Программы кружков декоративно-прикладного творчества. "Умелые руки".

"Умелые руки"

Одобрено: Методическим советом.
Утверждается: заместитель директора по учебной части Бечвая Л.Г.
Автор: педагог дополнительного образованияГолубковаMX.
Рецензент: директор ЦБР (центр внешкольной работы) Богуцкая АИ.

Рецензия на программу:
"Народные промыслы" творческого объединения "Умелые руки"
Тип программы: 1-й год -ознакомительный, 2-й год развивающий. Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 15 лет. Курс обучения планируется на два года. Программа состоит из пояснительной записки, в которой поставлена цель: развить творческое воображение и эстетическое восприятие средствами декоративно-прикладного искусства, воспитывать уважение к труду. В соответствии с целью сформулированы задачи, указаны формы и методы работы. Программа "Народные промыслы" состоит из трех модулей.
Художественная вышивка;
Вязание крючком;
Народная игрушка.

Программа содержит: тематическое планирование, перечень практических работ, перечень _ литературы.
Достоинством программы является разделение ее на образовательные модули. Запланированная работа предполагает движение от простого к сложному. После прохождения модуля в программе планируется отчет о проделанной работе в форме выставок, открытых мероприятий, массовых мероприятий. К программе прилагается полный список используемой литературы.

Пояснительная записка

Цель: Развить творческое воображение и эстетическое восприятие средствами декоративно-прикладного искусства, воспитывать уважение к труду.

Задачи:
в воспитании - воспитывать патриотические чувства через изучение русской народной культуры.
в обучении - научить детей пользоваться инструментами, самостоятельно составлять рисунки, постигать значение ритма, симметрии.
в развитии - развивать фантазию, творческие способности, художественный вкус, познакомить с бытом, нравами и обычаями народов разных эпох.

Выполнение программы рассчитано на 2 года.

Возраст воспитанников от 6 до 15 лет.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы работы: объяснение, и закрепление, устный опрос Использование иллюстраций. Методических пособий. Для более глубокого усвоения знаний: проведение праздника по отдельным разделам программы.

В качестве формы контроля знаний применяются специально составленные кроссворды, словесные игры.

Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, массовых мероприятиях.

По итогам обучения заД-ый учебный год проводится итоговое занятие, на котором каждый обучаемый представляет свою работу по одному из результатов программы.

Возрождение народных промыслов, освоение национальной культуры учениками сельских школ - важнейшая часть содержания образования, воспитательной работы.

Задача курса - познакомить школьников с наиболее распространенными в России видами народных ремесел, сформировать эстетические чувства у детей, потребность в эстетике крестьянского быта, воспитать уважение к труду и человеку труда к народной традиции, стремление развивать и продолжать ее.

Особенность курса - в его практичности и завершенности каждой темы.

Помимо знаний о народных ремеслах и овладения практическими умениями и навыками, курс способствует расширению культурного кругозора ребят, развитию мышления и речи на базе высокой тренированности моторики координации движения руки.

Модуль "Художественная вышивка".

Вышивка - один из самых древних и распространенных видов ДЛИ.

Вышивка отражала жизнь конкретного народа, украшала одежду, жилище и бьгг. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Древнейший Вавилон был известен своими вышивками, на Руси вышивка бытовала еще в домонгольский период. На протяжении столетий вышивка выполнялась шелком, золотом, серебром, драгоценными камнями, жемчугом и бисером.

Традиции вышивального искусства постоянно обогащались и развивались. В XTV-XVII вв. вышивка приобретает широкое распространение, используется в украшении костюма, предметов обихода.

Цель: привить учащимся интерес и любовь к ДЛИ, сформировать у детей устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.

Задачи:
познакомить с бытом, художественными традициями народов нашей страны, края,
района.
познакомить с основами общей и специальной композиции.
освоить особенности структуры узора, формы, цвета, изобразительных методов в
орнаменте вышивки.
научить постигать значение ритма и симметрии.
научить самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки.

"Вышивка"
Учебно-тематический план

Темы
теория
практика
1-ый год обучения
Вводное занятие.
1
1
Понятие об орнаменте, цвете, композиции.
3
4
Характер изобразительных мотивов и особенностей техника исполнения русской народной вышивки.
4
3
Знакомство с вышивками севера, юга, центральных районов России.
1
3
Инструменты и материал для вышивки. ТБ.
1
2
Простейшие швы.
2
9
Особенности вышивки гладью
1
6
Вышивка крестом.
1
6
Итоговое занятие. Подготовка к выставке.
2
3
Всего часов: 64
2-ой год обучения
Вводное занятие.
2
-
Сложные швы.
3
1
Изготовление наволочки теневой гладью.
5
1
Вышивка "Ришелье"
5
1
Выполнение салфеток в технике вышивки "Ришелье"
6
-
Вышивка крестом.
5
1
Итоговое занятие.
2
2
Всего часов: 34

Вышивка.

1-й год обучения.

1. Вводное занятие. Рабочее место. Техника безопасности. История вышивки. Просмотр рисунков.
2. Понятие об орнаменте, цвете, композиции.
3. Особенности техники выполнения русской народной вышивки.
4. Знакомство с вышивками Севера, Юга и Центральных районов России. Просмотр рисунков с вышивкой.
5. Инструменты и материалы для вышивки. ТБ. Правила запяливания ткани. Подготовка к вышивке. Основные операции. Разметка рисунка на ткани и его перевод.
6. Простейшие швы: гладь, стебельчатый, крестом по канве. Выполнение образцов. Оформление альбома. Выполнение узора стебельчатым швом. История возникновения "белой глади".
7. Особенности вышивки гладью. Выполнение салфеток, картинок. Оформление картинок в рамку.
8. История возникновения вышивки крестом. Выполнение образцов.
9. Знакомство с техникой вышивания простейших картинок. Вышивание картинок по схеме. Оформление.
10. Итоговое занятие. Оформление работ.

2-й год обучения.

1. Вводное занятие. Рабочее место. ТБ. Просмотр литературы.
2. Сложные швы: гладь с настилом, шов узелками навивкой, теневая гладь. Выполнение образцов.
3. Вышивка наволочки, салфетки теневой гладью. Салфетка выполненная гладью с настилом.
4. Вышивка "Ришелье". Значение вышивки в народном костюме и предметах быта. История развития вышивки "Ришелье". Зарисовка образцов вышивки. Выполнение петельного шва и брид.
5. Выполнение изделия в технике вышивки "Ришелье" (учебный проект).
6. Выполнение многоцветной картинки. Подбор материала, ниток, рисунка. Оформление работы в рамку.
7. Подготовка к выставке. Оформление работ.

Модуль "Вязание крючком".

Русское кружево одно из замечательных видов декоративно-прикладного творчества. Оно достигло высокого художественного совершенства и сохранило лучшие традиции русского кружевоплетения. На занятиях учащиеся узнают об истории кружевных промыслов в нашей стране, о современном производстве кружевных изделий, о национальных традициях и особенностях орнамента и техники плетения русских мастериц. Основное место на занятиях отводится практическим работам и знакомству с творчеством умельцев.

Изучение техники кружевоплетения требует кропотливого труда, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу с каждым учеником.

Программа занятий предусматривает выполнение несложных изделий и оплетов для салфеток, дорожки, воротника, всевозможное сочетание кружева и вышивки при оформлении изделий из ткани.

Учебно-тематический план

Темы
теория
практика
1-ый год обучения
Вводное занятие.
3
-
Знакомство с основными приемами вязания.
2
5
Понятие об орнаменте, композиции, ритме, симметрии. ТБ.
5
6
Зарисовка мотивов кружева.
1
9
Простейшие виды петель. Чтение схем рисунков.
2
5
Выполнение простейших узоров из воздушных петель и столбиков.
1
3
Выполнение картин из цепочек.
1
3
Подготовка к выставке.
1
2
Всего часов: 49
2-ой год обучения
Вводное занятие.
2
-
Плетение кружева для оформления платочка.
3
1
Вязание цветов.
3
1
Оформление панно из цветов.
1
1
Игрушки, сувениры.
3
1
Филейное вязание.
5
1
Итоговое занятие. Зашита работ.
4
-
Подготовка к выставке.
1
1
Всего часов: 28

1-ый год обучения.

1. История русского кружева.
2. Знакомство с основными приемами вязания крючком.
3. Понятие об орнаменте, композиции, ритме. Выбор рисунка, подбор ниток, крючков. Техника безопасности.
4. Зарисовка мотивов кружева.
5. Простейшие виды петель: воздушная петля, полустолбик, столбик, столбик с накидом. Чтение схем рисунков. Выполнение образцов.
6. Выполнение образцов простейших узоров.
7. Выбор рисунков, подбор ниток. Выполнение картин из цепочек.
8. Подготовка к выставке. Оформление работ.

2-ой год обучения.

1. Вводное занятие, знакомство с планом.
2. Оформление носового платка, салфетки. Практическая работа, подбор ниток, ткани. Работа по схемам.
3. Вязание цветов.
4. Оформление панно "Корзина с цветами".
5. Игрушки, сувениры связанные крючком. Просмотр журналов. Практическая работа.
6. Филейное вязание. Выполнение салфетки.
7. Итоговое занятие.
8. Подготовка к выставке.

Модуль "Народна игрушка"

Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества.
Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народов, используемым материалом.

Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки - куклы, сшитой из лоскутов ткани, меха.

Занимаясь изготовлением игрушек, дети развивают художественную фантазию, приобретают полезные умения и навыки в обращении с различными инструментами и материалами.

Темы
теория
практика
1-ый год обучения
Вводное занятие. ТБ. Из истории игрушки.
1
2
Игрушки из бумаги.
2
1
Кукла - конус.
1
3
Игрушки из "папье-маше"
1
4
Сувенир матрешка.
1
6
Игрушка из природного материала.
1
6
Соломенная игрушка.
2
9
Мягкая игрушка.
3
21
Игрушка-сувенир.
2
8
Итоговое занятие.
1
2
Подготовка к выставке.
1
2
Всего часов: 64
2-ой год обучения
Вводное занятие.
2
-
Игрушка из теста
3
1
Игрушка из глины.
3
1
Игрушка из гипса.
3
1
Мягкая игрушка с применением бисера.
5
1
Каркасная игрушка.
3
1
Оформление работ.
2
2
Подготовка к выставке.
1
1
Всего часов: 30

Литература

1. Азбука вязания. Внешсигма ACT. Москва, 2000 г.
2. Берлина Н. А. Бисер. Игрушки. Культура и традиции, 2000, 2003 г.
3. "Валентина", Барнаул, № 12/2001,№3/2002, №6/2002 г.
4. Внеклассная работа по труду., М.: "Просвещение", 1981 г.
5. Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000 г.
6. Вышитые картинки. ЗАО "ИД КОН-Лига ПРЕСС", 2003 г.
7. Вязание крючком. Burda Special, №1/2003 г.
8. Вязание крючком. Diana Креатив , №2/2002 г.
9. Гусакова A.M. Рукоделье в начальных классах. Издательство"Просвещение",1985 г.
10. Гусакова А.М., Рукоделье в начальных классах , М.: "Просвещение", 1985 г.
11. Егорова Р.И., Монастырская В.П., Учись шить, М.: "Просвещение", 1989 г.
12. Еременко Т.И. Кружок вязание крючком, Издательство "Просвещение", 1984 г.
13. Кочетова С. Мягкая игрушка; Игрушки с бисером., М.: "РИПОЛ КЛАССИК" СПб, :
"Валери СПД", 2001 г.
14. Лена и рукоделие, №1/1998 г.
15. Максимова М. Кузьмина , Быстрый крючок, ЗАО Издательство "ЭКСИМО".
16. Молотоборов О.С, Кружок изготовления игрушек-сувениров. Учебное издание.
1989 г.
17. Сделай сам, М.: Издательство "Знание", 1991 г.
18. Сычева Л.В. Вышивка, Горно-Алтайск, МП "Альтернатива", 1991 г.
19. Федотов Г., Основы художественного ремесла. Глина, М.: "АСТ-ПРЕСС", 1999 г.
20. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком., Москва., "Просвещение",
1991 г.

Закрыть