Педагогическая
симптоматика трудностей |
Психологические
и другие причины |
Задания для психодиагностики
и коррекции |
Психолого - педагогические
рекомендации |
Замена согласных букв,
близких к акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв
(например, "зуки" вместо "жуки","шапаги" вместо "сапоги".) |
Недоразвитие фонетико - фонематического
анализа |
Задания 26, 27 |
|
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания |
Задание 2 |
|
Несформированность звукобуквенных ассоциаций |
Задания 40, 46 |
|
Недостатки в произношении |
Задания 31, 32 |
Консультация |
Пропуск гласных букв, слогов,
недописывание слов и предложений (например, "трва" вместо "трава", "кродил"
вместо "крокодил", "жвт" вместо "живет", "набухл" вместо "набухли" и т.
д.) |
Недостаточность звукобуквенного анализа |
Задание 28 |
|
Неустойчивость внимания |
Задания 26, 5 |
|
Сниженная работоспособность |
|
Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение
"разгрузочного дня") |
Индивидуально - психологические особенности (особенности
темперамента) |
|
Завышение концентрации внимания, усиление самоконтроля |
Трудности с употреблением
мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (например, "веселки"
вместо "васильки", "кон" вместо "конь", "смали" вместо "смяли".) |
Недостатки вразвитии фонетико - фонематического
анализа |
Задания 26, 27 |
|
Не развито умение дифференцировать мышечные усилия |
Задание 43(9) |
|
Не усвоены правила правописания |
|
Ликвидировать пробелы в знаниях |
Ошибки на определение места
звука в слове, на выделение звука из слова |
Несформированность фонетико - фонематического анализа |
Задания 26, 27 |
|
Недостаточность развития анализа пространственных
отношений |
Задания 41, 42 |
|
Трудности при выделении
слова из предложения, при определении количества названных слов |
Недостатки в развитии вербального анализа |
Задание 34 |
|
Несформированность понятия числа |
Задания 88, 89 |
|
Неразличение звуков в слове,
выделение только акустически сильных |
Недоразвитие фонетики - фонематического анализа |
Задания 26, 27 |
Консультация логопеда |
Недостаточность звукового анализа |
Задание 28 |
|
Затруднения при определении
последовательности звуков в слове |
Недостатки в развитии звукового анализа |
Задание 28 |
|
Слабое развитие слуховой памяти |
Задания 14, 15 |
|
Неразличение при письме
сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т, б-д и др.) |
Недостаточность зрительного анализа |
Задания 5, 33, 40, 44, 76 |
|
Несформированность анализа пространственных отношений |
Задания 41, 42 |
|
Недоговаривание, добавление
звуков |
Недоразвитие фонетики - фонематического анализа |
Задания 26, 27 |
Консультация логопеда |
Недостаточность процесса звукового анализа |
Задание 28 |
|
Недостатки в артикулировании |
Задание 32 |
Консультация логопеда |
Добавление гласных букв,
(например, "галака" вместо "галка", "тарава" вместо "трава", "кувашин" вместо
"кувшин".) |
Несформированность звукобуквенного анализа |
Задание 28 |
|
Неустойчивость произвольного внимания |
Задание 2 |
|
Перестановка букв и слогов в словах (например,
"звял" вместо "звал", "пеперисал" вместо "переписал", "уманя" вместо "умная".)/td>
| Недостаточность зрительного анализа |
Задания 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76 |
|
Недостаточность звукобуквенного анализа |
Задание 28 |
Консультация логопеда (при недостатках произношения) |
Неустойчивость произвольного внимания |
Задание 2 |
|
При письме сращивание и
расщепление слов; слитное напиисание с предлогами; раздельное написание
приставок (например, "виситнастне", "подорожке", "при летели", "в зела"
вместо "взяла", "жвлсу" вместо "живет в лесу", "послдаж" вместо "после дождя".) |
Несформированность вербального анализа |
Задание 34 |
|
Недостатки в развитии процессов зрительного анализа
и синтеза |
Задания 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76 |
|
Недостаточное развитие анализа пространственных
отношений |
Задания 41, 42 |
|
"Зеркальноке написание
букв, неузнавание букв в перевернутом виде" |
Недостаточность зрительного анализа |
Задания 3, 4, 40 |
Конструировать букву из её элементов |
Недостаточное развитие анализа пространственных
отношений |
Задания 41, 42 |
|
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным
образом буквы |
Задание 40 |
|
Замена букв по пространственному
сходству (с-е, б-д, и-п, н-п) |
Недостаточное развитие анализа пространственных
отношений |
Задания 41, 42 |
|
Недостаточность зрительного анализа |
Задания 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76 |
|
Высота букв не соответствует
высоте рабочей строки, буквы полагаются выше или ниже рабочей строки, не
используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки |
Слабо развита тонкая моторика руки |
Задание 43 |
|
Не сформированы зрительно - двигательные координации |
Задание 8 |
|
Недостаточное развитие анализа пространственных
отношений |
Задания 41,42 |
|
Не усвоено понятие "рабочая строка" |
Задание 6 |
|
Расположение букв при списывании
обрптной последовательности; копия распологается слева от образца |
Не сформированна одонаправленность считывания слева
направо |
Задание 6 |
|
Недостаточно развит анализ пространственных отношений |
Задания 41, 42 |
|
Расположение учебного материала
на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке,
находящейся выше его начала; копия распологается на строчке, находящейся
выше образца; продолжение учебного материала распологается за границей рабочей
строчки) |
Недостаточно развит анализ пространственных отношений |
Задания 41, 42 |
|
Не отработано правило размещения учебного материала
в направлении сверху вниз |
Задания 6, 7 |
|
Затруднения при усвоении
правильного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей
букв и цифр |
Недостаточность зрительного анализа |
Задания 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76 |
|
Недоразвитие микроматорики |
Задание 43 |
|
Несформированность зрительно - двигательных координаций |
Задание 8 |
|
Несформированность дифференцированных зрительных
образов букв |
Задание 40 |
|
Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры) |
Задание 3 |
|
Неряшливое письмо, грязб
в тетради, неумение правильно "надавливать" на ручку или карандаш |
Недоразвитие микроматорики |
Задание 43 |
|
Неумение дифференцировать мышечные усилия |
Задание 43(9) |
|
Несформированность зрительно - двигательных координаций |
Задание 8 |
|
Несформированность личностных качеств аккуратности
и прилежности |
|
Выработка соответствующих качеств |
Очень медленный темп письма |
Несформированность зрительно - двигательных координаций |
Задание 8 |
|
Недоразвитие микроматорики |
Задание 43 |
|
Трудности в произвольном управлении движениями |
Задания 9, 11 |
|
Инертность нервных процессов вербального материала |
|
Предоставить возможность работать в доступном
темпе; отводить болбше времени для выполнения заданий, воспринимаемых слов;
отработать зрительно - двигательные образы слов; запоминание фонемно - морфемных
блоков (ира, тель, чат, лив) |
Несформированность звукового анализа |
Задание 26 |
Недоразвитие зрительной памяти |
Задания 12, 45 |
Недостаточность звукобуквенного анализа |
Задание 28 |
Недостатки в развитии самоконтроля |
Задание 10 |
Несформированность двигательных образов слов |
Задание 40 |
Недостаточное артикулирование слов при письме |
Задание 2 |
|
|
Не отработана связь графической формы слова с его
звуковой формой и графической формы слова с его семантикой |
Задание 46 |
|
Недостатки в развитии фонематического восприятия |
Задание 26 |
|
Недостаточность развития процессов произвольного
внимания |
Задание 2 |
|
Неправильная постановка
точки при письме |
Недостатки в развитии вербально - смыслового анализа
(на умеет выделить законченую мысль) |
Задание 34 |
Учить вычленять предложения из текста;
составление предложения из отдельных слов; составление нескольких предложений;
работа с деформированными предложениями и текстами (со слитно написанными
словами, с пропущенными словами, "рассыпанные " предложения); выразительное
громкое чтение; составление плана текста |
Недостаточность развития мышления (не понимает предложенный
текст) |
Задания 53, 54, 55, 56 |
Несформированность мыслительной операции синтеза
(не умеет найти связи внутри смыслового целого) |
Задания 21, 36 |
Не умеет находить ошибки
в собственной работе |
Недостаточность процессов самоконтроля (по смычлу
и по написанию) |
Задания 10, 54 |
Учить выделять отдельные слова и проверять
каждое их них на соответствие общему смыслу" проводить тренировочные игры
на быстроту реакции, работу в заданном темпе и ритме; выполнять задания
с ограничением времени работы; формировать личностные качества (собранность,
организованность, умение быстро сосредотачиваться) |
Недостаточная концентрация внимания |
Задание 2 |
|
Несформированность прочных ассоциативных связей
между звуковой и графической формами букв |
Задание 46 |
|
Затруднения в осуществлении звукобуквенного анализа |
Задание 28 |
|
С ошибками списывает с
доски |
Несформированность процессов зрительного анализа |
Задания 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76 |
|
Неустойчивость произвольного внимания |
Задание 2 |
|
Неумение поэлементно воспроизводить образец |
Задания 4, 83 |
|
Слабое развитие кратковременной зрительной памяти |
Задание 12 |
|
Искажение почерка (нестабильность
графических форм) |
Недостатки в развитии зрительно - двигательных координаций |
Задание 8 |
|
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа |
Задания 1, 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76 |
|
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным
образами буквы |
Задание 40 |
|
Сложности при переводе
звука в букву и наоборот |
Несформированность звукобуквенного анализа |
Задание 28 |
|
Не выработаны прочные ассоциативные связи между
звуковой и графической формами буквы |
Задание 46 |
|
Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение |
Задания 26, 40 |
|
Дислексия |
|
Занятия с логопедом |
Трудности в удержании и
воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений) |
Недостатки в развитии непостредственной кратковременной
памяти |
Задания 12, 14, 15 |
|
Поверхностная смысловая обработка материала при
запоминании |
Задания 17, 21 |
|
Недостатки в развитии произвольного внимания |
Задание 2 |
|
Сложности при переводе
печатной графемы в письменную и наоборот (смешание печатных и письменных
букв) |
Несформированность процессов зрительного анализа |
Задания 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76 |
|
Недостатки отдифференцированность зрительных образов
печатных и письменных букв |
Задание 40 |
|
Недостаточное развитие зрительной памяти |
Задание 12 |
|
Тремор (дрожание руки)
при письме |
Трудности в произвольном управлении микроматорикой |
Задание 43 |
|
Неумение дифференцировать мышечные усилия |
Задание 43(9) |
|
Недостатки в сформированности зрительно - двигательных
координаций |
Задание 8 |
|
Затруднения при подборе
родственных слов на основе установления общего смысла корня (например, часы-часовой,
жарко-жаркий, светает-свечка.) |
Конкретность мышления |
Задание 39 |
Дифференцированность однокоренные слова
от синонимов и антонимов |
Недостаточность мыслительной операции обобщения |
Задания 18,24 |
Не умеет применять правило
в конкретной ситуации (например, зная, что "жи-ши" пишется через"и", пишет
"сидел на крыши".) |
Недостаточность операции абстрагирования |
Задание 75 |
Отдефференцировать условия, при которых
пишется "и" или "е" (в дательном и предложном падежах.) |
Несформированность операций сравнения |
Задание 48 |
Недостатки в развитии мыслительной операции анализа |
Задания 3, 4, 5, 35 |
Отсутствует "орфографическая
зоркость" (не умеет найти орфограмму) |
Недостатки в разаитии слухового вербального анализа |
Задание 47 |
Отчетливое громкое проговаривание зрительно
предложения; делить отдельные слова на слоги, прочитать их и проверить,
нет ли пропуска, замены, перестановки, удвоения букв или слогов; использование
приема "ошибающийся" учитель |
Недостатки в развитии зрительного анализа |
Задания 44, 45, 60, 64, 65 |