Программы кружков декоративно-прикладного творчества

КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ

Пояснительная записка.

Занятия в кружке по конструированию и моделированию одежды способствуют трудовому, эстетическому воспитанию школьников, расширению их кругозора, профессиональной ориентации на профессии швейного производства.

Занимаясь в кружке, учащиеся расширяют знания и совершенствуют навыки в области конструирования, моделирования и изготовления различных видов одежды, приобретенные на уроках обслуживающего труда в школе. Они узнают о возникновении, развитии одежды, о национальных особенностях русской одежды и одежды народов СССР, знакомятся с направлениями современной моды, основными законами моделирования, приобретают умения в подборе тканей для изделий. На основе изучения законов композиции и цветосочетания школьники учатся выполнять эскизы моделей.

В кружки можно записывать учащихся начиная с Ш класса. Для школьников III-V классов организуется кружок "Одежда для кукол", который можно рассматривать как подготовительный к работе в кружке "Конструирование и моделирование одежды". Для учащихся VI-IX классов рекомендуется кружок "Конструирование и моделирование одежды". При этом учащиеся VI-? VII классов занимаются по программе 1-го года обучения, VII-VIII - по программе второго года4- обучения, VIII-IX - по программе третьего года обучения. Программа каждого года занятия рассчитана на 144 ч. Занятия в кружке целесообразно проводить раз в неделю по 4 ч, с перерывом 5-10 мин. Длительность занятий определяется спецификой работы кружка. Кружковцы на занятиях выполняют изделия повышенной сложности, так как навыки изготовления простейших изделий они получают на уроках обслуживающего труда в школе. Работа каждого кружковца оригинальна, и индивидуальна, поэтому требуется большое внимание руководителя кружка к каждому. Четырехчасовые занятия не утомляют ребят, так как Биды работ меняются.

Занятия проходят по следующей схеме; организационный момент, беседа по специальности, повторение пройденного материалу изложение новой темы, практическая работа, вывод, оценка работы кружковцев. Руководитель кружка должен составлять перспективный план на каждый год с учетом имеющихся возможностей и национальных традиций.

Занятия проводятся в кабинете, оборудованном швейными машинами, раскройными столами, классной доской. Кабинет должен быть удобным для занятий, хорошо освещенным, иметь примерочную. Для его оформления можно использовать лучшие модели одежды, выполненные кружковцами, изделия народных промыслов, планшеты с рисунками народного и исторического костюма Инструменты и приспособления: линейки, лекала, ножницы, электрический утюг, гладильная доска.

Для работы нужны иголки, катушечные нитки, сантиметровая лента, наперсток," общая тетрадь для записей, альбом для чертежей изделий, выполняемых в масштабе 1 :4, бумага (лучше миллиметровая) для изготовления больших чертежей изделий и выкроек, ножницы, резец, мел или мыло для обводки контуров деталей, карандаш, ластик, линейка закройщика, швейные булавки, ткань и т. д.

На занятиях используются наглядные пособия. Для 1-го года занятий - альбом с образцами хлопчатобумажных, льняных и шерстяных тканей, образцы накладных карманов, чертежи юбок (прямой, клеш, клинки), чертежи основы блузки, раскладки на ткани деталей юбки и блузки, методические пособия по моделированию юбок и блузок, по технологии изготовления юбки и блузки, журналы мод, слайды к темам бесед, изделия-образцы, выполненные кружковцами.

Для 2-го года занятий - альбом с образцами шелковых и синтетических тканей, образцы прорезных карманов, чертежи брюк, жакета, платья, методические пособия по технологии изготовления брюк, жакета и платья, журналы мод, изделия, выполненные кружковцами, иллюстрации и слайды к темам бесед по истории костюма.

Для 3-го года занятий - журналы мод, образцы отделок, иллюстрации народных костюмов, чертежи кроя народной одежды, изделия, выполненные кружковцами, и т. д.

Руководители кружков строят занятия так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. При изложении теоретических вопросов необходимо учитывать возраст кружковцев.

Перед практическими работами с иголками, ножницами, ч швейными машинами, электрическими утюгами необходимо провести инструктаж учащихся по правилам безопасности труда, а в дальнейшем постоянно напоминать о них.

В каникулы с кружковцами проводятся экскурсии на выставки прикладного искусства, в музеи, на текстильные и швейные фабрики, организовываются встречи с художниками и мастерами швейного производства.

За время занятий в кружке из числа лучших кружковцев подготавливаются пионеры-инструкторы для работы в пионерском лагере. Инструкторская работа помогает школьникам на практике применить знания и опыт, полученные в кружке, способствует выбору профессии.

Подведением ИТОГОВ занятий является выставка лучших ра-. бот, которая проводится в дни весенних каникул. Лучшие работы отмечают дипломами, грамотами.


ПРОГРАММА

1-й ГОД ЗАНЯТИЙ

Вводное занятие. Задачи работы кружка. План работы. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами. Оборудование кабинета, организация рабочего места. Инструменты и принадлежности для работы. Организационные вопросы.

Хлопчатобумажные, льняные и шерстяные ткани. Применение этих тканей, основные свойства. Определение лицевой и изнаночной сторон, Окраска и рисунок тканей. Основы цветоведепия.

Практические занятия. Работа с образцами тканей (определение хлопчатобумажных, льняных и шерстяных тканей, лицевой и изнаночной сторон, основных свойств тканей, цветовых свойств).

Виды ручных работ. Терминология ручных работ. Правила выполнения ручных работ. Правила безопасности труда при работе с ручными инструментами.

Практические занятия. Выполнение ручных работ с наперстком.

Швейная машина и машинные работы. Швейная машина, подготовка ее к работе; правила начала и окончания работы па машине. Правила безопасности труда. Приемы выполнения машинных строчек. Правила выполнения машинных работ.

Практические занятия. Упражнения в работе на ножной швейной машине, поставленной на холостой ход (правильное вращение махового колеса) и по бумаге с незаправленной ниткой. Наматывание нитки на шпульку. Заправка нижней и верхней ниток. Регулирование, величины стежка. Выполнение образца машинных работ на ткани (прямая и зигзагообразная строчки, с разной величиной стежков, обметывание зигзагообразной строчкой среза, выполнение прорезной петли).

Сувенир из лоскутов (прихватка, грелка на чайник, сумочка и т. п.). Рекомендации по подбору тканей, декоративной отделки и технологии выполнения сувенира. Просмотр готовых сувениров, оценка качества работы.

Практические занятия. Выполнение сувенира (выполнение эскиза, подбор ткани и декоративной отделки, раскрой и изготовление сувенира).

Накладные карманы. Приемы обработки накладных карманов.

Юбка усложненного фасона (со складками, кокетками, карманами). Эскиз модели (фигура, пропорции, силуэт, композиция, цвет, зрительная иллюзия), обсуждение его. Рекомендации по выбору ткани, силуэтных форм юбок, декоративных деталей. Нормы расхода ткани на юбку. Правила измерения фигуры для построения чертежа юбки. Построение чертежей трех юбок в масштабе. Способы моделирования юбок с кокетками, складками и более усложненных фасонов. Раскладка выкроек юбок из ткани в масштабе (прямой юбки, из клиньев, конической). Последовательность и приемы технологической обработки юбки (по узлам). Просмотр готового изделия, оценка качества работы.

Практические занятия. Работа с журналами мод (зарисовки и выполнение эскиза модели). Определение нормы расхода ткани. Снятие мерок для построения чертежа одной из юбок в натуральную величину (по выбору). Моделирование юбки в соответствии с эскизом. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Технологическая обработка- юбки (с поузловой влажно-тепловой обработкой); подготовка юбки к примерке (копирование линий, прокладывание линий, сметывание); примерка, внесение исправлений; стачивание кокеток, вытачек, складок и т. д.; обработка накладных карманов; приметывание и притачивание их к юбке; стачивание всей юбки; обработка застежки тесьмой-молнией; обработка верхнего среза юбки (поясом, корсажной лентой, резинкой); обработка низа юбки; обработка петель на швейной машине; окончательная влажно-тепловая обработка и чистка юбки; пришивание пуговиц.

'Блузка с длинными рукавами на манжетах, с застежкой и воротником. Рекомендации в выборе ткани и фасона блузки. Обсуждение эскиза. Нормы расхода ткани на блузку. Правила измерения фигуры для построения чертежа блузки. Построение чертежей блузки в масштабе (основа блузки, рукав, манжета, воротники с цельнокройной стойкой и отложной). Моделирование блузки (перенос нагрудной вытачки; моделирование полочки: кокетки, рельефов - начинающегося от плеча и проходящего через центр. гРУДи; начинающегося от проймы и проходящего через центр гру-Ди и начинающегося от проймы, и не проходящего через центр гРУДи; моделирование спинки: кокетки, рельефов - начинающегося от плеча и от проймы). Припуски на застежку и прокладки. Раскладка деталей выкройки блузки на ткани {в масштабе). Последовательиость и приемы технологической обработки блузки (по узлам). Просмотр готового изделия, оценка качества работы.

Практические замятия. Работа с журналами мод (зарисовки и выполнение эскиза модели). Определение нормы расхода ткани. Снятие мерок для построения чертежей блузки. Построение чертежей блузки в натуральную величину. Моделирование блузки соответственно эскизу модели. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей выкройки на ткани, обмеловка и раскрой. Технологическая обработка блузки (с поузловой влажно- . тепловой обработкой); подготовка блузки к первой примерке (копирование линий, прокладывание основных линий, сметывание вытачек, рельефов, приметывание кокеток, сметывание боковых и плечевых срезов); первая примерка, внесение исправлений; стачивание вытачек, рельефов, притачивание кокеток, стачивание боковых и плечевых швов; обработка срезов деталей полочки и спинки; обработка застежки блузки планкой; обработка воротника и вметывание его в горловину; обработка рукавов и вметывание их в проймы; обработка низа блузки; вторая примерка, внесение исправлений после нее; втачивание воротника в горловину; втачивание рукавов в проймы; обработка срезов пройм; обработка петель на швейной машине; окончательная влажно-тепловая обработка; пришивание пуговиц.

Темы бесед к занятиям в кружке
1-го года обучения

О культуре одежды и быта (понятие общей культуры человека; одежда как составная часть общей культуры человека; правила хорошего тона; воспитание эстетического вкуса).

Из истории украшения тканей: русская набойка (техника изготовления набойки; развитие орнамента в русской набойке; богатство и разнообразие орнаментов русской набойки).

Стиль (понятие стиля эпохи; понятие моды и влияние на нее стиля времени; стиль в одежде).

Как создается мода (профессия художника-модельера; творческие источники создания новых моделей; мода сегодняшнего дня).

Прикладное искусство (определение прикладного искусства); виды прикладного искусства и его назначение.

Народные промыслы (художественные лаки; керамика; вологодские и Михайловские кружева; деревянная игрушка).

Интерьер и его оформление (композиция интерьера; цвет в интерьере; оформление интерьера).

Русский костюм (костюм Киевской Руси; костюм Московской Руси, воинский костюм; украшение и отделка костюмов Московской Руси).

2-Й ГОД ЗАНЯТИИ

Вводное занятие. Задачи работы кружка. План работы. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами 2-го года обучения. Принадлежности, необходимые для работы в кружке. Организационные моменты. Правила безопасности труда. Профессии, связанные со швейным производством.

Шелковые и синтетические ткани. Основные свойства натурального и искусственного шелков и синтетических тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Применение этих тканей.

Практические занятия. Работа с образцами тканей (определение натурального и искусственного шелков, синтетических тканей, основных свойств тканей), лицевой и изнаночной сторонами.

Прорезные карманы. Приемы обработки прорезных карманов.

Практические занятия. Выполнение образцов прорезных карманов (в рамку, с клапаном, с листочкой).

Ансамбль одежды из двух предметов (по выбору: жакета или куртки, брюк или юбки). Рекомендации тканей и фасона в соответствии с модой. Обсуждение эскиза. Нормы расхода ткани для изготовления ансамбля. Правила измерения фигуры для построения чертежа брюк. Построение чертежа брюк в масштабе. Построение чертежа зауженного рукава с локтевой вытачкой в масштабе. Построение чертежей воротников к жакету (куртке) з масштабе (воротник к жакету, апаш, шальки, стойки). Построение чертежей капюшонов в масштабе (отрезного с одним швом, цельнокроеного капюшона-воротника). Прибавка на свободное облегание при построении чертежей жакета или куртки (при построении используется чертеж основы блузы). Моделирование брюк (кокетки, бокового внутреннего кармана). Конструктивное моделирование рукавов реглан и цельнокроеного. Моделирование под-борта. Прокладка для жакета или куртки. Раскладка выкроек (жакета или куртки, брюк или юбки) на ткани. Влажно-тепловая обработка брюк. Правила технологической обработки брюк (сметывание, стачивание и утюжка). Приемы технологической обработки изделий, входящих в ансамбль (по узлам). Просмотр готового ансамбля, оценка качества работы.

Практические занятия. Работа с журналами мод '(зарисовка и выполнение эскиза ансамбля). Определение нормы расхода ткани. Снятие мерок, построение чертежей изделий ансамбля. Выполнение моделирования соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Технологическая обработка изделий (с поузловой влажно-тепловой обработкой). Подготовка изделий к первой примерке, проведение первой .примерки. Внесение исправлений после нее. Стачивание кокеток, рельефов, вытачек, складок и т. д., обработка карманов, стачивание изделий ансамбля; обметывание срезов, обработка края борта полочки, обработка застежки брюк или юбки. Обработка верхнего среза брюк или юбки поясом или корсажной лентой. Заметывание низа брюк или юбки. Обработка воротника и вметывание его в горловину. Обработка рукавов и вметывание их в проймы. Вторая примерка. Внесение исправлений после примерки. Втачивание воротника и рукавов, обметывание срезов пройм, обработка низа изделий, петель, окончательная влажно-тепловая обработка и чистка изделия, пришивание пуговиц.

Платье летнее из шелковой ткани. Рекомендации по выбору ткани и фасона в соответствии с модой. Обсуждение эскиза. Нормы расхода ткани на платье. Моделирование платьев (с использованием чертежа основы блузы): цельнокроеного, отрезного с прямой или расширенной с боков юбкой, отрезного с конической юбкой и юбкой из клиньев. Моделирование модных фасонов платьев. Моделирование воротника-банта и воротника-хомута. Моделирование горловины с вырезами каре, круглым, углом, лодочкой и т. д. Моделирование проймы. Моделирование рукавов: рас-ширенного книзу, со сборками по головке и зауженного книзу; фонарик, крылышко (втачное и накладное), модные фасоны рукавов. Последовательность технологической обработки платья. Просмотр готового изделия, оценка работы.

Практические занятия. Работа с журналами мод '(зарисовки и выполнение эскиза платья). Определение нормы расхода ткани. Построение чертежа. Моделирование платья соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек *'на ткани, обмеловка и раскрой. Технология изготовления платья .'(с поузловой влажно-тепловой обработкой). Подготовка платья к первой примерке. Первая примерка, внесение исправлений после нее. Стачивание кокеток, рельефов, вытачек, складок и т. д.; обработка карманов, выполнение отделки; стачивание всех швов платья. Обработка застежки, обработка воротника и вметывание его в горловину или обработка горловины подкройной обтачкой, кантом, обработка рукавов и вметывание их в проймы; заметывание низа юбки, приметывание лифа платья к юбке. Вторая примерка, внесение исправлений после нее. Втачивание воротника и рукавов, обработка срезов пройм, притачивание лифа платья к юбке. Обработка низа платья, петель, окончательная влажно-тепловая обработка, чистка платья, пришивание пуговиц.

Темы бесед к занятиям в кружках
2-го года обучения

Направления современной моды (современные направления молодежной моды; модные силуэты, ткани, цвета, детали и т. д.).

Краткий обзор истории украшения тканей (древние ткани Индии, Вавилона, Египта, Греции, ткани в Европе: Италия XIII- XVI вв., Франция XVII-XVIII вв.).

Причины изменения моды (мода - зеркало времени; причины смены моды: изменения жизни общества, понятий идеала красоты и т. д.).

Костюм первобытнообщинного строя '(возникновение костюма; костюм и украшения; роспись тела).

Костюм Древнего Египта (развитие мужского и женского костюма в период древнего, среднего и нового царства; украшения к ткани костюма фараона).

Античный костюм (костюм Древней Греции и Рима; мужской и женский костюмы; ткани, украшения, обувь и прически).

Костюм средневековья (костюм раннего средневековья V- XI вв.; костюм позднего средневековья XII-XIII вв.; появление покроя платья; готическое средневековье XIV-XV вв., готический костюм; классовость костюма, сложность кроя и т. д.).

Костюм Возрождения (характеристика времени, течение гуманистов, мужской и женский костюмы, ткани, обувь, головные уборы, украшения).

Испанская мода (усиления Испании во 2-й половине XVI в., формирование испанской моды; мужской и женский костюмы; распространение испанской моды в Европе).

Костюм периода 30-летней войны (военный костюм; "мушкетерская" мода).

Костюм XVII в. "Барокко", "классицизм" (госнодство Франции; Версальский дворец; мужской и женский костюмы стиля "барокко").

Костюм XVIII в. "Рококо" (характеристика стиля; мужской и женский костюмы стиля "рококо").

Костюм конца XVIII в. "Классицизм" (английская революция 1760 г.; английский шерстяной костюм; костюм стиля "классицизм").

Костюм периода французской революции 1789 г.

Костюм начала XIX в. "Ампир" (причины возникновения сти-. ля; мужской и женский костюмы; распространение моды стиля "ампир" в разных странах).

Костюм 1-й половины XIX в. Бидермайер (течение "бидер-майер"; формирование облика джентльмена; возврат женской моды к формам "безделья").

Костюм 2-й половины XIX в. (возникновение швейной промышленности; влияние на мужскую моду рабочего костюма; женский костюм 50-60-х гг.; женский костюм 70-80-х гг.).

Костюм стиля "модерн" (изменение в мужской моде конца XIX - начала XX в.; женская мода конца XIX - начала XX в.; S-образный силуэт; дорогие ткани; сложные фасоны; множество отделок и т. д.).

Костюм начала XX в. (упрощение костюма: платье "реформы", мода на блузки, костюмы периода первой мировой войны).

Первые советские моды. 20-е гг. (костюм после Великой Октябрьской социалистической революции; работы первых советских модельеров, создание моды для трудящихся; Парижская выставка 1925 г.).

Мода 30-40-х гг. XX в. (влияние спорта на костюм; женские и мужские костюмы 30-40-х гг.).

Мода 50-х гг. XX в. (мода периода после второй мировой воины; женский костюм 50-х гг.; многообразие силуэтов, ансамбль в костюме и т. д.; мужская мода 50-х гг.; влияние спорта на костюм; переход на удобный мужской костюм и т. д.).

Мода 60-х гг. XX в. (мужская мода 60-х гг.; женская мода; приближение силуэта к естественным формам по фигуре; мини-мода; фестиваль мод 1967 г.).

Moдa 70-х гг. XX в. (многообразие стилей и силуэтов, модные направления в мужской и женской одежде).

Особенности моды стран социализма и капитализма.

3-й ГОД ЗАНЯТИЙ

Вводное занятие. Цель и задачи работы кружка. План работы. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами 3-го года обучения. Принадлежности, необходимые для работы. Организационные вопросы. Правила безопасности труда. Учебные заведения, связанные с производством одежды.

Образцы декоративный отделок для изделия по народным мотивам. Приемы выполнения декоративных отделок: кружево, вя- -эашюе крючком; вышивка (гладь, мережка); крученый шнур, кисти и т. д.

Практические занятия. Выполнение образцов декоративных отделок.

Изделие, выполненное по народным мотивам (по выбору: блуза, платье). Работа с этнографическим материалом (фотографиями, рисунками национальных костюмов и т. д.). Рекомендации по выполнению эскиза модели на основе традиций народного искусства, по выбору тканей, фасона и декора. Обсуждение эскиза модели. Конструктивное моделирование блузы на основе различных вариантов народного кроя (блузы с цельнокроеным рукавом с ластовицей и без нее, со спущенным плечом с рукавом реглан и т. д.). Просмотр готового изделия, оценка качества работы.

Практические занятия. Работа с этнографическими материалами и журналами мод (зарисовки и выполнение эскиза модели). Определение нормы расхода ткани. Моделирование изделий соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкроек на ткани, раскрой. Технологическая обработка изделия (с ноузловой влажно-тепловой обработкой). Подготовка изделия к первой примерке (копирование линий, прокладывание основных линий, выполнение отделки - мережки, вышивки, сметывание изделия). Первая примерка, исправления после нее. Стачивание изделия, обработка застежки, обработка горловины под-кройной обтачкой, выполнение отделки (вязаным кружевом), вметывание рукавов в пройму. Вторая примерка, внесение исправлений после нее. Втачивание рукавов, обметывание срезов проймы, обработка петель, окончательная влажно-тепловая обработка и чистка изделия, пришивание пуговиц.

Образцы декоративных отделок для нарядной одежды, Приемы выполнения декоративных отделок (руликовых петель, вафель, буф, защипов и т. д.). Выполнение образцов декоративных отделок.

Итоговая работа. Нарядная модель одежды по собственному выбору. Рекомендации по выбору тканей, фасона, декоративных отделок. Обсуждение эскиза. Моделирование воланов, жабо, воротников сложной формы и других модных декоративных деталей. Обсуждение эскиза. Просмотр готового изделия, оценка качества работы.

Практические занятия. Работа с журналами мод '{зарисовки и выполнение эскиза модели). Определение нормы расхода ткани. Снятие мерок, построение чертежей. Моделирование выкройки модели соответственно эскизу. Подготовка "ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани, раскрой. Технологическая обработка изделия (с поузловой влажно-тепловой обработкой); подготовка модели к первой примерке, сметывание изделия. Первая примерка, внесение исправлений после нее. Стачивание кокеток, рельефов, вытачек, складок и т. д.; обработка карманов, вы-? полнение отделки, стачивание всех швов изделия. Обработка застежки, обработка воротника и вметывание его в горловину или обработка горловины подкройной обтачкой. Обработка рукавов и 'вметывание их в проймы; заметывание низа изделия, приметывание лифа изделия к юбке или брюкам. Вторая примерка, внесение исправлений. Втачивание воротника и рукавов, обметывание срезов проймы, притачивание лифа изделия. Обработка низа модели, обработка петель, окончательная влажно-тепловая обработка, чистка одежды, пришивание пуговиц.

Темы бесед к занятиям в кружках
третьего года обучения

Принципы построения народного костюма (ткани для народных костюмов, принципы создания формы и композиции народных костюмов, их декоративная отделка).

Русское народное искусство и русский народный ко.стюм (многообразие форм, декоративных отделок и композиционных решений русских народных костюмов; костюмы различных губерний). Беседа, посвященная народному искусству и народному костюму различных республик нашей страны (своеобразие народного искусства каждой из республик, формы и декоративное оформление народных костюмов).

Народные традиции в советском моделировании {использование народных традиций в современном моделировании 20-30-х, 40-50-х, 60-70-х гг.). Использование народных традиций в современном костюме (работы художников-модельеров за последние годы по созданию моделей с использованием народных мотивов).

Литература

Горина Г. С. Народные традиции в моделировании одежды. М-, 1974.
Единый метод конструирования одежды с втачными рукавами для девочек, изготовляемой по индивидуальным заказам. М., ЦБНТИ, 1980, Киреева Е. В. История костюма. М, 1976.
Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. М., 1972.
Стриженова Т. Из истории советского костюма. М., 1975.
Аруханова А. Т. Основы технологии швейного производства. М., 1980.

Закрыть