знакомства секс html php сайт знакомств МММ
 
Современные педагогические технологии обучения
Технология проведения игрового тренинга

Игровым тренингом в психолого-педагогической литературе называют систему игровых упражнений по обучению общению. Цель его - психотерапевтическая. Эти игры проводятся но особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждом игровом упражнении даёт руководитель.

Ввиду того, что старшие подростки весьма заинтересованы в информации о своей личности, для них можно организовать "психологические игры". Цель тренинга следует сформулировать школьникам непосредственно: например, - научиться понимать других людей, оценивать, понимать, преодолевать и раскрывать самого себя.

Педагогу в этих играх важно стимулировать школьников на осознание своих способов общения, своей позиции среди других. Цикл может охватывать 8-15 игровых занятий. Эти игры не следует проводить более 30 - 40 минут. Занятия удаются только при условии абсолютной добровольности. Число участников может быть 7-20 человек.

Следует заранее обговорить с учащимися обязательные правила проведения игр, без соблюдения которых игровой тренинг не даёт результатов:
- высокая доброжелательность и доверие друг другу;
- при оценке выполнения игровых заданий участниками оценивается не личность, а деятельность и способы общения;
- впечатления о степени удовлетворённости игрой участники должны доводить до руководителя тотчас.

Рассмотрим примеры игровых тренингов:

1. "Мнения". В первые дни занятий для установления доброжелательной атмосферы можно проводить следующее упражнение. У каждого участника все по очереди называют одно, лучшее качество. В сумме получается привлекательная характеристика. Если участников занятий более восьми, то игру следует проводить в несколько этапов, чтобы охватить всех.

2. "Стратегия в диалоге". Эти игровые упражнения направлены на тренировку вербального (словесного) общения -умения говорить и слушать другого. Например:
а) двое участников вызываются ведущим. Каждый из них получает, тайно от аудитории и друг от друга, задание. У первого это - поддерживать диалог в своей обычной манере. У второго - во что бы то ни стало удержать "лидерство" в процессе диалога. Тема задаётся ведущим, предлагается аудиторией или выбирается самими действующими лицами. Стратегия диалога затем обсуждается всеми;
б) всё то же самое, но второй партнёр получает противоположное задание: заставить напарника стать лидером разговора;
в) оба получают задание вести диалог определённым образом. Один утверждает какое-то мнение, второй должен сначала дословно повторить, как он понял мнение первого, а затем высказать своё. Первый, соответственно, должен повторить (желательно дословно) высказанное партнёром, затем продолжает обсуждение темы. Такой диалог идёт пять-семь минут. Желательно, чтобы кто-нибудь из участников фиксировал количество искажений каждым партнёром в пересказе слов своего собеседника. Через это упражнение должны пройти все участники. Повторяя эту игру постоянно, школьники увидят, как будет меняться их манера разговора и вне игры.

3. "Волшебное слово". Цель: проведение разминки, снятие напряжения среди участников.

Руководитель напоминает о важности некоторых “волшебных слов” и выражений: "спасибо", "пожалуйста", "будьте любезны" и т.д. Какие ещё волшебные слова вам известны?

Участники, свободно передвигаясь по комнате, должны приветствовать друг друга, используя те "волшебные слова", которые они вспомнили во время обсуждения. Желательно подойти к наибольшему числу участников.

Время проведения - четыре-пять минут.

Поскольку речевая деятельность вызывает особое внимание в юношеском возрасте, и те, кто недостаточно её владеют, испытывают неудовлетворённость, старшеклассников всегда привлекают игры, вовлекающие в дискуссию, обучающие дискуссии Это могут быть такие игровые упражнения.

4. "Руководство дискуссией". Выбирается тема для обсуждения. Все участники совместно выдвигают критерии оценки деятельности руководителя: умение чётко формулировать вопросы, резюмировать переходные моменты в обсуждении, вовлекать пассивных, приостанавливать слишком длинные монологи, быть тактичным по отношению к аудитории. Тут же ещё раз напоминаются общие правила тренинговой группы: "необходимость предельной доброжелательности", "обсуждать деятельность, а не личность".

Затем выбирается ведущий дискуссию: или по желанию, или по жеребьёвке, или назначается руководителем. Дискуссия продолжается 15-30 минут в зависимости от интереса к теме.

Самый главный момент - обсуждение. Вначале самоанализ своей деятельности даёт тот, кто был ведущим: насколько он выполнил свою задачу в соответствии с критериями оценки; что получилось, что - нет; в чём испытывал трудности; как группа помогала ему как ведущему. Затем свои мнения о деятельности ведущего излагают все желающие.

Наконец, наступает самый важный момент анализа - каждому предлагается дать ретроспективный самоанализ состояния во время дискуссии в какой момент дискуссия вызвала наибольший интерес, в какой момент появилось чувство скуки или раздражения, какие мысли-ассоциации вызвали начало или конец Наибольший интерес, как правило, вызывает самоанализ ведущего. Часто бывают признания в чувстве страха в самом начале, чувстве отчаяния в середине, когда видишь чьи-то скучающие глаза и скрываемый зевок, чувстве благодарности к кому-то из участников, удивления на неожиданные реакции выступавших и т.д.

В упражнении "Руководство дискуссией" вызывает положительное отношение участников такой игровой приём, как определение в аудитории "тайного единомышленника", сочувствующего ведущему. Его можно вводить таким образом. Руководитель группы заранее договаривается с ведущим о кандидатуре "единомышленника". Затем всем участникам раздаются листочки бумаги таким образом, что никто не видит листочка соседа. Все карточки пустые, лишь на одной - какой-нибудь знак. Получивший её становится "тайным единомышленником", помогающим ведущему. Его задача - мысленно помогать, сочувствовать, подбадривать и при этом всё делать так, чтобы никто из окружающих не догадался о его роли.

Ведущие утверждали, что вести дискуссию гораздо легче, когда знаешь, что в аудитории есть единомышленник. Несомненно, здесь играет роль и самовнушение.

5. "Дискуссия-соревнование". Все участники разбиваются на две команды. Выбирается жюри, определяющее критерии оценки выдвигаемых аргументов: доказательность, логику, чёткость формулировок, корректность выступающих, способность строго придерживаться темы и т.д. Жюри договаривается о системе баллов. Предметом дискуссии может быть как серьёзная тема, так и какая-либо шуточная. Вести дискуссию в данном случае может и сам руководитель группы. В конце дискуссии жюри объявляет результаты, комментирует их В заключение - коллективное обсуждение с использованием любых этапов анализа.

6. "Конкурс ораторов". Желательно, чтобы через это упражнение прошло как можно больше участников. Этот конкурс предполагает импровизацию. Вызывается любой участник (можно по жребию). Он должен произнести речь на 2-3 минуты на любую заданную группой тему. Это задание следует обыграть, когда в группе сложится достаточно доброжелательный климат и доверие друг к другу, при котором можно ставить условие не превращать речь в пустую болтовню. Тогда можно называть темы, стимулирующие раскрытие личности, например, "как я понимаю честность" и др.

И деловые, и игры-тренинги достигают своего воспитывающего эффекта (а следовательно, вообще имеют смысл) только при условии взаимопонимания и доверия между педагогами и школьниками.

Самое трудное - преодолеть собственную внутреннюю скованность. Игровой тренинг требует большей отдачи по сравнению с организацией познавательных сюжетно-ролевых игр, так как в нём должна быть только атмосфера доверительного взаимодействия. Построить такое взаимодействие в первые же дни занятий - задача трудная, но без её решения тренинговая группа не сложится.

Наверх

 
Главная |Об авторах | Дополнительные материалы | Глоссарий
love секс ru сайт html шаблоны foto знакомства ru фото ru мамба мавро ммм 11
 
Закрыть