Программы кружков декоративно-прикладного творчества. "Валеологический аспект рационального питания".

Программа "Валеологический аспект рационального питания".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Общая цель - формирование у учащихся основ валеологической грамотности.

Задачи:

Изучение курса включает в себя чтение лекций, проведение лабораторно-практических занятий, завершается - проведением коллоквиума (контрольной работой) за сеткой часов на тему, выбранную индивидуально каждым учащимся из предложенного преподавателем перечня.

Перечень знаний и умений

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

Тема занятий Количество часов
общие лекции
Лабораторные -практические работы
1.

Пища и ее предназначение в жизни человека. Культура питания как составляющая здорового образа жизни

2
1
1
2.

Основные жизнеобеспечивающие компоненты пищи

4
2
2
2.1.

Белки - строительный материал организма человека

1,5
1
0,5
2.2.

Углеводы - поставщики энергии

1,5
0,5
1
2.3.

Жиры в питании человека

1
0,5
0,5
3.

Подход ученых и врачей-клиницистов к вопросам питания

2
1
1
4.

Приемы и последовательность тепловой обработки продуктов

3
1
2
5.

Валеологические аспекты технологии питания

10
5
5
5.1.

Совместимость продуктов

4
2
2
5.2.

Энергетический потенциал пищи

2
1
1
5.3.

Кислотно-щелочной баланс пищи

4
2
2
6.

Значение овощей в питании чело
века. Деление овощей на крахмалистые и некрахмалистые

3
2
1
7.

Питательная ценность продуктов животного происхождения

3
2
1
8.

Щелочные пищевые добавки, способствующие полноценному усвоению пищи

2
1
1
9.

Экология и качество продуктов

2
1
1
10.

Элементы правильного питания в кухнях народов региона

3
1
2
Итого:
34
17
17

ПРОГРАММА:

  1. Пища и ее предназначение в жизнедеятельности человека -2ч
    История развития и расширение пищевого рациона человека. Характеристика пищи как одной из существенных составляющих материальной культуры человека. Культура питания как составляющая здорового образа жизни. Снижение качества питательной ценности продуктов: введение технологий повышения производительности почв и продуктивности животноводства; использование пищевых добавок; ионизация и рафинирование продуктов питания.
    Практическая работа. Изучение студентами данных о том, как, когда, сколько, что есть по информационным источникам, предложенным преподавателем.

  2. Основные жизнеобеспечивающие компоненты пищи -4ч
    1. Белки- строительный материал организма человека- 1,5ч. Содержание белка в продуктах питания различного происхождения. Последствия недостатка и избытка белка в организме. Суточная норма белка в рационе питания. Отражение последствий тепловой обработки продуктов на качестве состояния белка в пище.
      Практическая работа. Изучение таблицы содержания белка в 100 граммах продуктов животного и растительного происхождения. Зная собственный вес, рассчитать суточную норму белка и подобрать перечень продуктов, обеспечивающих организм необходимым количеством белка.
    2. Углеводы- поставщики энергии - 1,5 ч. Виды углеводов и их функции в жизнедеятельности человека. Содержание углеводов в продуктах питания и суточная норма их в рационе питания.
      Практическая работа. Проведение качественного анализа рациона своего суточного питания на содержание в нем углеводов. Предложить варианты улучшения питания путем повышения в нем качества углеводов. Один из предложенных вариантов осуществить практически - приготовить блюдо с последующей его дегустацией.
    3. Жиры в питании человека- 7 ч. Характеристика жиров как запасов топлива организма. Виды жиров. Содержание жиров в различных продуктах. Исходя из нормы жиров в суточном рационе питания, рассмотреть рекомендации по выбору продуктов питания с умеренным содержанием жиров.
      Практическая работа. По предложенной рецептуре блюда оценить качество питания на содержание в нем жиров. Дать в письменном виде рекомендации по замене продуктов с избыточным содержанием жиров продуктами, богатыми клетчаткой.

  3. Подходы ученых и врачей-клиницистов к вопросам питания -2ч
    Анализ подходов ученых и врачей-клиницистов к питанию. Их рекомендации. Общность и единство их точек зрения в вопросе влияния пищи на здоровье человека.
    Практическая работа по группам. Каждая группа изучает рекомендации по использованию в питании следующих продуктов: зернобобовых, овощей и фруктов, продуктов животного происхождения, рафинированных продуктов.

  4. Приемы и последовательность тепловой обработки продуктов - 3ч
    Тепловая обработка продуктов растительного происхождения с сохранением витаминов и "живой клетки". Последовательность обработки продуктов животного происхождения.
    Практическая работа. Изучить продукты, содержащие жирорастворимые витамины. Выбрать для приготовления блюдо, содержащее морковь, и внести в рацион добавки для растворения каротина моркови.

  5. Валеологические аспекты технологии питания -10ч
    1. Совместимость продуктов- 4ч. Технология приготовления сбалансированной пищи на основе совместимости компонентов, требующих одинаковую продолжительность и среду усвоения (кислотную или щелочную).
      Практическая работа по группам. Проверить и дать оценку совместимости составляющих блюда животного происхождения, внести изменения при обнаружении несовместимости. Приготовить усовершенствованное блюдо.
    2. Энергетический потенциал пищи-2ч. Градация питательной ценности продуктов. Снижение энергетической ценности продуктов тепловой обработкой.
      Практическая работа по группам. Разработать меню на завтрак, в составе которого преобладают продукты растительного происхождения. Приготовить завтрак по разработанному меню. После дегустации дать сравнительную оценку блюд каждой группы.
    3. Кислотно-щелочной баланс пищи-4ч. Условия качественного и количественного сбалансированного питания. Органические соединения продуктов растительного происхождения - одно из условий наилучшего усвоения химического состава пищи организмом человека. Сбалансированное питание - условие повышения запаса прочности организма.
      Практическая работа по группам. Проанализировать рецептуру блюда на процентное содержание в нем щелочных и кислотных продуктов. Проверить блюда на соответствие его условию сбалансированного питания: 70% щелочных продуктов и 30% -кислотных. Дать рекомендации по повышению щелочного состава блюда каждой группой.

  6. Значение овощей в питании человека. Деление овощей на крахмалистые и некрахмалистые - 3 ч
    Питательная ценность овощей. Особенности первичной обработки овощей. Способы и формы нарезания овощей. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Виды салатов из овощей. Оформление салатов продуктами, входящими в состав салата.
    Практическая работа по группам. Приготовить два салата из овощей и оформить их. Сравнить питательную ценность салатов.

  7. Питательная ценность продуктов животного происхождения - 3 ч
    Отрицательные и положительные факторы воздействия мяса на организм человека. Питательная ценность различных видов рыбы. Совместимость их с другими продуктами по времени и условиям усвоения. Пищевые добавки к животным блюдам, способствующие наиболее быстрому, эффективному усвоению пищи.
    Практическая работа по группам. Приготовить рыбу, тушенную с овощами в горшочках.

  8. Щелочные пищевые добавки, способствующие полноценному усвоению пищи -2ч
    Овощи зеленые и некрахмалистые, пищевые добавки, повышающие щелочной состав пищи. Перечень овощей некрахмалистых и крахмалистых, их характеристика и совместимость с другими продуктами.
    Практическая работа по группам. Провести качественный анализ готовой рецептуры рыбного блюда на совместимость компонентов и кислотно-щелочной баланс. Усовершенствовать рецептуру данного блюда введением пищевых ощелачивающих добавок. Приготовить блюдо.

  9. Экология и качество продуктов -2ч
    Экологические проблемы природы, общества, человека. Негативные последствия использования технологий на качество продуктов, их влияние на здоровье человека.
    Практическая работа по группам. Анализ возможных путей экологического загрязнения продуктов питания. Составление звездочки факторов, влияющих на экологическое состояние овощей. Экологически чистая пища.

  10. Элементы правильного литания в национальных кухнях народов региона - 3 ч
    Продукты растительного происхождения в кухне народов своего региона. Разновидность холодных и горячих блюд в национальной кухне. Принципы подбора компонентов блюд и способов их приготовления. Заимствование блюд одним народом у другого как результат взаимного культурного общения.
    Практическая работа по группам. Выбрать национальное блюдо горячего приготовления. Проверить его на соответствие требованиям сбалансированного питания. При обнаружении несоответствия внести коррективы. Приготовить выбранные блюда. Продегустировать и сделать выводы о вкусовых, питательных ценностях блюд.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Коврина Н.М. Валеология. Системный подход. - Ижевск, 1999.
  2. Конь/шее В А. Всё о правильном питании. - М., 2001.
  3. Королева КМ., Королев A.M. Основы правильного питания. - Ижевск, 1999.
  4. Литвина И.И. Кулинария здоровья: от принципов к рецептам. - СПб.: АО "Комплект", 1994.
  5. Литвина М.И. Основы правильного питания. - СПб.: АО "Комплект", 1994.
  6. Мартынов СМ. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. - М.: Просвещение, 1993.
  7. Чумаков Б.Н. Валеология. Курс лекций. - М.: Педагогическое общество, 1999.
  8. Шелтон Г. Основы правильного питания. - М.: Молодая гвардия, 1992.
Закрыть