Программы кружков декоративно-прикладного творчества. "Оживи, сказка".

"Оживи, сказка"

Белехова Елена Владимировна,
Педагог дополнительного образования
Срок освоения: 2 года
Возраст обучающихся: 10-12 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Известно, что процесс творчества характеризуется единством теоретических знаний и практического опыта. Ибо теория проверяется практикой, а в практике возникают такие вопросы, которые требуют теоретического решения, обоснования. Теоретическая подготовка в технической творческой деятельности складывается из знаний методов и способов конструирования, приемов решения творческих задач и политехнических знаний.

А опыт практической работы накапливается у школьников после приобретения умений и навыков в работе с инструментами формирования общетрудовых умений. При этом важно участь специфику внеурочной работы, где время занятий, объем, и содержание программы определяет руководитель, исходя из конкретных возможностей и интересов учащихся.

Программа рассчитана на двухгодичный срок освоения и предлагает несколько поправлений 1) "Мягкая игрушка", 2) "Одежда для кукол", 3) "Лоскутное шитье".

Игрушка - неизменный спутник жизни ребенка, его друг, главное действующее лицо в играх и забавах. Она пробуждает у ребенка мысль, дает широкие познания окружающей действительности. Игрушка воспринимается ребенком эстетически, воспитывает добрые чувства, благодаря ей в жизнь ребенка входит искусство обогащается его фантазия.

Шитье из лоскута - один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история. Как художественная работа, шитье из лоскутов по сути своей очень близка к древнему искусству мозаики.

Одежда для кукол. Создание эскиза на бумаге, а в дальнейшем и изготовлении одежды. Снятие мерок, подбор материала, для данной одежды, раскрой и шитье.

По каждой теме, которая входит в программу, даются необходимые теоретические знания, а затем перечень практических работ. Последовательность формирования необходимых знаний, умений и навыков, предусматривает постепенное накапливание знаний умений и навыков от простого к сложному.

Работа в кружке требует, чтобы педагог постоянно анализировал поведение каждого воспитанника, выявляя причины, определяющие те или иные поступки, не подавляя у школьников проявлений самостоятельности.

Очень важна внешкольная работа для ребенка в познавательной

деятельности. Поэтому программой предусмотрены ряд воспитания тестирования, формы аспекты. Поделка, которую он сделал своими руками, даже если она совсем совершенна, приносит ему большое удовлетворение. Тогда дети полны желания творить добро для пользы людей.

Здесь ребята думают, пробуют, творят, а главное делают все своими руками.

Дети учатся преодолевать трудности, логически мыслить, планировать свою работу, воспитывать в себе волю, смекалку, находчивость и умение вдохновенно трудиться и празднично жить в будничной рабочей обстановке.

Познавательно развивающиеся игры, живая беседа, увлекательный рассказ, демонстрация действующих моделей, экскурсии по природе, чаепитие, поздравление именинника. Цели программы: открыть детям прекрасный мир народного искусства, вызвать у ребенка интерес к народному творчеству пробудить желание самим создавать различные игрушки, житье из лоскута, одежда для кукол. Задачи программы: привить ребятам практические трудовые навыки, воспитать у них художественный вкус, развить творческую активность, чувство красоты и гармонии, формы и цвета, желание самосовершенствоваться, идти от простого к более сложному.

Материалы, инструменты и приспособления. Ткани.

Почти все ткани пригодны для шитья, хлопчатобумажные, тонкие, и плотные, и купонные ткани, даже хлопчатобумажный бархат, нужно только соединить ткани одинаковой плотности. Можно использовать сукно, полотно, шелк, атлас, люрекс, плотно связанное шерстяное полотно. От поношенной ткани лучше отказаться, даже если она на первый взгляд хорошо сохранилась. Она может неожиданно разорваться раньше других составляющих, и весь труд пропадет даром нужно продикотировать, чтобы усадка при стирке готового изделия была равномерна. Этим же можно проверить прочность окраски ткани и выяснить какие из них линяют.

Оборудование. Швейная машина, утюг, иглы. Швы должны быть очень прочными. Поэтому для работы надо взять хорошие иголки и крепкие нитки. В среднем при шитье на руках. При шитье на машинке нужно устанавливать стежок средней величины. Диаметр иглы должен соответствовать толщине ткани и ниток.

Нитки. Номер ниток 40-60. Цвет должен подходить к основной ткани.

Ножницы. Понадобятся ножницы с заостренными кончиками, чтобы ими можно было кроить ткань и распарывать швы.

Булавки. Чтобы на ткани не оставалось следов пометки используют только тонкие булавки с круглыми головками.

Линейки. Для работы понадобятся линейки с сантиметровыми или миллиметровыми делениями. Они служат для измерения участков деталей и нанесения линий. Применяются линейки длинной 20,25 и 50 см.

Лекала. При раскрое тканей благодаря лекалам достигается большая аккуратность изделия. Лекала вырезают из картона или плотной бумаги и делают припуски на швы. Также на лекале отмечается линия прохождения долевой нити.

Мел. Применяют мел для нанесения на ткань линий и знаков. Край мела тонко затачивают. Кроме мела, можно использовать мыло или карандаш.

1 год обучения - техника выполнения мягкой игрушки плоскостных и объемных, аппликация, изготовленная с помощью клея, одежда для кукол с помощью стежков, лоскутное шитье.

Первый год обучения

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Темы
теория
практика
Вводное занятие
1
Выполнение плоских комбинированных игрушек (по выбору детей)
Сова с фартучком и большими карманами
1
6
Зайчик. Свинка и поросята
1
6
Тигренок, чебурашка
1
3
Гена крокодил, шапокляк
1
7
Флорик
1
7
Мальчик "рыжик"
1
6
Конопушечка веснушечка
1
7
Лягушка
1
8
всего
59
Лоскутное шитье
История развития шитья из лоскута
1
Организация рабочего места при выполнении ручных и машинных работ
1
Техника шитья из лоскута: квадрат
1
20
Выполнение итоговых работ
2
12
Участие в фестивалях выставках
всего
37
Одежда для кукол
Вводное занятие
1
Виды ручных работ
1
Нательное белье
1
7
Повседневная одежда
1
6
Рабочая одежда
1
6
Одежда для дома
1
6
Одежда спорта
1
7
Нарядная одежда (вечерняя)
1
8
всего
48

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
1 год обучения

Мягкая игрушка

ТЕМА: 1 Вводное занятие
ТЕОРИЯ: История игрушки ознакомление с ТБ. План работы кружка.
ПРАКТИКА: Научится правилам поведения в мастерской
ТЕМА: 2 Сова с фартучком и большим карманом
ТЕОРИЯ: Читаем о совах, рисуем, подбираем необходимый материал, мастерим игрушку.
ПРАКТИКА: Научитесь работать с поролоном увеличивать рисунок, делать выкройки переносить на ткань и изготавливать игрушку.
ТЕМА: 3 Зайчик, свинка и поросята
ТЕОРИЯ: Любопытные факты из жизни животных.
ПРАКТИКА: Кроим и шьем игрушки. Придумываем сказку и обыгрываем.
ТЕМА: 4 Тигренок, Чебурашка.
ТЕОРИЯ: Рассказ о тиграх, учим песенку о Чебурашке и работаем над игрушками.
ПРАКТИКА: Кроим и шьем игрушку, обыгрываем сказку.
ТЕМА: 5 Гена крокодил, Шапокляк.
ТЕОРИЯ: Вспоминаем сказку про крокодила Гену, Чебурашку и Шапокляк.
ПРАКТИКА: Изготавливаем игрушки, обыгрываем сказку.
ТЕМА: 6 Флорик.
ТЕОРИЯ: Рассказ о цветах и травах где живет Флорик рассказ.
ПРАКТИКА: Работа над игрушкой.
ТЕМА: 7 Мальчик рыжик.
ТЕОРИЯ: Что такое х/б, шерсть, шелк.
ПРАКТИКА: Работа над игрушкой.
ТЕМА: 8 Конопушечка веснушечка.
ТЕОРИЯ: Читаем сказку о маленьких человечках.
ПРАКТИКА: Работа над игрушкой. Обыгрываем сказку.
ТЕМА: 9 Лягушка.
ТЕОРИЯ: "Разноцветные игрушки" - рассказ новый материал - драп. Работа над Игрушкой обыгрываем сказку.
ПРАКТИКА: Изготовление ""Разноцветных лягушек"

Лоскутное шитье

ТЕМА: 1 История развития шитья из лоскута.
ТЕОРИЯ: Рассказ о ремесле. История возникновения лоскутного шитья. Традиционность, композиции, богатство палитры многоцветного шитья из лоскутов, его символика, обрядовое значение.
ТЕМА: 2 Организация рабочего места при выполнении ручных и машинных работ.
ТЕОРИЯ: Виды ручных стежков, их назначение и применение. Длинна и ширина стежков, специальные стежки. Знакомство со швейной машинкой: устройство назначения и принцип работы, заправка и уход за швейной машинкой. Классификация швов, частота строчки.
ПРАКТИКА: Выполнение простых сметочных стежков. Выполнение ручных стежков постоянного назначения. Техника безопасности при выполнении ручных стежков. Заправка швейных машин и выполнение прямых, овальных, зигзагообразных строчек. Виды машинных швов.
ТЕМА: 3 Техника шитья из лоскута: квадрат
ТЕОРИЯ: Пошив кухонных прихваток. Подбор ткани по сочетанию цвета. Изготовление прихваток, индивидуальный инструктаж.
ПРАКТИКА: Изготовление прихваток, кухонных принадлежностей.
ТЕМА: 4 Выполнение итоговых работ
ТЕОРИЯ: Выполнение работ название "Подмастерье" Пошив кухонного комплекта
ПРАКТИКА: Изготовление пошив кухонного комплекса
ТЕМА: 5 Участия в фестивалях, выставках.
ТЕОРИЯ: Отбор лучших работ учащихся.

Одежда для кукол

ТЕМА: 1 Вводное занятие.
ТЕОРИЯ: План работы "Оживи, сказка" Т\Б
ТЕМА: 2 Виды ручных работ.
ТЕОРИЯ: Виды ручных стежков их назначение и применение. Представить готовые образцы.
ПРАКТИКА: Приготовление образцов. Ручные стяжки.
ТЕМА: 3 Нательное белье.
ТЕОРИЯ: Виды нательного белья. Рассказ об одежде, для чего нужна одежда.
ПРАКТИКА: Изготовление нательного белья показ нательного белья.
ТЕМА: 4 Повседневная одежда
ТЕОРИЯ: Рассказ о повседневной одежде, какая бывает повседневная одежда.
ПРАКТИКА: Изготовление одежды показ повседневной одежды.
ТЕМА: 5 Рабочая одежда.
ТЕОРИЯ: Рассказ о рабочей одежде.
ПРАКТИКА: Изготовление рабочей одежды показ рабочей одежды.
ТЕМА: 6 Одежда для дома.
ТЕОРИЯ: Рассказ об одежде для дома.
ПРАКТИКА: Изготовление одежды для дома, показ моделей.
ТЕМА: 7 Одежда спорта.
ТЕОРИЯ: Рассказ об одежде спорта.
ПРАКТИКА: Изготовление одежды для спорта, показ модели.
ТЕМА: 8 Нарядная одежда (Вечерняя)
ТЕОРИЯ: Рассказ о нарядной одежде из истории.
ПРАКТИКА: Изготовление нарядной одежды, показ модели.

Второй год обучения

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы
теория
практика
Мягкая игрушка
Организационное занятие
1
Сделаем веселое лицо
1
6
Противные старушки
1
6
Дом для чайника
1
3
Некто по имени голохвостик
1
7
Превращается рука
1
7
Ленивые игрушки
1
6
Кукла - подушка
1
7
Ярмарка кукол или выставка
1
8
всего
59
Лоскутное шитье
Организационное занятие
1
Техника шитья из лоскута "мельница"
2
20
Техника шитья "Шпалы"
2
12
Техника шитья из лоскута треугольники
По выбору
детей
Выполнение итоговых работ
всего
37
Одежда для кукол
Вводное занятие
1
Одежда для отдыха
2
8
Брюки, куртки
1
6
Парадная одежда
1
6
Сезонная одежда
1
6
Национальная одежда
1
7
Итоговое занятие
1
8
всего
48

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Второго года обучения.

Мягкая игрушка

ТЕМА: 1 Организационное занятие
ТЕОРИЯ: История игрушки. Ознакомление с ТБ. План работы кружка.
ТЕМА: 2 Сделаем веселое лицо.
ТЕОРИЯ: Рассказ о новой теме, какие лица можно изготовить.
ПРАКТИКА: Изготовление веселого лица. Подготовка нужных материалов.
ТЕМА: 3 Противные старушки.
ТЕОРИЯ: Рассказ, сказка о противных старушках.
ПРАКТИКА: Изготовление противных старушек, сказка о противных старушках.
ТЕМА: 4 Дом для чайника.
ТЕОРИЯ: Рассказ о домике для чайника.
ПРАКТИКА: Изготовление дома для чайника.
ТЕМА: 5 Некто по имени голохвостик.
ТЕОРИЯ: Рассказ о голохвостике, кто они такие и где живут.
ПРАКТИКА: Изготовление голохвостика, сказка о голохвостике.
ТЕМА: 6 Превращается рука.
ТЕОРИЯ: Как изготовить игрушку из руки.
ПРАКТИКА: Изготовление игрушек с движением. Придумать сказку и обыграть ее.
ТЕМА: 7 Ленивые игрушка.
ТЕОРИЯ: Рассказ о ленивых игрушках
ПРАКТИКА: Изготовление ленивых игрушек. Придумать и обыграть сказку.
ТЕМА: 8 Кукла - подушка
ТЕОРИЯ: Рассказ о кукле-подушке
ПРАКТИКА: Изготовление куклы-подушки, сказка, обыгрывание ее.
ТЕМА: 9 Ярмарка или выставка кукол. Отбор лучших работ учащихся.

Лоскутное шитье

ТЕМА: 1 Организационное занятие. Выставка работ учащихся, знакомство с планом и задачами на новый год. Требования, предъявляемые к учащимся. Расписание.
ТЕМА: 2 Техника шитья из лоскута "Мельница"
ТЕОРИЯ: Составление композиции узоров и орнаментов. Смысловое значение орнамента.
ПРАКТИКА: Составление узора для настольного панно, элемент орнамента "Мельница". Самостоятельная разработка последовательности обработки панно. Изготовление шаблонов для раскроя ткани.
ТЕМА: 3 Техника шитья "Шпалы"
ТЕОРИЯ: Несколько видов исполнения "Шпал". Подбор темных и светлых волос в композиции.
ПРАКТИКА: Пошив постепенного ковра. Коллективная творческая работа по подбору цвета блоков из "шпал". Выбор лучшего цветосочетания. Самостоятельная разработка последовательности обработки ковра. Пошив и соединение изделия из блоков.
ТЕМА: 4 Техника шитья из лоскута "Треугольники"
ПРАКТИКА: Виды и приемы изготовления. Самостоятельный выбор узора композиции при учете закона контраста и гармонии цвета. Знакомство с образцами, содержащими орнамент из треугольников. Пошив настенного панно при соблюдении всего технологического процесса.
ТЕМА: 5 Выполнение итоговых работ.
ПРАКТИКА: Самостоятельная разработка отдельных элементов и технологической последовательности исполнения при учете традиционности цвета, древней символики, соблюдения различности фона и композиции. Присвоения звания "Мастеровой"

Одежда для кукол

ТЕМА: 1 Вводное занятие
ТЕОРИЯ: История пошива одежды. ТБ инструменты и материалы, необходимые для работы.
ПРАКТИКА: Оформление альбомов.
ТЕМА: 2 Одежда для отдыха.
ТЕОРИЯ: Виды тканей используемых для пошива одежды для отдыха и спорта.
ПРАКТИКА: Выбор материала, подготовка материала к работе, обрисовка выкройки на материале, раскрой, шитье, оформление.
ТЕМА: 3 Брюки, куртки.
ТЕОРИЯ: Виды тканей используемых для пошива одежды для отдыха и спорта.
ПРАКТИКА: Выбор материала к работе. Обрисовка материала по выкройке, раскрой, шитье, оформление.
ТЕМА: 4 Парадная одежда.
ТЕОРИЯ: Виды парадной одежды. Материал, используемый для использования нарядной одежды. Выбор цвета, отдела.
ПРАКТИКА: Подбор материала подготовка к работе, обрисовка выкройки на материале. Раскроить ткань, шитье, оформление платья с отделкой.
ТЕМА: 5 Сезонная одежда.
ТЕОРИЯ: Виды сезонной одежды.
ПРАКТИКА: Материал, используемый для изготовления сезонной одежды.
ТЕМА: 6 Национальная одежда.
ТЕОРИЯ: Виды материала необходимого для работы цветовое решение
ПРАКТИКА: Изготовление национальной одежды, демонстрация моделей.
ТЕМА: 7 Итоговое занятие.

В результате освоения программы дети должны знать:

Дети должны уметь:

ЛИТЕРАТУРА

1. С. Кочетова "Мягкая игрушка" - М., 2002г
2. Ч. Измайлов "Психология цветового зрения" - М., 1989г
3. Н. Коноплева "Вторая жизнь вещей "Сделай сам" - 1991 №4
4. Л. Андронова "Лоскутная мазайка" - М., 1993г
5. X. Махмутова "Краткие сведения по цветоведению" - М., 1976г
6. Г. Пантелеев "Декоративное искусство детям" - М., 1976г
7. Е.А. Добрицкая, Н.М. Волчек "Современная энциклопедия для девочек" - М., 1999г
8. Т.Г. Лихачева "Моя подружка мягкая игрушка" - М., 2002г

Закрыть