знакомства секс html php сайт знакомств МММ
 
Современные педагогические технологии обучения
Технология адаптивной школы Е.А. Ямбурга

Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении

Адаптивная школа - это и есть массовая общеобразовательная школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей. Это школа быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющую социально- педагогическую ситуацию. Это школа разноуровневая и многопрофильная, включающая весь спектр классов: от компенсирующего обучения до лицейских и гимназических. Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двухсторонней деятельности школы является адаптация детей и юношества к быстро меняющейся жизни.

Адаптивная школа строится, исходя прежде всего из социокультурных и педагогических условий региона и помогает воплотить в жизнь продуктивную идею вариативности образования.

КартинкаАвтор технологии адаптивной школы Е.А. Ямбург (директор школы-лицея № 109 г. Москвы, доктор педагогических наук) убежден, что "нужно учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий. В этом одновременно заключается гуманизм и демократизм адаптивной школы".

Во главу угла адаптивная школа ставит физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, организуя учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию, систематическую медико-психологическую помощь непосредственно в школе.

Адаптивная школа - прежде всего живая школа, стремящаяся преодолеть извечный барьер между академическим, книжным, вербальным знанием и чувственно-предметным освоением мира.

Адаптивная школа, ставящая перед собой задачу обучения, развития и воспитания всех детей с различными особенностями, склонностями и способностями, представляет собой сложный наукоемкий объект, опирающийся в своей деятельности на весь комплекс наук о человеке. Идеи и концепции, положенные в основание данной модели на теоретическом уровне, вбирают в себя многие подходы.

И, наконец, адаптивная школа как модель никогда не может быть завершена, ибо стремительно меняющаяся жизнь вносит свои коррективы

Целевые ориентации

Формирование положительной "Я-концепции" учащихся.

Создание системы адаптирующей педагогики.

Создание системы разноуровневого дифференцированного обучения.

Дифференцированные цели:
- траектория продвинутого (гимназическо-лицейского) образования: формирование высокого фона гимназических и лицейских классов; выявление наиболее способных и одаренных детей и создание условий для их развития; качественная подготовка выпускников к обучению в вузах, к самообразованию и творческому труду;
- траектория базового стандарта, определение и оптимизация содержания базового, регионального и школьного компонентов образования;
- траектория компенсирующего обучения: организация различных видов компенсирующего обучения; осуществление личностно-ориентированного подхода, индивидуализация обучения, переход от дифференцированного к индивидуализированному обучению; психолого-педагогическая помощь детям, подверженным школьной дезадаптации; удержание каждого трудного ребенка в сфере воспитательного влияния школы.

Принципы адаптивной школы

Принцип гуманистической ориентации: во главе личность ребенка, развитие способностей, мировоззренческих начал личности.

Принцип демократизма: социальное равенство в получении образования; исключение социальной селекции детей; предоставление всем учащимся определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения; свободное равноправное сотрудничество каждого учащегося с учителями и со сверстниками

Принцип дифференциации: добровольность и свободный выбор ребенком варианта образования; помощь ребенку в самоопределении и поиске своих задатков и способностей; возможность исправления ошибок в выборе ребенка, передвижения его с одного варианта (траектории) обучения на другой; диагностическое обеспечение дифференциации.

Принцип индивидуализации: учет различий интеллектуальных, психофизических особенностей развития личности.

Принцип равенства всех ветвей (траекторий) образования, имеющихся в адаптивной школе: основной и дополнительной; коррекционно-развивающей и углубленной.

Принцип педагогической инверсии: этот принцип отражает подвижность, изменчивость развития ребенка, а следовательно, фиксирует постоянную готовность к изменению педагогической стратегии и тактики.

Особенности педагогической философии адаптивной школы

В основе философии адаптивной школы находится аффективно-эмоционапьно-волевая (личностная) концепция образования, которая ориентирована на личность ученика, его эмоциональное и социальное развитие. Основное содержание этой педагогической концепции:
- основной ценностью в процессе образования является развитие личности ученика, поэтому придается большое значение спонтанному, естественному развитию ребенка;
- ученик в процессе обучения рассматривается как личность, которая сама может выбирать такой путь обучения, который поможет ей достичь наилучших результатов;
- учителя затрачивают много усилий на отбор методов и постановку целей, которые они стараются приспособить к индивидуальному развитию каждого ребенка;
- производится сравнительный анализ успехов ученика в свете его предыдущих достижений;
- границы учебных предметов размываются, обучение идет по областям знаний, интегрируются различные области знаний и реальная практика;
- учебный материал планируется и преподносится таким образом, чтобы помочь ребенку как можно эффективнее взаимодействовать с окружающим миром за стенами школы;
- широко используется проективное обучение, тематическое обучение и обучение по интересам.

Образовательная модель адаптивной школы

Адаптивная школа подразделяется на основные модули, соответствующие этапам, или ступеням, обучения и развития, и сопутствующие модули, выполняющие свои специфические задачи

Основные модули:
- детский сад и группы шестилеток;'
- начальная школа, включая пятые классы;
- основная школа с основными гимназическими, общеобразовательными классами педагогической поддержки (6-9-е классы);
- старшая школа с лицейскими и общеобразовательными классами (9-11-е классы).

Сопутствующие модули:
- центр диагностики, адаптации и развития;
- медико-психологическая лаборатория;
- центр развития и досуга;
- компьютерный центр.

Пятые классы отнесены к начальной школе, это связанно с особым психофизиологическим статусом этого возрастного периода (трудности адаптации, связанные с началом пубертата и одновременным переходом на предметную систему преподавания). По тем же адаптационным причинам группы шестилеток находятся в здании детского сада. Наличие 9 классов как в основной, так и старшей школе объясняется тем, что классы педагогической поддержки для детей с трудностями в обучении отнесены к основной школе, а лицейские классы с углубленным преподаванием - к старшей.

Модуль "Детский сад"

Цели и задачи детского сада в адаптивной школе формулируются следующим образом:
1. Создаются условия для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе.
2. Для достижения поставленной цели с помощью системы развивающих ситуаций решаются следующие задачи: сенсорное и когнитивное развитие; развитие коммуникативных навыков; деятельностно-практическое развитие.

В детском саду проводится комплексная диагностика силами медиков, психологов, дефектологов с целью выявления нуждающихся в коррекционно-развивающей и иной реабилитационной работе.

Коррекционно-развивающая и медико-психологическая работа проводится как индивидуально, так и с малыми группами детей силами соответствующих специалистов.

В детском саду проводится специальная разработка новых и адаптация имеющихся зарубежных психосберегающих педагогических систем и технологий развития и обучения детей.

В целях обеспечения содержательной и методической преемственности в работе детского сада и начальной школы из числа наиболее подготовленных педагогов выделяются учителя детского сада, которые совместно с воспитателями, взяв группу четырехлетних детей, доводят ее в качестве учителя школы до выпуска из начальных классов. Здесь же осуществляется психологический и дефектологический всеобуч сотрудников детского сада.

В модуле "Детский сад" наряду с личностноориентированными, психосберегающими педагогическими системами и технологиями обучения и развития детей дошкольного возраста функционируют монтессорианские и вальдорфские группы дошкольников, а также группы, работающие в контексте развивающего обучения и триз-педагогики.

Перечисленные педагогические системы и технологии имеют свои основания и особенности, определяющие не только отличия в содержании и композиции материала, но и специфику организации учебного процесса и форм группировки учащихся. Так, монгессорианцы и вальдорфцы работают с разновозрастными группами дошкольников. Этого не практикуют педагоги, работающие в русле вдей развивающего обучения В.В. Давыдова, ДБ. Эльконина, Л.В. Занкова.

На дошкольной ступени обучения изучение иностранного языка начинается с четырех лет, внедряется курс фольклора, предусматриваются ежедневные занятия физической культурой (ритмика, плавание, гимнастика), правила хорошего тона и др.

Модуль "Начальная школа"

Цели и задачи модуля:
1. Обеспечение содержательной и методической преемственности с дошкольным модулем.
2. Обеспечение оптимального сочетания двух образовательных парадигм: аффективно-эмоционально-волевой и когнитивной.
3. Овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности
4. Организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения (вальдорфской, монтессорианской, развивающего обучения, традиционной дидактической системы).

Модуль "Начальная школа" с пятыми классами работает в логике известной образовательной модели "смешанных способностей”. Её характерные черты:
- изучение всех предметов проходит в группах "смешанных способностей", осуществляется внутренняя дифференциация за счет специально организованной коррекционно-развивающей работы и подбора педагогических технологий под конкретного ребёнка;
- учебный материал преподносится порционно;
- когда закончена работа над базовой учебной единицей, с помощью диагностических тестов выявляется, насколько успешно учащиеся усвоили учебный материал. Тем, кто усвоил, предлагается дополнительный, обогащенный. Тем, кто не усвоил основное содержание, предлагается повторное изучение несколько откорректированного материала;
- в "коррективный" или "дополнительный" период работа над заданиями организуется индивидуально или в группах;
- выделение "коррективных" или "дополнительных" групп происходит внутри класса. Только в крайних случаях, когда все иные возможности исчерпаны, по решению педагогического консилиума создаются коррекционно-развивающие классы и группы;
- особое внимание уделяется работе с небольшой группой детей и индивидуальной дифференциации;
- новую базовую единицу все учащиеся начинают изучать одновременно;
- требования, предъявляемые к знаниям учащихся, фиксированы, но время, отведённое на изучение той или иной базовой единицы, не ограничивается;
- важнейшая черта этой модели - диагностическое тестирование;
- внутри класса происходят постоянные перегруппировки, хорошие отношения между учениками и рабочий микроклимат становятся постоянной заботой педагога и необходимым условием эффективного обучения.

Модуль "Основная школа"

Цели и задачи модуля:
1. Создание системы разноуровневого дифференцированного обучения, когда учащихся распределяют по потокам обучения.
2. Отбор, разработка и модификация содержания образования в классах повышенного уровня (гимназических).
3. Углубление линии коррекционно-развивающего обучения с учетом специфики основной школы в классах педагогической поддержки.
4. Углубление внутренней дифференциации обучения в общеобразовательных классах.

В модуле предусмотрена возможность разновременного окончания основной школы различными группами учащихся. Учащиеся, хорошо успевающие в гимназических классах, а также все остальные желающие, прошедшие специальные курсы предлицейской подготовки, после успешной сдачи вступительных экзаменов уже по окончании восьмого класса поступают в лицейские классы, относящиеся к модулю "Старшая школа". Остальные учащиеся, как и положено, завершают свое обучение в основной школе к исходу девятого класса.

Процедура распределения учащихся по потокам достаточно трудоёмка, требует больших затрат времени - она занимает почти целый учебный год. К её проведению привлекаются специалисты разного профиля, ориентированные на работу с различными группами детей группы риска, психологи изучают "норму" и диагностируют одаренных учащихся, медики дают заключение о состоянии соматического здоровья учащихся. Процедура отбора предусматривает множество педсоветов, педагогических и педологических консилиумов, совещаний и обсуждений промежуточных итогов; координацию совместной работы заместителем директора по УВП учителей-предметников, классных руководителей, специалистов; настойчивую и кропотливую работу с родителями, а также проведение ряда контрольных работ по основным предметам.

Большое внимание на этой ступени обучения уделяется освоению гуманитарной культуры, что, разумеется, не означает пренебрежения всеми остальными подсистемами культуры. Школьный компонент и факультативы позволяют углубить зания тех, кто интересуется естественнонаучными и математическими дисциплинами, но специализация в основном переносится в старшую школу.

Системность в освоении получаемых и применяемых учащимися гуманитарных знаний достигается внедрением в основной школе синхронизированных курсов истории, мировой литературы и мировой художественной культуры. Синхронизированный гуманитарный курс в полном объеме внедряется в гимназических классах, адаптируется и внедряется в практику обычных общеобразовательных классов, а отдельные его блоки срабатывают и в классах педагогической поддержки.

Модуль "Старшая школа"

Образовательный модуль "Старшая школа" работает как "отборочно-поточная" модель, так как в старшую школу в основном приходят учащиеся, решившие после ее окончания продолжить свое образование в вузах. Поэтому основное внимание на всех потоках обращено на когнитивные цели.

Начиная с девятого класса, в старшей школе функционируют физико-математические, медико-биологические, медицинские, художественно-графические и гуманитарные лицейские классы.

Ведущие образовательные задачи модуля:
1. Интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к обучению в высшей школе.
2. Подготовка к сдаче вступительных экзаменов в вуз.
3. Профессиональная ориентация.
4. Выполнение государственных стандартов образования в условиях разноуровневого и многопрофильного обучения в старшей школе.
5. Каждое из лицейских направлений имеет свое базовое высшее учебное заведение. Преподаватели соответствующих вузов на основе заключенных договоров читают лекции, ведут семинары, привлекают учащихся к посильной научно-исследовательской деятельности.

Особенности воспитательной системы

Воспитательная система в адаптивной школе не может быть только желательной, необязательной добавкой к учебному процессу. Она является важнейшим условием выживания школы и в целом выполняет в ней особую, цементирующую роль.

Воспитательная система решает труднейшую задачу адаптации растущего человека к свободе, к жизни В воспитательной системе адаптивной школы выделяют три потока:
- воспитание средствами учебных предметов в ходе учебной деятельности (классной и внеклассной);
- специально организованная деятельность классных руководителей и кураторов коррекционно-развивающих классов;
- деятельность модуля "Центр развития и досуга".

Модуль "Центр развития и досуга" (творческое объединение путешественников, конноспортивный клуб, автоклуб, школьная парикмахерская, школа ремесел и другие) решает целый комплекс педагогических задач:
- выявление и развитие склонностей и способностей детей к различным вицам деятельности;
- создание условий для детского творчества в области искусства, науки, техники;
- профессиональная ориентация школьников;
- формирование разновозрастных детских коллективов по интересам;
- организация досуга и отдыха детей во внеурочное время.

Активность ребенка, критическое мышление, вера в жизнь - три столпа, на которых зиждется воспитательная система адаптивной школы.

Наверх

 
Главная |Об авторах | Дополнительные материалы | Глоссарий
love секс ru сайт html шаблоны foto знакомства ru фото ru мамба мавро ммм 11
 
Закрыть