Конкретный смысл действий сложения и вычитания.


В основе подхода лежит выполнение предметных действий и их интерпретация в виде графических и символических моделей. В качестве основной цели здесь выступает осознание предметного смысла числовых выражений и равенств. Деятельность учащихся в начало сводится к переводу предметных действий на язык математике, а затем к установлению соответствия между различными моделями.

С операцией объединения связано три ситуации:

1) Когда множество составляется из двух данных:



2. Увеличение данного множества на несколько предметов:


3) Увеличение на несколько предметов множества равночисленное данному:


Вторая ситуация сводится к первой ситуации. В процессе выполнения предметных действий, соответствующей третьей ситуации формируется понятие "больше на", представления о котором связано с построением совокупности равночисленной данной и её увеличении на несколько предметов (возьмём столько же и ещё). При формировании у детей вычитания, тоже выделяется три ситуации:

1) Уменьшение данного представленного множества на несколько предметов


2) Уменьшение множества равночисленного данному на несколько предметов


3) Сравнение двух предметных множеств

В ситуации два формируются представления о понятии "меньше на", которое связано с построением совокупности равночисленной денной и её уменьшении на несколько предметов (столько же но без). В ситуации три раскрывается смысл разностного сравнения предметных множеств.

Задания для учеников.


С дерева сначала улетели 5 синиц, затем ещё 3. Покажи, сколько синиц улетело с дерева. 2) В одном первом классе а девочек и в мальчиков. Запиши выражением количество учащихся в этом классе. Нарисуй картинку. 3) Известно, что 4201+314+234=4749. Найди суммы: 4201+(314+234); (4201+314)+234; (314+4201)+234; 234+314+4201. 4) Сравни выражения: А+(в+с), в+ (а+с), в+(с+а), (а+С)+в, в+а+с, с+а+в. 5) Найди сумму 10+7+20+13+9 (основание 10) 6) Составь по 3 примера на сложение двух чисел с ответом 5, 10, 6, 8, 7. 9. 7) Запиши с помощью знаков действий и вычисли: а) разность чисел 15000 и 8990 увеличить на 5090. 8) Заполняя пропуски, составь и реши примеры: 7-о, 6-о, о-4, 0-8, 8-о, 9-о, о-6, о-7, 10-о, 5-о. 9) Можно ли утверждать, что в каждом столбике значения выражений одинаковы? 68-9, 67-8, 66-7,65-6. 37+4, 36+5, 35+6, 34+7. 80-9, 79-8, 78-7, 77-6. Проверь свой ответ, вычислив значения выражений. 10)Найди в каждом столбике "лишнее" выражение: 60-7, 52-7, 80-7, 90-8. 27+8, 27+18, 34+8, 27+6.