Абстрагирование

диагностика способности выделять существенный признак

Младшему школьнику предлагается ряд слов, в каждом из которых одно 
слово дается перед скобками, а пять в скобках.
Школьники должны за 20 секунд исключить из скобок, то есть выделить 
два слова, наиболее существенные, для слова, стоящего перед скобками.
Слова Ответы
1) Огород (растение, удобрения, собака, забор, земля) Растение, земля
2) Озеро (берег, рыба, тина, рыболов, вода) Вода, берег
3) Квадрат (углы, чертеж, стороны, дерево, бумага) Углы, стороны
4) Чтение (глаза, книга, картина, слова, печать) Глаза, печать
5) Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, кустарник) Кустарник, дерево
6) Любовь (розы, чувство, человек, город, природа) Чувство, человек
7) Школа (парта, класс, здание, директор, ученики) Здание, ученики
8) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Здание, улица
9) Война (пушки, сражения, солдаты, ружья, аэроплан) Сражение, солдаты
10) Пение (голос, звон, искусство, мелодия, концерт) Голос, мелодия
11) Аптека (здание, аптекарь, больной, лекарство, человек) Здание, лекарство
12) Корт (площадка, бокс, футбол, команда, теннис) Площадка, теннис
13) Дом (улица, здание, люди, площадка, больные) Здание, люди
14) Больница (сад, врач, учреждение, больные, радио) Учреждение, больные
15) Кольцо (диаметр, проба, алмаз, округлость, печать) Диаметр, округлость
Обработка полученных данных: ученики, правильно выполнили задание, очевидно, обладают умением выделять существенное, т. е. способны к абстрагированию. Те, кто допустил ошибки, не умеют выделять существенные и не существенные признаки. Показатель рекомендуем рассчитывать по следующей формуле. Способность к абстрагированию = Число правильных ответов 5