Программы кружков декоративно-прикладного творчества. "Чудо-береста".

Кружок "Чудо-береста".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Одной из важнейших задач сегодняшнего дня является улучшение подготовки школьников к жизни, воспитание личности, готовой, способной творчески и с полной отдачей сил вносить вклад в счастье семьи, в развитие своего общества. Творческий человек, умеющий видеть и подчеркивать оригинальность даже в самых, казалось, неприглядных мелочах, сделает жизнь разнообразной и яркой, превратит обычные веши в веши, радующие глаз.

Воспитание творческой, думающей личности - такую цель должна ставить перед собой школа, постоянно искать пути, ведущие к осуществлению данной цели. Особое внимание надо обращать на воспитание девушек, ведь это будущие матери, женщины, хранительницы семейного очага. И только от них будет -зависеть уют в доме. Они, выйдя из стен школы, должны уметь не только вкусно готовить, знать экономику семьи, правила личной гигиены, ни и сделать свой дом уютным. Левушки должны знать, что только творчески мыслящий человек сможет позволить себе иметь в доме вещи, которые будут радовать не только ее членов семьи, но и их гостей, сможет реализовать свои творческие способности, и наконец, заполнить свободное время интересным и полезным делом.

"Научить понимать красоту", - вот девиз учителя, работающего в школе. Именно на уроках труда и кружковой работе необходимо развивать чувство ритма, цвета, пропорции.

К сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности ребенка отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. А ведь выполнение картин, поделок требует творческого подхода. Создавая картину, ребенок попадает в тон и такт закона цвета и красоты или берет фальшивую ноту. Попавшие в тон - преуспевают и в одежде, и в культуре, и в работе, взявшие фальшивую ноту - проваливаются. Вот сущность творчества. Занятие декоративно-прикладным искуст-вом требует творческого подхода, поскольку связано с удовлетворением конкретных потребностей. Девочки должны иметь общее представление об особенностях искусства, и в каждом конкретном случае они должны уметь применять свои знания и слышать свое сердце.

Кружок декоративно-прикладного искусства должен быть нетрадиционным. Быть может необходимо больше спорить, ведь в споре рождается истина, рисовать, просматривать репродукции картин не только известных художников, но и малоизвестные художников, читать специальную литературу, посещать музеи, людей-самородков.

Как сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке. Все эти чувства человек должен пережить в детстве, а рядом с ним должен быть обязательно его наставник, учитель. А ведь только на кружке можно позволить себе сходить с детьми в лес, где рассматривая каждую веточку, букашку, делать все новые и новые открытия. Ведь дети доверчивы к взрослым. Их души открыты окружающему миру и нам, взрослым. Поэтому очень многое зависит от того, что из коснувшегося детей однажды не покинет их.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Сколько разнообразных тайн откроет ребенок, окидывая любопытным взглядом дары природы. Но они могут и не открываться, и даже их можно не обнаружить.

Учитель должен помнить, что он прежде всего воспитатель. Учитель должен воспитывать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном. Работа с природным материалом поможет ввести почемучек в природную мастерскую класса, где сохранен необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки елки, поблескивает солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки. Каждый природный материал, котоырй лежит в коробочках или на полках в моей мастерской, будит воспоминания ребенка о теплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса, или воспоминания о неиссякаемом тепле s и особом запахе степной пыли, смешанном с нежным запахом пшеницы в тех местах, откуда вы принесли солому. Но я ставлю перед собой задачу, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, а однажды войдя в нее, больше с ней не расставались. Ловкость рук, детская фантазия с каждым занятием все больше и больше заставляет пережить кди одно из самых прекрасных чувств - радость созидания, творчества.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того, чтобы дети охотно им занимались, я стараюсь развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками приходит и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С.Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т.д.) "ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру... В игрушке-материале есть много хорошее го реализма, но в то же время есть простор для фантазии," С экскурсий в лес дети часто приносят шики шишки, ветки, кору с экскурсии к озеру - красивые камушки. Они подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.

Поделки из бересты в большой мере удовлетворяют любознательность детей, В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. Ведь из бересты можно сделать не только картину, но и любую игрушку. Она может служить как самостоятельный материал для поделок, так и дополнительный.

Большое влияние оказывает труд с берестой на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Ведь вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления, лишь только затем они изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда девочка встречается с трудностями, она пытается самостоятельно их разрешить. Но если с ней рядом находится взрослый человек, то под его руководством она учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у нее формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску ракушек. Необходимо на каждом занятии, во время экскурсий в природу напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе, оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: дерево, камень, глина, солома, береста.

Бересту люди применяли для изготовления прочных и легких вещей: ведерок, туесков, корзинок. Не только в прошлом, но и в наше время, в эпоху бурного развития науки и техники, человек охотно использует бересту для изготовления различных вещей, сувениров.

Работа с корой (берестой) таит в себе большие воспитательные возможности, в процессе работы развиваются и воспитываются качества, необходимые не только художнику-специалисту, но и человеку любой профессии.

Кора различается по внешнему виду (цвету, толщине, характеру поверхности). Кора сосновая, дубовая, березовая (средней толщины) используется для подставок при изготовлении различных сценок и отдельных игрушек из природного материала. Помимо этого, она может использоваться как дополнительный материал при поделке игрушек. Из нее можно сделать пенек для балалаечника, крышу и подвесные вагончики для карусели, простые лодочки-плоскодонки.

Подставки и игрушки из коры выглядят лучше, если их покрыть лаком, так как в этом случае цвет коры приобретает особенно красивый оттенок.

Березовая кора - береста - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек. В народном творчестве России издавна славились изделия из бересты.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

Тема занятий Количество часов
общее теория практика
1.

Вводное занятие

2
2
-
2.

Подготовка бересты для аппликаций. Инструменты.

8
1
7
3.

Выполнение задания по образцу.

6
1
5
4.

Изготовление и аппликация изделия. Композиция геометрического характера.

12
1
11
5.

Изготовление и аппликация изделия с созданием композиции анималистического характера.

14
2
12
6.

Изготовление и аппликация из бересты творческой работы на произвольную тему.

18
2
16
7.

Отделка изделий

4
1
3
8.

Экскурсии

4
4
-
9.

Итоговое занятие

2
2
-
Всего
70
16
54

ПРОГРАММА:

  1. Вводное занятие.
    Аппликация из бересты как составная часть декоративно-прикладного искусства. Программа, содержание работы и задачи кружка. Демонстрация изделий, выполненных кружковцами в предыдущие годы. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственная санитария, личная гигиена. Выбор органов самоуправления кружка. Распределение рабочих мест.
  2. Подготовка бересты для аппликаций. Инструменты.
    Виды коры, применяемой для аппликации и поделок. Заготовка коры, подготовка к работе. Безопасность труда при заготовке коры и подготовка ее к работе. Декоративные свойства, цвет, блеск бересты. Способы их изменения. Физико-технологические свойства бересты. Работа с ножом, с горячей водой. Электробезопасность при работе на плите, техника безопасности при работе с горячей водой и ножом. Экскурсия в природу, сбор коры, организация ее хранения. Разъединение бересты.
  3. Выполнения задания по образцу.
    Особенности рисунка в аппликации берестой. Стилизация рисунка. Аппликация из бересты на деревянной, фанерной или бумажной основе рисунка по образцу: птиц, животных, растений, силуэтов архитектурных памятников. Практическая работа. Подготовка изделия под аппликацию. Перевод рисунка на основу. Аппликация из бересты изделия по образцу.
  4. Изготовление и аппликация изделия с созданием композиции анималистического характера.
    Создание композиции геометрического характера аппликацией из бересты на различных изделиях. Специфика работы над рисунком. Учет цвета бересты при аппликации изделий.
    Практическая работа.
    Конструирование и изготовления изделия. Работа над эскизом. Перевод рисунка на основу. Использование аппликации из бересты композиции геометрического характера. Изготовление и аппликация изделия с созданием композиции анималистического характера. Аппликация из бересты в творчестве мастеров народных художественных промыслов. Единство технологических, эстетических и экономических требований к изделиям с аппликацией их берестой.
  5. Изготовление и аппликация изделия с созданием композиции анималистического характера.
    Практическая работа.
    Конструирование и изготовление изделия для аппликации его рисунком анималистического характера. Создание эскиза. Подготовка основы и перевод на нее рисунка. Исполнение аппликации анималистического характера.
  6. Изготовление и аппликация из бересты творческой работы на произвольную тему.
    Этапы конструирования изделия. Требования, предъявляемые к изделию при конструировании. Контроль качества изделий. Клеи, их характеристика. Знакомство с орнаментом. Виды и композиция орнамента. Симметрия в орнаменте. Разработка эскиза композиции. Особенности выбора и выполнения рисунка с геометрическим и анималистическим изображением.
    Практическая работа.
    Нанесение орнамента. Аппликация изделия берестой.
  7. Отделка изделий.
    Материалы для подготовки поверхности и отделки.
  8. Экскурсии.
    Подготовка к экскурсии. Экскурсия в музии, на предприятия по изготовлению сувениров, на выставки ДПИ. Обсуждений экскурсии.
  9. Итоговое занятие.
    Отбор лучших работ кружковцев и оформление итоговой выставки. Просмотр кинофильмов, диафильмов, диапозитивов и иллюстраций по темам. Подведение итогов работы кружка за год. Поощрение лучших кружковцев.
    Рекомендации по самостоятельной работе кружковцев во время летних каникул. Перспективы работы кружка на будущий год.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Школа и производство №3 1996г.
  2. Э.К.Гульянц, И.Я.Базик "Что можно сделать из природного материала", М."Просвещение" 1991г.
  3. Энциклопедия, М.1990г.
  4. Детское творчество, СП "Квадрат" 1992г.
Закрыть