Содержание программы практики
В жизни каждого ребенка, которому предстоит учиться в школе, есть очень сложный и интересный период - первые дни пребывания в школе. У ребенка резко меняется социальный статус и окружение, другой вид деятельности выступает на первый план, потеснив игру. В первые дни пребывания в школе дети обычно наивны и непосредственны, хотя некоторые чувствуют себя неуютно. Практика будущих учителей начальных классов в этот период - яркий по впечатлениям и очень ценный по информативности период становления педагогов.
В период данного вида практики студента необходимо познакомить со следующими видами деятельности:
В ходе практики студенты должны принять участие в:
В процессе практики у студентов должны быть сформированы умения наблюдать и анализировать деятельность учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Студенты получают определенный опыт общения с первоклассниками и их родителями. В ходе практики студенты ведут документацию: дневник педагогической практики, психолого-педагогическая характеристика на отдельного учащегося.
Подготовительный этап к данному виду практики начинается в конце предыдущего учебного года, когда студентам сообщается о предстоящей практике и ее сроках проведения. Им предлагается литература, с которой следует предварительно ознакомиться, а также могут быть даны и отдельные психолого-педагогические задания исследовательского плана, как, например: побеседовать с несколькими будущими первоклассниками и их родителями до начала учебного года и после первой недели их пребывания в школе. Целесообразно также в конце учебного года провести встречу с учителями начальной школы, которые расскажут об особенностях этого периода.
Студенты выходят на эту практику в преддверии нового учебного года с тем, чтобы присутствовать на первых родительских собраниях и познакомиться с той работой по приему первоклассников, которая уже была проведена школой (запись детей, первичное выявление их готовности к обучению, комплектование классов, общая характеристика нового контингента). Как правило, перед выходом в школу проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с задачами и содержанием практики "Первые дни ребенка в школе", получают задания по педагогике и частным методикам, знакомятся с техникой их выполнения и обработки полученных данных, с тематикой на итоговой конференции.
На установочной конференции в школе студенты - практиканты получают информацию о подготовке к приему первоклассников, знакомятся с планированием учебно-воспитательной работы, составляют график проведения практики. Несмотря на очень сжатые сроки этой практики, целесообразно, чтобы студенты побывали не только в одном классе, но и смогли хотя бы два - три урока посмотреть в других классах и у других учителей, занятия в детском саду, классах, работающих по вариативным программам и методикам.
В течение первой учебной недели студенты наблюдают все уроки в 1 - м классе, ведут запись и в конце каждого дня совместно с методистом и учителем анализируют уроки. При разборе необходимо обратить внимание на специфику первых уроков, особенности деятельности учителя по выявлению подготовленности детей, уровня их общего развития, а также по обучению и воспитанию учащихся.
Для определения готовности детей к обучению в школе каждый студент наблюдает и опрашивает двух - трех учеников, используя специальные задания. Полученный в результате опроса отдельными студентами материал по всем предметам сводится воедино, результаты передаются учителю для практического использования, а также служат основой для подготовки сообщений студентов на конференции.
При этом студенты должны осознать сложность перехода ребенка из одного состояния в другое и осуществить с помощью школьного психолога, учителя и родителей диагностику готовности ребенка к обучению в школе. Необходимо обратить внимание студентов на отличия и сходства детей дошкольного и младшего школьного возраста. Р.В. Овчарова в "Справочной книге школьного психолога" (1993) приводит такую сопоставительную таблицу.
ТАБЛИЦА:
ДОШКОЛЬНИК
|
МЛАДШИЙ
ШКОЛЬНИК
|
ОБЩЕЕ:
|
|
Восприимчивость, внушаемость, податливость. Отзывчивость, способность к сопереживанию. Общительность, большая подражаемость. Легкая возбудимость, эмоциональность. Любознательность и запечатлеваемость. Устойчивое бодрое и радостное настроение. Преобладающие мотивы связаны с интересом к миру взрослых, установлением положительных отношений с окружающими. Отчетливое проявление в поведении типологических свойств высшей нервной системы. Пластичность нервной системы. Подвижность, непоседливость. Импульсивность поведения. Общая недостаточность воли. Неустойчивость, непроизвольность внимания. |
|
Первоначальное формирование личности на основе возникновения соподчинения мотивов, связанное с их борьбой. | Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств. |
Формирование первых этических инстанций и на их основе моральной оценки, определяющей отношение к другим людям. | Формирование нового уровня потребностей, позволяющих ему действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами. |
Образование "детского общества". | Возникновение относительно устойчивых форм поведения. |
Развитие самооценки и притязаний как выражение социальной активности. | Образование детского коллектива, формирование общественной направленности личности, т.е. обращенности к коллективу сверстников. |
Преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры. | Требовательность, избирательность отношений к товарищам. Наибольшая значимость авторитета учителя. |
Связь наиболее сильных переживаний с окружающими. | Преобладание мотивов поведения, связанных с учением. |
Наибольшая значимость первого круга общения (семья). | Принятие требований выполнения норм поведения как необходимых. |
Правдивость, открытость. | Развитие нового познавательного отношения к действительности. |
Неустойчивость интересов и желаний. | Острота и свежесть восприятия. |
Преобладание неустойчивого внимания, памяти. | Яркость воображения. |
Выделение собственной деятельности, самоконтроль в ней. | Глобальность интересов. |
Формирование способности решать жизненные задачи путем логических рассуждений. | Дифференциация способностей. |
Упорядочение чувственного опыта. | Внутренняя позиция школьника. | Преобладание неустойчивого внимания, памяти. | Яркость воображения. |