Дидактические функции средств обучения в образовательной области «Технология»

Ни один из видов средств обучения не в состоянии обеспечить одновременно наглядное и целостное представление изучаемого объекта или явления. Каждому из этих средств в большей или меньшей ме­ре присущи определенные дидактические функции и их доминантное проявление в зависимости от специ­фики учебного предмета и особенностей педагогиче­ских ситуаций.

Средства обучения, обладая определенными специ­фическими возможностями, являются той основой, на которой реализуются основные цели и задачи тех­нологического образования и трудового воспитания в общеобразовательной школе. При этом важную роль играют такие средства обучения, которые отражают новые  требования  социально-экономической  обста­новки и научно-технического прогресса к трудовому обучению: выработка у детей высокой точности тру­довых действий, скорости реакции, способности к бы­строй профессиональной перестройке, овладению но­вой техникой и производственными процессами. Все это позволяет подготовиться к эффективной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики. При этом сами средства обучения подвергаются переработ­ке и усовершенствованию в соответствии с изменени­ем учебных программ, применением новых форм и методов  организации  занятий,   приобретают  новые свойства и функциональные возможности.

Реальный процесс обучения состоит в передаче учи­телем и усвоении учащимися определенной учебной информации. Этот процесс происходит не стихийно, а под непосредственным контролем и управлением со стороны учителя, создающего мотивы для успешной деятельности учащихся, без которых невозможен ак­тивный процесс усвоения новых знаний и умений. Каждый компонент учебной деятельности будет тем успешнее, чем полнее он обеспечен средствами обуче­ния, обладающими соответствующими функциональ­ными методическими возможностями. Поскольку воздействие средств обучения на деятельность учащихся осуществляется через их функции, рассмотрим их роль в организации этой деятельности более подробно.

Мотивационная роль средств обучения

Средства обучения в процессе трудовой подготовки влияют на эмоциональную сферу личности ученика (мотивационная и стимулирующая роль), облегчают учащимся восприятие информации (информационная роль), способствуют формированию умений и навыков (роль упражнения), созданию ориентировочной осно­вы действия (роль управления), делают возможными текущий и окончательный контроль результатов учеб­но-практической работы (контроль). Мотивационная роль средств обучения не случай­но поставлена на первое место. Это отражает особую значимость мотивации в стимулировании деятельнос­ти. Никакими педагогическими приемами невозмож­но заставить ученика усвоить учебный материал, если у него нет к этому желания. Только осознанная по­требность что-то узнать, научиться выполнять те или иные действия приведет к желаемому результату. По­мочь в этом учащимся — одна из основных функций средств обучения.

Чтобы средства обучения могли успешно выпол­нять мотивационную и стимулирующую роль, они должны донести до учащихся необходимость и полез­ность тех или иных действий, знаний и умений как в будущей профессии, так и в повседневной жизни. Со­держание учебного материала, применяемая терми­нология должны строго соответствовать уровню под­готовки учащихся, помогать им преодолевать следую­щую ступень познания окружающего мира, вызывать стремление применять полученные знания и практи­ческие умения в реальной жизни, продолжать откры­тие последующих взаимосвязей и явлений.

Факторы мотивации и стимулирования должны быть заданы в средствах обучения не только их содер­жанием, т. е. воздействием заложенной в них инфор­мации, но и их формой, художественным исполнени­ем, дизайном.

В педагогической практике эмоциональное воздей­ствие таких средств обучения, как кино- и видео­фильмы, цветные диафильмы и диапозитивы, воз­буждают у учащихся интерес к изучаемым явлениям, к приобретению новых знаний и практических уме­ний.

Правильная организация учебного процесса также вносит существенный вклад в мотивацию деятельнос­ти учащихся: наблюдая позитивные результаты своей работы, они получают большое удовлетворение, и это придает им уверенности в себе и создает запас энергии для дальнейшей работы.

Информационная роль средств обучения

Информационная роль средств обучения заключа­ется в обеспечении процесса обучения необходимым содержанием в соответствии с целями и задачами данной темы программы. Каждое учебное пособие вы­полняет функцию носителя информации, которая в нем закодирована. В эту функцию бывает включена и функция призыва к определенной деятельности. По­следнее имеет непосредственное отношение к техно­логическому образованию, а точнее, к таким средст­вам обучения, как инструкционные карты, которые не только несут в себе информацию, но и побуждают учащегося усвоить ее и применить на практике. Все средства обучения содержат информацию, необходи­мую учащимся в их практической деятельности, — это учебные таблицы, учебные пособия, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы с печатной основой и т. д. Применение теоретических знаний в практической работе ведет к обобщению знаний, к оп­ределенному синтетическому познанию, к отработке умений и доведению полученных навыков до автома­тизации.

Широкие возможности для упражнений представ­ляют самостоятельные работы с инструкционными картами и справочной литературой. Здесь учащиеся получают навыки работы с технической документаци­ей, учатся получать максимум информации при минимальных затратах времени, ориентироваться в боль­шом многообразии справочной литературы.

Функцию управления познавательной деятельно­стью учащихся, совершенно необходимую для выбора оптимального варианта деятельности с точки зрения успешности решения задач технологического образо­вания и рациональности затрат времени учителя и уча­щихся, наиболее часто выполняют инструкционные карты и дидактические материалы с печатной осно­вой. Инструкции по выполнению отдельных практических работ имеются также в учебном пособии. Управ­ляющими элементами учебной деятельности являются контрольные вопросы и краткие указания в отдель­ных кадрах диафильмов и диапозитивов.

 

 

Средства контроля в технологическом образовании

Значение контроля в технологическом образова­нии, как и в любом другом виде учебной деятельнос­ти, чрезвычайно велико. Эффективность технологи­ческого образования как в практическом, так и в тео­ретическом плане определяется мерой соответствия запланированных показателей фактически достигну­тым результатам, а регулярный текущий контроль к тому же значительно повышает эффективность обу­чения, активизируя познавательную деятельность  учащихся.

Контроль в технологическом образовании осущест­вляется с помощью карточек-заданий, специально разработанных тестов, контролирующих компьютер­ных программ, контрольных вопросов в диафильмах, дидактических материалах с печатной основой и т. п. Для того чтобы средства контроля оказывали поло­жительное воздействие на эффективность технологи­ческого образования, они должны обеспечивать пол­ноту, объективность, систематичность и оператив­ность контроля.

Роль средств обучения в воспитании учащихся

Наряду с дидактическими функциями не менее важной является воспитывающая функция средств обучения, поскольку трудовая деятельность — это основа процесса воспитания, главный источник форми­рования  общественно  полезных   качеств  личности. Чем выше организация этой деятельности, тем эф­фективнее протекает воспитательный процесс. Следо­вательно,  с  точки зрения воспитания  наибольшую ценность представляют те средства обучения и учеб­ное оборудование, которые организуют процесс тех­нологического образования или непосредственно в нем участвуют. При этом имеет значение не только факт наличия необходимых средств обучения, но и их ка­чественные и эстетические показатели.

Высокая культура труда, готовность к обществен­но полезному, рентабельному труду, творческое отно­шение к выполняемой работе будут реализованы тем эффективнее, чем полнее соответствие между средст­вами и целями обучения. Средства обучения играют очень важную роль в воспитании таких качеств лич­ности, как трудолюбие, хозяйское отношение к собст­венности, честность в деловых отношениях, взаимо­помощь. В процессе выполнения проектов учащиеся приобретают опыт непосредственного участия в про­изводственной жизни страны,  школы,  коллектива, своей семьи.

Основными факторами развития являются самооб­разование, рентабельный производительный труд и другие виды деятельности, а средства обучения при­званы не только организовывать учебную деятель­ность, но и создавать благоприятные условия для та­ких форм психической деятельности, как восприятие, память, воображение. Уровень развития личности как субъекта деятельности определяется многообразием способов деятельности, освоенных с помощью различ­ных видов средств обучения.

 

 

 

 

Дидактические возможности средств обучения

Рассмотренные основные функции присущи в той или иной степени практически каждому средству обу­чения, хотя при изучении конкретной темы с по­мощью того или иного метода одна или несколько функций становятся доминантными. Зависимость до-

минантной функции от условий применения не позво­ляет однозначно определять требования к средству обучения при его разработке, поэтому мы будем поль­зоваться более устойчивой характеристикой средств обучения — дидактическими особенностями их при­менения.

Учебные пособия в технологическом образовании являются одним из основных источников информа­ции, в которых также присутствуют элементы инст­руктажа и ориентировочной основы исполнительских  действий. Не менее важной является нормативно-тех­ническая документация, содержащая всю совокуп­ность требований стандартов, номенклатуру материа­лов, инструментов, оборудования, технологическую последовательность обработки различных узлов и де­талей, без которых немыслима проектно-конструк-торская и практическая технологическая деятель­ность.

Учебные таблицы и плакаты выступают в техно­логическом образовании как носители справочной информации, предназначенной для экспонирования на занятиях в течение более или менее длительного времени.

Транспаранты предназначены для динамичного, поэтапного показа процессов и явлений с помощью графопроектора. Они проецируются на экран в силь­но увеличенном виде, удобном для демонстрации большой группе учащихся без затемнения помеще­ния.

Эпипроектор позволяет демонстрировать на экране фотографии, рисунки, чертежи, схемы, страницы учеб­ников или журналов, изображение плоских натураль­ных объектов, например образцов машинных швов. Значительное увеличение изображения, создаваемое эпипроектором, делает изображение конструкции шва на экране особенно наглядным.

Инструкционные карты и дидактические матери­алы с печатной основой активизируют самостоятель­ную деятельность учащихся, управляют их практиче­ской деятельностью,  высвобождают время учителя для помощи в усвоении учащимися наиболее слож­ных элементов программы.

Технические средства информации подразделяют­ся на аудиовизуальные, аудитивные и визуальные.

Аудитивные средства обучения не нашли широко­го применения в технологическом образовании.

Визуальные средства обучения — диафильмы и диа­позитивы — служат для получения на экране крупного статичного изображения. С точки зрения дидактиче­ских особенностей применения диапозитивы предпоч­тительнее диафильма в тех случаях, когда преподава­телю необходимо изменять в процессе демонстрации порядок следования кадров. В качестве визуального средства обучения может быть использован компьютер с лазерным компакт-диском, который при небольших размерах хранит в себе достаточно большое количество информации. Применение компьютеров в технологи­ческом образовании предоставляет учащимся возмож­ность сбора, накопления, хранения, поиска инфор­мации, ее обработки для формулирования выводов и обобщений, моделирования изучаемых реальных тех­нологических процессов, исследования их при изме­няющихся внешних условиях, прогнозирования ре­зультатов развития изучаемых процессов.

Аудиовизуальные средства обучения — видео­фильмы, видеофрагменты — знакомят учащихся с технологией современного промышленного производ­ства, характером и условиями труда работников лег­кой и пищевой промышленности. Они оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, но требуют для своего применения дорогостоящего обо­рудования.

На практике часто имеет место одновременное при­менение нескольких средств обучения, выполняющих сразу несколько дидактических функций. Варьируя различные сочетания средств обучения в ходе заня­тия, можно добиваться усиления роли той или иной функции, первоначально, может быть, и не присутст­вовавшей у отдельных средств обучения. Тем самым ак­тивизируются различные виды деятельности учащих­ся — от простейшего восприятия наглядных изображений до абстрактного мышления. Это ведет к разви­тию новых форм психики учащихся, обеспечивающих отражения индивидом отношения между объектив­ным мотивом действия и его непосредственной целью. В этом находят свое отражение интегративные свойст­ва средств обучения, объединенных в единый комп­лекс.

Роль средств обучения в учебном процессе постоянно развивается и видоизменяется одновременно с развити­ем науки, в том числе педагогической, техники, техно­логии. Это позволяет создавать новые, ранее не существовавшие средства обучения с большими функциональ­ными возможностями. Такими средствами в последнее время стали компьютеры, видеомагнитофоны, исполь­зование которых в учебном процессе коренным образом изменило обычные формы и методы обучения, оказало заметное влияние на его содержание. Развитие средств обучения имеет первостепенное значение для решения задач технологического образования и трудового воспи­тания подрастающего поколения.

Применение тех или иных видов средств обучения в учебном процессе должно быть педагогически оп­равданно. Например, постоянная экспозиция учеб­ных таблиц, содержащих справочные данные или специальные термины, приводит к тому, что ученик, постоянно воспринимая визуально демонстрируемый таблицей материал, непроизвольно запоминает его. Если же справочный материал нужен лишь для крат­ковременного использования, то его целесообразно вывести на экран монитора, воспользовавшись специ­альной компьютерной программой или информацион­но-поисковой системой.

 

 

 

 

 

 

Методика составления комплексов средств обучения

В разделе «Культура дома» в настоящее время практически полностью отсутствуют средства обуче­ния (СО), выпускаемые промышленностью. В школах имеются лишь учебники и некоторые разрозненные средства обучения, оставшиеся в наследство от предмета «Обслуживающий труд». Большинству учителей приходится своими силами изготавливать инструк­ционные карты, карточки-задания, образцы поопера­ционной обработки швейных изделий.

Разработка и создание комплекса средств обучения как для отдельных тем программы, так и для целых разделов должны проводиться на основе действую­щей учебной программы, определяющей цели и зада­чи технологического образования и трудового воспи­тания, содержание и характер изучаемых процессов и явлений с учетом методики преподавания, основных видов и особенностей современного педагогического процесса.

Приведенная ниже схема отражает этапы создания первичного комплекса средств обучения:

— определение конкретных задач, которые ставят­ся при изучении темы;

— определение  характера,  объема  и  логической структуры   учебной   информации,   которая   должна быть усвоена учащимися;

— моделирование управленческой и контролирую­щей деятельности учителя, направленной на органи­зацию познавательной деятельности учащихся;

— анализ познавательной деятельности учащихся;

— определение    начального    состава    комплекса средств обучения и методики его применения;

— определение условий эффективного применения комплекса;

— практическая проверка педагогической эффек­тивности применения комплекса средств обучения, коррекция состава комплекса.

Характер, объем и структура учебной информа­ции по каждой теме разделов  могут быть представлены в виде схем. На каждой схеме имеется ряд основных структурных элементов учебного материала, которые лежат на критическом пути.. Ос­тальные структурные элементы схемы способствуют правильному и успешному усвоению основных эле­ментов.

Учебный материал каждой темы прямо или кос­венно связан с другими темами раздела  и с некоторыми специальными дисциплинами школьной программы (межпредметные связи), поэто­му наиболее важные из этих связей также должны быть отражены на схемах. В каждой схеме есть исходный и конечный эле­мент структуры. Изучение исходного элемента, как правило, не требует дополнительной подготовки уча­щихся (классификация волокон, способы соединения тканей и т. п.), в то время как конечные элементы структуры для своей реализации требуют обязатель­ного успешного усвоения в приведенной последова­тельности всех основных структурных элементов, ле­жащих на критическом пути.

Связующим звеном между обучающей деятельно­стью учителя и учебной деятельностью учащихся яв­ляются те средства обучения и учебное оборудование, которые целесообразно применять при изучении дан­ного элемента темы. Например, если учитель демон­стрирует приемы работы на швейной машине (инфор­мационная деятельность учителя) и организует прак­тические занятия по овладению учащимися этими приемами (организационная деятельность), то уча­щиеся наблюдают за действиями учителя и выполня­ют самостоятельно данное действие на своем рабочем месте. При этом учитель осуществляет контроль за действиями учащихся и их коррекцию, а учащиеся — самоконтроль и коррекцию своих действий и т. д.

Всесторонний анализ содержания и структуры учебного материала, а также видов деятельности учи­теля и учащихся в учебном процессе служат основой для определения состава комплекса средств обучения по каждой теме программы. На схемах 5, 6 парал­лельно основным структурным элементам учебно­го материала приведены виды деятельности учителя и учащихся, определяемые методикой преподавания того или иного логического элемента структуры. Свя­зующим звеном между деятельностью учителя и уча­щихся являются средства обучения, применяемые при изучении этого структурного элемента. В одном таком звене может быть несколько средств обучения, особенно при объяснении нового материала. Разнооб­разие средств обучения в этом случае обеспечивает бо­лее полное чувственное восприятие учебного матери­ала, способствует активизации умственной деятель­ности учащихся, помогает учителю сосредоточить внимание учащихся на узловых элементах темы, раз­нообразить методические приемы подачи учебного материала с учетом профессионального уровня учите­ля, степени усвоения учащимися предыдущего мате­риала, местных условий и т. д.

При выполнении самостоятельной практической работы число используемых средств обучения умень­шается, чтобы не отвлекать внимание учащихся. Здесь остаются в основном средства обучения спра­вочного характера, средства ориентировки практиче­ской деятельности и эффективного контроля за ходом работы каждого ученика.

 


Формирование комплекса СО по конструированию

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Готовое изделие, макет из бумаги, таблицы, ДМПО

 

 

Манекен, таблицы

 

Дидактические материалы с печатной основой (ДМПО), таблицы

 

ДМПО, таблицы

 

Наблюдение, усвоение терминов, определений, чтение чертежа изделия

 

Наблюдение, усвоение терминов, обозначений мерок

 

Практическая работа, самоконтроль

 

Практическая работа, выполнение чертежей

 

Знание условных обозначений мерок, контрольных линий и точек на фигуре человека

 

 

Умение снимать и записывать марки

 

Понятие о масштабе.

Умение рассчитать и построить основу чертежа изделия

 
 

 

 

 


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Объяснение,

демонстрация

 

Объяснение,

демонстрация

 

 

Руководство практической деятельностью

 

Инструктаж, контроль, руководство практической деятельностью

 
 

 

 

 

 

 


КОМПЛЕКС СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

 

 

 

 

 

 


ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

 

Знание терминов и определений.

Умение читать чертеж

 
 

 

 

 



Совокупность таких средств обучения и составляет первичный комплекс средств обучения для изуче­ния темы. Рассмотрим более подробно его состав для 5 класса.

Комплекс по материаловедению:

— учебное пособие;

— коллекции волокон, нитей и тканей;

— комплект таблиц по материаловедению;

— кинофильм «Производство ткани»;

— диапозитивы «Виды переплетений нитей в тка­нях»;

— модель ткацкого станка;

— лупы текстильные;

— прибор для определения прочности нити;

— комплект инструментов;

— карточки-задания   для   лабораторно-практической работы.

Комплекс по конструированию и моделированию швейных изделий:

— учебное пособие;

— образцы готовых изделий;

— макет швейного изделия из бумаги;

— комплект таблиц по конструированию и модели­рованию;

— учебный манекен;

— рисунки моделей рабочей одежды;

— динамическое   пособие   по   моделированию   на магнитной основе;

— динамическое пособие по моделированию для графопроектора;

— эталонные выкройки для контроля;

— контрольные карточки-задания;

— дидактические материалы с печатной основой по конструированию и моделированию;

— шаблоны швейных изделий в масштабе 1:4;

- компьютер с набором программ компьютерной графики.

В настоящее время компьютеры в разделе «Обра­ботка ткани» не применяются, но в перспективе воз­можно и желательно использование средств вычисли­тельной техники для оптимизации раскладки выкрой-ки на ткани, автоматизации процесса моделирования, расширения технологических возможностей швейных машин и т. д.

Комплекс по машиноведению:

— модель швейной машины в разрезе;

— швейная машина с ручным, ножным и электро­приводом;

— модели передач вращательного движения;

— кинофильм «Оборудование современного швей­ного производства»;

— комплект таблиц «Швейная машина»;

— просветные  модели:   «Образование  челночного стежка», «Кинематические пары»;

— контрольные карточки-задания;

— учебное пособие.

Комплекс по технологии изготовления швейных изделий (носит в основном справочный и инструктив­ный характер):

— учебное пособие;

— макет раскладки выкройки на ткани;

— комплект таблиц по технологии изготовления швейных изделий;

— образцы пооперационной обработки;

— карты пооперационного контроля;

— конструкционные карты по технологии;

— альбом   «Технология  изготовления  машинных швов »;

— эталонное изделие;

— справочные материалы по заправке верхней и нижней нитей, по ремонту и накладке швейных ма­шин;

— видеофильмы из серии  «Технология выполне­ния ручной и машинной обработки швейных изде­лий»;

— видеофильм «Работа на швейной машине с элек­троприводом»;

— диапозитивы    «Технология   изготовления   ма­шинных швов»;

— диапозитивы «Технология изготовления швей­ных изделий».

Большинство элементов комплекса выпускаются промышленностью, а некоторые средства обучения изготавливаются учителем: образцы готовых изделий и пооперационной обработки, макеты швейных изде­лий из бумаги, карточки-задания и т. п. Изготовле­ние этих средств обучения полезно для самого учите­ля, чтобы отметить особо трудные технологические моменты нового швейного изделия.

Структура и состав первичного комплекса находят свое отражение в картах подготовки учителя к уроку, где осуществляется отбор средств обучения, предназ­наченных для реализации учебных задач, а также мо­гут быть выявлены недостающие элементы комплек­са, необходимые в новых условиях.

На выбор компонентов первичного комплекса мо­гут оказывать влияние такие факторы, как уровень подготовленности учащихся к восприятию нового учебного материала, уровень профессиональной под­готовки учителя, его личностные свойства и др.