знакомства секс html php сайт знакомств МММ
 
Современные педагогические технологии обучения
Понятие критического мышления

Средняя общеобразовательная школа является ядром всей системы обучения и именно ей отводится ведущая роль в формировании и развитии личности. В новой образовательной парадигме основной акцент делается не на усвоение информации, а на развитие мышления. Под развитием мышления понимается систематическая, последовательная тренировка творческих, критических, исследовательских навыков (умений, способностей) с тем, чтобы сделать сознание учащихся гибким, открытым для необычного, что может "подбросить" грядущий век, в том числе и наработка рефлексивного отношения к своему "Я", моральной и социальной ответственности.

Психологи отмечают, что цель каждого учебного занятия - формирование мышления. Из этого следует, что знания перестают быть конечной целью учебы, а становятся или материалом мыслительного анализа, или средством оперирования в мышлении, или результатом мыслительной деятельности. В первом случае учащийся берет готовые знания (теоретические положения), анализирует их с точки зрения уже известных ему, ранее усвоенных принципов, идей, теорий и получает новые знания как выводы из этого собственного анализа, а не запоминает в готовом виде из книги. Известные ему принципы, идеи, теории в данном случае могут рассматриваться как "старые" знания, выполняющие роль средства мыслительной деятельности и помогающие добывать новые знания. А что касается новых знаний, полученных учащимся посредством самостоятельной мыслительной деятельности, то они по своей субъективной значимости представляются ему как его собственное научное открытие. Дело в том, что учащийся получает новые знания не в "готовом виде" из уст учителя или книги, а сам в процессе мыслительной деятельности, близкой по характеру к исследовательской.

Так, знания учащихся - "старые" и вновь приобретаемые становятся атрибутом мышления. И благодаря этому происходит не начетническое накопление абстрактных знаний, а приобретаются конкретные умения аналитико-синтетической деятельности ума, т.е. формируется мышление.

Мышление изучается многими науками. Философия рассматривает его как высшую ступень человеческого познания мира, опосредованного, обобщенного его отражения сознанием, в отличие от непосредственного чувственного познания конкретных объектов; логика - изучает формы, правила и операции мышления; кибернетика - возможности и пути технического моделирования мыслительных операций в форме "искусственного интеллекта"; языкознание - связь мышления и языка, науковедение - историю, теорию и практику научного познания и роль мышления в них; нейрофизиология - мозговые субстраты и физиологические механизмы мышления. Но только психология изучает мышление как актуальную деятельность субъекта, мотивированную потребностями и направленную на значимую для личности цель.

В сфере обучения мышление выступает как процесс познавательной (мыслительной) деятельности обучаемого, исходящей из потребности иметь знания о законах и закономерностях развития мира с целью использовать эти знания для верной ориентировки в этом мире, для правильных практических действий.

Еще раз подчеркнем: не сами по себе знания являются целью и результатом, предметом и продуктом учебной деятельности, а сама личность учащегося, его опыт, интеллект и личностные качества, измененные благодаря полученным знаниям, приобретенным умениям и навыкам. Главным результатом учебной деятельности учащихся должно стать умение мыслить на основе научных знаний.

Если школа должна учить мыслить, то как она может это делать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно исходить из психологии мышления.

По современным научным представлениям, мышление -это решение такой специфической задачи, когда одни из ее условий лежат на поверхности, а другие - нет. Мышление - это психологическая деятельность, направленная на выявление скрытых от наблюдения отношений в предмете анализа. Если все условия задачи представлены, то мышления не требуется, и ученик может решить такую задачу по памяти или путем непосредственного восприятия, своего видения хода решения. Мышление "включается в работу", когда есть вопрос (задача), а готового ответа не находится ни в памяти, ни при внимательном наблюдении. Так, учащийся оказывается в ситуации, когда задача в данный момент выглядит проблемой, не разрешимой известными способами. И чтобы найти то, что скрыто и неясно, требуется мышление Этому и нужно учить школьника.

Сегодня в российском образовании все более заявляет о себе педагогическая технология, известная в зарубежной педагогике как "технология критического мышления".

Критическое мышление определяется нами как способность анализировать учебную информацию с позиции логики и лично-психологического подхода, с тем чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Ученые В. Болотов, Дж. Спиро выделяют следующие черты критического мышления:
- применение знаний для принятия решений и решения проблем и задач;
- использование разнообразных смыслов и подходов;
- рефлективная постановка вопросов;
- выявление и проверка предпосылок;
- предоставление разумных и обоснованных аргументов;
- доказательство или недоказуемость аргументов;
- исследования.

Развитие критичности мышления, с нашей точки зрения, включает:
- формирование мотивов необходимости развивать это качество мышления;
- овладение системой специальных логических операций и действий;
- применение знаний этих операций в деятельности;
- корректировку деятельности, отработку отдельных упражнений.

Развивать критическое мышление - это значит:
- стимулировать процесс перерастания эмпирического мышления в теоретическое, от него - к критическому мышлению;
- формировать и совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.);
- развивать умения: выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных; находить главные связи и отношения вещей и явлений окружающего мира; делать правильные выводы из фактов и проверять их; доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения; раскрывать сущность основных форм правильных умозаключений (индукции, дедукции и по аналогии); излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно;
- вырабатывать умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую; предвидеть развитие явлений и делать обоснованные выводы.

На основании изложенного можно сделать вывод, что критическое мышление включает в себя следующие умения: выделять главное; делать сравнения; определять относящуюся к обсуждаемой теме информацию; ставить нужные вопросы; рассказывать о проблеме; отделять факты от субъективного мнения; видеть необъективность суждения; отделять ложную информацию от достоверной; выявлять причинно-следственные связи; сделать выводы, видеть варианты решения; проверять выводы на практике;предсказывать последствия; демонстрировать логически обоснованные суждения.

Для успешного развития критического мышления учащихся нами предлагается по-новому определить как роли учителей и учащихся, так и процессы их взаимодействия в ходе обучения: взаимоотношения учителей и учащихся должны стать свободнее, что позволит им видеть мир многогранным,осознавать принятые в нем допущения, подвергать эти допущения сомнению и разрабатывать новые взгляды и подходы.Главная предпосылка включения критического мышления в процесс обучения состоит в следующем: образование не дается учителем, оно получается учащимися. Для этого необходимо на уроках создавать среду обучения, в которой учащиеся могут проводить дискуссии, диспуты, дебаты, "мозговые штурмы", делать открытия. Новая методология обучения, интерактивные подходы акцентируют творчество, познавательную деятельность, рефлективное обучение, построенные на сотрудничестве с учителем взаимоотношения, самостоятельность школьников в осуществлении открытий.

Для развития критического мышления необходима технология обучения, которая включает следующие компоненты:
- "размораживание" предшествующих методов обучения (группы по проведению дискуссий, критическая постановка вопросов);
- обучение в малых группах;
- решение проблемных задач и ситуаций (ситуационный анализ, игры, имитация ситуации);
- исследование многообразных перспектив (споры, мозговые штурмы, проекты);
- тестирование допущений, делаемых как учащимися, так и учителями (критические инциденты, ролевые игры);
- проведение обучения в соответствии с готовностью учащихся;
- моделирование уроков по каждой теме и в каждом классе;
- методы управления групповым процессом (как управлять взаимодействием, справляться с шумом, молчанием и другие технологии управления классом).

Мы приходим таким образом к выводу о том, что технология формирования критического мышления - это единый комплексный набор интерактивных форм и методов обучения, базирующихся на психологической теории учебной деятельности.

Основы технологии критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания - это стадии вызова, осмысления и размышления. На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются разные приемы, например, составление кластера (пучка, созвездия), в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. На этой стадии используются также приемы "мозгового штурма", которые активизируют внимание всех учеников, у них появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке.

Вторая стадия - осмысление - дает возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая свое понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы, например, чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц.

Третья стадия - размышление (или рефлексия) - позволяет учащимся осмыслить все то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это словами. Эта стадия реализуется с помощью различных приемов: например, групповой дискуссии, дебатов, написания мини-сочинения или эссе, составление схемы.

Как свидетельствует наш практический опыт работы, эти три стадии необязательно жестко выделять на уроке, они могут плавно переходить одна в другую. Важно одно, чтобы на каждом уроке они присутствовали, поскольку это отражает процесс познания, который начинается с информации, а заканчивается ее интериоризацией, принятием решения.

Рассмотрим модельный урок с применением технологии критического мышления. Курс "Экономика". Тема: "Права потребителя" (разработка А.Н. Фонтановой).

Урок начинается со стадии вызова. Учитель спрашивает учащихся: "Кто такой потребитель? "Как вы себе его представляете?" На отдельном листочке в течение 2-3 минут каждый учащийся должен написать свой вариант ответа.

Затем учащимся предлагается объединиться в пары и изложить друг другу свое мнение о потребителе.

После этого учащимся предлагается объединиться в группы по 5-7 человек и обсудить этот же вопрос в группах.

Далее всем группам предлагается высказать свои соображения о том, кто такой потребитель. Предложенные идеи учитель записывает на доске. Причем записываются все слова или предложения, которые называют учащиеся, в том числе и ошибочные.

Затем следует небольшая лекция. Учитель коротко рассказывает об истории потребительского законодательства, начиная со знакомства с четырьмя основными правами потребителей, которые сформулировал президент США Джон Кеннеди в 1962 году, выступая перед Конгрессом. Это право на безопасность, на информацию, на выбор и право быть выслушанным. Затем в ходе лекции учитель рассказывает еще о четырех правах потребителей, которые вошли в специальный документ ООН в 1985 году. Это право на компенсацию причиненного ущерба, на просвещение, право на здоровую окружающую среду и право на удовлетворение базовых потребностей.

И, наконец, в ходе лекции учитель рассказывает о процессе создания российского потребительского законодательства. В 1992 году был принят закон "О защите прав потребителей". Интересно, что во время голосования этого закона один из депутатов сказал: "Этот закон - мечта, но он никогда не будет действовать". К счастью, прогнозы депутата не оправдались. В довольно короткие сроки закон стал реально действующим средством защиты потребителей. В 1996 году была принята его новая редакция.

Затем каждому учащемуся предлагается прочитать текст о том, кого признает потребителем закон (текст распечатан на отдельных листочках). По ходу чтения каждый учащийся отмечает определенными знаками информацию. В технологии критического мышления этот прием называется ИНСЕРТ или пометки на полях. Сведения, которые не являются новыми, отмечаются знаком (V), сведения, которые расходятся с первоначальными представлениями, - знаком (-), совершенно новые сведения - знаком (+), то, о чем хотелось бы узнать побольше, - знаком (?).

Учащиеся читают текст, оставляя пометки на полях. Следующий этап работы - заполнение таблицы. Она состоит из четырех колонок в соответствии со знаками, которыми отмечался текст. Учащиеся заполняют таблицу, используя прочитанный материал.

Следующий этап работы - составление схемы или кластера. Центральное слово "потребитель".

Потребитель:
- Физическое лицо.
- Имеет намерения купить.
- Покупает.
- Возмездность услуг.
- Пользуется полученным в дар.

Так организуется стадия осмысления.

В завершении работы учащимся предлагается на отдельных листочках письменно ответить на вопрос: "На какую компенсацию с точки зрения закона "О защите прав потребителей" имеет право бывший сотрудник банка "Чара" в связи с его банкротством?" Так организуется стадия рефлексии или размышления.

Следующая смысловая часть занятия связана с понятием права потребителей. Учащиеся получают задания для творческой работы в малых группах. Каждая группа получает задание рассказать об одном из прав потребителей и подготовить его Презентацию. Время на работу - 10 минут.

Наверх

 
Главная |Об авторах | Дополнительные материалы | Глоссарий
love секс ru сайт html шаблоны foto знакомства ru фото ru мамба мавро ммм 11
 
Закрыть