Распределительное свойство умножения
Знакомство младших школьников с распределительным свойством умножения, так же как с переместительным и сочетательным, обусловливается логикой построения курса.
Возможен вариант, когда сам термин " распределительное свойство умножения" не вводится, а рассматриваются два правила:
А) умножение суммы на число;
Б) умножение числа на сумму.
Изучение этих правил разведено во времени, т. к. первое правило лежит в основе вычислительного приема умножения двузначного числа на однозначное (в пределах 100), а второе правило вводится для разъяснения способа действия при умножении двузначного числа на однозначное "в столбик".
Этот вариант нашел отражение в учебниках М2М и М3М. Для усвоения правила умножения суммы на число в учебнике М2М предложены задания:
Задание 1:
Три группы детей сделали к празднику каждая по 6 масок зверей и 4 маски птиц. Сколько всего масок сделали дети? Рассмотри два способа решения этой задачи и объясни каждый из них.
Первый способ:
(6+4)*3=10*3=30
Ответ:30 масок.
Второй способ:
6*3+4*3=18+12=30
Ответ:30 масок.
Задание 2:
Реши двумя способами:(5+2)*9. Сначала, как указано, вычисли сумму, а потом умножь ее на число.
Умножь на число каждое из слагаемых и полученные результаты сложи. Сравни полученные ответы.
Задание 3:
Вычисли:
1) (2+8)*8
(8+1)*5
(10+9)*4
(9+1)*7
2) (3+4)*6
(6+4)*7
(10+2)*8
(6+4)*10
При изучении правила умножения числа на сумму в учебнике М3М дается рисунок и две записи:
1) 3*(6+2)=3*8=24;
2) 3*(6+2)=3*6+3*2=18+6=24.
Учащимся предлагается объяснить по рисунку и записям, как можно умножить число 3 на сумму чисел 6 и 2.
Для закрепления свойства умножения числа на сумму выполняются упражнения:
Задание 4:
Объясни разные способы решения:
А) 9*(4+3)=9*7=63,
Б) 9*(4+3)=9*4+9*3=36+27=63.
Задание 5:
Вычисли разными способами значения выражений:
6*(5*4),
80*(1+6),
20*(2+3).
Как можно умножить число на сумму?
Задание 6:
Вычисли результат удобным способом:
4*(10+2),
9*(7+3),
3*(20+5).
Задание 7:
Вставь знаки <, > или =, чтобы получились верные записи:
(5+2)*3 …
5*3+2*3 (6+3)*4 …
6*4+3*4.
Задание 8:
Чем похожи все выражения левого столбика? Чем похожи все выражения правого столбика? Какие выражения слева и справа имеют одинаковые значения?
6+3)*9,
(7+2)*6,
(5+3)*7,
(3+4)*8,
(2+8)*3,
2*3+8*3,
3*8+4*8,
6*9+3*9,
7*6+2*6,
5*3+3*7 - Запиши ответ числовыми равенствами.
Правило: При умножении суммы на число можно каждое слагаемое умножить на это число и полученные результаты сложить.
Задание 9:
Можно ли утверждать, что значения выражений в каждом столбике одинаковы:
12*5,
14*6,
16*4,
(8+4)*5,
(10+4)*6,
(8+8)*4,
(7+5)*5,
(5+9)*6,
(9+7)*4,
(10+2)*5,
(7+7)*6,
(10+6)*4.
Задание10:
Вставь пропущенные числа, чтобы равенства были верными:
(8+…)*3=…+4*3, (6+…)*7=6*7+49, (5+…)*…=5*8+32
(…+…)*5=35+45, (…+…)*…=63+72, (6+9)*…=36+…
Задание 11:
Не выполняя вычислений, сравни значения выражений:
83*(20+7) …
83*27
83*(20+7) …
83*20+83*7
83*27 …
83*20+83*7
(80+3)*27 …
80*27+3*27
83*27 …
80*27+3*27
Задание 12:
Можно ли, не вычисляя значений выражений, сказать, на сколько значение одного выражения в каждой
паре больше или меньше другого:
(17+5)*4
3*7+6*7
(34+6)*8
8*9+7*9
(17+5)*5
(3+6)*6
(34+5)*8
(8+6)*9
Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. "Моя математика" 3кл.,1-я часть, Школа 2100.
Задание 1:Придумай задачи к выражениям:
(3+7)*5;
(7+10)*4.
Найди решение удобным для тебя способом.
Задание 2:Сравни >, <, =. C-натуральное число.
(а+в)*с * а*с+в*с
(а+в)*с * в*с+а*с
а*в * в*а
Задание 3:Четырех храбрых путешественников попросили собрать 20 веток для костра.
Справятся ли они с заданием, если каждый из них сорвет по три больших и две маленьких ветки? Сколько есть способов ответить на этот вопрос? Реши задачу по действиям.
Задание 4:Витя записал 2 столбика выражений.
Для каждого выражения левого столбика найди выражение правого столбика с таким же значением и найди его значение:
А)140*2= .......а)(100+2)*3=
В)102*3= ......в)(100+40)*2=
Какие свойства умножения помогли тебе найти значения выражений левого столбика?