знакомства секс html php сайт знакомств МММ
 
Современные педагогические технологии обучения
Технология "Школа доминанты самосовершенствования личности " Г.В. Селевко

КартинкаАвторская модель "Школы доминанты самосовершенствования личности" Г.В. Селевко рождалась на основе многолетней работы учёного в содружестве с педагогическими коллективами ряда школ г. Рыбинска (№2, 8, 18, 19, 44 др.) над освоением наследия А. А. Ухтомского, как результат творческого поиска в области педагогических технологий. Эту технологию Г.В. Селевко назвал саморазвивающим обучением.

В основу данной технологии положено учение А.А. Ухтомского о доминантном поведении человека и его философская концепция о сути человеческой жизни как процессе непрерывного самосовершенствования.

Как известно, доминанта - временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определённую направленность и активность.

Доминанта определяет ориентацию, установку, психическую потребность личности в реализации той или иной задачи, являясь мощным стимулом деятельности.

По словам А.А. Ухтомского, доминанта - это гнездо, вокруг которого группируется вся деятельность, поведение, творчество человека. Таким образом, доминанта - один из важнейших механизмов самоуправления, саморазвития личности

Ученый указал и на самые важные для человека и человеческого общества доминанты поведения, которые следует воспитывать: доминанта постоянного нравственного самосовершенствования, доминанта творчества, искания истины.

Концепция авторской школы доминанты саморазвития требует для реализации определённых условий:
- осознания учащимися целей, задач и возможностей своего развития;
- участия в самостоятельной, творческой деятельности;
- соответствующих задачам стиля и методов внешних воздействий: условий обучения, воспитания, уклада жизни.

Школьники должны усвоить творческие основы самосовершенствования, обрести практический опыт в этом направлении. Этому призваны помочь разнообразные формы и методы саморазвивающего обучения.

Целевые ориентации:
1. Формировать в школе культ самосовершенствования.
2. Создавать и поддерживать у школьников доминанту самосовершенствования.
3. Развивать мотивацию самосовершенствования, используя не только познавательную, но и нравственно-волевую её компоненту.

Особенности учебно-воспитательного процесса

Рекомендации А.А. Ухтомского по формированию доминант поведения воплощаются в учебно-воспитательном процессе в трёх направлениях:
1. Знакомство школьников с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования.
2. Перестройка предметного обучения в постепенно усложняющуюся систему вовлечения школьников в процесс самосовершенствования (технология саморазвивающегося обучения).
3. Широкое вовлечение учащихся во внеклассную творческую деятельность (по системе И.П. Волкова) - тренинг самостоятельности, выявляющий возможности личности.

Модель школы предусматривает целенаправленное системное обучение школьников основам теории самосовершенствования личности. Осуществляется оно с 1-го по 11-й класс и включает такие дисциплины и курсы:
- Теория решения изобретательских задач.
- История науки и культуры в лицах.
- Жизнь и творчество академика А.А. Ухтомского.
- Основы художественного творчества.
- Развитие творческих способностей в отдельных областях - логика.
- Физиология высшей нервной деятельности.
- Профессиональное самоопределение.
- Основы менеджмента, маркетинга.
- Этика и психология семейной жизни.
- Основы безопасности жизнедеятельности.
- Организация учебного труда.

Интегрирующей базой теоретической подготовки служит курс "Самосовершенствование личности". Он даёт школьнику психолого-педагогическую подготовку для сознательного управления своим развитием, помогает найти, осознать и принять цели,программу, усвоить практические приёмы и методы своего духовного и физического роста, практические приёмы и методы своего духовного и физического роста, совершенствования.

Структура курса "Самосовершенствование личности":
Картинка

Содержание программы начальной школы представляет пропедевтический этап курса: с доступными понятиями самосовершенствования и в доступной форме дети знакомятся в процессе изучения раздела "Начала этики". В нём раскрывается знание и сущность основных нравственных понятий, формируются критерии нравственных оценок себя и других, даются, примеры и образцы для подражания, что нацеливает детей на управление своим поведением.

С пятого класса начинается систематизированный психолого-педагогический курс самосовершенствования личности -"Психология и педагогика для себя". Он разбит на разделы и соответствующие им учебные предметы по классам и охватывает все основные этапы и компоненты процесса самосовершенствования: самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию.

"Процесс самопознания лежит в основе самосовершенствования. Ребёнок должен осознать: кто я есть, как я себя оцениваю, что со мной происходит? Поэтому курс начинается с достаточно полного обзора психологических качеств личности, помогая ребёнку понять себя, создать образ своего "Я"'.

В шестом-седьмом классах рассматриваются процессы самовоспитания и самообразования. Восьмой класс отведён проблемам самоутверждения подростков в различных сферах жизнедеятельности, в девятом классе акцент делается на профессиональное самоопределение.


В десятом-одиннадцатом классах умственное развитие и вся предварительная психолого-педагогическая подготовка школьников даёт возможность перейти к постижению высших уровней самосовершенствования: саморегуляции и самореализации Заключает курс разнообразная подготовка девушек и юношей к встрече с самостоятельной жизнью, к началу самореализации.

Половина учебного времени курса отдаётся практической, лабораторной и тренинговой формам работы. Практические занятия каждого класса предусматривают:
- анализ (индивидуальный и коллективный) выполнения программы самосовершенствования;
- осмысление предыдущего периода жизни;
- разработку программы самосовершенствования (по разделам) на текущий учебный год и творческих заданий.

Большое внимание в "Школе доминанты совершенствования” уделяется развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся. Этому способствуют:
- развитое клубное пространство школы, помогающее самоутверждению и самовыражению ребёнка;
- самостоятельная и творческая работа учащихся на уроках трудового и эстетического цикла по другим предметам.

Методика коллективных творческих дел (по Иванову) с акцентом на самовоспитание

В начальной школе самостоятельная и творческая деятельность основывается на диагностике интересов детей и максимальном удовлетворении их в кружковой и индивидуальной работе. Группируются интересы учащихся младших классов вокруг десяти крупных направлений - техника, математика, компьютер, музыка, ИЗО, прикладное творчество, театр, краеведение, хореография, физическая культура. Введены творческие книжки школьника.

В среднем и старшем звене развитие самостоятельности и творчества продолжается в различных формах клубной работы уже по 18 направлениям. Все они объединены "Открытым университетом самосовершенствования". В его рамках также действуют учительский и родительский факультеты, научные общества учащихся. Формы и методы разнообразны: полемические клубы, тренинг общения, исследовательская деятельность.

Особенности методики в модели саморазвивающего обучения

Стиль и характер учебной деятельности имеет в школе принципиальные особенности:
- педагогическое руководство самовоспитанием и самообразованием личности является приоритетом;
- акцент переносится на самостоятельное учение;
- наряду с познавательной активно используется и нравственно-волевая мотивация;
- делается ставка на самостоятельную творческую деятельность школьников;
- активно формируются способы умственных действий, общеучебных умений и навыков

В школе используется система планирования применения образовательных технологий и методик в учебных предметах. По мнению автора модели школы, "каждый школьник за период учёбы должен "повариться" во всех новейших педагогических технологиях и методиках" . При этом учитываются:
- возрастные особенности детей;
- преемственность технологий и методик;
- уровень мастерства и профессионального пристрастия учителей и воспитателей;
- учебно-методическая база школы.

Вот так выглядит перечень методик и технологий в начальной школе и среднем звене:

Начальная школа:
1. Методики развивающего обучения (Занков, Эльконин, Давыдов, Репкин).
2. Укрупнение дидактических единиц (Эрдниев).
3. Приёмы комментирования (Лысенкова).
4. Интенсивные методики (Зайцев).
5. Приёмы самооценки (Амонашвили).
6. Игровые методики и приёмы.

Среднее звено:
1. Проблемное обучение.
2. Поисковые, исследовательские методики.
3. Групповые и коллективные способы обучения.
4. Методика опорных конспектов (Шаталов).
5. Методы самостоятельной работы.
6. Дифференцированное уровневое обучение.
7. Компьютерное обучение.
8. Обучение в разновозрастные группах.

Различные методики в их совокупности предоставляют учащимся варианты деятельности, в которой и формируются умения и навыки самосовершенствования. 9. Дидактические игры.

Наверх

 
Главная |Об авторах | Дополнительные материалы | Глоссарий
love секс ru сайт html шаблоны foto знакомства ru фото ru мамба мавро ммм 11
 
Закрыть