Педагогическая симптоматика трудностей Психологические и другие причины Задания для психодиагностики и коррекции Психолого - педагогические рекомендации
Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова Низкий уровень синтеза звуковых элементов Задание29
Недостатки в развитии звукобуквенных ассоциаций Задание 46
Недостаточное знание букв алфавита Задания 12, 14, 15, 40
Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение Отработать понятие "звук" и "буква"
Побуквенное или слоговое чтение Несформированность процесса синтеза звукобуквенных элементов Задания 29, 49, 50 "Вычистить" согласные звуки
Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположеной строчки вместо нижней Недостаточное развитие анализа пространственных отношений Задания 41, 42
Неустойчивость произвольного внимания Задание 2
Неправильное чтение похожих по начертанию букв (например: "фозетка" вместо "розетка)" Несформированность процессов зрительного анализа Задания 4, 5, 60, 65
Неупроченность ассоциаций между звуковой и графической формами буквы Задания 21, 40
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений Задания 41, 42
Потеря строки при чтении Неустойчивость произвольного внимания Задание 2
Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажением (например: "исповедь" вместо "исподволь", "маяться" вместо "маятники", "выше" вместо "вышла") Недостаточность зрительного анализа слова (синкретичность восприятия) Задания 35, 58, 59, 61, 62, 64
"Зеркальное" чтение(чтение слов справа на лево) Несформированность однонаправленности считывания слева направо Задания 6, 62
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений Задания 41, 42, 61
Прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв последующими, например "разряд" вместо "заряд","апаликация" вместо "аппликация".) Несформированность прцессов произвольного внимания Задания 2, 57, 60
Недостаточность процессов зрительного анализа Задания 5, 60, 65, 68, 69
Индивидуальные особенности темперамента(холерический) Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль
Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую Отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным образами слов Задание 46
Торопливость при чтении, что приводит к плохому пониманию прочитанного Повышенная возбудимость (холерический темперамент) Задание 70
Чрезмерная автоматизация навыка чтения Задание 70
Нечеткое произношение Недоразвитие фонетико - фонематического восприятия Задание 26 Консультация логопеда
Недостатки в артикулировании Задание 32
Низкая скорость чтения Недостаточность зрительного анализа буквенного материала (неразличие сходных по написанию букв, слов) Задания 60, 7, 1, 72
Несформированность процесса синтеза звуковых элементов Задания 73, 74
Не выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком Задания 37, 46
Недостатки в артикулировании Задание 32 Консультация логопеда
Малый объем восприятия Задания 37, 38, 72
Инертность нервных процессов Предоставить возможность читать в удобном темпе
Неустойчивость произвольного внимания Задание 2
Челночное чтение(чтение с возвратом) Не сформирована однонаправленность считывания слева направо Задание 6
Смешивание букв по акустическим или артикуляционым признакам Не упрочены звукобуквенные ассоциации Задание 46
Недостаточное развитие фонематического анализа Задание 26
Недостатки в произношении ("грязные" согласные звуки) Задания 30, 31 Консультация логопеда
Ограниченный словарный запас Недостаточное развитие прцессов памяти Задания 14, 17, 21
Слабая познавательная активность Задание 51
Недостатки в развитии мыслительных операций классификации, обобщения Задания 18,19
Плохое запоминание прозы и стихотворения Механическое запоминание (недостаточная опора на мыслительную деятельность) Задания 13, 17, 21
Недостаточность непосредственного произвольного запоминания Задания 12, 14
Недостатки в развитии воображения Задание 52
Астеническое состояниее Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня")
Не может пересказывать прочитанное своими словами, стремится к дословному пересказу Слабая активизация мыслительной деятельности при чтении Задания 51, 53, 54, 55 Составить план к тексту
Невладение приемами смысловой обработки текста Задания 13, 21, 53 - 56
Плохое речевое развитие, маленький словарный запас, не может производить синонимическую замену слов Задания 66, 67
Непонимает прочитанного Задания 20, 2, 1, 55
Недостатки в развитии мышления Задания 1, 18, 19
Недостатки в развитии воображения Задание 52
Не может выделить главное, существенное Задания 53, 54, 55
Не может изменять конструкцию предложений Задание 67
Смешивание значений слов Недоразвитие фонетики - фонематического восприятия Задание 26
Недостатки в артикуляции Задание 32 Консультация логопеда
Недостаточная гибкость мышления Задание 16
"Механическое чтение (непонимание читаемого текста: искажение смысла слов, непонимание смысла слов, фразы, текста) Некритичность мышления Задания 54, 56 Обогащать словарный запас. Поиск учащимися незнакомых слов в тексте. Развивать воображение. Подбирать ононимы, синонимы, антонимы. Развивать мышление и память.
Поверхностная смысловая обработка текста Задания 20, 2, 1, 55
Негибкость мышления Задание 16
Неустойчивость внимания Задание 2
Неумение выделить существенное Задания 53, 54, 55
Слишком быстрый или слишком медленный темп чтения Задание 70 Совершенствовать навыки чтения. Использовать прием "испорченные предложения" (пропуск слов, вместо одного предлога написан другой, в предложения всавлены лишние слова и др.)
Недостатки в развитии памяти Задания 12 - 15
Недостатки в развитии воображения Задание 52
Плохо владеет техникой чтения Задания 37, 49
Недостаточно сформирована мыслительная операция абстрагирования Задания 51, 75
Не развита антиципация (предвосхищение событий) Задание 55
Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу Недостаточная гибкость мышления Задание 16
Недостаточное развитие фонетико - фонематического анализа Задание 26
Недостатки в произношении отдельных звуков Задания 26, 30, 31 Консультация логопеда
Не умеет выделить главное в прочитанном Недостатки в развитии вербально - смыслового анализа Задания 53, 54, 55
Низкий уровень развития произвольной памяти Задания 13, 14
Не сформирована мыслительная операция сравнения Задания 25, 33, 48
Не умеет отвлечься от несущественного Недостаточность операций абстрагирования Задания 21, 51, 75 Осознать ненужное; отпустить в тексте то, что несущественно для понимания; расположить учебный материал по степени важности; сравнить явления, сходные в главном, и отличные во второстепенных проявлениях
Низкий уровень развития процессов мыслительного анализа Задания 20, 54
Трудности при узнавании того же самого, но в другой форме Недостаточность мыслительной операции обобщения Задания 18, 20
Недостаточность мыслительной операции абстрагирования Задания 21, 51, 75
Не усвоено понятие инвариантности Задание 67
Путает звуки и буквы Недостаточность процесса звукобуквенного анализа Задание 28
Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение Отработать понятия "звук" и "буква"
Невыразительность чтения Не понимает читаемого Задания 20, 21, 55
Не умеет подчинить свою речь синтаксическому строю читаемого Задание 63
Плохо владеет техникой чтения Задания 37, 49 Определите конкретное затруднение в чтении у ученика и найдите его в данной таблице
Недостаточно развит фонематический анализ Задание 26
"Угадывающее" чтение Недостаточность процессов анализа (синкретичность восприятия) Задания 58, 59, 61, 62, 64