знакомства секс html php сайт знакомств МММ
 
Современные педагогические технологии обучения
Технология "мозгового штурма"

"Мозговой штурм" - это эффективная технология коллективного обсуждения, в которой поиск решения проблемы осуществляется путем свободного выражения мнения всех участников.

Oт дискуссии технология "мозгового штурма" отличается новизной проблемы и отсутствием готовых решений, большей самостоятельностью и творческой активностью учащихся, обязательным комплексным подходом к решению проблемы.

Принцип "мозгового штурма" прост. Учитель ставит перед учащимися задачу и просит всех участников обсуждения высказывать свои мысли по поводу решения этой проблемы Учащиеся вместе думают над этой проблемой, дополняют друг друга, "подхватывают" и развивают одни идеи, опровергают другие в поиске истины.

Как показывает практика, путем "мозгового штурма" всего за несколько минут можно получить несколько десятков идей Количество идей не является самоцелью, а лишь служт основой для выработки наиболее разумного решения проблемы. В "мозговом штурме" без какого-либо принуждения принимают участие все присутствующие. С нашей точки зрения, "мозговой штурм" можно считать удавшимся, если высказанные во время первого этапа пять или шесть идей послужат впоследствии базой для потенциальных решений задачи.

Эта технология априори требует, чтобы участники обсуждения имели хотя бы некоторое представление о самом процессе и внутренней логике принятия решений. Именно это делает "мозговой штурм" крайне полезным для школьников, ибо тренирует не столько умение слушать и взаимодействовать, а показывает технологию обдумывания.

Как свидетельствует наш опыт работы, проблема должна быть актуальной для учащихся, иметь для них личностный смысл и предполагать несколько вариантов решения. Например: "Как решить проблемы безработицы среди молодежи в регионе?" Опыт практической деятельности показывает, что "мозговой штурм" дает простор для фантазии, развития творческого мышления, применения имеющихся знаний в нестандартной ситуации. При данной технологии для решения проблемы используются приемы критического мышления: выделения главного, анализа, синтеза, аналогии, ассоциации, образного представления объекта, приема экстраполяции, "конкурса теорий", рассмотрения предмета с разных точек зрения, целостного видения проблемы.

Нами сформулированы следующие правила "мозгового штурма":
1. Можно высказывать любые идеи, даже самые фантастические, невероятные, неожиданные, так как чем больше высказывается идей, тем лучше.
2. Развивайте идеи других участников, высказываемые идеи можно как угодно комбинировать, видоизменять, улучшать.
3. Идеи должны поступать безостановочно, одна за другой.
4. Не пытайтесь сразу дать оценку предлагаемым идеям.
5. Никакой критики по поводу того или иного предложения.
6. Не отвергать идею лишь потому, что она противоречит общему мнению.
7. Свободная, доброжелательная обстановка при обсуждения проблемы.

Поскольку "мозговой штурм" - психологически сложная форма, то применять ее один раз или эпизодически неэффективно. Практика свидетельствует, что лучше предложить учащимся несколько ситуаций, чтобы они побывали в разных ролях. При этом, с нашей точки зрения, полностью менять состав групп не следует, чтобы сохранить преемственность навыков и обстановку самообучения учащихся, обеспечить передачу игрового опыта. Наконец, необходим организатор "мозгового штурма", задача которого управлять всем ходом решения проблемы, не допуская анархии и многословия, предоставляя слово отдельным группам и организуя работу всех участников обсуждения. По нашему мнению, организатором может быть и сам учитель, и наиболее подготовленный, способный учащийся.

Рассмотрим несколько вариантов технологии "мозгового штурма".

Вариант № 1

1. Учитель выбирает тему "мозгового штурма".
2. Ведущий объявляет участникам "мозгового штурма" проблему, цель и рассказывает о его правилах.
3. Ведущий назначает секретаря, который будет записывать все возникающие идеи Во время обсуждения он устанавливает порядок выступлении, старается вовлечь в дискуссию всех присутствующих, следит за тем, чтобы все участники имели равные возможности высказывать свое мнение. При нарушении кем-либо из участников правил проведения "мозгового штурма", ведущий немедленно вмешивается в обсуждение. Первый этап продолжается до тех пор, пока появляются новые идеи
4. Ведущий объявляет краткий перерыв, чтобы участники перестроились на критический ход мышления. После перерыва начинается второй этап. Теперь участники "мозгового штурма" группируют и развивают идеи, высказанные во время первого этапа. Классифицировав идеи по группам, участники приступают к их анализу, выбирая из большого числа лишь те, которые, по их мнению, могут помочь найти ответы на поставленные вопросы.
5. Ведущий подводит итоги "мозгового штурма". Он спрашивает у участников, действовали ли они в командном ключе во время поисков решения проблемы. Если "мозговой штурм" не принес желаемого результата, следует обсудить причины неудачи.

Вариант № 2

Группа учащихся разделяется на две неравные части (подгруппы); большая - это подгруппа "генерации идей", меньшая -это подгруппа "оценки идей". Руководит работой первой подгруппы сам учитель; в работу второй подгруппы он вмешивается лишь в случаях острой необходимости. Задача первой подгруппы - выдвинуть как можно больше идей - вариантов реше-ния задачи.

Подгруппа "оценки идей" записывает каждое предложение (а еще лучше для этого использовать магнитофон). Затем группа оценивает высказанные идеи с установкой на то, чтобы выделить наиболее ценное из того, что предлагалось. Учитель может косвенно подсказать верное решение, но окончательное все равно должны найти учащиеся.

Вариант № 3

Основные участники игры - генераторы и резонаторы -садятся попарно, лицом друг к другу. Технология данного варианта:
- объявление цели и задачи работы;
- осмысление принципов проведения "мозгового штурма";
- ознакомление учащихся с предстоящим порядком работы и сущностью каждой роли;
- разминка;
- объявление проблемы и обдумывание ее;
- поиск решения;
- подведение итогов работы группой экспертов;
- принятие решения о реализации предложенных идей.

Ведущий в начале "мозгового штурма" объясняет его сущность - выдвижение новых идей, способов разрешения проблем и форму ведения.

Сидящие слева от ведущего - "генераторы" идей, сидящие напротив - "резонаторы". Время работы каждой пары - 2-3 минуты.

Главные принципы работы: "генератор" высказывает любые новые идеи, а "резонатор", соперник данной идеи, должен ее развить, уточнить, обосновать. "Эксперты" по готовым судейским бланкам ставят условный балл за эффективность решения проблемы по таким критериям, как оригинальность идей, их количество, значение (для "генераторов"); аргументированность, степень развития идей (для "резонаторов"); активность, культура общения - для всех.

Выигрывает группа, набравшая наибольшее число баллов.

Вариант № 4.

Группа учащихся делятся на четыре подгруппы по роду деятельности:
1. "Генераторы" идей высказывают любые идеи, направленные на разрешение проблемы.
2. "Критики" должны найти все отрицательное в предложенных идеях.
3. "Связистам" предстоит увязать выработанные предложения с конкретными реальными условиями. Если прием "мозгового штурма" не нов для учащихся, то этой группе дается первое слово при постановке проблемы для более точного описания условий, существующих норм и т.д.
4. "Эксперты" стараются не участвовать в дискуссии, их задача оценивать результаты обсуждения "как бы со стороны".

Вариант № 5 ("обратная мозговая атака")

"Обратная мозговая атака" преследует цель поиска и устранения неправильных предположений, возможных недостатков в решении проблемы. Если это обозначить в шутливой форме, то нужно, чтобы как можно большая группа учащихся с "мухоморным характером", да еще в плохом расположении духа, пыталась доказать, что им не нравится в идее, подходе к решению проблемы.

Условия проведения "обратной мозговой атаки":
- никакой критики на этапе выдвижения;
- помните о психологической инерции;
- свободное выражение идеи;
- чем шире идея, тем лучше;
- стараться развивать идеи своих товарищей;
- обмен мыслями и сочетание идей.

Поскольку этот метод имеет принципиальные недостатки, учителю необходимо познакомить учащихся с ними. В частности, "обратная мозговая атака" исключает управление мышлением. Этот "метод действительно поможет преодолевать инерцию: мысль сдвигается с "мертвой точки", разгоняется... и часто проскакивает то место, где надо остановиться". Обычно один участник "мозговой атаки" высказывает мысль, ведущую в правильном направлении, другой подхватывает эту мысль, развивает ее, до выхода на финишную прямую остается несколько шагов, но в этот момент кто-то выдвигает совершенно новую идею, цепь обрывается и группа снова оказывается на исходных позициях.

Вариант № 6 ("теневая мозговая атака")

Сеанс "теневой мозговой атаки" в отличие от обычного "мозгового штурма" проводится двумя подгруппами - собственно "генераторы" выдвигают идеи по правилам "мозгового штурма", т.е. называют идеи вслух при соблюдении запрета критики. Вторая подгруппа, "теневая", следит за работой генераторов, но не принимает непосредственного участия в обсуждении. Она является своего рода "теневым кабинетом". Каждый его участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого группой "генераторов".

Таким образом, технология "мозгового штурма" состоит из следующих этапов:
- подготовительного;
- генерации идей;
- анализа и оценки идей.

Последовательность работы над высказанной идеей может быть следующей:
- обобщение идеи, выяснение принципа;
- оценка ее перспективности;
- наполнение конкретным содержанием.

Технология "мозгового штурма", с нашей точки зрения, связана со всеми формами коллективной работы в классе и группе; кроме того, она интересна учащимся, так как содержит игровые моменты, вызывает азарт, стимулирует интеллектуальные эмоции, воспитывает у школьников терпимость к мнению окружающих, создает раскованность в процессе размышления и общения.

Наверх

 
Главная |Об авторах | Дополнительные материалы | Глоссарий
love секс ru сайт html шаблоны foto знакомства ru фото ru мамба мавро ммм 11
 
Закрыть