Декор в костюме




Декор в костюме — это художественная система, совокупность украшающих его элементов, не имеющих практического значения. В утилитарном смысле декоративные элементы в одежде не являются обязательными, как, например, конструктивные. Они не делают костюм более удобным в эксплуатации, но при этом придают ему художественную ценность.

За тысячелетия развития костюма человечество изобрело бесчисленное множество приемов декорирования. Самыми популярными из них являются крашение, набойка (печатанье рисунка на ткань), различные техники росписи ткани (батик), художественное ткачество, вышивка, аппликация, печворк (составление декоративного полотна из различных лоскутов ткани), (соединение печворка с узорной стежкой), тиснение кожи, плетение и др.

При всем техническом разнообразии этих приемов украшения цель их применения одна — превратить, грубое домотканое полотно в художественное изделие, донести до зрителя определенную смысловую эстетическую информацию.

Уже в первобытном обществе человек стремился выделиться из числа себе подобных. С этой целью начинает украшать свою внешность. Сначала это 6ыло раскрашивание отдельных участков тела, а также нанесение татуировок.

С развитием костюма рисунок декора наносится не на тело, а на материал одежды. Эти изображеня не только служили украшением костюма, но и определяли социальное положение его владельца, принадлежность к определенному племени, роду, а также имели религиозно-мистическое значение, т. е. являлись оберегом.

Важную роль в развитии одежды сыграло изобретение ткачества и плетения. Сырьем для производства тканей были волокна животного и растительного происхождения: шелк, шерсть, лен, хлопок, конопля др. Довольно рано человек научился окрашивать ни натуральными минеральными и растительными красителями. Особенно традиции крашения были распространены на Востоке. Так, Индия была родиной батика, а в Японии и Китае высокого мастерства достигла ручная свободная роспись шелковых тканей. В странах Ближнего Востока традиционным украшением ткани являлись многоцветные набойки - техника, при которой рисунок наносился на ткань посредством, оттиска узора, вырезанного на деревянной матрице.

Роспись, батик, набойка — декоративные техники, связанные с нанесением красителей на ткань без изменения ее фактуры. Не менее популярными были также приемы так называемого накладного декора. Самым древним и распространенным видом накладного декора является вышивка, которая своими истоками уходит в глубокую древность, когда использовались костяные, а затем бронзовые иглы. Украшение одежды и предметов быта вышивкой было распространено повсеместно. Причем человечество изобрело множество приемов вышивания. Ручная вышивка встречается в костюмах всех сословий — и простых крестьян, и богатых аристократов. Материалами для вышивки служили цветные шерстяные, хлопчатобумажные и шелковые нити, золотая и серебряная проволока, жемчуг, драгоценные камни, бисер, стеклярус и т. д.

Вышивка не теряет своей актуальности и в современной одежде, правда, теперь она чаще выполняется машинным способом.

Независимо от того, какой декоративный прием используется для украшения проектируемой одежды, художнику следует учитывать, что декор должен:

Использование декора может быть признано удачным, если он способствует созданию целостного, гармоничного, оригинального костюма, соответствующего требованиям современной моды.




Закрыть