Педагогическая
симптоматика трудностей |
Психологические
и другие причины |
Задания для психодиагностики
и коррекции |
Психолого - педагогические
рекомендации |
Затруднения при слиянии
букв в слоги, слогов в слова |
Низкий уровень синтеза звуковых элементов |
Задание29 |
|
Недостатки в развитии звукобуквенных ассоциаций |
Задание 46 |
|
Недостаточное знание букв алфавита |
Задания 12, 14, 15, 40 |
|
Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение |
|
Отработать понятие "звук" и "буква" |
Побуквенное или слоговое чтение |
Несформированность процесса синтеза звукобуквенных
элементов |
Задания 29, 49, 50 |
"Вычистить" согласные звуки |
Повторное считывание той
же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположеной строчки вместо
нижней |
Недостаточное развитие анализа пространственных
отношений |
Задания 41, 42 |
|
Неустойчивость произвольного внимания |
Задание 2 |
|
Неправильное чтение похожих
по начертанию букв (например: "фозетка" вместо "розетка)" |
Несформированность процессов зрительного анализа |
Задания 4, 5, 60, 65 |
|
Неупроченность ассоциаций между звуковой и графической
формами буквы |
Задания 21, 40 |
|
Недостаточное развитие анализа пространственных
отношений |
Задания 41, 42 |
|
Потеря строки при чтении |
Неустойчивость произвольного внимания |
Задание 2 |
|
Правильно прочитывается начало слова,
а конец читается с искажением (например: "исповедь" вместо "исподволь",
"маяться" вместо "маятники", "выше" вместо "вышла") |
Недостаточность зрительного анализа слова (синкретичность
восприятия) |
Задания 35, 58, 59, 61, 62, 64 |
|
"Зеркальное" чтение(чтение
слов справа на лево) |
Несформированность однонаправленности считывания
слева направо |
Задания 6, 62 |
|
Недостаточное развитие анализа пространственных
отношений |
Задания 41, 42, 61 |
|
Прочитывание слов с ошибками
(пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв последующими,
например "разряд" вместо "заряд","апаликация" вместо "аппликация".) |
Несформированность прцессов произвольного внимания |
Задания 2, 57, 60 |
|
Недостаточность процессов зрительного анализа |
Задания 5, 60, 65, 68, 69 |
|
Индивидуальные особенности темперамента(холерический) |
|
Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль |
Трудности при переводе слов из слуховой
формы в графическую |
Отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным
образами слов |
Задание 46 |
|
Торопливость при чтении,
что приводит к плохому пониманию прочитанного |
Повышенная возбудимость (холерический темперамент) |
Задание 70 |
|
Чрезмерная автоматизация навыка чтения |
Задание 70 |
|
Нечеткое произношение |
Недоразвитие фонетико - фонематического восприятия |
Задание 26 |
Консультация логопеда |
Недостатки в артикулировании |
Задание 32 |
|
Низкая скорость чтения |
Недостаточность зрительного анализа буквенного материала
(неразличие сходных по написанию букв, слов) |
Задания 60, 7, 1, 72 |
|
Несформированность процесса синтеза звуковых элементов
|
Задания 73, 74 |
|
Не выработаны прочные ассоциации между буквой и
звуком |
Задания 37, 46 |
|
Недостатки в артикулировании |
Задание 32 |
Консультация логопеда |
Малый объем восприятия |
Задания 37, 38, 72 |
|
Инертность нервных процессов |
|
Предоставить возможность читать в удобном темпе |
Неустойчивость произвольного внимания |
Задание 2 |
|
Челночное чтение(чтение с возвратом) |
Не сформирована однонаправленность считывания слева
направо |
Задание 6 |
|
Смешивание букв по акустическим
или артикуляционым признакам |
Не упрочены звукобуквенные ассоциации |
Задание 46 |
|
Недостаточное развитие фонематического анализа |
Задание 26 |
|
Недостатки в произношении ("грязные" согласные звуки) |
Задания 30, 31 |
Консультация логопеда |
Ограниченный словарный
запас |
Недостаточное развитие прцессов памяти |
Задания 14, 17, 21 |
|
Слабая познавательная активность |
Задание 51 |
|
Недостатки в развитии мыслительных операций классификации,
обобщения |
Задания 18,19 |
|
Плохое запоминание прозы
и стихотворения |
Механическое запоминание (недостаточная опора на
мыслительную деятельность) |
Задания 13, 17, 21 |
|
Недостаточность непосредственного произвольного
запоминания |
Задания 12, 14 |
|
Недостатки в развитии воображения |
Задание 52 |
|
Астеническое состояниее |
|
Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение
"разгрузочного дня") |
Не может пересказывать
прочитанное своими словами, стремится к дословному пересказу |
Слабая активизация мыслительной деятельности при
чтении |
Задания 51, 53, 54, 55 |
Составить план к тексту |
Невладение приемами смысловой обработки текста |
Задания 13, 21, 53 - 56 |
|
Плохое речевое развитие, маленький словарный запас,
не может производить синонимическую замену слов |
Задания 66, 67 |
|
Непонимает прочитанного |
Задания 20, 2, 1, 55 |
|
|
Недостатки в развитии мышления |
Задания 1, 18, 19 |
|
Недостатки в развитии воображения |
Задание 52 |
|
Не может выделить главное, существенное |
Задания 53, 54, 55 |
|
Не может изменять конструкцию предложений |
Задание 67 |
|
Смешивание значений слов |
Недоразвитие фонетики - фонематического восприятия |
Задание 26 |
|
Недостатки в артикуляции |
Задание 32 |
Консультация логопеда |
Недостаточная гибкость мышления |
Задание 16 |
|
"Механическое чтение (непонимание
читаемого текста: искажение смысла слов, непонимание смысла слов, фразы,
текста) |
Некритичность мышления |
Задания 54, 56 |
Обогащать словарный запас. Поиск учащимися
незнакомых слов в тексте. Развивать воображение. Подбирать ононимы, синонимы,
антонимы. Развивать мышление и память. |
Поверхностная смысловая обработка текста |
Задания 20, 2, 1, 55 |
Негибкость мышления |
Задание 16 |
Неустойчивость внимания |
Задание 2 |
Неумение выделить существенное |
Задания 53, 54, 55 |
Слишком быстрый или слишком медленный темп чтения |
Задание 70 |
Совершенствовать навыки чтения. Использовать
прием "испорченные предложения" (пропуск слов, вместо одного предлога написан
другой, в предложения всавлены лишние слова и др.) |
Недостатки в развитии памяти |
Задания 12 - 15 |
Недостатки в развитии воображения |
Задание 52 |
Плохо владеет техникой чтения |
Задания 37, 49 |
Недостаточно сформирована мыслительная операция
абстрагирования |
Задания 51, 75 |
Не развита антиципация (предвосхищение событий) |
Задание 55 |
Трудности понимания слов,
сходных по звуковому составу |
Недостаточная гибкость мышления |
Задание 16 |
|
Недостаточное развитие фонетико - фонематического
анализа |
Задание 26 |
|
Недостатки в произношении отдельных звуков |
Задания 26, 30, 31 |
Консультация логопеда |
Не умеет выделить главное
в прочитанном |
Недостатки в развитии вербально - смыслового анализа |
Задания 53, 54, 55 |
|
Низкий уровень развития произвольной памяти |
Задания 13, 14 |
|
Не сформирована мыслительная операция сравнения |
Задания 25, 33, 48 |
|
Не умеет отвлечься от несущественного
|
Недостаточность операций абстрагирования |
Задания 21, 51, 75 |
Осознать ненужное; отпустить в тексте то, что несущественно
для понимания; расположить учебный материал по степени важности; сравнить
явления, сходные в главном, и отличные во второстепенных проявлениях |
Низкий уровень развития процессов мыслительного
анализа |
Задания 20, 54 |
|
Трудности при узнавании
того же самого, но в другой форме |
Недостаточность мыслительной операции обобщения |
Задания 18, 20 |
|
Недостаточность мыслительной операции абстрагирования |
Задания 21, 51, 75 |
|
Не усвоено понятие инвариантности |
Задание 67 |
|
Путает звуки и буквы |
Недостаточность процесса звукобуквенного анализа |
Задание 28 |
|
Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение |
|
Отработать понятия "звук" и "буква" |
Невыразительность чтения
|
Не понимает читаемого |
Задания 20, 21, 55 |
|
Не умеет подчинить свою речь синтаксическому строю
читаемого |
Задание 63 |
|
Плохо владеет техникой чтения |
Задания 37, 49 |
Определите конкретное затруднение в чтении у ученика
и найдите его в данной таблице |
Недостаточно развит фонематический анализ |
Задание 26 |
|
"Угадывающее" чтение |
Недостаточность процессов анализа (синкретичность
восприятия) |
Задания 58, 59, 61, 62, 64 |
|