знакомства секс html php сайт знакомств МММ
 
Современные педагогические технологии обучения
Игровые технологии в учебном процессе

Философы утверждают, что "игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей; в этом плане она есть особое педагогическое творение, хотя творцом ее были не отдельные люди, а общество в целом, а сам процесс возникновения и развития игры был массовым процессом, в котором естественноисторическая закономерность "пробивалась" через разнообразную сознательную деятельность отдельных людей".

В теоретической литературе игра рассматривается как:
- особое отношение личности к окружающему миру;
- особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
- социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);
- особое содержание усвоения;
- деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
- социально-педагогическая форма организации детской жизни, "детского общества".

Г.В. Селевко подчеркивает, что игровая деятельность выполняет следующие функции:
1. Развлекательную: это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес.
2. Коммуникативную: освоение диалектики общения.
3. Самореализации: игра как компонент человеческой практики.
4. Игротерапевтическую: преодоление разных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.
5. Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.
6. Коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний
7. Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей.
8. Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Все эти функции игровой деятельности определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л.C. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д Б. Эльконина и других ученых.

Прежде всего, игра рассматривается как один из видов деятельности, посредством которого человек преобразует действительность, изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, стать субъектом, "хозяином" своей деятельности. Именно эти особенности игры в совокупности создают личность развивающуюся и подлинно творческую. "Игра -едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей, а способностей к творчеству в целом".

Рубинштейн C.Л. отмечал, что в игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности, в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть. По мнению ученого, ребенок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно переносигся в чужую личность; входя в роль, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности ребенка в целом

Игра с ее возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, дает ему "возможность говорить с собой на разных языках, по-разному кодируя свое собственное "Я".

Как подчеркивал известный детский психолог ДБ. Эльконин, содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми.

Фактически через ролевую игру взрослые "выводят" ребенка из "чисто" предметной деятельности в мир отношений.

Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л.C. Выготского, "ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения".

Л.C. Выготский выделяет и парадоксы игры:
1. Ребенок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), но приобретает навыки действовать по линии наибольшего сопротивления. Игра - школа воли.
2. Обычно ребенок испытывает и переживает подчинение правилу в ситуации отказа от того, что ему хочется, а в игре подчинение правилу есть путь к максимальному удовольствию. Игра дает ребенку новую форму желания, т.е. соотносит желание с ролью в игре и ее правилами. В игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальным уровнем, его моралью".

Игра - это средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Именно в игре строятся отношения между взрослыми и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика. Игровой метод включения школьника в деятельность и общение предполагает именно личностный подход. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности

Эти общие положения становятся особенно актуальными в настоящее время, так как ярко выражена потребность общества в креативной личности, то есть личности гибкой, открытой, с развитой способностью к творчеству в любых сферах.

Таким образом, можно выделить психологопедагогические основы игровой деятельности:
1. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции (C.Л. Рубинштейн).
2. Игра - форма психогенного поведения, то есть внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).
3. Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.C. Выготский).
4. Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н. Леонтьев).
5. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. В частности, в младшем школьном возрасте игра для ребенка -это естественное состояние. В подростковом возрасте у школьника четко обозначен игровой дефицит (при стремлении участвовать в игре ребенок в школе не находит возможностей для удовлетворения этого стремления). Поэтому, предлагая ему участвовать в серии ролевых и деловых игр, учитель делает его своим союзником. В старших классах учащиеся рассматривают игру как проверку своей силы и готовности к реальной жизни взрослого человека (А.С. Прутченков).
6. Игра является одним из главных средств и условий развития личности школьника (А.С. Макаренко).
7. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения в отношениях между людьми (Д Б. Эльконин).

Анализируя игровую деятельность, С.А. Шмаков отмечает, что ей присущи следующие черты:
1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие).
2. Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности ("поле творчества").
3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, "эмоциональное напряжение").
4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Рассмотрим более подробно структуру игровой деятельности. Известный исследователь и разработчик педагогических технологий Г.В. Селевко указывает, что в структуру игры "органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения в самоутверждении, в самореализации.

В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

С середины 60-х годов все большей популярностью в отечественном образовании стали пользоваться педагогические (дидактические) игры.

Дидактическую игру П. И. Пидкасистый определяет как "активную учебную деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов". Раскрывая сущность дидактической игры, ученый подчеркивает, что в ней основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. "Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой".

Дидактическая игра в процессе обучения используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.

Как отмечает Г.В. Селевко, понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу Методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

С нашей точки зрения, игровая педагогическая технология представляет собой определенную последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игры, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Технология дидактической игры - это конкретная технология организации учебно-познавательной деятельности учащихся в игровой форме. При этом познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь,влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат.

В дидактической игре П. И. Пидкасистый выделяет основные структурные элементы:
- моделируемый объект учебной деятельности;
- совместная деятельность участников игры;
- правила игры;
- принятие решения в изменяющихся условиях;
- эффективность применяемого решения.

Таким образом, технология дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс имеет определенную логическую структуру (этапы):
- подготовка к самостоятельным занятиям;
- постановка главной задачи;
- выбор имитационной модели объекта;
- решение задачи на ее основе;
- проверка, коррекция;
- реализация принятого решения;
- оценка его результатов;
- анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;
- обратная связь по замкнутому технологическому циклу.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает важным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По нашему мнению, дидактическая игра должна отвечать следующим требованиям: содействовать сплочению ученического коллектива; иметь познавательное значение; активизировать общественную деятельность школьников; обеспечивать мыслительную активность участников игры; создавать условия для детского творчества; соответствовать принципу: "Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц".

Г.В. Селевко выделяет следующие цели дидактических игр:
Обучающие: расширение кругозора; активизация познавательной деятельности; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности
Развивающие: развитие памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; развитие фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Рассматривая содержательный аспект обучения с использованием игровой технологии, отметим следующие моменты:
1. Повышение интереса к учебным занятиям в целом и к тем проблемам, которые моделируются с помощью игровой технологии.
2. Рост познавательной активности в процессе обучения, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в игре.
3. Улучшение отношений между участниками игры и их педагогами.
4. Приобретение участниками игры навыков принятия решений в разных сложных ситуациях.
5. Улучшение отношения к другим формам занятий.
6. Изменение самооценки учащихся, повышение ее объективности
7. Изменение отношения к окружающей действительности, снятие страха перед неизвестностью.

Что же касается возможностей, которые открываются перед педагогами, организующими и проводящими игры, то они следующие:
- накопление опыта игровой деятельности;
- более реалистическое понимание своих возможностей;
- глубокая и разносторонняя диагностика учащихся.

Считаем также целесообразным выделить основные функции игровой позиции педагога:
- гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;
- повышение творческого потенциала коллективной деятельности;
- экономия нервных затрат педагогов и школьников;
- обеспечение гибкого поведения учителя.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе,сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем классификаций дидактических игр.

Приводим одну из классификаций дидактических игр:
Картинка

Использование игровых технологий в процессе обучения является одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности учащихся, повышения степени усвоения материала, интенсификации всего учебного процесса.

Однако прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс, необходимо определить:
- какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой технологии;
- для какого состава учеников следует применять игру;
- как увязать игру с другими способами обучения;
- как найти время в учебном плане для ее проведения;
- какую игру следует выбрать по конкретной учебной теме.

Как свидетельствует наш опыт работы, при организации и проведении игры необходимо стремиться к максимальной концентрации во времени, так как при значительных перерывах игроки неизбежно теряют нить игры, эмоциональный настрой, забывают правила. В то же время следует учитывать и такие факторы, как утомляемость игроков; необходимость продумать полученные результаты; необходимость проанализировать сложившуюся ситуацию; необходимость изменить стратегию или тактику игровых действий.

Как отмечает Л. С. Прутченков, игровая технология позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложившейся обстановке, вырабатывает точность и внимание при выполнении конкретных обязанностей, приучает быстрее осознавать и анализировать результаты своей деятельности. Если отдельные игроки или игровые группы не в состоянии продвигаться по содержанию игры (после нескольких игровых циклов так и не смогли точно понять правила или сбились при подсчете данных и т.д.), участники игры вместе с координатором (педагогом, проводящим игру) могут поменять исходные данные и затем продолжить игру. Такой же поворот в игровом процессе возможен, если одна или несколько игровых групп значительно опережают остальных по всем основным показателям. В этом случае вводную информацию меняют для того, чтобы у тех, кто явно лидирует, не пропало желание играть, а у тех, кто отстал, все-таки появилась возможность выровнять игру.

Как уже было отмечено, игра для школьника любого возраста является самостоятельной ценностью, и это следует использовать. В игре, работая с интересом, ребенок словно превосходит самого себя, и тогда процесс обучения идет легко и естественно. Свободная деятельность в игре располагает к свободному восприятию информации.

Содержательная сторона игры приобщает участников ко взрослой жизни, что в полной мере отвечает потребностям подростков и старшеклассников "быть взрослыми". Игра дает возможность участникам "делать ошибки" и при их анализе уяснять причины и последствия своих действий. Это хорошая школа жизни, которая помогает активному раскрытию собственного "Я".

Что же касается воспитательной деятельности, то без использования игровой технологии поднять ее на должный уровень в современных условиях не представляется возможным. Только в игре ребенок любого возраста готов осваивать окружающий мир, его нормы и требования.

Таким образом, игровые технологии рассматриваются нами как важный фактор, позволяющий существенно повышать эффективность учебно-воспитательного процесса. Именно игровые технологии являются наиболее адекватным для школьного возраста средством освоения окружающей действительности, познания самого себя.

Наверх

 
Главная |Об авторах | Дополнительные материалы | Глоссарий
love секс ru сайт html шаблоны foto знакомства ru фото ru мамба мавро ммм 11
 
Закрыть