Содержание программы практики

В жизни каждого ребенка, которому предстоит учиться в школе, есть очень сложный и интересный период - первые дни пребывания в школе. У ребенка резко меняется социальный статус и окружение, другой вид деятельности выступает на первый план, потеснив игру. В первые дни пребывания в школе дети обычно наивны и непосредственны, хотя некоторые чувствуют себя неуютно. Практика будущих учителей начальных классов в этот период - яркий по впечатлениям и очень ценный по информативности период становления педагогов.

В период данного вида практики студента необходимо познакомить со следующими видами деятельности:

В ходе практики студенты должны принять участие в:

В процессе практики у студентов должны быть сформированы умения наблюдать и анализировать деятельность учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Студенты получают определенный опыт общения с первоклассниками и их родителями. В ходе практики студенты ведут документацию: дневник педагогической практики, психолого-педагогическая характеристика на отдельного учащегося.

Подготовительный этап к данному виду практики начинается в конце предыдущего учебного года, когда студентам сообщается о предстоящей практике и ее сроках проведения. Им предлагается литература, с которой следует предварительно ознакомиться, а также могут быть даны и отдельные психолого-педагогические задания исследовательского плана, как, например: побеседовать с несколькими будущими первоклассниками и их родителями до начала учебного года и после первой недели их пребывания в школе. Целесообразно также в конце учебного года провести встречу с учителями начальной школы, которые расскажут об особенностях этого периода.

Студенты выходят на эту практику в преддверии нового учебного года с тем, чтобы присутствовать на первых родительских собраниях и познакомиться с той работой по приему первоклассников, которая уже была проведена школой (запись детей, первичное выявление их готовности к обучению, комплектование классов, общая характеристика нового контингента). Как правило, перед выходом в школу проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с задачами и содержанием практики "Первые дни ребенка в школе", получают задания по педагогике и частным методикам, знакомятся с техникой их выполнения и обработки полученных данных, с тематикой на итоговой конференции.

На установочной конференции в школе студенты - практиканты получают информацию о подготовке к приему первоклассников, знакомятся с планированием учебно-воспитательной работы, составляют график проведения практики. Несмотря на очень сжатые сроки этой практики, целесообразно, чтобы студенты побывали не только в одном классе, но и смогли хотя бы два - три урока посмотреть в других классах и у других учителей, занятия в детском саду, классах, работающих по вариативным программам и методикам.

В течение первой учебной недели студенты наблюдают все уроки в 1 - м классе, ведут запись и в конце каждого дня совместно с методистом и учителем анализируют уроки. При разборе необходимо обратить внимание на специфику первых уроков, особенности деятельности учителя по выявлению подготовленности детей, уровня их общего развития, а также по обучению и воспитанию учащихся.

Для определения готовности детей к обучению в школе каждый студент наблюдает и опрашивает двух - трех учеников, используя специальные задания. Полученный в результате опроса отдельными студентами материал по всем предметам сводится воедино, результаты передаются учителю для практического использования, а также служат основой для подготовки сообщений студентов на конференции.

При этом студенты должны осознать сложность перехода ребенка из одного состояния в другое и осуществить с помощью школьного психолога, учителя и родителей диагностику готовности ребенка к обучению в школе. Необходимо обратить внимание студентов на отличия и сходства детей дошкольного и младшего школьного возраста. Р.В. Овчарова в "Справочной книге школьного психолога" (1993) приводит такую сопоставительную таблицу.

 ТАБЛИЦА:

  ДОШКОЛЬНИК
 МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК
ОБЩЕЕ:

Восприимчивость, внушаемость, податливость.

Отзывчивость, способность к сопереживанию.

Общительность, большая подражаемость.

Легкая возбудимость, эмоциональность.

Любознательность и запечатлеваемость.

Устойчивое бодрое и радостное настроение.

Преобладающие мотивы связаны с интересом к миру взрослых, установлением положительных отношений с окружающими.

Отчетливое проявление в поведении типологических свойств высшей нервной системы.

Пластичность нервной системы.

Подвижность, непоседливость.

Импульсивность поведения.

Общая недостаточность воли.

Неустойчивость, непроизвольность внимания.

Первоначальное формирование личности на основе возникновения соподчинения мотивов, связанное с их борьбой. Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств.
Формирование первых этических инстанций и на их основе моральной оценки, определяющей отношение к другим людям. Формирование нового уровня потребностей, позволяющих ему действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами.
Образование "детского общества". Возникновение относительно устойчивых форм поведения.
Развитие самооценки и притязаний как выражение социальной активности. Образование детского коллектива, формирование общественной направленности личности, т.е. обращенности к коллективу сверстников.
Преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры. Требовательность, избирательность отношений к товарищам. Наибольшая значимость авторитета учителя.
Связь наиболее сильных переживаний с окружающими. Преобладание мотивов поведения, связанных с учением.
Наибольшая значимость первого круга общения (семья). Принятие требований выполнения норм поведения как необходимых.
Правдивость, открытость. Развитие нового познавательного отношения к действительности.
Неустойчивость интересов и желаний. Острота и свежесть восприятия.
Преобладание неустойчивого внимания, памяти. Яркость воображения.
Выделение собственной деятельности, самоконтроль в ней. Глобальность интересов.
Формирование способности решать жизненные задачи путем логических рассуждений. Дифференциация способностей.
Упорядочение чувственного опыта. Внутренняя позиция школьника.
Преобладание неустойчивого внимания, памяти. Яркость воображения.
<1>