знакомства секс html php сайт знакомств МММ
 
Современные педагогические технологии обучения
Компьютерные технологии обучения

Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Рассмотрим более подробно роль компьютера в учебном процессе. К настоящему времени наибольшее распространение получили направления, где компьютер:
- средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
- средство информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;
- средство для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
- универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний;
- средство для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;
- один из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

Таким образом, компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для учащегося он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

1. В функции учителя компьютер представляет:
- источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);
- индивидуальное информационное пространство;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.

2. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
- средство подготовки текстов, их хранения;
- текстовый редактор ;
- графопостроитель, графический редактор;
- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
- средство моделирования.

3. Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
- программировании, обучении компьютера заданным процессам:
- создании программных продуктов;
- применении различных информационных сред.

4. Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Интернет.

5. Досуговая среда организуется с помощью:
- игровых программ;
- компьютерных игр по сети;
- компьютерного видео.

Компьютерные технологии способствуют формированию умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности, подготавливают личность информационного общества.

Отличаясь высокой степенью интерактивности, компьютерные технологии способствуют созданию уникальной учебно-подготовительной среды, то есть среды, используемой для решения различных дидактических задач. Опыт практической работы подтверждает, что компьютерные технологии обеспечивают:
- диалоговый характер обучения;
- управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
- взаимодействие учащегося с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект-объект; субъект-субъект; объект-субъект;
- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
- поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
- развитие творческого мышления учащихся;
- обучение учащихся навыкам грамотного говорения, правописания, а также оформления результатов работы.

Использование компьютерных технологий предполагает прежде всего организацию учебной деятельности обучаемых, которые сами инициируют и организуют процесс своего учения. Компьютер предоставляет возможности для активного вовлечения в обучение всех учеников, способствует мобилизации их творческих сил, создает условия для формирования исследовательских навыков. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы обучаемый мог самостоятельно овладеть комплексом знаний, умений и навыков, научиться действовать творчески и эффективно.

Активизация учебной деятельности учащихся в процессе обучения с использованием возможностей компьютера обеспечивается за счет следующих методов, форм, средств и приемов:
1. Улучшение наглядности за счет применения видео, мультипликации, технологии мультимедиа и "виртуальная реальность", позволяющих моделировать сложные явления и процессы, имитировать работу сложных организованных систем, осуществлять аудиосопровождение учебной информации.
2. Повышение эффективности восприятия комментариев к учебному материалу, который параллельно демонстрируется на экране компьютера, за счет сочетания зрительной наглядности и слуховой.
3. Моделирование, наблюдение и изучение математических моделей различных явлений и процессов, что способствует формированию у учащихся умения принимать решения в экстремальных ситуациях; активизации творческих возможностей; развитию навыков самостоятельной работы; развитию навыков исследовательской деятельности; формированию информационной культуры.
4. Улучшение методов оценки знаний за счет автоматизации контроля, что позволяет получить более полную и объективную информацию о ходе процесса обучения, об уровне подготовленности учащихся, способствует развитию творческого начала в мыслительном акте, повышает интенсивность обучения.
5. Реализация проблемного обучения в "интеллектуальных" обучающих программах, что позволяет осуществить, во-первых, моделирование проблемных ситуаций для выполнения тренировочных упражнений, развивающих и закрепляющих навыки осваиваемой деятельности; во-вторых, последовательное наращивание умственных и психологических нагрузок, рефлексивное управление учебной деятельностью.
6. Создание условий для самостоятельного приобретения учащимися большей части знаний, что позволяет им удовлетворить свои потребности в свободе выбора, в свободе действий, поступков, формирует у них ответственность за результаты своего труда, развивает способности к творчеству, способствует активному вовлечению в учебный процесс каждого обучаемого, формирует психологическую, теоретическую и практическую готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
- организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль);
- организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.);
- индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком;
- подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебнонаглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Компьютер для предоставления учебного материала.

Сегодня наиболее впечатляющие достижения в области презентации учебного материала относятся к таким областям, как физика, химия, биология, история, искусство. Современные технологии мультимедиа позволяют эффективно представлять с помощью анимаций различные схемы и графики, а затем иллюстрировать их с помощью фотоизображений, звуковых фрагментов и видеоклипов.

Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знания, уже в ближайшее время следует ожидать широкого проникновения компьютерных презентаций в другие учебные курсы. Ожившие схемы намного эффективнее донесут смысл и идею той или иной изучаемой модели, того или иного рассматриваемого явления. Формулы, схемы, диаграммы, слайды, видеоклипы, звуковые фрагменты, собранные в базу учебных материалов, могут храниться в цифровом виде на магнитных носителях. Они не портятся, не занимают места, легко управляются в процессе демонстрации.

Как средство представления учебного материала компьютер может быть использован учителем в школьном классе, а также учащимся при подготовке тематических докладов, сообщений, разработке творческих проектов и заданий

Существующие на рынке программного обеспечения средства построения презентаций, такие как Freelance Graphics фирмы Lotus Development, Harvard Graphics (Software Pullishing), Power Point (Microsoft), Astouund (Gold Dist), Action (Macromedia), Presentation (Corel), позволяют учителю без программирования, в короткий.срок создать, а при необходимости и изменить, яркие и впечатляющие компьютерные демонстрации.

Компьютер для информационной поддержки учебного процесса.

Развитие современных коммуникаций обеспечило альтернативные источники знаний, выходящие за рамки традиционных учебников и учебных пособий. Учебное телевидение, видеофильмы и аудиокурсы, базы данных и компьютерные учебные программы также могут служить источником знаний. Сегодня, имея возможность работы с компьютером, можно за умеренную плату приобрести и использовать распространяемые на магнитно-оптических носителях (CD-дисках):
1. Программы поддержки лекционного материала. Они имеют демонстрационный характер, обучаемому предоставляется учебный материал в фиксированной последовательности в виде текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Наиболее известными среди программ этого типа в последнее время стали электронные учебники.
2. Программы-тренажеры. Они создают условия для приобретения и закрепления определенных навыков и умений. Особенностью работы программ тренирующего характера являются ограничение времени, отводимого на выполнение заданий. Самой популярной программой этого типа является тренажер клавиатуры.
3. Контролирующие программы. В них заложен способ контроля и оценки знаний и навыков. Одной из известных программ этого типа является TOEFL.
4. Обучающие программы с жестко запрограммированной методикой обучения определенному предмету (или даже разделу учебной дисциплины) и способом контроля приобретенных знаний и навыков. Они выполняются на заказ, поэтому нельзя назвать конкретную систему, известную большинству пользователей.
5. Библиотеки учебных программ и деловых игр.
6. Экономические, правовые и деловые справочники.

Все эти и другие ресурсы современного информационного общества могут служить дополнительным источником как для учащихся, так и для учителей. Чтобы иметь к ним доступ в школе, на первых шагах достаточно оснастить хотя бы один компьютер устройством чтения CD-дисков, что уже значительно расширит существующие границы доступных информационных ресурсов. Ведущиеся в рамках федеральных программ проекты информационного образования в России позволят в недалеком будущем интегрироваться в мировую информационную систему. Так, одним из крупнейших проектов информатизации образования в России является создание федеральной университетской компьютерной сети RuNet. В основе ее лежит использование спутниковой связи, позволяющей охватить всю территорию России.

Компьютер для контроля за уровнем знаний.

Как средство для определения уровня знаний и контроля за процессом их усвоения компьютер используется давно. Но развитие методов и подходов в этих вопросах продолжается. Совершенствуются как методы опроса обучаемого, так и принципы оценки уровня знаний. В любом случае информационный аспект взаимодействия обучаемого с компьютером является основополагающим элементом в определении уровня знаний обучаемого. В поисках эффективных дидактических приемов здесь используются нетрадиционные приемы.

Вместо простейшей схемы "вопрос-ответ", "да-нет" используются более эффективные подходы. Примером может служить опрос, в котором ответ на поставленный вопрос следует выбрать из нескольких предложенных вариантов. Традиционно в предлагаемом списке присутствует только один правильный ответ. Альтернативный подход заключается в том, что все предлагаемые ответы правильные, но с различной степенью точности. Наиболее полный, точный и следует выбрать.

Другим примером является опрос на основе графического изображения. С помощью такого опроса можно эффективно проверять усвоение материала, который обучаемым предоставляется в виде схем и рисунков. Такие опросы не только контролируют, но и способствуют лучшему пониманию и уяснению учебного материала.

Контроль для тренажа и проблемного обучения.

Как тренажер компьютер выступает в роли универсального приспособления, помогающего учащимся решать ту или иную задачу или выполнять то или иное упражнение. Данное направление относится к той области, где компьютерные технологии могут быть применены с высокой степенью эффективности

Основной шаг включает следующие действия:
- оценка уровня подготовленности обучаемого;
- выбор задания (задачи, проблемы) в соответствии с подготовленностью обучаемого и целью обучения;
- поддержка процесса выполнения задания;
- прием, анализ и оценка ответа обучаемого.

Данный процесс отличается значительной индивидуальностью в выборе проблемы и самостоятельностью обучаемого при ее решении. Задание выбирается в соответствии с уже имеющимся уровнем подготовки обучаемого, его способностями и темпераментом. Роль учителя при самостоятельной работе учащегося заключается в поддержке процесса решения проблемы и последующей оценке результатов. Отсутствие в таком процессе активного взаимодействия обучаемого и учителя привело к многочисленным попыткам оставить обучаемого наедине с компьютером, освободив таким образом учителя от непроизводительной работы. В одних случаях это удается, в других -только частично: здесь во многом играет роль предметная область и характер заданий

Компьютер для проведения учебных экспериментов и деловых игр.

Проведение деловых игр (или других учебных экспериментов на основе имитационной деятельности) представляет собой педагогический метод, который одновременно служит приобретению, применению и проверке знаний. Основное предназначение деловых игр - тренировка в повышении эффективности решений в рассматриваемой предметной области

Деловые игры на компьютере требуют активной познавательной деятельности, через них учащийся может творчески применять ранее приобретенные умения и навыки. В игровой деятельности учащийся находит область самовыражения, проявления личностных качеств. Особенность компьютерной деловой игры - в возможности превращения ее в тренажер (причем дидактический материал можно постоянно обновлять).

При проведении деловых игр, на компьютер могут быть возложены следующие задачи:
- администрирование процесса игры, включая информационное обеспечение игрового процесса, прием и анализ решений, вырабатываемых в ходе игры ее участниками, ведение протокола игры;
- автоматизация рутинных процессов, которые выполняются игроками в ходе игровой деятельности (расчеты, подготовка решений и т.д.);
- автоматизированный доступ к информации о рассматриваемом объекте или явлении.

Итак, применение компьютерных технологий в процессе обучения способствует решению следующих задач:
- открываются возможности для новых, более эффективных форм проведения занятий с учащимися;
- расширяются границы учебного материала, в рамках которого учитель может по своему усмотрению компоновать учебный материал и определять виды учебной работы;
- учащиеся освобождаются от рутинных видов деятельности с переносом акцента на интеллектуальные формы труда;
- создаются более комфортные условия для подготовки и проведения занятий;
- появляются дополнительные возможности для совершенствования профессиональных качеств учителя, для творческого поиска и развития его личности.

Наверх

 
Главная |Об авторах | Дополнительные материалы | Глоссарий
love секс ru сайт html шаблоны foto знакомства ru фото ru мамба мавро ммм 11
 
Закрыть