ПРОГРАММА
практики по коррекционно-педагогической
работе с детьми имеющими отклонения в развитии
(по профилю).
Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник готовится к работе в качестве учителя начальных классов и начальных
классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной
школе, а также к выполнению педагогических функций с детьми группы риска младшего
школьного возраста (с трудностями в обучении и симптомами школьной дезадаптации)
в других воспитательно-образовательных учреждениях.
Образовательно-воспитательная компетенция:
- умение осуществлять целостный педагогический процесс
в соответствии с образовательными программами начальной школы и осознанием
приоритета развития и здоровья ребенка как главной ценности коррекционной
и гуманистической педагогики в целом;
- создавать гуманистическую и здоровьесберегающую педагогическую
среду как условия успешного развития ребенка;
- организовать внеучебную воспитательную работу как
способ развития интересов, склонностей, удовлетворения запросов и потребностей
детей;
- осуществлять личностно ориентированный подход в работе
с младшими школьниками на основе изучения детей, социально-педагогических
ситуаций их развития, проблем, осложняющих это развитие, анализа их реальных
и потенциальных учебных возможностей;
Диагностическая компетенция:
- умение определять, с опорой на педагогические методы,
готовность ребенка к обучению в школе, освоению соответствующей его возрасту
нормативной образовательной программы;
- изучать и анализировать динамику личностного развития,
функционального состояния здоровья детей, формирования учебной деятельности,
усвоения программных знаний, умений и навыков; отражать текущие и этапные
результаты педагогического анализа в различных формах качественного учета
школьной успешности;
- разрабатывать на основе диагностических данных основных
направлений фронтальной коррекционно-развивающей работы, дифференцированные
и индивидуальные коррекционно-развивающие программы;
- осуществлять взаимодействие в этих целях со школьными
специалистами (психологом, логопедом, дефектологом);
Коррекционно-развивающая компетенция:
- умение восполнять недостатки дошкольного социального,
познавательного опыта детей, дефициты в развитии их школьно-значимых функций;
- обеспечивать успешную адаптацию детей к школе;
- развивать ведущие компоненты познавательной деятельности
(активности, самостоятельности, произвольности) и социально-нравственные качества
обучающихся, формировать общеучебные умения и навыки и осуществлять коррекцию
их недостатков;
- реализовывать основные направления фронтальной коррекционно-развивающей
работы, групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих программ в различных
формах и видах учебной и внеучебной деятельности учащихся;
Учебно-методическая компетенция:
- умение планировать педагогическую работу (уроки, внеклассные
мероприятия, групповые и индивидуальные занятия с детьми) на основе нормативных
целей и задач образовательного процесса и с учетом диагностических данных;
- выбирать для решения образовательных и коррекционно-развивающих
задач оптимальные учебники и учебно-методические пособия, дидактические материалы,
учебные, воспитательные и коррекционно-развивающие технологии;
Социально-педагогическая компетенция:
- умение уделять пристальное внимание к социально-педагогической
ситуации развития ребенка, к его положению в системе семейных отношений, особенно
в случаях, когда семья проблемная;
- своевременное и адекватное реагирование на ситуации,
связанные нарушением прав ребенка, угрозой его нравственному, психическому
и физическому здоровью;
- помогать родителям в повышении их педагогической
компетентности, в реализации их воспитательных функций;
- включать родителей в качестве полноправных партнеров
в воспитательную, развивающую и коррекционно-развивающую работу в классе.
Пояснительная записка Для создания условий,
обеспечивающих наиболее качественный и продуктивный уровень профессиональной
подготовки педагога коррекционно-развивающего образования в начальных классах,
планируется проведение данной практики. Целью практики является: Формирование
у студентов навыков диагностики нарушений школьной адаптации; реализация возможностей
применения различных форм коррекционной работы с детьми группы риска в условиях
обучения и воспитания в общем коллективе.
Этапы практики:
Первый этап - Диагностический (2 и 3 семестр):
- психолого-педагогическая диагностика (2 семестр) -методико-педагогическая
диагностика с элементами коррекционной работы (3 семестр).
Второй этап - Педагогическая коррекция (5 и
6 семестры): - разработка коррекционных программ; - коррекционная
работа согласно коррекционной программы.
1 этап - Диагностический Основные задачи:
- овладение умениями диагностирования предпосылок и
признаков адаптационных нарушений, школьной успешности;
- накопление методик необходимых для проведения диагностики
и выявления "групп риска" с адаптационными нарушениями;
- опыт определения в коллективе учащихся группы "риска".
Отчетная документация:
1. Психолого-педагогическая карта (профиль) класса.
2. Дневник наблюдений.
3. Папка с тестовым материалом.
2 этап - Педагогическая коррекция Основные задачи:
- овладение навыками текущего и перспективного планирования
коррекционно-развивающей работы с детьми;
- овладение способами фиксирования педагогических наблюдений
(карта учащегося, дневник наблюдения и т.д.);
- формирование умений по проведению ИКЗ с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей детей риска младшего школьного возраста и оценка
результативности коррекционно-развивающей программы.
Отчетная документация:
1. Коррекционно-развивающая программа (индивидуальная).
2. Дневник наблюдений.
3. Диагностический минимум.
4. Психолого-педагогический профиль классного коллектива.
База практики:
Общеобразовательные школы: классы нормы, а также классы
компенсирующего обучения (коррекционные).
Руководство практикой: îсуществляется преподавателями
педагогики, психологии и частных методик педагогического колледжа. Для проведения
практики группа делится на микрогруппы по 5-6 человек.
Групповой руководитель: организует работу микрогруппы,
оказывает методическую помощь студентам в диагностировании, планировании коррекционной
работы и ее проведения, анализирует отчетную документацию студентов о работе
за период практики и выставляет зачет.
Преподаватели частных методик: оказывают методическую
и консультативную помощь студентам в подборе коррекционно-развивающих упражнений
(заданий), планировании коррекционной работы за наблюдаемыми учащимися.
Режим работы:
- Практика организуется в выделенный в расписании факультета
"школьный день", свободный от учебных занятий.
- Студент работает в школе (библиотеке или дома) в течение
1 часа в соответствии с индивидуальным планом.
- Оплата за руководство практикой осуществляется из
расчета в неделю: - групповому руководителю - 0,5 часа за каждого студента;
- преподавателям школ - 0,5 часа за каждого студента; - методисту - за фактически
отработанные часы (в рамках часов на индивидуальные консультации).
<1>