Программа
летней педагогической практики
Для специальностей:
050301 "Русский язык и литература"
050201 "Математика"
050719"Коррекционная педагогика"
050303"Английский язык"
050309"Технология"
Составлена на основании рекомендаций по
профессиональной практике студентов
по специальностям среднего педагогического
образования, на основании Положения
о производственной (профессиональной) практике
студентов, курсантов образовательного учреждения
СПО, утвержденного приказом Минобразования
России от 21.07.99 № 1991 и зарегистрированного
Минюстом России 13.08.99 г. № 1866.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Программа разработана - в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992г. №3266-1 "Об образовании", Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2001г. №160 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)", Приказа Министерства образования Российской Федерации от 21.07.1999г. №1991 "Об утверждении Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования", на основании Письма Министерства образования Российской Федерации от 16.09.1999г. №16-51-198/16-15 "Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования", Письма Министерства образования Российской Федерации от 03.03.2003г. №18-51-210ин/18-28 "О рекомендациях по профессиональной практике студентов по специальностям среднего педагогического образования", Устава КГОУ СПО "Канский педагогический колледж" (далее - Колледж), Положения о педагогической практике Колледжа.
1.2. Профессиональная практика студентов по специальностям среднего педагогического образования: является составной частью учебного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений практической работы по избранной специальности.
1.3. Цели летней педагогической практики: дать возможность студентам реализовать профессиональный и личный потенциал, развивать и закрепить знания, умения и навыки, а также опыт, приобретенный в ходе учебы, в условиях временного детского коллектива с детьми разного возраста, изоляции от привычного окружения.
1.4. Задачи практики:
1.5. Умения, приобретаемые в процессе практики:
1.6. Особенности летней педагогической практики: Впервые, принимая объединение школьников, студент-практикант не только организует воспитательную работу с ними, но и несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Практика содействует осознанию и выполнению объективных требований самообразования и самовоспитания как необходимых условий профессионально-педагогического становления. В процессе деятельности происходит интенсивное обогащение профессионального опыта студента в самостоятельном создании коллектива, его развитии, организации повседневной совместной жизнедеятельности воспитанников. В условиях лагеря вожатый не приходит на работу, а живет вместе с детьми 24 часа в сутки, принимает самостоятельные решения. В лагере предстоит работа по созданию, развитию и сплочению временного детского коллектива. Все чаще в детских оздоровительных лагерях формируются разновозрастные отряды. В детском загородном лагере вожатый и воспитатель, и организатор детской жизни, и затейник, и няня, и медсестра, и мама, и папа и ... часто несмотря на небольшую разницу в возрасте с детьми. Планируя деятельность в загородном лагере, необходимо учесть следующее: " временный характер коллектива; " изменение привычной среды жизнедеятельности, большая связь с природой; " закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения; отсутствие родительской опеки, поддержки, контроля.
2. Права и обязанности студента-практиканта:
а) студент направляется на летнюю педагогическую практику в детский лагерь для работы в качестве вожатого (воспитателя);
б) вожатый подчиняется начальнику оздоровительного лагеря.
2.1. Вожатый-практикант обязан:
2.2. Студент-практикант имеет право:
2.3. В случае нарушения дисциплины и невыполнения своих обязанностей практикант может быть отстранен от прохождения практики.
2.4. Студент - практикант, не выполнивший программу практики, не переводится на следующий курс и не допускается к экзаменам.
3. Виды и содержание работы студентов:
3.1. Знакомство с организацией жизни и деятельности детского летнего оздоровительного лагеря.
Примерные вопросы начальнику лагеря (старшему воспитателю) на первой встрече:
3.2. Организационно-педагогическая деятельность.
Студент-практикант в процессе работы вожатым в детском оздоровительном лагере выполняет следующие виды педагогической деятельности:
3.3. Организация режима дня, активного отдыха детей.
Традиционно распределение мероприятий на протяжении дня называют режимом дня. Это не только организующий, но и важнейший оздоровительный элемент. Попытки его пересмотра должны предприниматься осторожно и обоснованно. Он варьируется в зависимости от вида загородного лагеря, периода пребывания в нем ребенка, состояния его здоровья и характера адаптации. В распорядке дня должны быть учтены все необходимые оздоровительные моменты на основе регулярности, систематичности их применения и оптимального чередования нагрузок с отдыхом. Дневной отдых - необходимый оздоровительный момент. Вместе с тем можно менять его наполнение, например посвятив его первые минуты релаксации, аутотренингу, психокоррекции, музыкотерапии. В основу рациональной организации распорядка дня и всей лагерной смены должно быть положено правильное сочетание разнообразных видов деятельности с учетом возрастных и половых особенностей детского организма, состояния здоровья и функциональных возможностей детей. Все виды деятельности в лагере - отрядные, общелагерные дела, спортивные игры - необходимо включать в план педагогической работы и равномерно распределять в течение всей смены.
3.4. Планирование воспитательной деятельности.
В процессе анкетирования все записи, касающиеся интересов детей и подростков группируются. Учитывая ожидания и интересы воспитанников, цели и задачи данной оздоровительной смены, прогнозируемую программу деятельности, летний календарь, способности и возможности вожатых и воспитателей, приступайте к планированию работы отряда. Программа деятельности вашего отряда должна быть ориентирована на детскую социальную среду. Нужно осознавать, что вся жизнь в детском лагере развивает опыт ребенка, расширяет и углубляет его.
При планировании желательно придерживаться следующих принципов:
а) безопасность всех мероприятий;
б) возможность проявления способностей детей в разных областях творческой деятельности;
в) возможность быстро поменять программу в случае дождя;
г) учет времени, проводимого КТД в зависимости от возраста детей и подростков.
д) создание ситуации успеха в процессе коллективной деятельности;
е) распределение эмоциональных нагрузок на протяжении всей смены;
ж) учет особенностей первых и последних дней смены;
з) последовательность планирования: дни заезда и отъезда, банные и родительский дни, общслагерные, традиционные, отрядные КТД.
3.5. Организация коллективно-творческой деятельности.
Этапы организации коллективной творческой деятельности в условиях детского лагеря:
3.6 Исследовательская деятельность студентов.
При проведении исследований по вопросам теоретической и практической деятельности студентов в качестве вожатых детских загородных лагерей необходимо, прежде всего, изучить и обобщить передовой опыт, накопленный в этой области. Однако, наряду с этим, важны исследования и поискового характера, связанные с разработкой и проверкой новых форм и методов теоретической и практической воспитательной работы студентов в детском лагере. Научно-исследовательскую работу студенты-практиканты проводят по темам курсовых работ, летних творческих заданий, дипломных работ. Результаты оформляются в виде научного доклада.
3.7. Задания студентам (возможны изменения, корректировка)
Составить паспорт загородного детского лагеря отряда, в котором студент проходил летнюю педагогическую практику, отвечая на следующие вопросы:
Основная цель и задачи, которые ставит перед собой вожатый (на конкретную смену)
научить детей "______________ "
познакомить"___________________ "
помочь "________________ "
привить навыки "___________ "
приобщить "____________"
научиться самому узнать" _______"
другое.
Информация о загородном лагере:
Информация об отряде:
а) охарактеризовать особенности организации работы с детьми в данном детском оздоровительном лагере;
б) описать и проанализировать проблемы, возникшие в отношениях "вожатый-вожатый", "вожатый-администрация", "вожатый-дети", "вожатый-родители" в процессе работы в детском оздоровительном лагере;
в) перечислить формы работы, пользующиеся успехом у детей данного возраста с которыми работал на практике студент;
г) перечислить наиболее часто встречающиеся трудности в работе (при планировании; отборе содержания; диагностике личности, коллектива; организации работы; во взаимоотношениях с администрацией, детьми, родителями, коллегами; в решении нестандартных ситуаций; в решении конфликтных ситуаций с детьми; в решении особых ситуаций - энурезе, воровстве, проблеме сна, сексуальном поведении и т.д.);
д) ваши советы будущему вожатому.
Перечислите вопросы, "забытые" на занятиях по подготовке к летней педагогической практике.
Разработайте предложения по совершенствованию занятий по летней педагогической практике.
Представьте разработку (одну или две) коллективного творческого дела, проведенного в отряде, на тему, предложенную преподавателем.
Представьте анализ проведенного КТД.
Представьте анализ собственной деятельности в детском оздоровительном лагере.
4. Деятельность руководителя летней педагогической практики:
4.1. Организация встречи студентов с руководителями загородного детского лагеря.
Советы преподавателю:
4.2. Посещение загородного детского лагеря руководителем практики.
В период посещения детского оздоровительного лагеря преподавателю рекомендуется:
1. Встретиться с каждым студентом-практикантом, ответить на все возникшие в период работы вопросы.
2. Посмотреть бытовые условия жизни, отношение практиканта к данному виду практики, что по его мнению у него получается, что нет и почему, какая помощь нужна (по возможности оказать на месте).
3. Понаблюдать за работой практиканта с детьми (стиль общения с детьми; учет возрастных особенностей в проводимой работе; роль детей и практиканта в подготовке и проведении дела, соответствие формы одежды детей погоде, месту проведения, форме проведения и содержанию).
4. Выявить удачные и неудачные моменты в работе практиканта в ходе мероприятия.
5. Провести беседу с руководством лагеря по следующим вопросам: " отношение практиканта к выполняемым обязанностям; оказание помощи администрацией лагеря и педколлективом лагеря; " наличие и соблюдение графика выходных дней для практикантов; " пожелания в адрес педагогического заведения по подготовке студентов к летней педагогической практике.
4.3. Подготовка и проведение научно-пракгической конференции но итогам летней педагогической практики.
В начале следующего за практикой нового учебного года руководитель проводит итоговую научно-практическую конференцию па факультете.
К итоговой конференции студенты готовят выставки, где демонстрируют различные наглядные материалы, характеризующие лагерную жизнь, отрядные уголки, рисунки, эмблемы, поделки детей, планы работ. Желательно на конференцию пригласить студентов тех курсов, которые выходят на летнюю практику в текущем году.
На конференции студенты в своих выступлениях делятся опытом работы, вносят предложения, анализируют собственную деятельность, рассказывают о проведенных исследованиях в лагере.
Руководители лагерей, в которых проходили летнюю педагогическую практику студенты, делятся впечатлениями о деятельности студентов-практикантов в должности вожатых (воспитателей).
Руководитель практики выступает с сообщением по итогам практики, анализирует самостоятельную профессиональную деятельность студентов, подводит итоги работы.
На конференции студентам сообщают оценки за летнюю педагогическую практику.