знакомства секс html php сайт знакомств МММ
 
Современные педагогические технологии обучения
Технология создания проблемных ситуаций на семинарских занятиях

Проблемное обучение - это в значительной степени технология обучения учащихся, это методика преподавания учащимся учебного материала. Именно такое понимание проблемного обучения является исходным для нашего рассмотрения активизации самостоятельной работы учащихся на семинарских занятиях.

Известно, что семинарские занятия являются составной частью общей системы обучения старшеклассников. Эти занятия, с одной стороны, призваны закрепить знания, полученные учащимися на уроках по теме, разделу учебного курса, а с другой - научить учащихся самостоятельно, эвристически открывать для себя истины определенной темы, самостоятельно мыслить, находить нерешенные проблемы и пытаться их решить.

На семинарском занятии больше, чем на школьной лекции, возможно применение широкого арсенала методов и средств проблемного обучения, и используются они в иной форме. Особое значение при этом имеет создание проблемных ситуаций.

Существуют различные способы создания проблемных ситуаций на семинарском занятии. На наш взгляд, эти ситуации могут иметь следующие формы:
- формулирование определенной проблемы в виде вопросов, требующих умения сопоставлять, соотносить друг с другом имеющиеся у учащихся знания, события реальной практики;
- создание учителем на семинаре таких обстоятельств, которые позволили бы учащимся обмениваться мнениями, дискутировать, т.е. формулирование учителем определенных проблем в виде кажущегося на первый взгляд неразрешимым логического противоречия;
- постановка перед учащимися логических учебных задач;
- выделение в специальные вопросы диалектических противоречий изучаемого материала.

Проблемные ситуации на семинарском занятии выполняют ряд функций:
- усиление процесса превращения знаний в убеждения;
- развитие навыков самостоятельной работы: умения самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять различные факты, события, явления, делать теоретически грамотные выводы и пр.;
- развитие мыслительных способностей учащихся, воспитание их творческой активности, умения аргументированно спорить и отстаивать свое мнение, доказывать верность собственной позиции;
- развитие навыков диалога, межличностного общения.

Практика показывает, что проблемные ситуации должны быть увязаны не только с изучаемой темой (это требование -самое первое для проблемных ситуаций, чтобы спор и вопрос были не сами по себе, а для более глубокого и заинтересованного усвоения учебного материала), но и с предыдущими темами курса. Это нужно для того, чтобы показать учащимся логику учебного предмета, взаимосвязь всех его тем. Немаловажное значение, с нашей точки зрения, имеет и такое методическое требование: проблемные ситуации школьных лекций и семинарских занятий не должны повторять, отрицать и противоречить друг другу, а должны быть звеньями единой системы проблемных ситуаций учебного курса. Именно поэтому мы считаем, что самым первым шагом в разработке проблемных ситуаций должно быть их согласование по каждой теме курса (лекция и семинарское занятие). Такую увязку позволяет сделать "банк проблем", который разрабатывается по каждой теме с указанием, какие проблемы целесообразно поставить на лекции, какие - на семинарском занятии.

Наш опыт практической деятельности свидетельствует о том, что разработка различных типов проблемных вопросов, ситуаций, перечня возможных диспутов, дискуссионных вопросов помогает всем учителям, даже молодым специалистам, проводить семинарские занятия с использованием проблемных ситуаций.

Технология проблемных ситуаций на семинарском занятии включает в себя большую подготовительную работу не только учителя, но и учащихся. Дело в том, что к такому семинару учитель должен разработать логическую схему занятия, определить те вопросы, которые могут вызвать усиление интереса к теме. Необходимо продумать перечень вопросов, раскрывающих определенную проблемную ситуацию, найти интересную, занимательную форму, ввести какие-то элементы игры, чтобы ответ был неординарный, не заученный, у учащихся появилось бы желание размышлять, спорить, аргументировать свою позицию. Найти такие формы позволяет выделение диалектического противоречия проблемы или логического противоречия какого-то вопроса, кажущееся противоречие теории и жизни. Сценарий проведения семинарского занятия с использованием проблемных ситуаций может включать вопросы, вызывающие дискуссию. Если учитель считает нужным, то по какому-то вопросу можно заранее подготовить диспут. Кроме такой подготовки, учитель проводит большую работу с учащимися: заранее некоторые проблемные ситуации доводятся до сведения учащихся, разрабатывается сценарий их рассмотрения на занятии, организуется диспут и проводится консультация по некоторым вопросам, вызывающим у учащихся особую сложность в их понимании.

Однако, на наш взгляд, главное в проблемных ситуациях -их полная неожиданность для учащихся на семинарском занятии, а потому интерес, который возникает у учащихся, связан с неожиданностью и формой самой ситуации, формой преподнесения какой-то проблемы и новизной метода работы на семинарском занятии.

Технология проведения семинарских занятий с созданием проблемных ситуаций своеобразно выявляет роль учителя и предъявляет к нему несколько иные требования, чем при традиционных формах занятий.

Во-первых, проведение семинара требует особо тщательной подготовки самого учителя. При этом речь идет не только о свободном владении теорией вопросов, которые могут быть подняты вокруг каждого раздела темы, тех проблемных ситуаций, которые могут быть созданы на семинаре. Разрабатывая такой перечень вопросов в их определенной последовательности, а также дополнений, обобщений, выводов, учитель составляет своеобразный сценарий семинара.

Во-вторых, разрабатывая сценарий такого занятия, учитель продумывает, как реагировать на выступления учащихся по тому или иному вопросу, как связать все эти проблемные вопросы в единую систему обучающего задания. Такая предварительная подготовка позволяет учителю корректно реагировать на самые различные высказывания учащихся, подводить их к правильному пониманию изучаемой темы.

В-третьих, во время семинара учитель внимательно следит не только за ходом обсуждения, но и мысленно сверяет ход обсуждения с выработанным им сценарием, соответственно отмечая, какие стороны вопроса остались нераскрытыми, и направляя ход обсуждения на их выяснение.

Рассмотрим апробированную нами технологию проведения семинара с проблемной ситуацией. Тема семинара определяется за две недели, затем распределяются действующие лица, с которыми учитель проводит подготовительную работу.
Картинка

Докладчик излагает подготовленное им самостоятельно содержание вопроса. Его задача - изложить в общих чертах (тезисно) позицию и взгляд на обсуждаемую тему. Содокладчик приводит аргументы в пользу позиции докладчика, усиливающие ее. Оппонент независимо от докладчика изучает тот же вопрос, но, в отличие от последнего, - с критическим уклоном. Его задача - спокойная критика положений доклада. Семинар получается интересным, если по обсуждаемому вопросу в самой науке существуют разные точки зрения. В таком случае докладчик и оппонент отстаивают противоположные точки фения. Таким образом начинается спор, дискуссия, в которую вступает четвертый участник семинара - эксперт. Его задача -квалифицированно сравнить позиции, указать в каждой из них сильные и слабые стороны, найти точки соприкосновения. Ассистенты по техническому обеспечению готовят к семинару плакаты, схемы, кодограммы. Во время доклада они обеспечивают демонстрацию материала, выдачу и отбор раздаточного материала. Свои ассистенты могут быть и у содокладчиков, и у оппонентов, и у экспертов.

Но для того чтобы в дискуссию втянулся весь класс, нужен проблемный вопрос, проблемная ситуация, которые поставили бы всех в тупик, заинтересовали. Однако такие проблемные вопросы и ситуации на школьном семинаре, в отличие от научного, не возникают сами по себе. Их задают и высказывают специально подготовленные ученики, назначение которых -спровоцировать участников семинара. Мы их негласно называем "провокаторами" (от английского слова, означающего "возбуждать, вызывать"). Провокатор готовит вопросы к теме, которые задает любому из участников обсуждения. По каждому вопросу семинара таких "возбудителей" может быть несколько.

В некоторых случаях доклад может готовиться группой из трех - пяти человек, один из представителей которой выступит, а остальные по необходимости дополнят его выступление, проиллюстрируют его, выскажут соображения по обоснованию. Естественно, что и оппонентов может быть несколько.

Как видим, за счет уточнения и перераспределения функций традиционных действующих лиц и введением новых удается преодолеть застарелую болезнь школьного семинара - малое число участников и их низкую активность. Имея теперь по 6-8 человек с определенными функциями на каждый вопрос, мы вовлекаем в семинар всех учащихся класса.

На семинаре учитель выполняет обязанности ведущего и координатора: организует последовательность выступлений, регулирует характер и направленность диалога, следит за соблюдением регламента. Последние минуты урока также принадлежат ему: он подводит итоги, оценивает работу участников, дает задание на дом.

Педагогическая практика свидетельствует, что эффективной является технология проведения школьных семинаров по методу "малых групп". По данному методу семинар организуется следующим образом. Класс делится на малые группы по 4-5 человек во главе с лидером, который контролирует самостоятельную подготовку к семинару своих товарищей, проверяет готовность к семинару, координирует работу группы в ходе занятий.

Учитель за две недели объявляет тему и вопросы предстоящего занятия. При этом выделяет два - три проблемных вопроса для обсуждения. Все учащиеся готовят тему в целом. В начале семинара учитель задает конкретные функции каждой малой группе по первому вопросу с целью коллективного обсуждения.

Функциональные роли распределяются следующим образом. Коллективный докладчик по основному вопросу (первая микрогруппа) - эту роль защищает один из учащихся. После десятиминутного ответа ему задаются вопросы (прежде всего задают вопросы те учащиеся, которые призваны выполнять эту функцию, затем оппоненты, потом все желающие). Если основной выступающий не ответил на вопрос, то он адресуется группе, которую представляет докладчик. Другие члены группы отвечают на невыясненные вопросы после дополнения по основному вопросу. Коллективный оппонент - учащийся другой малой группы. Оппонент оценивает положительные и отрицательные стороны основного выступающего, дополняет, оценивает полноту рассматриваемого вопроса и ответ докладчика, отвечает на вопросы учителя и на оставшиеся невыясненные вопросы, задаваемые ранее учащимися. Остальные микрогруппы выполняют функцию по дополнению основного вопроса и функцию по постановке вопросов в рамках обсуждаемого вопроса на семинаре.

При обсуждении очередного вопроса учитель меняет или оставляет прежними функции микрогрупп.

Таким образом, учитель в процессе семинара может использовать проблемную ситуацию, обсудить проблемный вопрос или решить проблемную задачу, организовать дискуссию.

Особое значение в данной технологии имеют критерии оценок работы каждой микрогруппы и учащегося в отдельности. С этой целью может вводиться балльная система оценок и штрафные баллы.

Наверх

 
Главная |Об авторах | Дополнительные материалы | Глоссарий
love секс ru сайт html шаблоны foto знакомства ru фото ru мамба мавро ммм 11
 
Закрыть