Пальцевые игры.


   В течение последних трех лет в образовательных учреждениях 
Санкт-Петербурга все шире применяется программа "Пальчиковый 
игротренинг". В чем ее особенность? Чем и почему она отличается 
от обычных занятий по развитию мелкой моторики? Истоки программы 
- в работах Лаборатории высшей нервной деятельности детей 
Института физиологии детей и подростков Академии педагогических 
наук СССР (ныне - Российской Академии образования). Лаборатория 
была уникальным научным подразделением, к сожалению, 
расформированным более десяти лет назад. Ее бессменный 
руководитель, член-корреспондент АПН профессор М. М. Кольцова в 
своих трудах, исходя из величины проекции кисти руки в 
двигательной области коры мозга и ее близости к моторной речевой 
зоне, теоретически обосновала связь речевого развития ребенка с 
уровнем развития тонких движений пальцев рук. Обращая внимание 
на то, что в традиционной культуре издавна существовало множество 
пальцевых игр и потешек, она настоятельно рекомендовала педагогам 
обратиться к ним. Однако "запас" пальцевых народных игр, известных 
в то время, был невелик. Возродить пальцевые традиционные игры, 
вернуть их современным детям - это и стало главной задачей 
программы "Пальчиковый игротренинг". Последние несколько лет с 
помощью этнографов, фольклористов и просто энтузиастов формируется 
игротека. Помимо народных игр, в нее входят некоторые игры 
современной детской субкультуры, элементы тренинга актеров 
кукольного театра, адаптированная профессиональная гимнастика 
музыкантов и машинистов.
   Рассматривая привычный набор занятий для развития мелкой моторики, 
используемый в детских образовательных учреждениях (лепка, 
плетение, шнуровка, нанизывание на штырьки бусин и колец, 
вырезание, вырисовывание узоров и пр.), можно отметить два факта.
   Первый: эти действия относятся к социальной зоне руки - большому, 
указательному и среднему пальцам, смежной с ними часть ладони и 
соответствующему им двигательному полю – той зоне, которая и так 
постоянно активна и в быту, ив общении; безымянный палец и 
мизинец практически не используются в данных упражнениях.
   Второй: в этих занятиях в основном используются движения захвата 
предмета, сжатия; очень редко - растяжения пальцев и почти 
никогда - расслабления, что может приводить к повышению тонуса 
пальцев руки.
   Игротека программы строилась таким образом, чтобы в комплексе игр
а) сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти;
б) использовались изолированные движения каждого из пальцев.
   Этим критериям полностью отвечают вновь обретенные игры разных 
времен и народов, описанные в двух недавно вышедших книгах.
   На их основе был построен практический блок образовательного 
семинара, в течение последних трех лет периодически проводящегося 
на факультете повышения квалификации спецфакультета психологии 
Санкт-Петербургского государственного университета. Среди 
участников семинара, предназначенного в первую очередь логопедам, 
воспитателям, психологам дошкольных учреждений, нередко бывают 
и школьные учителя. У многих игр нет выраженных возрастных 
границ; используя их в практике работы с детьми, педагоги отмечают 
высокую эффективность и в плане подготовки руки ребенка к 
письму, формировании почерка, и в плане неспецифического 
тонизирующего воздействия, и даже в плане психологической 
коррекции. Исходя из этого, следующим этапом программы стал 
сбор нового блока игр для детей более старшего возраста и 
экспериментальное включение их в образовательный процесс. 
   Итак, как же можно естественно и органично включить игры пpoграммы 
в работу школьного педагога и какие задачи при этом можно решить!
   Не секрет, что одной из главных проблем первоклассников является 
проблема адаптации к школе. 
Пальчиковый игротренинг -прекрасная возможность профилактики 
школьных неврозов для школьного психолога и для учителей 
начальной школы. Дети, приходящие в первый класс из детского 
сада, привыкли к уютной, почти домашней обстановке своей группы, 
к свободному переходу от занятия к игре. Огромное (с точки зрения 
первоклассника) здание школы, множество незнакомых детей на 
переменах (причем почти все старше) необходимость неподвижно 
сидеть все 40 минут урока, первые неудачи - все это вызывает у 
ребенка постоянное чувство тревоги и даже страха у детей, не 
посещавших дошкольное детское учреждение, добавляются еще и 
проблемы общения как со взрослыми, так и с другими детьми.
   Школьному психологу часто приходится слышать жалобы родителей на 
то, что ребенок неохотно идет в школу, не может найти контакт со 
сверстниками, стесняется что-то спросить у учительницы и т.п. 
   Так, например, мама Оли К. пришла на консультацию, когда во II 
классе девочка часто плакала из-за незначительных (с точки зрения 
взрослых) неприятностей, отказывалась идти в школу. Поскольку 
второй класс занимался во вторую смену, Оле было предложено 
приходить к психологу) за час до начала уроков. Во время встреч 
ей предлагались такие игры (описанные в книге "Страна пальчиковых 
игр"), как "Кошка выпускает коготки", "Лесенка", "Зверушка", 
"Утречко" и другие. Все эти игры несложны по технике, но вызывают 
приятные эмоции у ребенка. Если в начале занятий девочка 
приходила в подавленном настроении (впрочем, улучшающемся с каждой 
новой игрой и затем остающемся неизменным в течение дня), то 
через некоторое время она приходила, заранее радуясь предстоящим 
играм. Приблизительно через месяц занятий, проводившихся два 
раза в неделю, родители отметили, что ребенок пребывает в ровном, 
спокойном настроении не только в дни занятий с психологом и в 
школу идет с удовольствием.
   Очень часто ребенок не только не может рассказать, что он 
чувствует, но даже не всегда означает свои чувства, и потому 
взрослые могут только по косвенным признакам определять 
эмоциональное состояние ребенка. Точно так же и изменить это 
состояние мы чаще всего не можем объяснениями и уговорами типа: 
"Ты же понимаешь, что ничего страшного не произошло" или 
"Перестань плакать, ты уже большая девочка", поскольку ребенку, 
который испуган или огорчен, его проблема кажется совершенно 
уникальной и неразрешимой. Кроме того, наши умные и логичные 
рассуждения не всегда понятны, зато всегда понятен невербальный, 
несловесный язык - язык тела. Разумеется, для коррекции 
эмоционального состояния ребенка могут быть использованы и 
используются и другие методики, но пальцевые игры, как 
телесно-ориентированный метод, можно считать наиболее эффективным.
   Дети из класса компенсирующего обучения (III класс) в течение 
учебного года регулярно посещали занятия с психологом: Помимо 
проблем в развитии памяти, внимания, мышления и речи ученики 
класса компенсирующего обучения отличались агрессивным поведением 
и неумением взаимодействовать друг с другом. Даже предложение 
поменяться местами вызывало негативную реакцию. В этой группе 
пальчиковые игры применялись для развития моторики, памяти и 
внимания, а также для обучения совместной деятельности. В 
начале занятий некоторые дети отказы вались от игр, движения 
которых у них не получались (когда, например, надо отвести вбок 
два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный). В 
таких случаях предлагалось либо просто наблюдать и затем 
попытаться повторить движение дома, либо упрощенный вариант, 
когда ладонь находится на ровной поверхности. По мере того как 
осваивались игровые движения, отказов становилось все меньше. 
   Групповые игры, такие, как "Ригу-рагу", стало возможно проводить 
как игры со сменным ведущим только через два месяца после 
начала занятий, причем в роли ведущего хотел оказаться каждый, 
особенно Никита С. и Виталик Я., которые на первых занятиях 
наотрез отказывались от участия в любой игре при первой неудаче.
   Игры в парах выбирались сначала таким образом, чтобы в них 
отсутствовал тактильный контакт, в противном случае дети 
становились слишком расторможенными и игра могла превратиться 
в драку. Постепенно дети сами начали устанавливать правила, 
регулирующие их отношения во время занятий. Так, например, 
нарушивший правила игры терял на этом занятии право быть ведущим. 
   К концу учебного года успешно проходили любые варианты игр, 
предполагающих как парное, так и групповое взаимодействие. Что 
касается развития внимания, памяти и мышления, то к концу 
учебного года объем слуховой памяти, объем внимания и 
продуктивность соответствовали норме и превышали ее у 9 детей 
из 11, образное мышление - у всех 11, вербальное мышление - у 5.
   В работе учителя пальчиковые игры могут служить дидактическим 
упражнением для усвоения учебного материала. Например, игра 
"Письмо на ладони" позволяет лучше усвоить тему "Геометрические 
фигуры", "Виды углов". Эту игру можно проводить с целым классом. 
   Дети встают друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки 
за спину. Последний игрок получает карточку с изображением 
геометрической фигуры и чертит фигуру пальцем на ладони 
предпоследнего игрока, тот на ладони предыдущего, пока знак не 
дойдет до первого игрока. Первый молча рисует фигуру мелом на 
доске. Дойдет ли письмо до первого игрока неизменным? Чья 
колонка победит? В классе можно проиграть два, четыре, шесть 
вариантов. С каждой новой игрой письмо становится все более 
сложным.
   Во-первых, в игре присутствует элемент соревнования, во-вторых, 
это возможность в игровой форме войти в изучение нового 
материала, в-третьих, с помощью игры закрепить усвоенный материал.
   Также игру можно использовать как связующее звено при переходе 
с одного вида деятельности на другой. После того как на доске 
появляются геометрические фигуры, учитель предлагает учебные 
задания на нахождение площади и периметра прямоугольника и 
квадрата, диаметра окружности как поощрение или награду" за 
точно и в срок доставленное письмо".

1.Встречные колечки

   Игру "Встречные колечки" можно 
использовать для концентрации внимания 
в начале урока. Правая рука: кончик 
мизинца встает на кончик большого 
пальца - это маленькое колечко. 
Левая рука: кончик округленного 
указательного пальца встает на кончик 
большого это большое колечко. Колечки 
размыкаются. Новое колечко 
для правой руки строят кончики 
безымянного и большого пальцев, 
для левой - кончики среднего и 
большого пальцев. Оба движения 
производятся одновременно. Следующую 
пару колечек, опять же 
одновременно, строят большой со 
средним пальцы правой руки и 
большой с безымянным пальцы левой. 
Последняя пальцевая позиция 
становится зеркальным отражением 
первой.

2.Рожки да ножки

   Игра "Рожки да ножки" развивает 
координацию движений, позволяет 
размять пальцы перед письмом. 
"Рожки": средний и безымянный 
пальцы обеих рук прижаты к ладони, 
придерживают большим пальцем, 
указательный и мизинец вытянуты. 
"Ножки": вытянуты средний и 
безымянный пальцы, указательный 
и мизинец прижаты к ладони и 
придерживаются большим. Одна рука 
показывает «рожки», 
вторая – «ножки»(рис1). Затем 
руки одновременно меняются ролями.




3.Ладонь – кулак

   В игру на концентрацию внимания 
"Ладонь-кулак" дети также играют 
с удовольствием. Одна рука 
направлена вверх, ладонь 
выпрямлена. В основание ладони 
упираются кончики пальцев 
выпрямленной ладони другой руки. 
Это положение называется "ладонь". 
Одна рука сжата 
в кулак, в основание кулака 
упираются кончики пальцев ладони 
другой руки. Это положение 
называется "кулак". Ведущий 
командует, сопровождая слова 
соответствующими жестами: 
"Ладонь! Кулак! Ладонь! Кулак!" 
и т.д. С каждой командой меняется 
положение рук; то правая рука 
упирается в основание ладони 
левой, то наоборот. 
Играющие быстро исполняют команды. 
По мере освоения игры дети с 
удовольствием выполняют роль 
ведущего.

4.Перекаты

   Как физкультминутку, особенно на тех уроках, где приходится много 
писать, чертить, можно рекомендовать игру «Перекаты», 
использующую растяжки. Левая рука повернута ладонью к себе, 
правая – ладонью от себя, пальцы растопырены, кончик большого 
пальца правой руки встает на кончик мизинца левой руки (рис2). 
Руки слегка поворачиваются, сомкнутые пальцы расходятся, и тотчас 
же безымянный палец левой руки смыкается с указательным правой 
(рис3). Затем поочередно соединяются средние пальцы обеих рук 
рис4), безымянный правой с указательным левой (рис5) и, наконец, 
мизинец правой с большим левой руки (рис6). Затем следует 
разворот рук вокруг сомкнутых пальцев, правая ладонь теперь 
повернута к себе, а левая от себя. (рис7). Движения 
продолжаются. Когда дети освоят игру, учитель может предложить 
повторить её закрытыми глазами.

   Пальцевые игры можно использовать как знаковую систему для 
организации урока, опроса. Вводятся, предпочтительно с помощью 
детей, пальцевые знаки "Да", "Нет", "Не знаю". Учитель предлагает 
утверждения. Например: "Слова, отвечающие на вопрос "Кто?", 
"Что?" и обозначающие предмет, называются имена существительные". 
   Дети с помощью условленных пальцевых знаков дают ответ. Очень 
нравится детям менять пальцевые знаки. Сегодня "Да" - сложенный 
из пальцев плюс, "Нет" минус из указательного пальца, "Не знаю" 
домик из указательных пальцев. На следующем уроке знаки 
заменяются новыми. Опросы с помощью пальцевых знаков с 
удовольствием проводят сами дети, составляя утверждения по теме 
под руководством учителя.
Обратимся к ситуации, хорошо знакомой каждому учителю. После 
объяснения нового, сложного материала задается вопрос, связанный 
с пониманием рассказанного. Несколько секунд напряженного 
размышления - и вот потянулась вверх одна рука, затем вторая, 
третья... Предвкушая четкий ответ, педагог вызывает того, чья 
рука тянется выше всех и слышит: "Можно выйти?" или даже запросто: 
"Хочу в туалет." Общий смех, внимание детей потеряно, и 
приходится тратить время, чтобы вновь вернуться к теме урока. 
Простой пальцевый знак (указательный и большой пальцы обеих рук 
сложены в колечки) позволит сберечь время на уроке.
   Вообще набор пальцевых жестов поднятой руки, заменив 
"универсальную" выпрямленную ладонь, позволяет детям молча, 
не отвлекая других, выразить свое понимание или непонимание темы, 
попросить новое задание, если старое уже выполнено. Создателями 
жестов выступают сами дети; первые день-два новый жест, конечно, 
вызывает ориентировочную реакцию, но затем становится привычным 
и начинает реально работать. Так, отталкиваясь от предлагаемых 
им педагогом традиционных игр, дети начинают активно использовать 
пальцевые жесты, тем самым для учителя облегчая проведение урока, 
а для себя расширяя возможности невербального общения.
Закрыть