по изготовлению стекла были вынесены из города на остров Мурано. На долгие годы этот стал единственным местом изготовления в Европе.

В тот период Венеция снабжала бисером весь известный мир. Купцы развозили его по всем странам. Европейские путешественники обязательно брали его с собой. Аборигенам Африки, Америки, жителям многочисленных островов очень нравились эти стеклянные шарики. Они с удовольствием меняли их на золото. В странах Востока их меняли на пряности и шелка.

Большие доходы порождают большие страсти. Венецианская республика всевозможными способами оберегали тайну изготовления меленьких разноцветных шариков.

Запрещалось вывозить сырьё, чтобы нельзя было установить состав, необходимый для изготовления бисера. Но главными хранителями тайн оставались мастера. К ним применяли политику кнута и пряника: с одной стороны, им давали различные привилегии, а с другой - был издан указ о государственной измене и наказание бежавших мастеров. К мастерам, покинувшим страну и не желавшим вернуться, даже подсылались специальные убийцы.

Многие европейские страны старались разгадать секреты производства бисера, но долгое время им это не удавалось. В XVIII веке мастера Тюрингии изобрели способ изготовления лёгкий дутых бус прообраза современных ёлочных игрушек. А в Богемии научились делать стекло, превосходившее по блеску и твёрдости все ранее известные изделия. Особой популярностью оно пользовалась в конце XVII -- в начале XIII веков. Чешские мастера выпускали гранёный богемский бисер и покрывали его разноцветными эмалями.

Россия никогда не являлась центром по изготовлению бисера, однако этот яркий разноцветный материал получил в ней широкое распространение. Несмотря на своё древнее появление на Руси (уже в раскопках, относящихся к III IV векам, найдены стеклянные бусы), бисер и стеклярус совсем недавно получили современные наименования. В русских толковых словарях XV -- XVI веков слово "бисер" обозначало жемчуг. И только в XVII веке бисером стали называть мелкие разноцветные стеклянные бусинки. Название "стеклярус" появилось ещё позднее, в XVIII веке. До этого времени его называли одекуй.

Изделия из стекла не только ввозились на территорию нашей страны. В Киеве мастерские по изготовлению стекла существовали уже в IX веке. Причём мелкие бусы, напоминающие по форме европейский бисер XIII века, найдены были в слоях, относящихся к IX - XIII векам.

С приходом татаро монгольской орды развитие стеклоделия на Руси прерывается приблизительно до XVI века.

В начале XVII века в селе Духанино начал работать первый русский стекольный завод. С целью наладить производство бисера в Италию и Галландию был направлен "комиссариус" Иван Гебдон, чтобы нанять на царскую службу "добрых, искусных людей"; в этом числе и мастеров "стеклянишного" дела. И в подмосковном селе Измайлово в 1668 году тоже начинает строиться стекольный завод.

По окончании строительства в 1670 году в Москву прибывают венецианские мастера. Но, к сожалению, наладить производство бисера на этом заводе так и не удалось. Бисер продолжали ввозить в Россию из Европы.

Большой вклад в производство бисера внёс великий русский учёный М.В.Ломоносов своими исследованиями в области теории цвета и многочисленными опытами по получению цветных стёкол для мазайки. Великий учёный просил разрешение на строительство фабрики для "делания" изобретённых им "разноцветных стёкол и из них бисеру, пронизок, стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов". В своих докладах он приводил конкретные данные о ввозе бисера и стекляруса в страну, указав, что бисер и стеклярус "ещё поныне в России не делают но привозят из - за моря великое количество ценою на многие тысячи". Только через Санкт - Петербургский порт в 1748 году было ввезено 472 пуда бисера и 2 пуда с небольшим стекляруса. А в 1752 году бисера было ввезено в 4 раза, а стекляруса - в 14 раз больше.

В 1753 году около Петербурга в селе Усть - Рудице, началось строительство фабрики. В 1755 году она выпустила первую продукцию. К сожалению, вскоре после смерти Ломоносова в 1766 году фабрика прекратила своё существование. За всё время её работы на ней было произведено около 100 пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера.

До настоящего времени фабричным производством бисера в России больше не занимались, известны лишь ремесленные центры. Продукция этих центров продавались на знаменитой Нижегородской ярмарке, при чём о размахе производства можно судить по оценке готовой продукции около -- около 100 тысяч рублей.

Изделия таких производств с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америки и пользовались большим спросом. Тем не менее основную часть бисера и по ныне продолжают ввозить в Россию из Европы.

Графическая часть конструирования и техническое моделирование.

Брошь состоит:

Технологическая часть - разработка технологического процесса изготовления изделия.

Брошь "Земляничка".

Плетение листиков поэтапно изображено на рисунке 1. Для их изготовления пользуемся техникой "Мозаичное плетение". Иглой I плетём правую половину листика. Иглой II аналогично плетём левую половинку листика.

Плетение ягодок изображено на рисунке 2. Берём иглу с леской длиной около 35 см. и набираем 6 бисерин. Входим в первую во второй раз. Подтягиваем леску, оставляя конец длиной около 10 см. получаем начальное кольцо из 6 бисерин (рис. 2, а). Около него плетём 6 маленьких листиков. Набираем 5 бисерин, проходим через 1, 2 -- ю. 2 -- ий листик готов (рис. 2, б). Остальные плетём аналогично (рис. 2, в).

Приступаем к плетению самой ягодки. Рассмотрим два варианта: упрощённый и сложный.

Упрощённый вариант. Набираем бусину и бисерину. Проходим через бусину в обратном направлении. Проходим через 4-ю бисерину, как показано на рис. 2, г. леску закрепляем и отрезаем. Ягодка готова.

Сложный вариант. Набираем 4 бисерины (с 7 - и по 10 - ю), проходим через, 1, 2 - ю. Набираем 3 бисерины (с 11-й по 13- ю), проходим через 7, 2, 3 - ю (рис. 2, д). Далее плетём аналогично (рис. 2, е). 1 - и ряд готов. Он состоит из 6 -ти колец по 5 бисерин каждое. На рис. 2, ж, з показано плетение 2-го ряда. Он состоит из 6 - ти колец по 6 бисерин каждое. На рис. 2, и, к, показано плетение 3 - го ряда. Он состоит из 6 -ти колец по 5 бисерин каждое. Далее проходим через 44, 47, 49, 51, 53, 54 - ю бисерины (рис. 2, л). Подтянув леску, получаем кольцо из 6 бисерин. Леску закрепляем и отрезаем. Ягодка готова.

Вставляем иглу в оставленный конец (длина около 10 см.). набираем бисерину А, проходим через 4 - ю и бисерину А, как показано на рисунке 2, м. Набираем 17 бисерин. Проходим через все, кроме последней, в обратном направлении. Входим бисерину А с другой стороны (рис. 2, н). Далее леску используем для прикрепления ягодки к листикам.

Краткое описание окончательного варианта проекта (итоги работы).

Выбранная тема проекта интересна, актуальна и носит творческий познавательный характер.

Чётко поставлены цели - научиться выплетать не только броши из книг, но и применять свои фантазийные способности.

Для реализации поставленной цели использованы: разная литература, историческая информация, практические советы, материалы для бисероплетения и многое другое.

Проработаны технологические операции проекта, составлена технологическая карта, оформлен титульный лист. Прослеживается межпредметная связь с историей, математикой.

С практической точки зрения, можно не только успешно применить свои знания, умения и навыки в своём узком кругу, но и на рынке сбыта.

Реклама.

Закрыть