Содержание коррекционной практики:
Задачи: 1) изучение уровня развития высших психических функций; 2)проведение занятий один раз в неделю.
Цель: составить представление об уровне развитости высших психических функций у детей младшего школьного возраста (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия).
Занятие № 1: Восприятие и ориентация в пространстве. 1. Сбор сведений об уровне развития восприятия и ориентации в пространстве у младших школьников: - ориентация в пространстве (определить умение детей ориентироваться в пространстве относительно себя и относительно другого человека (правая, левая рука, что находится справа, слева, вверху, внизу, над, под, на и т.д.)) - ориентация на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в верхнем правом углу, в середине и т.д.) - наблюдательность (провести игру "Что изменилось". Результаты детских наблюдений зафиксировать) - восприятие величины предмета (на доске развешиваются три предмета (предметы предварительно измерить), детям предлагается определить зрительно длину каждого предмета в сантиметрах. Результаты зрительных измерений зафиксировать. Определить степень погрешности в измерениях для каждого ребенка (выяснить, на сколько ребенок ошибся в измерениях, ошибки сложить и разделить на три)) - восприятие времени (учащимся предлагается определить промежуток времени в секундах: " Встаньте. Вам можно сесть через одну минуту без команды". Результаты фиксируются) - восприятие удаленности предмета (предложить детям определить зрительно расстояние до предмета (в метрах или сантиметрах). Заранее выбрать объект наблюдения и измерить точное до него расстояние. Ответы детей зафиксировать) 2. Беседа с учителем 3. Изучение целостности восприятия (Методика Т.Н. Головиной "Исследование способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений") 4. Обработка и интерпретация полученных данных. Оформление документации.
Занятие № 2: Восприятие 1. Формирование восприятия у учеников на уроках: - определить объект восприятия учащихся на отдельных этапах урока (речь учителя, текст учебника, наглядность и средства ТСО) - назвать средства активизации восприятия школьников (яркость материала, выразительность речи учителя, четкость записей на доске, соответствие наглядных пособий требованиям, предъявленным к ним) - какие свойства восприятия имели место у учащихся (целостность, осмысленность, избирательность, предметность, апперцепция) и отметить какие из них отсутствовали - определить степень осмысленности восприятия учащихся (понимание изучаемого материала, стремление к доказательности и дополнениям, заинтересованное слушание, реакция на ошибочные ответы одноклассников) - какие ситуации урока способствовали развитию наблюдательности школьников? Привести пример - роль наглядности на уроках (иллюстрирует объяснения учителя, сближает абстрактное понятие с конкретным, активизирует мысль учащихся) 2. беседа с учителем. Использование учителем различных форм, методов и приемов по развитию восприятия у учеников 3. изучение осмысленности восприятия по тесту Мюнстенберга. 4. Выводы и предложения. Рекомендации учителю. Оформление документации.
Занятие № 3: Внимание 1. Наблюдение особенностей развития внимания у младших школьников: - легкость привлечения внимания (внимателен ко всему, что происходит вокруг, невнимателен, быстро отвлекается) - сила сосредоточения внимания (занявшись каким-либо делом или погрузившись в свои мысли совершенно не замечает окружающего; быстро отвлекается при малейшей помехе (громкий разговор, шум и т.д.)) - развитие произвольного внимания (при необходимости может сосредоточить внимание даже на скучном и неприятном предмете; по желанию или в случае нужды легко переносит внимание с одного объекта на другой; занимается только тем, что представляет интерес в данную минуту, бросая неинтересное дело) - устойчивость внимания (долгое время может заниматься одним и тем же делом, поддерживать разговор на одну и ту же тему; занимаясь каким-либо делом часто отвлекается, начинает и не окончив его - бросает) - объем и распределение внимания (может заниматься одновременно несколькими делами; может одновременно заниматься только одним делом) 2. Беседа с учителем 3. Изучение сосредоточенности, устойчивости и объема внимания с помощью методики "Сделай так же". Изучение объема внимания с помощью методики "Определение объема внимания". 4. Обработка и интерпретация полученных данных. Оформление документации.
Занятие № 4: Внимание 1. Проявление и развитие внимания у учеников на уроках: - какие виды и свойства внимания имели место у школьников на уроке (Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное; свойства внимания: объем, устойчивость, переключение, распределение, колебание, сосредоточение, концентрация). Привести примеры; - укажите внешние признаки выражения внимания или отсутствие его у отдельных учащихся ("отсутствующее" или сосредоточенное выражение лица; жесты и мимика, соответствующие или несоответствующие содержанию учебных занятий; отвлечение на посторонние дела; содержательные ответы или ответы невпопад; активное участие или равнодушие к занятиям); - какие приемы способствовали организации и сохранению внимания учащихся на уроке (установка на внимание; введение стимулов; подчеркивание значимости информации; эмоциональность изложения; использование наглядности и средств ТСО; анализ ответов и дополнения учащихся; темп урока; смена видов деятельности на уроке; контроль и самоконтроль). Привести примеры; - какие виды деятельности организовал учитель на уроке для развития у школьников устойчивости, распределения и переключения внимания? Привести примеры; - что препятствовало сохранению внимания на уроке (слишком быстрый или замедленный темп урока и речи учителя; наличие неоправданных пауз; недостаточная нагрузка или перегруженность урока; посторонние воздействия на учеников; многочисленные замечания учителя). 2. Беседа с учителем. Использование учителем различных форм, методов и приемов по развитию внимания у учеников. 3. Изучение устойчивости и распределения внимания с помощью методики Бурдона "Корректурная проба". 4. Выводы, предложения и рекомендации учителю. Оформление документации.
Занятие № 5: Память 1. Наблюдение особенностей развития памяти у младших школьников: - запоминание (хорошо запоминает хотя бы один раз им виденное и слышанное; плохо запоминает даже при неоднократном повторении; легко и быстро заучивает даже самые длинные тексты; испытывает трудности при запоминании даже одной строчки); - сохранение в памяти (продолжительность сохранения информации в памяти и количество сохранившихся подробностей (долго и во всех подробностях сохраняет информацию в памяти; быстро забывает, теряет большую часть информации); - способность узнавания (легко узнает все, что когда-либо видел или слышал; точно и правильно отличает знакомое от незнакомого; не узнает даже того, что много раз видел или слышал); - легкость воспроизведения (легко припоминает, когда это нужно; припоминает с большим трудом); - точность воспроизведения (при чтении наизусть или пересказе прочитанного делает мало ошибок; точно описывает только те события, которые сохранились в памяти; при воспроизведении событий допускает много ошибок, путается, перемешивает подробности); - преобладание одного из видов памяти; - тип воспроизведенных представлений (зрительный, слуховой, моторный, смешанный); - способность точно локализировать воспроизведенные представления (точно может припомнить при каких обстоятельствах и где что-то видел или слышал; может указать, в какой книге и в каком месте страницы находится цитированная им фраза). 2. Беседа с учителем. 3. Выявление ведущего типа памяти с помощью методики "Изучение типа памяти". 4. Обработка и интерпретация полученных данных. Оформление документации.
Занятие № 6: Память 1. Проявление и развитие памяти у учеников на уроках: - какие виды и процессы памяти учащихся имели место на уроке (перечислить виды памяти и проследить какие из них использовались на уроке; процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, припоминание); - как развивал учитель непроизвольную память учащихся (включал запоминаемый материал в разнообразную деятельность, побуждал к анализу положений и формулировке правил, требовал приведения аналогичных примеров); - какие приемы использовались для развития произвольной памяти школьников (установка на запоминание, логическая обработка материала, выявление узловых положений, составление планов, схем); - была ли опора на механическую память (запоминание терминов, иностранных слов, дат, символических изображений); - проводилась ли работа с учениками со слаборазвитой памятью, учитывались ли индивидуальные различия типов памяти (просьба повторить, сделать запись, опора на развитие зрительной, слуховой, двигательной, логической памяти). 2. Беседа с учителем. Использование учителем различных форм, методов и приемов по развитию памяти у учеников. 3. Изучение состояния кратковременной памяти (непосредственного запоминания) и долговременной памяти, утомляемости, активности внимания с помощью методики А.Р. Лурии "Заучивание 10 слов". 4. Выводы, предложения и рекомендации учителю. Оформление документации.
Занятие № 7: Мышление и речь 1. Наблюдение особенностей развития мышления у младших школьников: - наклонность к составлению суждений ( начинает рассуждать даже по незначительному факту, сопоставляет его с другими делами; совершенно не способен рассуждать, не замечает противоречий в своих суждениях); - правильность, обоснованность суждений (суждения обоснованы, соответствуют действительности; суждения не обоснованы); - субъективность или объективность суждений (в своих суждениях опирается на собственные впечатления; в своих суждениях опирается на сравнение); - большая или меньшая способность к отвлечению (всегда занят одним общим вопросом, умеет обобщить, выделить основную мысль, может дать более или менее точное определение отвлеченным понятиям; каждое явление интересует его само по себе, без всякого отношения ко всему остальному, отдельный факт представляет себе конкретно, образно, отвлеченные мысли для ясности старается иллюстрировать примерами, схемами, рисунками); - широта и узость понятий (все его взгляды и наблюдения отличаются значительной узостью и односторонностью; из-за частностей не видит главного, из-за средств забывает о цели; обладает широким кругозором, способностью понимать и оценивать самые разнообразные и противоположные явления); - способность к умозаключению (в области, ему хорошо знакомой, очень дальновиден, может вперед просчитать все возможные комбинации и предсказать вероятные последствия поступка; в своих рассуждениях очень последователен); - наклонность к анализу и синтезу (приступая к ознакомлению с каким-нибудь предметом, прежде всего подробно изучает одну за другой отдельные его стороны, не оставляя без внимания ни одной мелочи; наскоро ознакомившись с некоторыми подробностями вопроса, старается, исходя из них, сразу представить себе общую организацию дела, уловить главные причины явления); - наклонность к индукции и дедукции (делает вывод только тогда, когда собрано достаточно фактов, в своих суждениях всегда придерживается фактов; усвоивши известный принцип или закон, делает из него обширные и разнообразные выводы, не считаясь с фактами); 2. Наблюдение особенностей развития речи у младших школьников: - обилие словесных образов (не чувствует недостатка в словах и выражениях; речь очень бедна, в ней очень часто повторяются одни и те же слова и обороты; не может выразить словами свою мысль, не хватает слов); - преобладающий тип словесных образов (каким образом охотнее читает и заучивает: про себя или вслух; каким образом охотнее заучивает: по книге или с чужих слов; если заучивает с книги, то каким образом: молча, следя только глазами или повторяет слова про себя (шепотом); что больше сохраняет в памяти: строчки, буквы, печатный шрифт или звуки, рифмы); - легкость сочетания словесных образов (речь льется плавно, связно и свободно, без всяких задержек, легко и быстро пишет письма, сочинения; речь и письмо изобилуют тяжелыми, неуклюжими оборотами, каждую фразу по несколько раз исправляет и переделывает); - связь представлений и понятий с их словесными обозначениями (для каждого предмета или отношения находит самые подходящие, наиболее соответствующие названия и обороты речи; испытывает затруднения). 3. Беседа с учителем. 4. Изучение характера логических связей и отношений между понятиями, умения работать по предложенному образцу с помощью методики "Простые аналогии". Изучения развития речи, продуктивности ассоциаций с помощью методики Эббингауза. 5. Обработка и интерпретация полученных данных. Оформление документации.
Занятие № 8: Мышление и речь 1. Проявление и развитие мышления у учеников на уроках: - какие формы мышления и мыслительные операции имели место на уроке (понятие, суждение, умозаключение, сравнение, обобщение, синтез, абстрагирование и др.); - развитию каких видов мышления у школьников способствовало построение урока (наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое); - какие вопросы и виды деятельности активизировали развитие мышления учащихся на уроке? Привести примеры; - как организовал учитель практическое применение учащимися мыслительных операций? Уровень владения мыслительными операциями школьников (высокий, средний, низкий). Какие понятия были закреплены или сформированы на уроке; - какова логика рассуждений учащихся и их характерные ошибки (последовательность изложения, четкость понятий, аргументированность суждений или отсутствие их). 2. Наблюдение индивидуальных особенностей речи учителя и учащихся на уроке: - содержательность речи: словарный запас (владение терминологией, наличие диалектизмов, "волшебных слов", вульгаризмов, слов-паразитов); умение отбирать существенные факты для раскрытия темы; умение говорить на тему, соблюдая ее границы; умение излагать материал логично, устанавливать причинно-следственные связи, делать необходимые выводы и обобщения; строить предложения различных синтаксических конструкций; - выразительность речи: умение правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания (сравнения, эпитеты, гиперболы, причастные и деепричастные обороты, междометия, ласкательные и уменьшительные суффиксы и т.д.); умение отвечать четко, соблюдать логические ударения, паузы, правильную интонацию; умение осуществлять контроль за жестами, мимикой, темпом и громкостью речи в зависимости от цели и ситуации. 3. Беседа с учителем. Использование учителем различных форм, методов и приемов по развитию мышления и речи у учеников. 4. Изучение способности к обобщению с помощью методики "Четвертый лишний". Изучение сформированности теоретического мышления (умения действовать в уме, анализировать условие задачи, планировать этапы рассуждения) с помощью методики "Логические задачи" или изучение различий рефлексии при решении логических задач с помощью методики А.З. Зака "Возраст". 5. Выводы, предложения и рекомендации учителю. Оформление документации.
Занятие № 9: Воображение и творческие способности 1. Наблюдение особенностей развития воображения у младших школьников: - способность к образованию новых представлений и их комбинаций (высказываемые мысли часто бывают новы, оригинальны, не похожи на прежние, изобретателен, находчив, легко решает загадки шарады, по нескольким намекам может составить себе целую картину какого-либо события, способность к сочинению стихов, сказок, к разного рода открытиям; мысли шаблонны, являются повторением общеизвестных истин); - богатство воображения (воображение бедное, отличается крайней примитивностью, несложностью; воображение изобилует богатством образов, сравнений, на одну и ту же тему может придумать целый ряд различных вариаций); - живость, яркость воображения (фантазии до того ярки, что в воспоминании не редко смешивает их с реальностью; фантазии бледны, неясны и неопределенны, с трудом поддаются описанию и передаче); - степень реальности новообразованных представлений (его стремления и замыслы, даже самые широкие и отдаленные, вполне осуществимы и не заключают в себе ничего несбыточного; склонен мечтать, строить воздушные замки, неосуществимые проекты). 2. Наблюдение развитости творческих способностей: - способности рисковать (любит все новое, неизвестное, не боится риска; боится рисковать, старается выполнять только то, что уже знакомо); - гибкость в мышлении и действиях (высокая, средняя, низкая); - быстрота мышления (мыслит быстро; мыслит медленно); - способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое (высокая, средняя, низкая); - богатство воображения (воображение богатое; воображение бедное). 3. Беседа с учителем. 4. Изучение особенностей воображения с помощью методики В.С. Юркевич "Страна Вообразилия". 5. Обработка и интерпретация полученных данных. Оформление документации.
Занятие № 10: Воображение 1. Проявление и развитие воображения у учеников на уроках: - какие виды воображения имели место на уроке (воссоздающее, творческое); - какие задания использовались учителем для развития творческого и воссоздающего воображения на уроке? Привести примеры; - как организовывал учитель практическое применение учащимися приемов воображения (агглютинация, акцентирование, типизация, гиперболизация, гипоболизация); - учитывал ли учитель индивидуальные особенности детей на уроке; - пронаблюдайте развитие на уроке следующих творческих способностей у детей: способность рисковать; дивергентное мышление; гибкость в мышлении и действиях; быстрота мышления; способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; богатое воображение; восприятие неоднозначных вещей; высокие эстетические ценности; развитая интуиция. 2. Беседа с учителем. Использование учителем различных форм, методов и приемов по развитию воображения и творческих способностей у учеников. 3. Тест на выявление творческих способностей. 4. Выводы, предложения и рекомендации учителю. Оформление документации.
Занятие № 11: Подведение итогов 1. Анализ результатов изучения уровня развития высших психических функций; 2. На основе анализа и сравнения результатов проведенного исследования выделить группы детей, имеющих отклонения от нормы в развитии высших психических функций; 3. Составление общей характеристики уровня развитости высших психических функций в классе; 4. Составление рекомендаций для учителя по работе с классом; 5. Заполнение психолого-педагогического профиля класса. Раздел 2: Изучение личностных качеств, уровня знаний и сформированности умений и навыков. Занятия проводятся один раз в неделю. Цель: составить представление о личностных качествах, уровне знаний и сформированности учебных умений и навыков у детей младшего школьного возраста. Раздел 3: Разработка коррекционной программы. Проводится консультирование студентов по составлению индивидуальной коррекционной программы на младшего школьника, испытывающего трудности в обучении. Консультирование проводится один раз в неделю. Цель: научить студентов самостоятельно составлять индивидуальную коррекционную программу на ребенка, опираясь на результаты наблюдений и проводимых диагностик. Раздел 4: Индивидуальная коррекционная работа. Занятия проводятся один раз в неделю. Цель: научить студентов самостоятельно проводить коррекционную работу, опираясь на коррекционную программу, определять эффективность проводимой работы.
Оценка по практике:
Критерии оценки Зачет ставится, если: